Полномочия прокурора – совокупность прав и обязанностей прокурора.

Право – мера возможного поведения, обязанность – мера должного поведения.

У прокурора право является обязанностью, а обязанность - правом.

Проверка

Обычно это помощники, начальники отдела. Прокурор при проведении проверки не должен подменять другие органы гос. Власти. Он проводит проверку при получении информации о фактах нарушения закона, которые могут быть устранены средствами прокурорского надзора.

Проверки:

- плановые

- неплановые

- комплексные

- целевые

Полномочия по выявлению нарушений закона закреплены в ч. 1 ст. 22 Закона «О прокуратуре», которая указывает, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения поднадзорных объектов;

· иметь доступ к их документам и материалам, относящимся к правонарушениям или способным установить и доказать совершенное правонарушения;

· требовать от руководителей и должностных лиц объектов надзора представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделение специалистов для выяснения возникших вопросов; проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

· по основаниям, установленным законом, возбуждать уголовное дело или производство об административном правонарушении, требовать привлечения лиц, нарушивших закон,

к иной установленной законом ответственности;

· предостерегать о недопустимости нарушения закона;

· освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

· опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

· вносить представление об устранении нарушений закона.

Должностные лица органов прокуратуры обязаны приступать к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно

Правовые средства прокурорского реагирования входят в систему полномочий, предоставленных прокурору для осуществления надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов. Надлежащим образом используя эти правовые средства, прокурор добивается пресечения выявленных нарушений закона, восстановления нарушенных прав и свобод граждан, интересов общества и государства.

45. Полномочия прокурора по устранению фактов нарушения закона.

Протест – наиболее распространенный акт прокурорского реагирования. Рассматривается в течение 10 дней, д.б. дан любой ответ. Факт внесения протеста не обязывает отменить правовой акт.

Представление об устранении нарушений закона. Оно носит профилактический характер (на будущее). Рассматривается незамедлительно, но ответ в течение 30 дней. Предложения носят рекомендательный характер.

Статья 22. Полномочия прокурора

3. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами:

Ø освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Ø опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

Ø вноситпредставление об устранении нарушений закона.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, если в их действиях отсутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения.

Каждое представление должно быть индивидуально по своему содержанию. Процесс его подготовки подчиняется общим требованиям, которым должны отвечать акты прокурорского реагирования. Представлениям надлежит быть безупречными в правовом отношении, обоснованными, логичными, доходчивыми и стилистически грамотно оформленными.

Необходимо иметь в виду, что представление рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий.

Закон возлагает на органы и должностных лиц, которым вносится представление, обязанность сообщить прокурору о принятых мерах в письменной форме. Каждое поступившее прокурору письменное сообщение необходимо оценивать с точки зрения достаточности и реальности принятых мер. Чтобы исключить или хотя бы свести к минимуму формализм в реагировании на представления прокурора, целесообразно проводить скрупулезный анализ поступивших сообщений, в том числе с привлечением специалистов, осуществлять контрольные проверки. В случае умышленного игнорирования изложенных в представлении требований, прокурор обязан возбудить производство об административном правонарушении.

46. Проверки исполнения законов и основания их проведения.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в прокуратуру информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений СМИ и т.п.), а также материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь — для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране (специальные проверки).

Прокурорская проверка — основное правовое средство выявления и пресечения нарушений закона (правонарушений) и установления обстоятельств, им способствовавших.

Исходя из поставленных целей и решаемых задач прокурорские проверки делятся на первичные, вторичные и контрольные.

Разновидностями первичных проверок являются:

целевые — проверяется исполнение законов, регулирующих однородные общественные отношения (в сфере жилищного законодательства);

комплексные — проверяется исполнение законов, регулирующих разнородные общественные отношения (в сфере законодательства о предпринимательстве и защите прав потребителей);

сквозные — проверяется исполнение законов на всех уровнях во всех или многих органах данной отрасли, министерства;

совместные — проводятся во взаимодействии с другими органами власти или контроля (прокуратура и налоговая служба);

одновременные — проводятся параллельно в разных органах.

Повторная (вторичная) проверка устанавливает, какое влияние оказала первичная проверка. Контрольная проверка проводится с целью определения качества и полноты ранее проведенных проверок.

Результаты проверки оформляются справкой.

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Прокурорской проверке подлежат заявления (сообщения) граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, сообщения средств массовой информации и иных источников о совершенном или готовящемся преступлении, административном правонарушении со стороны прокуроров и следователей. Обстоятельствам, содержащимся в сообщениях и заявлениях о правонарушениях, обеспечивают тщательную проверку, при этом руководствуются принципом законности, не допуская как необоснованного наказания прокуроров и следователей, так и попыток увода их от предусмотренной законом ответственности. В ходе данной работы пресекаются попытки сбора сведений о частной жизни прокуроров и следователей, не имеющих отношения к проводимой проверке.

47. Акты прокурорского надзора и предъявляемые к ним требования.

Посредством издания актов прокурорского надзора реализуются полномочия прокурора по устранению фактов нарушения закона.

Наши рекомендации