Сферы деятельности функционеров организованной преступности
Когда-то самым крупным источником доходов организованной преступности (до 50 млрд. долларов в год) был игорный бизнес.2 Для того, чтобы снизить уровень этих доходов, в США была легализована целая сеть казино в маленьких захолустных городках типа Лас-Вегаса. Первое казино в Лас-Вегасе было открыто в 1947 г., и с тех пор это местечко превратилось в империю азартных игр, вся жизнь города находится в зависимости от игорного бизнеса. Легализация азартных игр позволила государству получать значительные суммы в виде налогов, однако казино остались под контролем мафии, полностью подорвать эту статью дохода, к сожалению, не удалось. Более того, "проигрывая" своему казино деньги, преступники получили новый канал их отмывания.
Рядом с игорным бизнесом обычно процветает криминальное ростовщичество или, как его называют в Америке, "акулий промысел". По существу это одна из форм банковской деятельности с двумя отличительными особенностями: процентная ставка очень высока (до 10% в сутки) и в качестве гарантий возврата кредита выступают жизнь и здоровье должника (показательные убийства или жестокие избиения, влекущие увечья, нерасплатившихся в срок, — основной стимул финансовой дисциплины в криминальной банковской системе). Проигравшие в казино в полубредовом состоянии игорного азарта, получая деньги в долг, соглашаются на любые условия в надежде отыграться. Похмелье после таких игр обычно бывает тяжелым. Поиск незадачливых должников, склонение их к даче показаний вместо возврата долга и после этого переправка их на5 новое место жительства за рубеж — один из эффективных способов борьбы с "акульим промыслом".
Сегодня самой доходной сферой деятельности мафистов является наркобизнес. Доходы мафии от незаконно сбыта наркотиков составляют более 300 млрд. долларов год.1 Растущая финансовая мощь наркомафии становит проблемой номер один в мире.2 В ряде стран Западной Eвропы для блокирования этого криминального бизнеса пошли по пути легализации употребления слабодействующих наркотических веществ, что в определенной мере ограничил рынки сбыта и доходы наркомафии. В США этот путь пока считают неприемлемым, и правоохранительные органы пытаются пресечь поступление наркотиков из-за рубежа максимально затруднить их распространение в стране.
Организованные преступные группы развивают и традиционные преступные промыслы. Например, итальянская "Каморра", состоящая из 5 тыс. криминальных функционеров, специализируется на вымогательстве (90% итальянских коммерсантов вынуждены платить дань каморристам) продолжает контролировать профсоюозных лидеров диктовать им свои условия (непокорных уничтожают). Еще в 1959 г. в США был принят закон "О борьбе с рэкетом в профсоюзах", однако избавить рабочее движение от мафистского соруководства так и не удалось.
В связи с открытием крупного рынка сбыта на территории бывшего СССР весьма перспективным преступным бизнесом стало похищение автомобилей с последующей перепродажей их за рубежом. Для пресечения этого криминального бизнеса принимается целый комплекс мер: начиная от обязывания автопроизводителей маркировать почти все детали до ужесточения карательной практики по данной категории уголовных дел. Аналогичным образом развивается нелегальное копирование и "пиратская" продажа видеофильмов. Чтобы прикрыть этот источник преступного обогащения необходимы межгосударственные соглашения о защите авторских прав, которых пока не всем государствам удалось достичь, на этом и паразитирует мафия. В связи с развитием компьютерных технология очень перспективным направлением преступного обогащения стали компьютерные преступления, ущерб от которых исчисляется многими миллиардами долларов. По рекомендации ФБР солидные фирмы стали создавать отделы обеспечения безопасности компьютерных сетей.3 Достаточно доходной сферой деятельности организованных преступных групп стал сырьевой бизнес, захоронение радиоактивных и иных экологически вредных отходов производства — в этом направлении развал СССР создал организованной преступности самые радужные перспективы.4
Продолжает приносить доходы контроль проституции. Развал социалистической системы открыл новые источники "живого товара" для публичных домов тюремного типа в развитых капиталистических странах.5 В связи с легализацией извращенных форм сексуальной практики особую популярность приобрела детская проституция и производство порнографических изданий с демонстрацией детского секса. В США в проституцию вовлечено 600 тыс. детей, половину из которых составляют мальчики. Б результате деятельности индустрии детской порнографии в США ежегодно погибает 2500 детей.1 Детская порнография приносит криминальным дельцам США ежегодный доход в 2 млрд. долларов, она становится одним из основных промыслов организованной преступности. Для пресечения этой деятельности в США были приняты законы, криминализовавшие использование ребенка в производстве порнофильмов и другой порнографической продукции, запрещающие под угрозой уголовного наказания направление детей за границу для проституции и иной формы сексуальной эксплуатации, а также продажу и распространение непристойных материалов, изображающих детей, занимающихся сексуальной деятельностью.2 Однако остановить этот страшный бизнес не удается. Одна из причин заключается в большом числе бездомных детей: в США их насчитывается 300 тыс. На черном рынке процветает торговля детьми.3
Торговля оружием приносит солидные криминальные дивиденды, как и хищение, контрабанда, продажа антикварных изделий и произведений искусства. Ежедневно в мире крадут от 450 до 500 произведений искусства и лишь 8— 10% пропавших картин возвращается владельцам полицией — таков средний уровень раскрываемости этих преступлений в мире.4 Прозрачность российских границ сулит серьезные перспективы этому виду преступного бизнеса: в Германии, Австрии, Италии и Франции существует не менее 40 контрабандных организаций, специализирующихся на искусстве и древностях России, где десятилетиями не проводятся инвентаризации в музеях (в том числе и в Эрмитаже), где лишь 15% единиц хранения прошли научную обработку и соответствующим образом учтены. Стоит ли удивляться тому, что в США, Италии, Израиле, Франции, Англии предметами российской культуры торгуют более 100 магазинов, но лидером в этой сфере оказалась Германия — здесь 6 тыс. таких магазинов.5
Переход в России к массовому использованию долларов вдохнул новую жизнь в преступный промысел, связанный с подделкой денег. Правительство США принимает дс статочно дорогостоящие меры для защиты основной валют мира от подделки, однако все больше и больше фальшивы долларов выбрасывается в обращение. Причем трудностг подделки хорошо защищенных купюр не ставят преступников в тупик: уже отмечены многочисленные факты подделки (фальсификации) золотых слитков, используемых как платежное средство в межгосударственных сделках. В этом виде промысла криминальные дельцы воспользовались примером Юлия Цезаря, который в первое свое консульство похитил из капитолийского храма три тысячи фунтов золота, положив вместо него столько же позолоченной меди.1
Стабильными видами заработка для низшей мафии остаются терроризм (в том числе наемные убийства), похищения людей, нападение на автомобили с ценными грузами, контроль за погребальным бизнесом, морское и речное пиратство, хищения на железных дорогах и в портах, организованные формы мошенничества, содействие нелегальному въезду в развитые страны. Последний вид бизнеса нередко трансформируется в торговлю живым товаром. Представителей беднейших слоев государств Азии, Латинской Америки, бывшего СССР вербуют мафистские дилеры, рисуя самые радужные перспективы зарубежного образа жизни. Реальность может оказаться совсем не радужной: насильственное ограничение свободы, каторжный труд с полутюремными бытовыми условиями. "Сейчас нелегальное рабство распространяется именно в США весьма стремительно, хотя термина "рабство" идеологи этого общества избегают. Бизнес на торговле "живым товаром" становится таким же обычным, как любой вид бизнеса. Дешевая и бесправная рабочая сила нужна капитализму".2
Не все виды преступного промысла удается надежно заблокировать, однако на поддержку поиска экономичных и эффективных мер подрыва экономической мощи организованной преступности в развитых капиталистических государствах выделяются огромные средства, что дает основание надеяться на успех.
Для затруднения хранения, перевозки и использова ния денежных средств в большинстве капиталистических стран были созданы системы тотального финансового контроля, включающие следующие элементы:
— контроль финансовых средств, поступающих в банки в соответствии с нормативными актами банкиры обязаны затребовать декларацию об источниках доходов при открытии счета или принятии денег на счет. Обо всех подозрительных вкладах они должны сообщать в полицию. В свою очередь спецслужбы могут наложить арест на эти подозрительные вклады. В 1982 г. в США был создан специальный информационный центр, главной задачей которого является отслеживание банковских финансовых операций и сбор информации о расходах граждан, не соответствующих их доходам;1
— ограничение тайны вкладов и вообще тайны финансовых операций частных фирм и тайны их коммерческой деятельности (в законодательном порядке правоохранительные органы получили допуск ко всем секретным сведениям банковской системы, налоговые инспекторы могут тщательно проверять деятельность всех фирм и предприятий, отсле живать передвижение денег со счета на счет). Даже вклады в швейцарских банках перестали быть тайной за семью печатями — в соответствии с международными соглашениями швейцарские банкиры стали предоставлять спецслужбам сведения о вкладчиках, если запрос связан с уголовным преследованием представителей организованной преступности. В 1990 г. Совет Европы принял конвенцию, позволяющую осуществлять конфискационные меры против криминальных структур: банковская тайна престала быть препятствием для совместных действий полиции и таможенных служб стран, подписавших конвенцию;
— ограничение (сведение к минимуму) оборота наличных денег, основной формой оплаты становится безналичный расчет, что значительно снижает возможности использования так называемых грязных денег. Законы о борьбе с организованной преступностью предоставили правоохранительным органам право изымать значительные денежные суммы лишь на основании подозрения в том, что их источник — преступная деятельность. Владелец этих денег может потребовать через суд их возврата, однако бремя' доказывания того, что изъятые деньги — чистые, возлагается на их владельца. Как показывает практика, абсолют ное большинство лиц, у которых изымаются значительные суммы наличности, с жалобами в суд не обращаются. В 1996 г. в ходе международного совещания по вопросам борьбы с организованной преступностью лидеры латиноамериканских государств обратились к президенту США с предложением объявить преступлением наличке у собственника средств, появление которых не может быть разумно объяснено, исходя из его законных доходов (аналогичные деяния криминализованы во многих государствах Латинской Америки). Однако законодатели США пока не решились на столь радикальный шаг.1 Одной из причин этого, вероятно, является то, что принятый в 1986 г. закон "Об отмывании денег" позволяет осуществлять финансовый контроль достаточно эффективно.
Определенный интерес представляет мексиканский опыт борьбы с отмыванием грязных денег. Термин "отмывание денег" возник в США, где наиболее распространенным способом легализации преступных доходов было вложение денег в сеть прачечных. Ужесточение контроля за движением финансовых средств в Соединенных Штатах подтолкнуло криминальных дельцов обратить свой взор на соседнюю Мексику. Однако мексиканские законодатели оперативно отреагировали на эту мафистскую инициативу. В мексиканском уголовном кодексе появилась ст. 115, предусматривающая уголовную ответственность банковских служащих (вплоть до тюремного заключения), если те своевременно не проинформируют полицию о подозрительных финансовых операциях. Национальная банковская комиссия Мексики разработала для ассоциации мексиканских банков "Руководство по противодействию отмыванию денег". Рекомендации описывают 46 признаков "отмывания денег", при выявлении которых банкиры должны немедленно оповестить полицию. К числу таких признаков относятся:
— использование в корпоративных счетах депозита и снятие сумм наличными, а не посредством чека или аккредитива;
— редкое использование чекоз при оплате покупок;
— появление информации о совершении клиентом сделок (покупок, найма и т. п.) при том, что тот не снимал денег со счета (свидетельство побочного источника дохода);
— вложение и снятие со счета значительных денежных сумм, не связанные с легальной деятельностью клиента;
— многократное вложение на счета со значительными суммами наличных денег в мелких купюрах и по частям;
— проведение финансовых операций без видимой необходимости с клиентами из стран, которые рассматриваются удобными для отмывания денег (к числу таких стран, как это ни печально признавать, отнесена постперестроечная Россия);
— частые переводы значительных сумм из организаций и фондов типа "офф-шор", перевод денег в другие страны на большое количество мелких счетов, принадлежащих одному клиенту, переводы из-за рубежа одинаковых сумм на один счет, проведение крупных трансфертов со странами, вовлеченными в наркобизнес (наряду с Гонконгом, Бирмой и Колумбией, здесь фигурируют Таджикистан, Киргизия, Украина, где чернобыльская зона превратилась в крупнейшую в мире наркотиковую плантацию);
— получение переводов и их немедленное превращение в ценные бумаги на третьих лиц;
— проживание клиента вне региона, обслуживаемого данным банковским учреждением;
— использование при гарантировании кредитов преимущественно ценных бумаг;
— частое использование автоматических банковских касс, неоднократное осуществление вкладов старыми и поврежденными купюрами.
Если клиент уклоняется от предоставлению банку требуемой информации или дает общие и неясные ответы на запросы, об этом сразу же ставится в известность полиция. Так же, как и в случаях появления видимой сложности в получении от клиента информации и документов по проводимым операциям, стремления клиента не полностью изложить содержание проведенной финансовой операции или попытки склонения банковского работника не требовать предоставления необходимых документов финансовой отчетности.1
Значительные финансовые возможности лидеров организованной преступности потребовали адекватного финансирования и сил, им противостоящих. Сопоставительный анализ принципов финансирования преступной и правоохранительной деятельности показал, что одной из причин неудач правоохранительных органов на начальных этапах борьбы с организованной преступностью было разительное несоответствие финансовых возможностей противостоящих сторон. На обеспечение защиты и противостояния государству мафиозные структуры вкладывают оптимальное количество материальных средств. Принцип материального обеспечения в этой среде — некоторое превышение нормы, чтобы успех был гарантированным. Принцип материального обеспечения государственных структур, ведущих борьбу с преступностью был другим: всегда ниже нормы (подчас отклонение от оптимального было настолько велико, что оно исключало какие-либо положительные результаты. Например, сенатская комиссия США по изучению деятельности организованной преступности установила, что на подкуп правоохранительной системы преступная конфедерация выделяла 9 млрд. долларов в год (полиции доставалась половина этой суммы), в то время как государство на содержание правоохранительных органов ассигновывало около 3 млрд. долларов в год.2 Соответственно: кто платит — тот и заказывает музыку. Когда борьбу с организованной преступностью возглавили президенты, принципы финансирования системы государственного воздействия на преступность изменились, и это резко повысило ее эффективность.
Объединение криминальных структур в своеобразную конфедерацию организованной преступности в рамках страны потребовало создания соответствующей стратегии разрушения этой преступной сети как единого объекта. На первых этапах борьбы с мафией эта криминальная кооперация существенно затрудняла деятельность правоохранительных органов, которые привыкли взаимодействовать с отдельными преступниками и не вдруг приходили к пониманию, что теперь объектом их воздействия должна стать организованная преступность в масштабе всего государства как целостный феномен. Борьба с криминальным спрутом значительно усложнилась, когда тому стало тесно в рамках государственных границ. Образование транснациональной мафии создало ряд серьезных проблем. Межгосударственные связи преступных синдикатов открыли новые области криминальной деятельности, новые источники доходов, новые способы преступной кооперации и взаимопомощи. Соответственно увеличилась степень защищенности и финансовая мощь мировой конфедерации организованной преступности. По данным Роя Гадсона, ученого из Вашингтонского национального центра стратегической информации, мафиозные группы постепенно завладевают политическим контролем над целыми государствами. Общий годовой доход транснациональных структур организованной преступности достигает одного триллиона долларов, т. е. почти равен федеральному бюджету США.3 Борьба с преступностью в международном масштабе потребовала разрешения непростых политических и дипломатических противоречий. Человечество не нашло пока способа гармонизировать межгосударственные отношения — лидеры организованной преступности сумели воспользоваться этим как дополнительным источником прибыли и безопасности. Например, договор о взаимопомощи в борьбе с организованной преступность между США и Колумбией был дезавуирован в результате того, что Конгресс США по политическим мотивам запретил поставку обещанных по договору радиоло- j кационных средств, без которых уничтожение авиации наркомафии оказалось практически невозможно. Аналогичным образом взаимодействие США и Пакистана по борьбе с1 мафией было прервано из-за начала разработок последним ядерного оружия. Тем не менее, несмотря на значительные трудности, определенные шаги в области международного сотрудничества в борьбе с мафией уже сделаны.
Пересечение границ государства с давних времен считалось надежным способом уклонения от ответственности за преступления, соответственно и полицейские службы разных государств достаточно давно начали испытывать потребность в объединении усилий. В 1914 г. полицейские 14 стран собрались в княжестЕе Монако, намереваясь создать международный справочный центр уголовных преступников. Осуществлению этой идеи помешала первая мировая война. В 1924 г. в Вене была основана Международная комиссия криминальной полиции, которую уничтожили фашисты в 1S38 г. после аннексии Австрии. В 1945 г. во Франции эта комиссия была возрождена, называлась она уже иначе — "Интерпол". Именно в рамках "Интерпола", неправительственной структуры, o6ъединившей представителей полицейских сил более стг стран мира, первоначально осуществлялось международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Эта организация не подчиняется какому-либо государству или правительству. Она сотрудничает со спецслужбами разных стран на договорной основе (каждая страна, входящая в это сообщество, делает свой взнос в швейцарских франках в ее фонд). Основная форма сотрудничества — обмен информацией, В странах-участницах созданы национальные бюро "Интерпола", во Франции находится его центральный орган — Генеральный секретариат. В рамках генерального секретариата существует управление полиции, одно из подразделений которого — отдел по борьбе с распространением наркотиков. Возможно, из-за наличия полицейского управления иногда зту организацию называют международной полицией, что неточно, это скорее объединенный центр, хранящий и распространяющий инфомацию. Эту информацию добывают различными способащи, в том числе и оперативными. Именно эту миссию выполняют оперативные подразделения, которые ке подменяют национальную полицию, а лишь содействуют ей, предоставляя информацию о преступлениях.
"Интерпол" обладает огромной базой данных о преступлениях и преступниках, содействует их розыску, задержанию и выдаче заинтересованным государствам. Здесь создана одна из мощнейших в мире лаборатория по исследованию фальшивых денег, в коллекции которой имеются образцы подлинных и фальшивых денежных знаков всех стран мира. Как записано в уставе, главная задача "Интерпола" — объединять межгосударственные усилия в борьбе с уголовными преступлениями. Сотрудники "Интерпола" разрабатывают межнациональную стратегию борьбы с преступностью, дают соответствующие рекомендации отдельным правительствам, координируют расследования, проводимые в разных странах в отношении одних и тех же лиц. Однако изменение криминальной ситуации в мире потребовало новых форм сотрудничества.
Одной из главных причин выхода организованной преступности на международную арену стал наркобизнес. Распространение "белой смерти" в соответствии с моральным кодексом сицилийских и американских мафистов первой половины XX в. считалось грязным делом. В 30-х гг. наркобизнес в США контролировали еврейские гангстеры. В 40-х — 50-х гг. их вытеснили корсиканцы (сицилийцы презирали и тех и других). Баснословные прибыли тянули не отягощенное преступными идеалами молодое поколение мафистов как магнит. Норма прибыли в этом бизнесе поистине огромна. Судите сами: 1 кг опиумного сырья в Гонконге стоит 700—800 долларов. После переработки в Ливане или во Франции в чистый героин цена 1 кг поднимается до 10 тыс. долларов, в США 1 кг героина у оптовиков стоит 400 тыс. долларов.2 Однако "старая гвардия" мафии наложила табу на торговлю наркотиками. Вырабатывая стратегию преступной деятельности в США, главари "Коза ностра" пришли к выводу, что наркобизнес подорвет авторитет мафии в Америке, многие политики откажутся с ними сотрудничать, а судьи перестанут закрывать глаза на их грязные дела. В неменьшей мере они боялись взбудоражить общественное мнение. В 1957 г. высший совет "Коза ностры" запретил своим членам под страхом смерти участвовать в торговле наркотиками. И лишь в 1976 г. после смерти крупнейшего мафистского авторитета Карло Гам~ бино "Коза ностра" пережила наркотический бум.
Основные покупатели наркотиков — жители США иЗападной Европы. В США, например, героин ежедневно потребляют от 500 тыс. до 1 млн. человек, кокаин — 575 тыс., подростков, 4,5 млн. молодых людей и 1 млн. лиц старше 25 лет. Еще 24 млн. американцев употребляют наркотики нерегулярно.1 Наркосодержащие растения же в этих странах практически не культивируются (исключением можно считать индийскую коноплю, которая в изобилии растет на юге США, что позволило американской наркомафии экспортировать марихуану за рубеж — однако качество этого товара весьма невысокое, и он не пользуется популярностью в мире). Лучшие сорта наркотовара получают из опийного мака, коки и конопли, возделываемых в азиатском регионе и странах Латинской Америки. Там накоплен богатый опыт их возделывания и извлечения качественного наркотического компонента. Производство наркотиков в ряде указанных стран многие века было основным занятием крестьян, однако с рынками сбыта была проблема. Преступная кооперация наркомафии Европы и США со своими азиатскими и латиноамериканскими коллегами решила эту проблему. Наркотики потекли в США и Европу широким потоком. Попытки европейских и американских спецслужб защитить свои страны; от мощных зарубежных кокаиновых и морфиевых инъекций; пресечением указанных потоков окончились неудачей. Анализ проблемы показал, что 10% — это максимальная цифра уменьшения оборота наркотиков с помощью политики таможенного и пограничного контроля. Чтобы найти ключ к повышению эффективности наркотической профилактики, были изучены все элементы сложной наркосистемы: производители, поставщики, распространители, потребители.
Первыми шагами в области международного сотрудничества в противодействии наркомафии были взаимные упреки. Развитые государства предъявили претензию к государствам, в которых производятся наркотики, и потребовали пресечь производство. Те в свою очередь ответили, что в развитых капиталистических странах следует больше внимания уделять воспитанию молодежи: если бы те не, потребляли наркотики, не платили за них бешеные деньги наркомафия никогда бы не встала на ноги.
Углубленный анализ показал, что и производство, потребление наркотиков — это лишь симптомы серьезны экономических и социальных заболеваний социума. Оказа-д, что государства, из которых осуществляются постав-пи наркотиков, не способны обеспечить социально полезным трудом крестьян-производителей "белой смерти". Слаборазвитая экономика этих стран и особенности горного климата ставят крестьян перед выбором: производство наркотиков либо голодная смерть. Столь же глубокие корни оказались и у проблемы потребления галлюциногенных веществ. Исследования психологов и криминологов показали, что реальность капиталистического общества "всеобщего благоденствия" такова, что очень многим из тех, кому "посчастливилось" быть членами этого общества, хочется уйти в нереальный мир грез и галлюцинаций. Помимо "капиталистических язв" и социальной несправедливости, о которых так много вещала "коммунистическая пропаганда", исследователи вскрыли достаточно интимные факторы наркомании. По данным социологических исследований, 70% юношей и девушек пристрастились к наркотикам после того, как подверглись сексуальному насилию в домашних условиях (то же касается 75% девушек, занимающихся проституцией). В США ежегодно отмечается более 300 тыс. побегов из дома. Более половины из них вызваны половыми притязаниями родителей. Эмпирические данные показывают, что факты кровосмешения между детьми и родителями имеют место в 10% американских семей.1 еще в 1975 г. американская исследовательница Дайана Расселл сделала достаточно безрадостный вывод: изнасилования отцами дочерей, старшими братьями сестер совершаются гораздо чаще, чем мы можем это предположить.2 Кровосмешение является преступлением по законам США, однако решить эту проблему правовыми мерами не удается. С
1975г. по 1980 г. количество половых преступлений в отношении детей увеличилось на 200%.3 Свобода и право на неприкосновенность частной жизни (мой дом — моя крепость) оказались источником многочисленных трагедий маленьких беззащитных существ. Свобода нравов быстро оказалась на службе порока (например, в Южной Калифор нии легально зарегистрирована многотысячная группа взрос лых педофилов. Их девиз — "Секс до 8 лет — иначе будет слишком поздно"). Аналогичные проблемы существуют и в западноевропейских странах.4
Глубоко изучив проблему наркомафии, политики по-тшли, что легкого решения у нее быть не может. Ноты протеста государствам, в которых производятся наркотики, в этом деле не помогут. Развитые страны должны оказать этим государствам экономическую и финансовую помощь. Точно так же наивностью было бы рассчитывать удержать от наркомании молодежь с помощью призывов: "Дети, не употребляйте наркотиков, это вредно для вашего здоровья". Чтобы заметно снизить уровень наркотии в стране, необходимы серьезные экономические, социальные и культурные преобразования. Поиск эффективных антинаркотических мер, не связанных с изменением социальной системы и государственного строя, показал, что международное сотрудничество в борьбе против наркомафии оказалось наиболее перспективным путем ограничения этого социального зла.
Одним из первых международных договоров в этой области был договор между США и Колумбией. Первый опыт сотрудничества был не очень успешным. В 1982 г. в США создается Центр по изучению международной преступности. Б том же году в США создается Центр координации действий по борьбе с незаконным распространением и торговлей наркотиками. Там же было создано Бюро по международным вопросам борьбы с распространением наркотиков. Международные договоры о совместной борьбе с мафией были заключены США с Перу, Пакистаном, Таиландом, Германией, Францией, Италией. К разработке стратегических вопросов координации деятельности различных государств в борьбе с мафией подключились службы внешних разведок и структуры НАТО.
Примером достаточно удачного сотрудничества между государствами, на территории которых производят и потребляют наркотики, является взаимодействие США и Боливии. В 1983 г. эти государства подписали договор о совместной борьбе с наркомафией. В соответствии с этим договором США финансировали создание специальных отрядов сельской полиции Боливии. Через год эти отряды при поддержке американских спецслужб провели широкомасштабную операцию по уничтожению плантаций коки и фабрик по переработке наркосырья. Эта операция нанесла серьезный урон боливийскому отделению наркомафии, однако полностью уничтожить мафистскую структуру не удалось.
В апреле 1986 г. в Буэнос-Айресе проходила международная конференция по проблемам объединения усилий различных стран в борьбе с организованной престуностью. На этой конференции между Боливией и США была достигнута договоренность о проведении еще одной широкомасштабной акции. Опыт 1984 г. показал, что борьба с наркомафией, которая создала свою промышленность и армию, без помощи армейских подразделений не может быть эффективной. Однако использование армейских подразделений в борьбе с преступностью в США было запрещено: Закон 1876 г. запрещал выполнять армии полицейские функции (исключение было сделано лишь для ВМС, которые могли участвовать в борьбе с пиратством).
Создание боевых структур спецслужб, вооруженных на том же уровне, что и армейские части, оказалось не по карману даже такой богатой стране, как Америка. В 1981 г. Конгресс США принял поправку к указанному Закону, разрешавшую сухопутным войскам и ВВС сотрудничать с правоохранительными органами.1 Однако вопросы финансирования этих операций решены не были, поэтому использование вооруженных сил в борьбе с преступностью имело ограниченный характер (военные предоставляли свои базы для укрытия важных свидетелей обвинения, а также для особо опасных преступников — тех, что не решались оставлять в тюрьмах, администрация которых была тотально коррумпирована). В 1986 г. президент США Р. Рейган издал директиву № 221 "О национальной безопасности", в которой отмечалось, что международная контрабанда наркотиков представляет серьезную угрозу национальной безопасности, и все элементы государственного аппарата США должны быть задействованы для борьбы с наркомафией. На основании этой директивы подразделения ВВС США и отряды спецназа приняли участке в 1986 г. в очередной антимафистской акции в Боливии. Результат был настолько впечатляющим, что необходимость использования войсковых подразделений в борьбе с мафией теперь уже ни у кого не вызывала сомнений. В 1989 г. Конгресс США принял закон, четко очертивший обязанности Пентагона в борьбе с наркомафией:
— быть главным ведомством США, которое осуществляет контроль перевозок наркотиков через воздушные и морские границы;
— быть главным ведомством, которое объединяет усилия других ведомств в деле борьбы с наркомафией и в деле захвата нелегально переправляемых через границу наркотиков;
— использовать возможности национальной гвардии США для борьбы с наркомафией.
Для борьбы с транснациональной организованной преступностью в Пентагоне созданы специальные организационные структуры и подразделения. Эта сфера деятельности американских вооруженных сил стала специально финансироваться. Например, в 1994 г. на эти цели было выделено 868 млн. долларов, в 1995 — 874 млн.1
Однако далее использование армии не открыло боливийским крестьянам новых средств к существованию, помимо выращивания коки и производства кокаина, что было учтено при планировании очередной широкомасштабной акции разрушения боливийской наркомафии. Эта акция включала не только спецоперации по уничтожению плантаций, аресту наркодельцов, но и создание новых предприятий для обеспечения занятости крестьян. К криминологическим исследованиям подключились экономисты и специалисты в области агротехники для поиска культуры, возделывание которой могло бы быть столь же выгодным, как выращивание коки. При этом в ходе операции крестьянам, у которых уничтожались плантации смертоносного зелья, давались не только советы и рекомендации, но по 2 тыс. долларов в качестве стартового капитала для смены сельскохозяйственного профиля.2
Приобретение организованной преступностью транснационального характера поставило перед человечеством очень много непростых проблем. Однако этот криминальный процесс дал людям еще один шанс (возможно, последний) серьезно задуматься о насущной необходимости изменения стиля взаимоотношений (как международных, так и межличностных). Зло и добро все более поляризуются, причем на фоне консолидации первого все драматичнее становятся последствия противоречий между теми, кто претендует на то, чтобы быть поборником добра. Человечеству уже не нужно ждать нашествия марсиан, чтобы объединить усилия в совместной борьбе. На Земле появился противник, который равно угрожает всем странам мира. Чем больше изнуряются страны в межгосударственной борьбе, тем сильнее становится общий противник. "Выиграв" противостояние с СССР, западные страны в качестве "бесплатного приложения" получили всплеск мафиозной активности. Многие в этих странах, к сожалению, еще не поняли, что единственным, кто остался в выигрыше в данной ситуации, был международный мафиозный монстр. Криминальные реалии настоятельно диктуют необходимость изменения полюсов противостояния, ориентиров развития.
Организованная преступность (как и преступность вообще) бессмертна до тех пор, пока не изменятся нравственные и ценностные ориентиры человечества. "С тех пор, как в начале прошлого столетия был брошен в массы лозунг "обогащайтесь", нравственная болезнь крезомания (мания богатства), которая заставляет считать деньги высшей целью жизни и непременным условием счастья, не перестает развиваться. Ценность всякого человека определяется не столько тем, что он есть, сколько тем, что он имеет; человечеством словно овладел бес обогащения... Религиозный идеал под давлением научных истин рушился, и после осуществления патриотического идеала в душах современного поколения образовалась пустота; оно переживает теперь полярную ночь, и под леденящим дуновением скептицизма свободно развиваются все безнравственные и преступные наклонности. Лишь великий идеал новых поколений возвещает конец этой ночи, а вследствие этого и конец эпидемии преступности". Итак, уважаемый читатель, будущее за великими идеалами добра, правды и справедливости.
По мере того как феномен преступности все больше и больше выходит за пределы национальных рамок и государственных границ, приобретая транснациональный характер, исследования в области сравнительной криминологии становятся особенно актуальными. Многие ученые пришли к выводу, что к числу слабых мест науки о преступности относится то, что криминология концентрировала свое внимание на мелкомасштабных исследованиях, вместо того чтобы сосредоточиться на историческом, межкультурном анализе, который необходим для уяснения сущн