О правах крестьян-собственников на выкупленные земли
159. Правила, изложенные в нижеследующих статьях, относятся до земель, по коим выкупная ссуда еще не уплачена. По уплате сей ссуды распространяются на выкупленные земли правила, установленные в Общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, в отношении земель, приобретенных самими крестьянами в собственность.
160. Когда земля выкуплена целым сельским обществом, то она признается собственностью всего общества, которое пользуется правом разверстки оной между своими членами. Как первоначальная разверстка земли, так и всякие последующие переделы оной между крестьянами допускаются не иначе как по приговору, утвержденному по крайней мере двумя третями общего числа всех крестьян, имеющих право голоса на сходе.
161. В течение первых девяти лет со времени утверждения го Положения общество не может отчуждать приобретенных им собственность земель.
162. По истечении девяти лет, но до уплаты выкупной ссуды, общество может отчуждать приобретенные им земли, под которые выдана сия ссуда, не иначе как с разрешения губернского присутствия и со взносом вырученных за проданные земли денег в счет тающегося по выкупной ссуде долга.
163. По согласию двух третей голосов на сходе общество может выделить приобретенные земли на подворные участки, но если выкупная ссуда еще не уплачена, то приговор о разделе должен быть засвидетельствован мировым посредником, который копию с договора представляет в губернское присутствие для сведения и утверждения сделанного обществом распределения выкупных платежей между домохозяевами.
4. Правила о порядке приведения в действие положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости[13]
Февраля 1861 г.
1. Правила сии определяют: 1) права, приобретаемые крестьянами при обнародовании Положений, и отношения их к помещикам до ведения в действие уставных грамот и до учреждения волостей и 2) порядок, составления, рассмотрения, поверки, утверждения и введения в действие уставных грамот, коими определяются постоянные поземельные отношения помещиков и крестьян.
Отделение первое
Права, приобретаемые крестьянами по обнародовании положений, и отношения их к помещикам до введения уставных грамот и до учреждения волостей
2. Со дня обнародования высочайше утвержденных Положений о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, прекращаются:
1) перекрепление личных прав на крестьян и дворовых людей и переуступка сих прав в каком бы то ни было виде от нынешних владельцев другим лицам;
2) переселение крестьян с одних земель на другие иначе как на основании правил, установленных местными положениями о поземельном устройстве крестьян;
3) отдача крестьян и дворовых людей владельцам посторонним лицам в услужение или в работы, а также отдача малолетних из крестьян и дворовых людей в обучение ремеслу или на воспитание без согласия на то их родителей или воспитателей, и
4) отдача крестьян и дворовых людей без разрешения подлежащего учреждения в исправительные заведения или в распоряжение правительства (ст.157 Общ. полож. о крест.).
3. В то же время предоставляется крестьянам право, не испрашивая предварительного согласия помещика:
1) вступать в брак и пользоваться всеми семейственными правами на основании общих узаконений (Общ. полож. о крест., ст.21);
2) как целому общему крестьян, так и каждому из них отдельно приобретать в собственность недвижимые и движимые имущества, а также отчуждать сии имущества, отдавать в залог и вообще распоряжаться ими с соблюдением общих узаконений (там же, ст.33 и 34);
3) входить как отдельно, так и в составе общества во всякие, законом дозволенные, договоры и обязательства с казною и частными лицами, на общих для всех свободных сельских состояний основаниях (там же, ст.22);
4) производить торговлю в пределах, предоставляемых законом свободным сельским обывателям (там же, ст.23);
5) записываться в цехи и производить ремесла в селениях, открывать и содержать фабричные, торговые, промышленные и ремесленные заведения на основании общих узаконений и Положений о крестьянах (там же, ст.23), и
6) вчинать иски и тяжбы по делам гражданским и ответствовать за себя, лично или чрез поверенных, а по делам уголовным и полицейским подавать жалобы и защищать и ограждать себя всеми законом дозволенными способами, а также быть свидетелями и поручителями на общем для свободных сословий основании (там же, ст.24).
Примечание. Дворовые люди приобретают те же, как и крестьяне, права личные и по имуществу; но те из дворовых, которые состоят в обязательном услужении у своих владельцев, подчиняются временным ограничениям в пользовании означенными правами на основании Положения об устройстве дворовых людей.
4. Со дня обнародования Положений о крестьянах и впредь до введение в действие уставной грамоты крестьяне, продолжая пользоваться теми самыми усадьбами и полевыми угодьями, которыми до того не пользовались, обязаны: состоящие на оброке – платить оброк владельцу в прежнем размере, а состоящие на барщине – отправлять оную в прежнем размере с теми облегчениями, кои указаны в нижеследующих статьях (5-12).
5. Со дня обнародования Положений немедленно и повсеместно отменяются всякие существовавшие доселе добавочные сборы с крестьян или дани сельскими произведениями, как то: птицею, баранами, маслом, яйцами, ягодами, грибами, разными съестными припасами, холстом, сукном, пряжею, шерстью и т.п. Не отменяются лишь те, существующие в некоторых местностях, сборы зерновым хлебом, свекловицею и льном, на которые прямо указано в местных положениях.
6. Со дня обнародования Положений крестьяне не могут быть переводимы с оброка на барщину или на смешанную повинность или со смешанной повинности исключительно на барщину, разве крестьяне сами изъявят согласие на замену денежного оброка работами в пользу помещика и заключат с ним временное о том условие на основании местного положения о поземельном устройстве крестьян. Помещики не могут также увеличивать тех оброков, которые уплачивались крестьянами со дня утверждения Положений о крестьянах.
7. В губерниях великороссийских, новороссийских и белорусских, исчисленных в особом местном для сих губерний положении, вводятся немедленно, прежде утверждения уставной грамоты, следующие облегчения в барщинной повинности.
Во-первых, женская барщина не допускается свыше двух дней в неделю с тягла, а мужская барщина должна, впредь до утверждения уставной грамоты, отбываться по-прежнему, но не свыше узаконенных до сего времени трех дней в неделю с тягла.
Во-вторых, в тех имениях, где барщина разверстывается не по тяглам, а по участкам,, дворам или хозяйствам, женская барщина уменьшается на одну треть против размера, ныне существующего, с тем чтобы с двора или хозяйства сходило не более двух женских дней в неделю, мужская же барщина отбывается до утверждения уставной грамоты в прежнем размере, но не свыше трех дней в неделю с каждого взрослого работника, наделенного полевою землею, а с крестьян, наделенных одною усадебною землею, барщина также до утверждения уставной грамоты требуется по местному обычаю, но не более того, что требовалось до сего времени.
В-третьих, отменяются все добавочные и сгонные работы и наряды, кои отбывались сверх трехдневной барщины.
8. В имениях малороссийских, т.е. в губерниях Черниговской, Полтавской и части Харьковской (как означено в местном для сих губерний положений), вводятся немедленно после утверждения уставной по каждому имению грамоты следующие облегчения в барщинной повинности.
Во-первых, женская барщина уменьшается на одну треть против размера, ныне существующего, с тем чтобы с двора или хозяйства сходило не более двух женских дней в неделю. Мужская же барщина, т.е. по три дня в неделю с каждого взрослого работника, наделенного полевою землею; а с крестьян, наделенных одною усадебною землею, барщина до утверждения уставной грамоты требуется по местному обычаю, но не более того, что требовалось до сего времени.
Во-вторых, отменяются все добавочные, сверх означенной барщины, рабочие повинности и так называемые толоки и гуртовые работы.
9. В губерниях Киевской, Подольской и Волынской впредь до утверждения уставной по каждому имению грамоты крестьяне отбывают барщину по разрядам в размере, определенном инвентарными правилами, с нижеследующими на первый раз облегчениями.
Во-первых, вместо двенадцати летних сгонных дней в году с каждой рабочей мужского и женского пола души полагается до утверждения уставной грамоты только восемь таковых дней, и плата за сии дни определяется не ниже двадцати копеек в день.
Во-вторых, назначение бобылей и сирот, а также людей из огородных и пеших хозяйств в дворовую прислугу допускается только с их согласия, по добровольному с помещиком условию.
10. В губерниях Виленской, Гродненской, Ковенской и Минской крестьяне впредь до утверждения уставной по каждому имению грамоты отбывают барщину в размере, определенном по каждому имению местным инвентарем; но отменяется право помещиков брать батраков (паробков) для полевых работ и для дворовой прислуги иначе как с согласия самих батраков и по добровольному с ними условию. В четырех уездах Витебской губернии (Динабургском, Дризенском, Люцинском и Режицком) барщина облегчается на тех основаниях, какие указаны выше, во 2-м пункте ст.7-й, для участковых хозяйств.
11. Со дня обнародования Положений впредь до 15-го марта 1862 года крестьянские подводы могут быть посылаемы с сельскими произведениями помещика не иначе как в счет барщины на следующих основаниях.
1) Крестьянские подводы могут быть посылаемы в тех только имениях, где подводная повинность отбывалась крестьянами в до утверждения Положений о крестьянах.
2) Расстояние для проезда в один день как с кладью, так и без клади полагается: для каждой подводы конной — в 30 верст, а для воловьей — в 20 верст.
Примечание. Тяжесть клади не должна превосходить: для подводы одноконной — 20 пуд, а для пароволовой — 35 пуд. В местностях, где инвентарными правилами установлена для подвод меньшая тяжесть клади, там соблюдается по сему предмету инвентарное правило,
3) Подводы могут быть посылаемы: конные — не далее как на 150 верст, а на волах — не далее как на 50 верст от селения, где живет подводчик, и притом с тем, чтобы посылки крестьянских подвод не превосходили в общей сложности в течение целого года 500 верст в оба пути на каждое тягло, а в тех имениях, где земля не делится по тяглам и распределяется на участки по дворам, — не более 500 верст с каждого состоящего на барщине хозяина, имеющего рабочую лошадь или пару волов.
4) Каждый день подводной повинности, как в проезде с кладью или без оной, так и в простое, зачитывается в счет барщины за полтора рабочих дня. Зачет этот должен делаться по возвращении домой крестьянских подвод немедленно, из первых следующих за тем с крестьян барщинных дней.
5) Во время распутицы и в продолжение полевых работ с крестьян не могут быть требуемы подводы.
6) Во время поездок плата за подводы на переправах, мостах и шоссе производится на счет помещика.
7) При посылке подвод на расстояние далее суточного пути, а именно: конных подвод далее 30-ти, а на волах далее 20-ти верст от того селения, где живет крестьянин, выдается от помещика подводчику на его харчи и на корм лошадей или волов особая плата.
Примечание. Размер сей платы определяется для каждой губернии местным губернским по крестьянским дела присутствием.
8) В губерниях Виленской, Волынской, Гродненской, Киевской, Ковенской, Минской и Подольской подводы в счет барщины отбываются до 15-го марта 1862 года в размере, определенном местными инвентарными правилами и инвентарями.
9) Затем с 15-го марта 1862 года крестьянские подводы могут быть посылаемы только в пределах имения, на основании местных положений о поземельном устройстве крестьян.
12. Все не отмененные в изложенных выше ст.5-11 повинности работами или деньгами должны быть сполна отбываемы крестьянами в пользу помещиков без малейшего упущения.
13. По открытии сельских обществ крестьянам предоставляется право участвовать на установленных в сельских обществах сходах в составлении мирских приговоров и в выборах общества, а также быть избираемыми в должности и отправлять оные на основании правил, установленных в Общем о крестьянах положении.
14. Помещик, руководствуясь по вотчинной полиции и попечительству над обществом водворенных на его земле временнообязанных крестьян статьями 148-163-й Общего о крестьянах положения, сверх того до учреждения волостей сохраняет право, в пределах той власти, какая предоставляется по Общему о крестьянах положению (ст.96-102) волостным судам:
1) разбирать и судить взаимные споры и иски водворенных на его землях крестьян и
2) подвергать их взысканиям и наказаниям, с тем чтобы наказаниям телесным они были подвергаемы не иначе как чрез полицию.
15. Впредь до устройства волостей выдача крестьянам и дворовым людям билетов и паспортов зависит также от владельца имения.
16. Впредь до устройства волостей на обязанности владельца остается побуждение законным порядкам и, буде нужно, при содействии земской полиции водворенных на его землях крестьян ко взносу государственных податей и к отправлению денежных и натуральных повинностей. Владелец не отвечает своим имуществом за те недоимки по государственным податям и сборам, кои накопятся на крестьянах по обнародовании Положений о крестьянах.
17. Впредь до утверждения и введения в действие по каждому имению уставной грамоты на владельце остаются прежние обязанности по продовольствию и призрению крестьян.
18. Впредь до назначения мировых посредников жалобы и недоразумения, кои могут возникать между помещиками и крестьянами или дворовыми людьми, подлежат разбору уездного предводителя дворянства. Воспрещается подавать жалобы на помещиков по таким делам и распоряжениям, кои совершились в прежнее до обнародования Положений о крестьянах время в силу существовавшего крепостного права.
19. С учреждением волостей и со введением в действие установленных грамот крестьяне вступают в пользование прочими даруемыми им правами на точном основании Общего и местных положений о крестьянах и дополнительных к оным правил.
Отделение второе