Систематизация ведется в целях получения полной и точной информации о законодательстве, способствует изучению и правильному применению правовых норм при осуществлении деятельности юридической службы.
Систематизация облегчает деятельность органов, применяющих законодательство, обеспечивает доступность нормативного материала.
Систематизированный учет нормативных правовых актов обеспечивает получение быстрой и полной правовой информации по вопросам, возникающим в деятельности предприятия, учреждения, организации, поскольку нормативные акты упорядочиваются и располагаются по определенным признакам.
Правовая служба является хранителем нормативного материала, поступающего и издаваемого на предприятии.
При ведении систематизации законодательства следует отличать нормативные акты от ненормативных правовых актов, т. е. правовых актов, принимаемых (издаваемых) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение.
Систематизация законодательства включает в себя деятельность по следующим направлениям:
- анализ и индексирование нормативных правовых актов.
При этом под индексированиемпонимается процесс выражения смыслового содержания правового акта либо отдельной правовой нормы классификационными индексами (кодами) Единого правового классификатора Республики Беларусь;
- формирование картотеки индексируемых нормативных правовых актов;
- ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов.
Систематизации подлежат нормативные правовые акты, необходимые для осуществления практической деятельности юридической службы, принятые (изданные):
- Президентом Республики Беларусь;
- Национальным собранием Республики Беларусь;
- Советом Министров Республики Беларусь;
- Конституционным Судом Республики Беларусь;
- Верховным Судом Республики Беларусь;
- министерством, являющимся вышестоящим органом государственного управления по отношению к данному предприятию, учреждению, организации, иными республиканскими органами государственного управления;
- Национальным банком Республики Беларусь;
- областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами.
Национальные реестр – система учета правовых актов Республики Беларусь, составляющих законодательство Республики Беларусь.
Национальный реестр ведется в целях:
- обеспечения единой системы законодательства Республики Беларусь;
- создания эталонного банка данных правовой информации и комплектования фонда правовых актов Республики Беларусь, поддержания их в контрольном состоянии на бумажных и электронных (магнитных) носителях;
- обеспечения своевременного информирования государственных органов, юридических и физических лиц о законодательстве Республики Беларусь;
- осуществления межгосударственного обмена правовой информацией. Включению в Национальный реестр подлежат:
- Конституция Республики Беларусь (далее — Конституция);
- декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь;
- законы Республики Беларусь;
- международные договоры (соглашения, конвенции), участником которых является Республика Беларусь, дополнения, поправки, протоколы и приложения к ним;
- постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;
- постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
- постановления Правительства Республики Беларусь;
- распоряжения премьер-министра Республики Беларусь;
- заключения и решения Конституционного Суда;
- постановления Пленума Верховного Суда;
- правовые акты Администрации Президента Республики Беларусь и других государственных органов, непосредственно подведомственных Президенту Республики Беларусь;
- правовые акты Национального банка, министерств, иных республиканских органов государственного управления;
- правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;
- иные правовые акты, действующие на территории Республики Беларусь.
Правовые акты, содержащие охраняемые законом государственные секреты, включаются в отдельный раздел Национального реестра с соответствующим грифом секретности. Ведение этого раздела осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственных секретах.
Правовые акты направляются в Национальный центр правовой информации (далее – НЦПИ) для включения в Национальный реестр в трехдневный срок со дня опубликования (принятия) органом, их издавшим (принявшим), а правовые акты, изданные (принятые) государственными органами совместно, - органом, указанным первым в числе издавших (принявших) правовой акт.
В Национальный реестр вносятся следующие данные о правовых актах:
1) орган(ы) (должностное лицо), издавший (принявший) акт;
2) вид акта;
3) дата принятия (издания);
4) номер;
5) наименование;
6) источник официального опубликования;
7) дата вступления в силу;
8)код(ы) индекса по Единому правовому классификатору Республики Беларусь;
9) регистрационный номер Национального реестра;
10) дата включения правового акта в Национальный реестр.