Вооруженная самозащита от преступников в США
Особое место в виктимологической профилактике преступлений в США занимает феномен вооруженной защиты от преступных посягательств. Статистика свидетельствует, что в период с 1986 г. по 1991 г. число краж и ограблений увеличилось в США на 27%, а применение оружия при их совершении возросло на 49%. Это в свою очередь привело к повышенному спросу со стороны законопослушного населения на приобретение огнестрельных средств самообороны. В настоящее время в частных руках сосредоточе-
но около 180 млн. единиц огнестрельного оружия.1 По мнению ряда специалистов, при таком количестве оружия введение какого-либо запрета на владение им не даст положительных результатов.2 По мнению профессора Д. Уилсона, наиболее реальный результат может дать лишь политика последовательного ограничения на владение оружием.3
Традиционно личное огнестрельное оружие является неотъемлемым атрибутом американского образа жизни. Праву на владение личным оружием в этой стране с давних времен придавалось так много значения, что оно в 1791 г. было закреплено конституционно. Во второй поправке к Конституции США говорится: "Поскольку хорошо организованная милиция необходима для безопасности свободного государства, право народа хранить и носить оружие не должно нарушаться".4
Однако в последнее время все чаще и чаще ставится под сомнение целесообразность столь широкого распространения оружия, как это имеет место в Америке. Дело в том, что когда принималась знаменитая 2-я поправка, сравнительных криминологических исследований не проводилось. Сейчас нее со всей очевидностью можно утверждать, что в странах, где существует строгий запрет на владение оружием, уровень преступности значительно ниже, чем в государствах, где делается ставка на самозащиту граждан от преступников с помощью пистолета. Например, уровень убийств в американском округе Кинг в 5 раз выше, чем в канадском городе Ванкувере. Причина такого различия заключается в том, что легальная продажа личного оружия в Ванкувере регламентирована значительно жестче, чем в округе Кинг.5
Власти округа Колумбия (г. Вашингтон) в 1976 г. приняли закон о регулировании и контроле за распространением огнестрельного оружия, который запретил приобретение, продажу, передачу другим лицам, владение ручным огнестрельным оружием (пистолетами) всем гражданским лицам округа, кроме тех жителей округа, которые уже имеют такое личное оружие и зарегистрировали его по существующим правилам. Принятие этого акта повлекло резкое падение (почти на 25%) уровня убийств и самоубийств с применением огнестрельного оружия.1 Владение пулеметами было запрещено в США в 1934 г., и полиция достаточно жестко обеспечивала этот запрет. В связи с этим в США не зарегистрировано ни одного преступления с использованием такого оружия.2
Исследования показывают, что при приобретении оружия человек повышает вероятность погибнуть от него в своем доме в 2,6 раза, а уровень самоубийств среди владельцев оружия выше в 4,8 раза, чем среди безоружных.3 По данным Национального союза по запрещению огнестрельного оружия, в период с 1958 г. по 1972 г. лица, владевшие оружием, убили в 6 раз больше своих родственников, друзей и соседей, чем грабителей и воров. По свидетельству ФБР, 80% убийств в США было совершено людьми, являвшимися друзьями, членами семей или знакомыми жертвы. По крайней мере один из десяти взрослых американцев подвергается угрозе применения против него оружия. Владение оружием провоцирует на разрешение конфликтов с его помощью. Подчас конфликты между соседями кончаются перестрелкой, так же как и автопроисшествия либо споры из-за места для парковки автомобилей.4 В период вьетнамской войны от огнестрельного оружия на улицах американских городов погибло больше американцев, чем во Вьетнаме.5
250 тыс. преступлений в США — результат применения огнестрельного оружия. Более чем в 60% случаев убийцы в этой стране прибегают к помощи 9 г свинца (для сравнения в Германии — только в 14%). В 50% случаев орудием убийств были револьверы, в 8% — охотничьи ружья, в 5% — винтовки, в 19% — холодное оружие, в 13% — ядовитые и взрывчатые вещества.6 Риск быть убитым для американцев в пять раз выше, чем для жителей Японии, где приняты жесткие меры ограничения владения оружием.7 В США ежегодно от огнестрельного оружия погибает примерно 34 тыс. человек. По оценкам специалистов, ущерб от травм, полученных в результате применения стрелкового оружия, в 1990 г. превысил 20 млрд. долларов.1
Юридический комитет Сената США рассматривает 90-е гг. как десятилетие кровопролитий (эпидемию кровавой чумы) и к числу одной из основных причин этого (наряду с наркоманией) относит распространенность оружия, особенно военного образца, которое легко попадает в руки молодых людей.2 Впрочем, распространенность оружия и торговля наркотиками взаимосвязаны: по данным ряда исследователей, владение огнестрельным оружием оказалось важным условием успешной деятельности распространителей наркотиков.3
Широкое распространение оружия среди детей п подростков в США и резкий рост насилия в их среде стали национальной драмой. Малолетних преступников больше не определяют как несовершеннолетних правонарушителей (делинквентов), но часто как опасных закоренелых уголовников, которые с легкостью идут на убийство полицейских и граждан.4 Ученики старших классов американских школ совершили более 7 тыс. убийств с применением огнестрельного оружия в период между 1980 и 1989 гг. За пятилетие (с 1984 г. по 1989 г.) число убийств с применением огнестрельного оружия лиц моложе 19 лет увеличилось на 97%. Доля убийств с применением огнестрельного оружия среди молодежи достигла 82%.5 По данным обследования 1990 г., 20% школьников носили с собой оружие.6В ряде регионов эта цифра значительно выше. В Детройте, Бостоне, Мемфисе 27% старшеклассников угрожали взрослым оружием, 20% — применяли в драке, 7% использовали его с целью добыть что-нибудь, 5% — стреляли или убивали кого-либо. 83% заключенных владели оружием в то время, когда они попали в тюрьму.7 Убийство стало основной причиной смерти среди детей в городах.8
В 1968 г. Конгресс США принял федеральный закон "О контроле за оружием". Этим законом было предусмотрено ограничение на продажу оружия определенным категориям людей (лицам, совершившим преступления, нелегально въехавшим в страну иностранцам, наркоманам). Некоторые штаты расширили категории лиц, которым запрещено продавать оружие, было введено требование предварительной проверки покупателей оружия. Эти нововведения имели немало положительных результатов. Например, при проверке приобретающих оружие в США ежегодно выявляются тысячи лиц, уклоняющихся от правосудия.1
После того как комитет по судоустройству Конгресса США пришел к выводу о том, что распространение автоматического оружия является одним из главных факторов роста преступности в американском обществе, администрацией президента Д. Буша был наложен запрет на ввоз такого оружия в страну. Осторожные меры по наложению запрета на продажу и тем более на владение им не нашли поддержки со стороны представительных органов власти. Когда губернатор штата Нью-Джерси попытался запретить продажу в штате автоматического и полуавтоматического оружия, законодательное собрание отменило его решение как незаконное.
В 1995 г. в Оклахоме была проведена террористическая акция, в результате которой погибло 169 человек. В качестве ответной меры администрация Б. Клинтона предприняла ряд шагов по уменьшению степени милитаризации населения. ФБР разработало рекомендации по полному запрещению владельцам личного оружия использования бронебойных боеприпасов (патронов, пробивающих бронежилеты). По инициативе ФБР готовится законопроект о запрете на так называемое атакующее оружие (многозарядные, скорострельные пистолеты и ружья, а также автоматы и пулеметы). Были наложены ограничения на рекламу огнестрельного оружия. В качестве мер ограничения оборота оружия в стране американским парламентом увеличены налоги на владельцев оружейных магазинов, повышена плата за лицензию на приобретение огнестрельного оружия (действительную в течение трех лет) и за продление лицензии сверх трехгодичного срока.
В стране была создана общественная организация — Корпорация по контролю за оружием. Члены этой организации развернули активную пропагандистскую деятельность против распространения оружия. Им удалось убедить многих американцев, что смысл второй поправки искаженно толкуется владельцами и торговцами оружием: конституция гарантирует право на владение огнестрельным оружием только в связи с участием в работе милиции штатов.
На защиту права американцев владеть огнестрельным оружием в свою очередь поднялись многие общественные организации. Наиболее активная среди них — Национальная стрелковая ассоциация. Представители ее обвинили Б. Клинтона в том, что он недостаточно внимания уделяет проблеме защиты граждан от преступных посягательств. В частности, в 1993 г. администрация Б. Клинтона сократила ассигнования на строительство новых тюрем на 331 млн. долларов. Немало претензий ассоциация предъявила и к правоохранительной системе. Вице-президент ассоциации в средствах массовой информации сделал заявление о том, что в настоящее время в США преступник вполне может рассчитывать за убийство получить не более 20 месяцев тюремного заключения, а за изнасилование — не более двух месяцев лишения свободы. Вероятность ареста, осуждения и тюремного заключения за совершение преступления в настоящее время в США очень мала. Ежегодно в США вышедшие на свободу преступники совершают множество новых преступлений. Вместе с тем ежегодно примерно 1 млн. человек предотвращают или противодействуют преступным посягательствам на их жизнь, свободу, права и собственность с помощью огнестрельного оружия. По мнению представителей Национальной стрелковой ассоциации, это является серьезным преимуществом так называемого американского образа жизни. Весьма популярным стал пример одной американки, которой удалось остановить преступника, пытавшегося ее изнасиловать,- нацелив на него пистолет, приобретенный ею за два дня до происшествия.1
Интересный аргумент против законодательства об ограничении оборота оружия представила американская общественная организация "Евреи за сохранение права на владение оружием". В законе 1968 г. "О контроле за оружием" они усмотрели много сходства с нацистским законом о личном оружии 1938 г., а копировать нацистов, по их мнению, недопустимо ни в чем.2
Применяя огнестрельное оружие в целях самообороны ежегодно более 1 млн. раз, американцы не всегда открывают огонь. Чаще всего лицу, подвергшемуся нападению, достаточно оказывается просто продемонстрировать свою вооруженность и направить пистолет на преступника — у того, как правило, изменяются планы в отношении потенциальной жертвы. Тем не менее частные владельцы огнестрельного оружия убивают в два раза больше преступников, чем полиция. Для подкрепления своей позиции сторонники владения огнестрельным оружием периодически проводят опросы заключенных. 57% опрошенных заявили: плакируя преступление, они серьезно опасаются того, что предполагаемые жертвы вооружены, и вооруженных граждан они боятся больше, чем полиции. 40% опрошенных заключенных признались, что подчас в последний момент они отказывались от нападения, если возникало подозрение, что предполагаемая жертва вооружена. 75% заключенных сказали, что им приходилось отказываться от вторжения в жилище, когда возникало опасение получить вооруженный отпор.1
После того, как полиция г. Орландо (штат Флорида) обучила 2,5 тыс. женщин умению обращаться с огнестрельным оружием, количество изнасилований снизилось в этом городе на 88%. Значительно уменьшилось число вторжений преступников в дома жителей Орландо. Когда уровень незаконных вторжений в частные жилища в г. Кеннесо (штат Джорджия) достиг рекордного уровня и полиция оказалась бессильна собственными силами контролировать преступность, в порядке эксперимента всем владельцам домов в обязательном порядке было предложено приобрести по крайней мере одну единицу огнестрельного оружия. Эксперимент завершился успешно: количество вторжений в этом городе уменьшилось на &9%.2
Аргументом в пользу права граждан на владение оружием является международная статистика уровня вооруженности населения. Этот уровень колеблется в пределах от 2% (в Нидерландах) до 49% (в США). И если на первом месте в мире по вооруженности находится страна с самым высоким уровнем криминала (США), то на втором — вполне благополучная Швейцария (уровень вооруженности — 14%), которую криминологи нередко рассматривают как эталон низкого уровня преступности.1 Все швейцарские военнообязанные после первых сборов получают автоматическое оружие, которое хранят у себя дома: у каждого швейцарского мужчины в возрасте от 20 до 42 лет есть автомат. Дискуссия о праве граждан на владение оружием вы-, светила весьма неожиданную грань американской, системы воздействия на преступность: граждане имеют конституционное право быть вооруженными, поскольку по американским законам полиция не обязана защищать рядового гражданина США. Весьма показательно в этом отношении заключение аппеляционного суда США по уголовному делу "Буверс — Де Вито", в котором отмечено следующее: "У нас в США нет конституционного права быть под защитой государства от попыток со стороны криминальных элементов или маньяков убить или посягнуть на жизнь. Несомненно, это чудовищно, если государство не в состоянии защитить своих граждан от таких посягательств преступников, однако оно не нарушает при этом соответствующие конституционные положения. Конституция — это свод законов о негативных положениях: она говорит о том, что государство должно оставить людей наедине с собой, не вмешиваться в их жизнь, она не требует от федерального правительства или от властей штатов предоставления гражданам даже таких элементарных услуг и служб, как служба поддержания законности и порядка".2 В контексте этого заключения становится весьма очевидным конституционный смысл господствующей в США доктрины контроля преступности.
Гражданская инициатива ввоздействии на преступность
Ориентация граждан на то, что их безопасность во многом находится в их руках, способствовала развитию общественной инициативы: люди стали объединяться для взаимной поддержки в противодействии преступности.
По примеру европейских государств в американских городах общественность стала оказывать помощь в противодействии преступности. Например, в г. Ротчестер (штат Нью-Йорк) полицейское управление организовало специальные курсы по программе "Полиция и жители — вместе против преступности". Цель обучения — привлечь жителей города для несения пешей патрульной службы. На взаимовыгодных условиях к патрулированию стали привлекать студентов. За 90 часов патрулирования полицейский департамент оплачивал их годовое обучение в колледже. Студенты парами или группами по три-четыре человека! патрулируют по улицам города. Заметив беспорядок, пат-| руль оповещает полицейский участок по радио. Эта прак-J тика получила одобрение на федеральном уровне и была| распространена в других городах.
В американской столице насчитывается 286 патрульных групп из местных жителей. Причем постоянно образуются все новые и новые группы, общая численность которых превышает 14 000 человек. Члены группы "Оранжевые шапочки" всегда вежливы и не имеют угрожающего вида. Они не носят оружия и верят, что мягкий подход является наиболее эффективным средством в общении с преступниками. Они не занимаются расследованием преступлений, однако передают информацию об обнаруженных ими преступлениях в правоохранительные органы. Два офицера полиции постоянно приписаны к патрулю. Иногда патрульные усиливаются солдатами национальной гвардии и бронированными автомобилями. Патрулирование постепенно сделало улицы Вашингтона безопасными, торговцы наркотиками были вытеснены со столичных улиц. После начала деятельности оранжевых шапочек количество ночных краж со взломом снизилось в Вашингтоне в 1993 г. на 40%, а долю угона автомобилей в структуре вашингтонской преступности удалось весьма значительно уменьшить (с 12% в 1992 г. до 2% в 1993 г.).1
Для стимулирования участия граждан в деятельност по охране правопорядка применяются самые различны способы: выдача бесплатной униформы престижных моделей, поощрение их деятельности различными знаками внимания (от направления открытки в день рождения до награждения памятными знаками и медалями), организация бесплатных завтраков, вечеринок, выдача денежных премий, упоминание о них в средствах массовой информации, объявление благодарности высшими должностными лицами государства — все это позволяет таким лицам почувствовать собственную значимость и осознать необходимость их деятельности. Интересно, что в ЮАР для общественного патрулирования стали привлекать безработных за умеренную плату (это позволяет, с одной стороны, несколько улучшить материальное положение безработных, а с другой — предложить антикриминальную роль одной из самых криминогенных социальных групп). Этот положительный опыт изучается в США, муниципальные службы рассматривают возможность его внедрения в американскую практику борьбы с преступностью.