Процессуальный аспект проблемы
(Наверное, наиболее трудно преодолимый)
Центральным пунктом дискуссии по проблеме одорологического метода является вопрос о доказательственном значении его результатов. Противники одорологической идентификации допускают применение служебных собак лишь в сфере оперативно-розыскной деятельности.
Не последнее место занимает их довод о том, что молекулы запаха и его свойства не могут быть непосредственно восприняты следователем и понятыми. Однако непосредственному восприятию следователя и понятых недоступны и другие объекты, например некоторые микроследы, доказательственная ценность которых сейчас ни у кого не вызывает сомнения. Недоступны для непосредственного восприятия свойства и сами молекулы, вообще любого объекта, если только эти свойства не проявляются вовне. Но ведь доказательственное значение могут иметь как раз эти недоступные для восприятия "внутренние" свойства, например видовая принадлежность крови, ее тип и группа, региональное происхождение, а не форма или цвет пятна, ошибочно принимаемого за пятно крови.
С развитием криминалистической науки и экспертной практики круг объектов, могущих приобрести значение вещественных доказательств по делу, будет постоянно расширяться. Можно предвидеть, что среди них появятся и новые категории объектов, чьи доказательственные свойства окажутся недоступными для непосредственного восприятия следователя. Едва ли следует ожидать, что в законе будет когда-либо приведен исчерпывающий перечень этих объектов — вещественных доказательств с указанием процессуальных процедур их приобщения к делу, учитывающих специфику каждой разновидности таких объектов. Очевидно, что эта процедура должна быть общей для вещественных доказательств, независимо от того, доступны ли их свойства непосредственному восприятию следователя или могут быть восприняты последним опосредованно (например, с помощью экспертизы).
Этический аспект проблемы
Веским считается довод об унижении достоинства людей, подвергаемых выборке, как подозреваемого, так и тех, заведомо непричастных к делу, кого предъявляют вместе с ним. Как и при решении вопроса о самой допустимости применения одорологического метода, подход к определению его этичности носит двоякий характер: если метод применяется в процессе оперативно-розыскной деятельности, нравственный его характер не вызывает сомнений. Но та же выборка при доказывании недопустима, нетерпима и оскорбительна.
Нравственная оценка одного и того же действия не должна зависеть от того, осуществляется ли это действие в сфере оперативно-розыскной деятельности или в сфере доказывания. Стало быть, нравственная оценка выборки человека не может быть связана с вопросом о доказательственном ее значении.
Кроме того, сомнения в нравственности выборки сейчас потеряли всякий смысл, поскольку она осуществляется по стандартным запахоносителям без участия подозреваемого или обвиняемого, так что они могут наблюдать за действиями собак, не подвергаясь никаким унижениям.
Тактический аспект проблемы
Тактические приемы проведения одорологической выборки должны обеспечить
- объективность,
- достоверность,
- убедительность,
- наглядность ее результатов.
Ознакомление с отечественной и зарубежной практикой показывает, что указанные задачи могут быть решены путем следующих тактических приемов.
1. Использование при выборке лишь специально дрессированных собак. Так, в Венгрии собаки, применяемые для работы со следами на месте происшествия, никогда не используются для выборки и наоборот. Там разработана специальная система дрессировки собак, предназначенных для выборки. Она основана на определенных ограничениях в режиме животного, сочетаемых с поощрительными стимулами.
2. Применение унифицированных предметов-запахоносителей, не отличающихся друг от друга своим внешним видом, что гарантирует выборку исключительно по запаху. Это делает излишней трудновыполнимую рекомендацию подбирать для выборки хотя и однородные, но каждый раз различные предметы (шапки-ушанки, носовые платки и т. п.) Чаще других такими унифицированными предметами являются куски специальной ткани, обладающей повышенной способностью адсорбировать запахи (например, некоторые сорта детских пеленок фабричного изготовления).
3. Сведение роли кинолога при выборке к минимуму, а именно: даче собаке проверяемого объекта-запахоносителя, подаче команд на выборку и возврат в исходное положение. Кинолог не должен приближаться к объектам выборки, собаку следует применять без поводка (именно так дрессируются собаки в Венгрии).
4. Неоднократное повторение выборки с переменой мест предъявляемых объектов и разными собаками.
5. Исключение воздействия на собаку во время выборки посторонних раздражителей, в том числе организация наблюдения за ходом выборки таким образом, чтобы это не влияло на поведение собаки.
Несмотря на то, что сама выборка производится в режиме технической процедуры, если она проводится в процессе доказывания, необходимо присутствие незаинтересованных наблюдателей, выполняющих, в сущности, функции понятых, а по возможности и лица, производящего расследование. Составляемая о выборке справка должна содержать подробное описание не только результатов, но и условий, и процесса выборки.
Проблема применения одорологического метода в доказывании все еще находится в стадии обсуждения. Разумеется, ее решение инструментальными методами положило бы конец спорам о допустимости одорологической экспертизы. Однако представляется; что в ожидании такого решения можно использовать уже существующие наработки.
35. Особенности собирания и исследования запаховых следов.
Работа с запаховыми следами - важная составная часть осмотра места происшествия. Она включает в себя:
- изучение обстановки для выявления возможных мест нахождения запаховых следов, обеспечения их сохранности;
- выяснение механизма образования этих следов;
- выявление предметов, на которых могли сохраниться запаховые следы;
- применение служебной собаки для задержания преступника по горячим следам, обнаружения утерянных, брошенных или спрятанных им предметов с его запаховыми следами;
- изъятие предметов-следоносителей или пахучих проб со следов и других объектов - источников запаха человека;
- протокольная и иная фиксация изымаемых объектов.
Запаховые следы образуются в результате непосредственного контакта различных объектов с человеком. Их можно отбирать с тела, одежды, вещей, документов, с объемных и поверхностных следов ног и рук, с преград, которые преступник преодолевал или повреждал, с тела и одежды жертвы, предметов и орудий преступления, из воздуха помещений, где интересующий следствие субъект долго или кратковременно находился. Носителями запаха служат также отделившиеся от тела волосы и чешуйки кожи.
Основные объекты - носители запаховых следов человека, пригодных для отождествления личности:
·
- кровь (в том числе в сухих пятнах),
- волосы (сохраняют индивидуальный запах человека десятки лет),
- пот, личные вещи (ношеные предметы одежды, обуви удерживают индивидуальный запах от нескольких дней до нескольких месяцев),
- различные предметы (средства совершения преступления, оружие и т.д.), не менее получаса находившиеся в контакте с человеком;
- следы обуви, ног на снегу и почве удерживают пахучие вещества человека до одних суток.
Особенности работы с запаховыми следами:
- создание условий, обеспечивающих максимальную сохранность одорологических следов;
- ограничение числа участников осмотра места происшествия только необходимыми лицами;
- исключение порчи или загрязнения следов посторонними пахучими веществами.
Поиск и изъятие запаховых следов должны предшествовать работе с любыми другими следами или предметами на месте происшествия.
Осматривая место происшествия - помещение, запаховые следы нужно искать в первую очередь на:
- месте, где преступник поджидал свою жертву;
- подходах к дверям и окнам снаружи и изнутри;
- местах борьбы и там, где хранились и откуда были похищены ценности;
- сейфах, различных сидениях, местах обнаружения предметов, орудий совершения преступления, личных вещей подозреваемого;
- пути ухода преступника;
- местах сокрытия похищенного (сараи, гаражи, чердаки, подвалы и др.).
При осмотре автомобиля, которым пользовались злоумышленники, запаховые следы следует изымать с сидений, рулевого колеса, предметов, там ими оставленных (пачка из-под сигарет, скомканная бумага, носовой платок, веревки, мешки в багажнике).