Психоаналитические концепции причин преступности
Зарубежные психоаналитики шутят: наука знает три великих открытия, последовательно принижавших уровень притязаний человека. Первое принадлежит Николаю Копернику, который развеял миф о том, что планета людей является центром мироздания. Второе — Чарльзу Дарвину (согласно его теории люди вовсе не божественное творение, напротив, они ведут свою родословную от такого малосимпатичного существа, как обезьяна). Зигмунд Фрейд пошел еще дальше и доказал, что человек "не является хозяином у себя дома", т. е. не сознание руководит его поступками: движущей силой поведения оказываются неосознаваемые импульсы, идущие из глубин подсознания. Человек обычно даже не подозревает об их воздействии на его поступки.
В каждой шутке есть доля истины. Это касается и 3. Фрейда. Зигмунд Фрейд — один из самых популярных зарубежных ученых. Он родился 6 мая 1856 г. во Фрейбур-ге (на территории современной Чехии). Лучшие годы своей' жизни он провел в столице Австро-Венгрии: в Вене 3. Фрейд закончил медицинский факультет университета, в Вене он стал практикующим врачом-психиатром и здесь же сделал свои главные научные открытия. В 1933 г. после оккупации Австрии германскими национал-социалистами он был арестован. По ходатайству международной общественности (ходатайство сочеталось со значительной суммой денег, выплаченной рейху в качестве выкупа) его освободили и дали разрешение на выезд в Англию, где в связи с мучительной болезнью 21 сентября 1939 г. (через несколько недель после начала второй мировой войны) он добровольно ушел из жизни.
Учение 3, Фрейда нередко сводят к концепции сексуальности, хотя эта компонента была далеко не единственным элементом его психоаналитической теории. Не совсем корректно приписывать ему и ряд открытий, сделанных его предшественниками. Фрейдистские теоретические построения возникли не на голом месте. Идея психоанализа (т. е. лечения путем выявления скрытых в подсознании психических травм, содействия пациенту в осознании их и избавления таким способом от болезненных переживаний) принадлежит старшему товарищу 3. Фрейда Иосифу Брейеру.
Приоритет разработки теории неосознаваемых психических процессов принадлежит французскому врачу Пьеру Жане, руководителю психологической лаборатории при одной из клиник. Мысль о том, что поступками человека руководят неосознаваемые мотивы, возникла у 3. Фрейда в 1889 г. при посещении школы гипноза во французском городе Нанси, где виртуоз гипнотической техники Бернгейм демонстрировал оригинальный опыт. Пациенту в гипнотическом состоянии внушалось, что после пробуждения он должен будет открыть зонтик. Тот, действительно, после пробуждения открывал зонтик, но объяснял свой поступок не приказом гипнотизера, а желанием проверить исправность зонта. (Следует отметить, что аналогичный феномен Г. Тард при анализе оснований уголовной ответственности описал еще в 1836 г.1) Из этого опыта 3. Фрейд сделал обобщающий вывод: человек далеко не всегда адекватно осознает, почему он совершает то или иное действие. Нередко он добрссозестко заблуждается в истинных причинах своих поступков: им движут неосознаваемые силы, а он пытается объяснить их с позиций здравого смысла на уровне сознания (механизм рационализации).
Идеей о незаурядной роли сексуальности в поведении людей поделился с молодым 3. Фрейдом известный парижский врач (прозванный Наполеоном неврозов) Жан Мартен Шарко. Ж. Шарко руководил клиникой, где им была создана уникальная научная школа (одним из его учеников был П. Жане). 3. Фрейд проходил у него стажировку в 1886—1887 гг. и многое почерпнул из идей и практических методик парижского мэтра. Немалое влияние на фрейдистскую теорию оказали и работы психиатра А. Моля о детской сексуальности.
Авторство концепции инстинкта смерти, изначально присущих человеческой психике деструктивных движущих сил принадлежит нашей соотечественнице Сабине Николаевне Шпильрайн, опубликовавшей в 1911 г. статью "Разрушение как причина становления" (да и Федор Михайлович Достоевский еще в 1869 г. отмечал, что "законы саморазрушения и самосохранения одинаково сильны в человечестве").2
Обычно сущность теории 3. Фрейда раскрывают при помощи трех понятий: Оно, Я и сверх-Я (по латинской терминологии: Ид, Эго и супер-Эго). Оно — совокупность природных побуждений, передающихся человеку генетически. Этот термин впервые использовал Фридрих Ницше для обозначения независимых от человека, идущих изнутри побуждений (безличного, природно-кеобходимого в нашем существе). Око состоит из двух основополагающих инстинктов: самосохранения, разновидностью которого является сексуальность, и разрушения. Инстинкт разрушения может быть направлен как внутрь (примером этого по Фрейду является совесть или самоубийство), так и вовне (агрессия). В основе функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно иррационально и аморально.
На поверхности непознанного и бессознательного Оно покоится Я, возникшее на основе системы восприятий внешнего мира. Я есть измененная под прямым влиянием внешнего мира часть Оно. Я старается заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно, принципом реальности. Я олицетворяет то, что можно назвать разумом и рассудительностью, в противоположность Оно, содержащему страсти. В нормальных условиях Я предоставлена власть над Оно. Для раскрытия характера взаимоотношений этих психических феноменов Фрейд применяет аналогию: по отношению к Оно Я подобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади. При этом Фрейд, используя ту же аналогию, отмечает, что в отдельных случаях главенство Я над Оно — лишь иллюзия: "Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенную волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей".1 В Я Фрейд выделяет часть, которую он называет Я-идеалом, или сверх-Я. Схематично сущность взаимоотношений Я и сверх-Я Фрейд выражает двумя императивами: "Ты должен быть таким" и "Таким ты не смеешь быть".2 СБерх-Я аккумулирует традиции и идеалы прошлого.3 Заповеди и заветы родителей, учителей и авторитетов сохраняют свою силу в Я-идеале иосуществляют в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и действиями Я ощущается как чувство вины.4 Таким образом, именно в сверх-Я аккумулируются контролирующие воздействия общества и влияние культуры.