Систематизация ведется в целях получения полной и точной информации о законодательстве, способствует изучению и правильному применению правовых норм при осуществлении деятельности юридической службы.

Систематизация облегчает деятельность органов, применяющих законодательство, обеспечивает доступность нормативного материала.

Систематизированный учет нормативных правовых актов обеспечивает получение быстрой и полной правовой информации по вопросам, возникающим в деятельности предприятия, учреждения, организации, поскольку нормативные акты упорядочиваются и располагаются по определенным признакам.

Правовая служба является хранителем нормативного материала, поступающего и издаваемого на предприятии.

При ведении систематизации законодательства следует отличать нормативные акты от ненормативных правовых актов, т. е. правовых актов, принимаемых (издаваемых) с целью осуществления конкретных (разовых) организационных, контрольных или распорядительных мероприятий либо рассчитанный на иное однократное применение.

Систематизация законодательства включает в себя деятельность по следующим направлениям:

- анализ и индексирование нормативных правовых актов.

При этом под индексированиемпонимается процесс выражения смыслового содержания правового акта либо отдельной правовой нормы классификационными индексами (кодами) Единого правового классификатора Республики Беларусь;

- формирование картотеки индексируемых нормативных правовых актов;

- ведение контрольных экземпляров нормативных правовых актов.

Систематизации подлежат нормативные правовые акты, необходимые для осуществления практической деятельности юридической службы, принятые (изданные):

- Президентом Республики Беларусь;

- Национальным собранием Республики Беларусь;

- Советом Министров Республики Беларусь;

- Конституционным Судом Республики Беларусь;

- Верховным Судом Республики Беларусь;

- министерством, являющимся вышестоящим органом государственного управления по отношению к данному предприятию, учреждению, организации, иными республиканскими органами государственного управления;

- Национальным банком Республики Беларусь;

- областными и Минским городским Советами депутатов, областными и Минским городским исполнительными комитетами.

Национальные реестр – система учета правовых актов Республики Беларусь, составляющих законодательство Республики Беларусь.

Национальный реестр ведется в целях:

- обеспечения единой системы законодательства Республики Беларусь;

- создания эталонного банка данных правовой информации и комплектования фонда правовых актов Республики Беларусь, поддержания их в контрольном состоянии на бумажных и электронных (магнитных) носителях;

- обеспечения своевременного информирования государственных органов, юридических и физических лиц о законодательстве Республики Беларусь;

- осуществления межгосударственного обмена правовой информацией. Включению в Национальный реестр подлежат:

- Конституция Республики Беларусь (далее — Конституция);

- декреты, указы, распоряжения Президента Республики Беларусь;

- законы Республики Беларусь;

- международные договоры (соглашения, конвенции), участником которых является Республика Беларусь, дополнения, поправки, протоколы и приложения к ним;

- постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь;

- постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

- постановления Правительства Республики Беларусь;

- распоряжения премьер-министра Республики Беларусь;

- заключения и решения Конституционного Суда;

- постановления Пленума Верховного Суда;

- правовые акты Администрации Президента Республики Беларусь и других государственных органов, непосредственно подведомственных Президенту Республики Беларусь;

- правовые акты Национального банка, министерств, иных республиканских органов государственного управления;

- правовые акты областных, Минского городского Советов депутатов, облисполкомов и Минского горисполкома;

- иные правовые акты, действующие на территории Республики Беларусь.

Правовые акты, содержащие охраняемые законом государственные секреты, включаются в отдельный раздел Национального реестра с соответствующим грифом секретности. Ведение этого раздела осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь о государственных секретах.

Правовые акты направляются в Национальный центр правовой информации (далее – НЦПИ) для включения в Национальный реестр в трехдневный срок со дня опубликования (принятия) органом, их издавшим (принявшим), а правовые акты, изданные (принятые) государственными органами совместно, - органом, указанным первым в числе издавших (принявших) правовой акт.

В Национальный реестр вносятся следующие данные о правовых актах:

1) орган(ы) (должностное лицо), издавший (принявший) акт;

2) вид акта;

3) дата принятия (издания);

4) номер;

5) наименование;

6) источник официального опубликования;

7) дата вступления в силу;

8)код(ы) индекса по Единому правовому классификатору Республики Беларусь;

9) регистрационный номер Национального реестра;

10) дата включения правового акта в Национальный реестр.

Наши рекомендации