Перечень структурных элементов УМК
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский филиал
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Теоретические и практические особенности
уголовного судопроизводства в Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Перечень структурных элементов УМК
Курс 1-2
Семестр 2-3
Форма обучения очная и заочная
Срок освоения ООП по форме обучения - 2 года
Квалификация выпускника – магистр
Казань, 2016
Утвержден на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин
КФ ФГБОУВО «РГУП» протокол № 13 от 11.06.2014
Зав. кафедрой к.ю.н., доцент Читая З.И.
© КФ ФГБОУВПО «РГУП», 2016
©Якушин С.Ю., Фатхуллин Р.Р., 2016
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ» Казанский филиал |
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Теоретические и практические особенности уголовного судопроизводства в Российской Федерации»
Курс 1-2
Семестр 2-3
Форма обучения очная и заочная
Срок освоения ООП по форме обучения - 2 года
Квалификация выпускника – магистр
Казань - 2016
Составитель: Якушин Станислав Юрьевич, психолог, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»
Рецензенты: Беляков Александр Алексеевич, д.ю.н., профессор. Уральская государственная юридическая академия, (г. Екатеринбург);
Попов Леонид Михайлович, д.п.н., профессор. Казанский (Приволжский) федеральный университет
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин протокол № 13 от 11.06.2014 г.
Зав. кафедрой Читая Заури Иванович, к.ю.н., доцент
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» № 10 от 25.06.2014 г.
© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2016
© Якушин С.Ю. Фатхуллин Р.Р., 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛИ и место ДИСЦИПЛИНЫ.. 6
2. тРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.. 7
3. оБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.. 8
4. сОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.. 9
5. Критерии оценки знаний, умений, навыков и заявленных компетенций.. 16
6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ КУРСа ….. 17
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 18
1.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Процессуальные и психологические аспекты производства следственных действий» является получение, усвоение и закрепление знаний о закономерностях осуществления следственных действий с позиций уголовного процесса и юридической психологии для их использования в процессе предварительного расследования преступлений и научно-исследовательской деятельности.
Поставленная цель достигается в ходе чтения лекций, проведения семинарских занятий, а также в результате самостоятельного изучения магистрантами рекомендованной преподавателем учебной литературы и законодательных источников.
Преподавание курса ставит перед магистрантами следующие задачи:
• развить логико-интеллектуальные навыки следственного мышления, вкус к поисковой работе, нестандартному анализу ситуаций, выступающие основными условиями успешной юридической, научно-исследовательской и педагогической деятельности;
• выработать знания о закономерностях осуществления следственных действий с позиций уголовного процесса и юридической психологии для их использования в процессе предварительного расследования преступлений, а также в научно-исследовательской и педагогической деятельности;
• получить необходимые навыки принятия управленческих решений на правильной методологической основе;
• приобрести углубленное понимание закономерностей научного познания процессуального и психологического аспектов производства следственных действий.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ (ООП)
Дисциплина «Процессуальные и психологические аспекты производства следственных действий» отнесена федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к вариативной части профессионального цикла.
Рабочая программа предназначена для изучения магистрантами юридического факультета КФ ФГБОУВПО «РГУП» учебной дисциплины «Процессуальные и психологические аспекты производства следственных действий», обучающимися по направлению подготовки: Юриспруденция и получающими квалификацию (степень) выпускника – магистр.
В соответствии с требованиями ФГОС ВО магистрант по итогам изучения указанной дисциплины должен:
понимать основные закономерности взаимодействия психологии и права;
обладать теоретическими знаниями о процессуальных и психологических аспектах производства следственных действий;
ориентироваться в разработанных уголовно-процессуальной наукой и юридической психологией положениях и рекомендациях, предназначенных для повышения эффективности профессиональной следственной деятельности;
приобрести необходимые навыки психологического обеспечения производства различных следственных действий.
В результате изучения дисциплины обучающийся должен уметь применять полученные знания для их использования в процессе предварительного расследования, а также в ходе научно-исследовательской работы; владеть методикой самостоятельного изучения и анализа закономерностей осуществления следственных действий с позиций уголовного процесса и юридической психологии.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В соответствии с ФГОС ВО выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
-осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
-способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);
-способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);
Итоговый контроль проводится в форме зачета по всему курсу. Для допуска к прохождению итогового контрольного мероприятия (зачета) по данной дисциплине магистрант обязан посетить не менее 4 занятий и выполнить в письменном виде контрольную работу (примерные задания прилагаются к настоящей программе).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Очная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам (второй) | по семестрам (третий) | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | - | |||
Семинары и практические занятия | ||||
Занятия в интерактивных формах | - | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | диф. зачет | диф. зачет |
Заочная форма обучения
Вид учебной работы | Трудоемкость | |||
зач. ед. | час. | по семестрам (второй) | по семестрам (третий) | |
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции | ||||
Семинары и практические занятия | ||||
Занятия в интерактивных формах | - | - | - | |
Самостоятельная работа (СРС) | ||||
Форма промежуточной аттестации | зачет | конт. раб. | зачет |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Текст рабочей программы
Следственных действий.
Следователь как участник уголовного судопроизводства со стороны обвинения, его полномочия. Общие условия предварительного расследования по уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации. Понятие и виды следственных действий, их регламентация в уголовно-процессуальном законе.
И очной ставки.
Общие психологические особенности ведения допроса. Допрос в бесконфликтной ситуации. Понятие психологического контакта при допросе. Психологические закономерности получения, накопления и обработки информации. Закономерности приема, переработки и процессуального закрепления информации следователем.
Приемы допроса в бесконфликтной ситуации. Пространственная организация коммуникативных процессов во время допроса. Виды вопросов, особенности их воздействия на психику допрашиваемого. Приемы активизации памяти допрашиваемого во время допроса. Психологические особенности допроса потерпевшего. Влияние психического состояния потерпевшего на его показания. Мотивы ложных показаний потерпевшего.
Допрос в конфликтной ситуации. Психологическая природа межличностных конфликтов. Защитная доминанта, ее влияние на поведение допрашиваемого. Управление конфликтной ситуацией следователем. Индивидуально-психологический подход к допрашиваемому. Психическое состояние обвиняемого (подозреваемого), влияние его состояния на поведение во время допроса. Оговорки в показаниях допрашиваемого, их психологическое объяснение и оценка следователем. Использование характерологических особенностей личности допрашиваемого в ходе допроса.
Психология лжи. Структура ложного высказывания. Виды лжи. Психодиагностические признаки ложных показаний (лжесвидетельства). Улики поведения. Мотивы и цели оговора (самооговора). Методы разоблачения лжесвидетеля. Приемы нейтрализации агрессивного поведения допрашиваемых лиц.
Очная ставка как организация психического взаимодействия допрашиваемых с целью получения правдивых показаний. Психология изобличающего и изобличаемого. Конфликтные ситуации на очной ставке, их использование и регуляция. Наблюдение за поведением участников очной ставки, учет взаимоотношений и психических особенностей допрашиваемых на очной ставке. Устранение психического давления одного допрашиваемого на другого.
Самостоятельная работа
Очная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Итого: |
Заочная форма обучения
№ темы дисциплины | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоемкость в часах |
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Выполнение письменных заданий | ||
Итого: |
И ЗАЯВЛЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Критерии оценкизнаний, умений, навыков и заявленных компетенций в рамках настоящей программы – это показатели, позволяющие определить степень соответствия фактической подготовленности магистранта по дисциплине «Процессуальные и психологические аспекты производства следственных действий» установленным программным требованиям.
Текущий контрольуспеваемости представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра в следующих формах:
групповой или индивидуальный устный опрос;
решение ситуативных задач;
обсуждение на практических занятиях вопросов по отдельным темам, предусмотренным в плане занятия, а также вопросов и заданий для самостоятельной работы, их защита.
Промежуточный контроль:
Проводится в виде зачета в устной форме, с добавлением тестовых заданий и задач (см. Фонд оценочных средств по дисциплине), по результатам которого выставляется оценка.
6. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСВОЕНИЯ КУРСА:
(примерный перечень)
1.Процессуальные основы производства следственных действий.
2.Психологические основы производства следственного эксперимента.
3.Психологические основы производства очной ставки.
4.Психологические основы осмотра места происшествия.
5.Психологический механизм оценки доказательств и формирования
внутреннего убеждения.
6.Психологическая структура следственной деятельности.
7.Цели, методы и пределы диагностики личности в уголовном
процессе.
8.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном судопроизводстве:
предмет, компетенция.
9.Психологические основы допроса потерпевшего на предварительном
следствии.
10.Улики поведения: понятие, виды и значение.
11.Психологические основы допроса свидетеля на предварительном
следствии.
12.Психологический контакт и психологический конфликт при производстве следственных действий.
13.Приемы установления психологического контакта и доверительных
отношений при производстве следственных действий.
14.Психологические основы допроса подозреваемого.
15.Психологические основы организации и деятельности следственно-
оперативной группы.
16.Психологические основы производства обыска.
17.Психологические основы проверки показаний на месте.
18.Психологические основы розыска преступника.
19.Основы психологического анализа личности преступника.
20.Профессионально важные психологические качества личности
следователя.
21.Психологические основы профилактики преступлений.
22.Психологические приемы выявления скрываемых обстоятельств.
23.Психологические особенности производства следственных действий
с участием несовершеннолетних.
24.Психологические особенности личности преступника и преступной
группы.
25.Психологические основы предъявления для опознания.
26.Использование психолога в качестве консультанта и специалиста при расследовании преступлений.
27. Розыскной профиль и психологический портрет.
28. Психологический анализ преступления.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Нормативные правовые акты
Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 2; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (с послед. изм. ).
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с послед. изм. ).
Таблица 5
Электронные ресурсы
Вид занятий | Наименование | Создатель электронного ресурса | URL-адрес ресурса | Режим доступа |
Лекция /практ.зан./самост. работа | eLIBRARY.RU - электронная библиотека научных публикаций | Российский фонд фундаментальных исследований | http://elibrary.ru | свободный |
Лекция /практ.зан./самост. работа | Информационно-правовой портал «Гарант» | ООО «НПП ГАРАНТ-СЕРВИС | http://www.garant.ru/ | свободный |
Лекция /практ.зан./самост. работа | Общероссийская сеть распространения правовой информации "Консультант Плюс". | Компания «Консультант Плюс» | http://www.consultant.ru/ | свободный |
Лекция /практ.зан./самост. работа | «Юридическая Россия» – российский образовательный правовой портал | Министерство образования и науки РФ | http://www.lawportal.ru/ | свободный |
Лекция /практ.зан./самост. работа | Официальный сайт Юридической научной библиотеки Изд-ва «Спарк» | ЮНБ изд-ва «Спарк» | http://www.lawlibrary.ru/ | свободный |
Зав. библиотекой ________________
Зав. кафедрой__________________
ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД
Дата | Раздел | Изменения | Комментарии |
Программа разработана:
кафедра _____________________________________
____________________________________________
(должность, ФИО)
________________________________________________________________
(подпись)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский филиал
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Теоретические и практические особенности
уголовного судопроизводства в Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины
(учебно-методические рекомендации для магистрантов по изучению дисциплины)
Курс 1-2
Семестр 2-3
Форма обучения очная и заочная
Срок освоения ООП по форме обучения - 2 года
Квалификация выпускника – магистр
Казань, 2016
Составитель: Якушин Станислав Юрьевич, психолог, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»
Рецензенты: Беляков Александр Алексеевич, доктор юридических наук, профессор. Уральская государственная юридическая академия, (г. Екатеринбург);
Попов Леонид Михайлович, доктор психологических наук, профессор. Казанский (Приволжский) федеральный университет
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин протокол № 13 от 11.06.2014 г.
Зав. кафедрой Читая Заури Иванович, к.ю.н., доцент
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» № 10 от 25.06.2014 г.
© КФ ФГБОУВО «РГУП», 2016
© Якушин С.Ю. Фатхуллин Р.Р., 2016
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
(МОДУЛЯ)
Общие положения
Курс «Процессуальные и психологические аспекты производства следственных действий»предназначен для магистрантов 1 - 2 курса, обучающихся по направлению «Юриспруденция».
Для успешного изучения дисциплины магистрант должен проявлять активность в выполнении всех ниже перечисленных форм учебной работы в целях формирования и закрепления у обучающихся системы базовых знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для самостоятельного оперирования системой основных категорий изучаемой дисциплины.
В ходе самостоятельной работы при изучении данного курса магистранты приобретают определенные навыки: реферирование, обобщение, выделение и постановка проблем, умение исследовательской работы. Однако это может быть успешным только при условии правильной организации самостоятельной работы, которая проявляется в каждом звене учебного процесса: на лекциях, при подготовке к практическим (семинарским) занятиям к промежуточной аттестации, при выполнении контрольных работ, тестов и сообщений.
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
1.Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у магистрантов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы.
2. Инновационные технологии обучения:
– метод работы в малых группах – метод имитации принятия решений обучающимися применительно к различным практическим ситуациям;
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности магистрантов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций.
3. Технологии дистанционного обучения – обучение с использованием электронных средств.
В учебном процессе занятия, проводимые в активных и интерактивных формах должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.
Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:
– от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников литературы, в том числе и от их объема;
– от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной учебной группы, формы обучения;
– от опыта использования различных форм на предшествующих занятиях;
– от материально-технического обеспечения учебного процесса.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ
Действий (2 ч.).
1.Следователь как участник уголовного судопроизводства со стороны
обвинения, его полномочия.
2.Общие условия предварительного расследования по уголовно-
процессуальному законодательству Российской Федерации.
3.Понятие и виды следственных действий, их регламентация в
уголовно-процессуальном законе.
Рекомендуемая литература[1]:
Основная:
Конституция России. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008 года № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 года № 7-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. – № 237; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 1; Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 1. – Ст. 2; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.
Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с послед. изм. ). Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.04.2014.
*Смирнов А.В. Уголовный процесс: Учебник/ А.В. Смирнов, К.Б. Калинский; под общ. ред. А.В. Смирнов; 5-е изд., перераб.. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013.
* Уголовно-процессуальное право: Учебник / Отв. ред. В.М. Лебедева. - М.: Юрайт, 2012.
Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и прак- тики : учебник для магистратуры / под ред. В. А. Лазаревой, А. А. Тарасова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016.
Дополнительная:
*Белкин А.Р. Теория доказывания в уголовном судопроизводстве. - М.: Норма, 2007.
*Лазарева В.А. Прокурор в уголовном процессе: Учебное пособие для магистров/ А.В. Лазарева. - 2-е изд., перераб. и доп.. - М.: Изд-во Юрайт, 2012.
*Уголовно-процессуальное право РФ: Учебник/ Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ, 2006.
И очной ставки (4 ч.)
1.Пространственная организация коммуникативных процессов во
время допроса.
2.Понятие психологического контакта при допросе.
3.Допрос в бесконфликтной ситуации.
4.Приемы активизации памяти допрашиваемого во время
допроса.
5.Психологические особенности допроса потерпевшего.
6.Допрос в конфликтной ситуации.
7.Психологические аспекты очной ставки.
Рекомендуемая литература:
Основная:
*Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для студентов вузов – 5-е изд., доп. и перераб. / В.Л.Васильев – СПб.: Питер, 2008.
*Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М., 2001.
*Романов В.Г. Юридическая психология: Учебное пособие. - М., 2003.
*Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
*Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. Учебник для вузов.- изд. 2-е.- М.: ИКД Зерцало - М, 2006.
Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - М., Изд-во НОРМА, 2016.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд., доп. - М.: Изд-во Проспект, 2016.
(* - имеется в фондах библиотеки КФ РГУП)
Дополнительная:
Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. - М., 1996.
Баев О.Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии. Основы предупреждения и разрешения. - Воронеж, 1984.
Бахарев Н.В. Очная ставка. Уголовно-процессуальные и криминалистические вопросы. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1982.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.
Веретехин Е.Г., Виноградова Т.Ю., Якушин С.Ю. Практикум по юридической психологии. – Казань: Изд-во КГУ, 1991.
Еникеев М.И. Практикум по юридической психологии. – М.: Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА – М), 2001.
Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология следователя. - М., 1988.
Котов Д.П., Шиханцов Г.Г. Психологии следователя. - Воронеж, 1977.
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А, Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учебное пособие для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Ларин А.М. Я – следователь. – М.: Юрид.лит., 1991.
Образцов В.А., Богомолова С.Н. Криминалистическая психология: Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей: Учебное пособие. – М., 1967.
Ратинов А.Р., Ефимова Н.И. Психология допроса обвиняемого: Методическое пособие – М., 1988.
Сергеечева В. Приемы убеждения. Стратегия и тактика общения. – СПб.: Питер, 2002.
Таранов П.С. Приемы влияния на людей. - М.: ФАИР, 1997.
Якушин С.Ю. Тактические задачи и средства их решения при расследовании преступлений. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский филиал
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Теоретические и практические особенности
уголовного судопроизводства в Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
Методические рекомендации по выполнению различных форм
самостоятельной работы
Курс 1-2
Семестр 2-3
Форма обучения очная и заочная
Срок освоения ООП по форме обучения - 2 года
Квалификация выпускника – магистр
Казань, 2016
Составитель: Якушин Станислав Юрьевич, психолог, к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин КФ ФГБОУВО «РГУП»
Рецензенты: Беляков Александр Алексеевич, доктор юридических наук, профессор. Уральская государственная юридическая академия, (г. Екатеринбург);
Попов Леонид Михайлович, доктор психологических наук, профессор. Казанский (Приволжский) федеральный университет
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»
Утверждена на заседании кафедры уголовно-правовых дисциплин протокол № 13 от 11.06.2014 г.
Зав. кафедрой Читая Заури Иванович, к.ю.н., доцент
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» № 10 от 25.06.2014 г.
© КФ ФГБОУВО «РГУП»,2016
© Якушин С.Ю., Фатхуллин Р.Р., 2016
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самостоятельная работа студентов является одним из важнейших составных элементов процесса обучения в вузе. Самостоятельная работа магистрантов под контролем преподавателя является индивидуальной работой, проводимой вне аудиторных часов лекционных и семинарских занятий. Цель и задачи выполняемой работы определяются кафедрой и преподавателем в рамках учебных дисциплин, предусмотренных учебным планом. Формы оптимального осуществления самостоятельной работы определяются магистрантом совместно с преподавателем. Эффективность самостоятельной работы зависит от личных усилий магистранта, преподаватель лишь организует и направляет познавательную деятельность обучаемых. Поэтому цель самостоятельной работы – поиск, расширение и повышение уровня знаний. При оптимальной организации самостоятельная подготовка играет решающую роль для развития самостоятельности как одной из ведущих черт личности специалиста и выступает средством, обеспечивающим решение следующих задач:
- развитие и совершенствование навыков изложения своих мыслей устно и письменно;
- сознательное и прочное усвоение знаний по предмету;
- овладение способами и приемами самообразования;
- развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний;
- развитие творческих способностей и активности магистрантов: самостоятельности, ответственности, организованности и самореализации;
- формирование умений делать обзоры литературы (нормативной, справочной, учебной, специальной) и составлять библиографию по определенным темам или проблемам;
- готовиться к выступлениям на выбранную тему;
- развивать исследовательские умения;
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений.
Исходя из поставленных целей и задач самостоятельной работы магистрантов, могут быть выделены следующие её направления:
1.Повторение изложенного на лекциях и семинарских занятиях материала.
2.Самостоятельное изучение тем дисциплины, не рассматриваемых на лекциях и семинарах.
3.Формирование и развитие творческого научно-исследовательского мышления.
Первое из выделенных направлений – повторение пройденного материала – является наиболее простым и распространенным при реализации в учебном процессе, более сложным и требующим самостоятельных поисковых усилий является изучение незнакомых для обучаемого тем; к наиболее сложным направлением самостоятельной работы следует отнести формирование творческого научно-исследовательского мышления магистрантов. В данном случае целью творчества является самовыражение, научно-исследовательское саморазвитие, самосовершенствование и самореализация, в результате чего возможно создание новых идей, образов, методов исследований и научных представлений.
Можно выделить следующие виды самостоятельной работы магистрантов:
1.Репродуктивная самостоятельная работа студента – она связана со знаниями, которые обучаемые уже получили на лекциях и семинарских занятиях по изучаемой дисциплине. Она направлена на стимулирование запоминания, систематизацию ранее полученных знаний и подготавливает к получению новых знаний. Этот вид самостоятельной работы включает два основных элемента: а/воспроизведение изученного – реализуется через повторение и комментирование обучаемыми предыдущего материала и применение его к изучению настоящего; б/тренировочная и проверочная самостоятельная работа предполагает не только воспроизведение изученного, но и применение усвоенных правил, понятий в новых ситуациях, а также комбинирование материала, полученного в ходе изучения всего комплекса дисциплин, самостоятельное составление примеров и задач.
Проверка знаний должна быть многоаспектной, с этой целью могут использоваться разнообразные подходы, в том числе тестирование, технические средства.
2.Познавательно-поисковая самостоятельная работа магистранта направлена на овладение способами и приемами самообразования через развитие потребности в самостоятельном пополнении знаний по темам, которые не были изложены в ходе лекционных, семинарских занятий. Этот вид самостоятельной работы включает в себя: подготовительный этап (формулирование новой проблематики для обучаемого); изучение существующих подходов и научных разработок по заявленной проблематике, в результате чего осуществляется обзор нормативной, справочной, учебной и специальной литературы; анализ круга работ, посредством которых магистрант самостоятельно приобретает знания на основе наблюдений, опытов, экспериментов; совершенствование и углубление новых знаний, их переработку.
3.Научно-исследовательская самостоятельная работа магистранта является наиболее сложной и наиболее интересной формой его самостоятельной работы, поскольку требует творческого подхода, самоорганизованности и определенной базы знаний. Поэтому предполагается, что обучаемый в достаточной степени владеет навыками первых двух видов самостоятельной работы и в сос<