Централизация правоохранительной системы
В конце 1933 г. было утверждено Положение о Прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. С 1936 г. все прокурорские органы стали подчинятся Прокуратуре СССР, выйдя из подчинения Наркомюстов республик. В августе 1938 г. принимается закон "О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик", в котором закреплялась унифицированная судебная система. В состав судов всех инстанций стали входить судья и два народных заседателя. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды. В 1932 г. создается Главное управление милиции при ОГПУ, тем самым органы охраны общественного порядка включаются в систему органов государственной безопасности. В составе ОГПУ была образована судебная коллегия. Централизация системы органов безопасности завершается в 1934 г. созданием объединенного НКВД СССР, в состав которого вошло ОГПУ. Судебная коллегия ликвидируется и создается Особое совещание - орган, который в административном (внесудебном) порядке мог применять в качестве меры наказания ссылку, высылку и заключение в исправительно-трудовые лагеря.
После убийства С.Кирова было принято постановление "О порядке ведения дел о подготовке и совершении террористических актов", вводившее особый порядок производства по этим делам: короткие сроки расследования и невозможность обжалования. На показательных процессах над Зиновьевым и Каменевым, потом Радеком и Пятаковым, затем Бухариным и Рыковым соратники Ленина потрясли мир, "сознаваясь" в терроре, шпионаже, в антисоветизме. В июне 1937г. в один день осудили и казнили 8 военачальников. Всего сталинские палачи репрессировали более 40 тыс. командиров, будто в подарок Гитлеру к войне.
Обновление конституционного законодательства
5 декабря 1936 г. YIII съезд Советов СССР принял вторую, "сталинскую" Конституцию СССР. Политическую основу СССР составляли советы депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Государственное устройство страны определяется как федеративное (союзное) объединение республик. Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоявший из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Президиум Верховного Совета в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве. На деле председатель Президиума М.Калинин был марионеткой Сталина. Правительство (Совет народных комиссаров ССС формировался на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайн голосовании. Но выборы лишались смысла: одного кандидата избирали из одного кандидата. Упоминалось о правах на труд, отдых, материальное обеспечение старости, по болезни, при потере трудоспособности), образование (бесплатное).Провозглашались равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов. На деле за неосторожное слово давали 10 лет лагерей 1937 г. принята Конституция РСФСР.
В 1939 г. ликвидируется установленная в 1924-1925 гг. территориально-милиционная система формирования армии. Создается кадровая армия.1 сентября 1939 г. Верховный Совет СССР принял закон "О всеобщей воинской обязанности", распространявший эту обязанность на всех (не только "трудящихся") граждан.
Советское право в 30-е годы
Закон в формальном смысле - акт, принятый представительным органом материальном смысле - это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения. По смыслу Конституции 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Доктрина "социалистической законности" исходила из нормативистского представления о праве. Победа нормативизма, однако, не означала установлен верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии объективного вменения. Советское право носило императивный характер, треб толкования закона в строгом соответствии с намерениями его авторов, а свободного или буквального толкования (как в западном праве).
Сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного и уголовного права было особенно очевидно. Сельские жители часто не получали паспортов, были фактически привязаны к месту проживания. В 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. В апреле 1939 г. принимается постановление "О запрещении исключения колхозников колхозов". Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях. В июле 1940 г. вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели - шестидневная рабочая неделя. Через месяц новым указом запрещал самовольный уход работников с предприятий. В апреле 1936 г. вводиться институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимает постановление ЦК и СНК СССР "О воспрещении абортов, увеличен материальной помощи роженицам, установление государственной помощи многосемейным. В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР( устанавливается уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийства, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста. За все остальные преступления (по майскому 1941г.Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.
Национально-государственное строительство с 1936 г.
В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзных республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные. В 1939-40 гг. территория СССР расширяется в рамках договоренности между СССР и Германией. Операции строились по единому плану: в начале советские войска оккупировали территории, затем плебисциты и "народные собрания" выносили решения о присоединении к СССР. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР. В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР (в 1956 г. в качестве автономной республики вошедшую в состав РСФСР. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР (Северная Буковина и несколько уездов Бессарабии) и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессарабии). Прибалтийские республики до момента вхождения в состав СССР прошли период "коалиционных правительств". В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение об их включении в федерацию.
В октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува. К концу войны Украина и Белоруссия получают право на непосредственное сношение с иностранными государствами. (Создавались республиканские наркоматы иностранных дел), а также на создание собственных республиканских (национальных) военных формирований (февраль 1944 г.). По окончании войны две союзные республики (Украина и Белоруссия) стали первоначальными членами ООН. Организация украинских националистов, пытавшаяся при немцах создать украинские правительства во Львове и Киеве, в июле 1944 г. создала Высший совет освобождения Украины и Украинскую повстанческую армию. Часть суновцев служила в дивизии СС "Галичина". В прибалтийских регионах вплоть до 1948 г. действовали антисоветские партизанские формирования. Их сопротивление было подавлено (как и в Западной Украине). В июне 1946 г. был издан указ Верховного Совета СССР о высылке " за коллективное предательство" ряда народностей. На деле высылать стали раньше: перед войной поляков, финнов, прибалтов, в августе 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. В 1950 г. из Подмосковья начали высылать евреев.
Изменения в государственной системе СССР в период
Отечественной войны 1941-1945 гг.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В мае 1942 г. при Ставке Главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения. В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков". До октября 1942 г. в армии действовал институт народных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он замещается институтом заместителей командиров по политчасти. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет. Июльский 1941 г. указ "О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении районах военных действий". Сроки рассмотрения дел были предельно коротки, приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию (пересматривались только в порядке надзора); дела слушались в закрытом процессе местностях, объявленных на осадном положении, к "провокаторам, шпионам, прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка", расстрел применят без судебного разбирательства.
После войны народные комиссары были преобразованы в министров, Рабо1 Крестьянская Армия в Советские Вооруженные силы, ВКП(б) - в Коммунистическую партию Советского Союза. В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. Прошли аресты военных и произведена отправка периферию ряда высших командиров (Жуков и др.). В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана.