ПН за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (предмет, цели и задачи).
Защита прав и свобод человека и гражданина средствами ПН охватывает всю разностороннюю деятельность органов прокуратуры. Это обстоятельство обусловливает определение ПН как гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина и важнейшего направления деятельности прокуратуры.
Выделение данного направления деятельности в качестве самостоятельного вида ПН обусловлено положением Конституции о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.
Прокуратура относится к числу правоохранительных органов, которые непосредственно выполняют обязанность государства по соблюдению и защите прав и свобод человека.
Цель ПН за соблюдением прав и свобод человека и гражданина заключается в том, чтобы добиться такого состояния, при котором, с одной стороны, права и свободы действительно соблюдались бы всеми органами и должностными лицами, а, с др. стороны, гражданин был убежден в том, что его права и свободы находятся под надежной охраной и в случае их нарушения он вправе обратиться за защитой к компетентным государственным органам (их должностным лицам), у которых, в свою очередь, есть обязанность по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.
Задачами ПН являются следующие положения:
• обязательное вмешательство прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении прав и свобод личности;
• использование в полном объеме возможностей ПН в предупреждении правонарушений;
• защита закрепленных в Конституции. прав и свобод человека и гражданина;
• защита личных и общественных интересов;
• реагирование на факты ущемления прав и свобод граждан;
• активизация и совершенствование деятельности по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Предмет надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными ком-ми, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами МСУ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
ПН охватывает комплекс прав и свобод, установленных Конституцией
Ограничение прав и свобод возможно в ФЗ в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В сферу надзора входит соблюдение прав и свобод граждан РФ, граждан РФ, имеющих гражданство иностранного государства (двойное гражданство), иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ.
Предмет надзора обусловливает необходимость прокурорам в своей работе руководствоваться конституционными принципами, определяющими значение, порядок и условия соблюдения прав и св.
Предмет надзора охватывает соблюдение прав и свобод, которые не относятся к предмету других отраслей ПН, т.к. соблюдение прав и свобод входящих в предмет не только рассматриваемой отрасли ПН, а также в сферу надзора за исполнительных законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительного следствия, надзора за исполнением законов администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудит. характера, в ходе осуществления функции уголовного преследования.
Осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленных ему полномочиях, не подменяя иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и св., не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Из ФЗ ЗоП
Статья 26. Предмет надзора
1. Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. (в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 31-ФЗ)
2. Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.
Статья 28. Протест и представление прокурора
Прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение.
Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.