Роль юридической службы предприятия в принятии локальных нормативных правовых актов
Еще до начала создания предприятия готовятся его учредительные документы. Весьма важно, чтобы эти документы отражали специфику деятельности предприятия, строго соответствовали закону.
Специфика деятельности юридической службы предприятия заключается в том, что она объективно располагает возможностью рассмотреть проект локального акта – решения общего собрания, постановления совета директоров, приказа или распоряжения исполнительного органа предприятия еще до принятия, подписания или утверждения соответствующего акта. Тем самым правовая служба может реально способствовать предотвращению принятия незаконных управленческих решений.
Следует подчеркнуть, что проверка законности локальных (внутренних) документов предприятия– это один из наиболее сложных участков работы юриста. Сложность состоит в том, что юристу нужно не только знать законодательство, чтобы обеспечить соответствие ему издаваемых в организации локальных актов, но и принять правильное решение, когда он сталкивается с противоречиями между правовыми актами.
При применении норм законодательных актов необходимо учитывать решения Конституционного Суда Республики Беларусь, его оценку актов или их отдельных положений, которые в случае признания их неконституционными утрачивают силу и не подлежат применению.
Весьма важное значение имеют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принятие которых нанимателем предусмотрено Трудовым кодексом (далее – ТК). Особенность таких актов в том, что при их принятии наниматель обязан в установленных случаях учитывать мнение представительного органа работников. К числу таких актов относится определение порядка индексации заработной платы, введение, замена и пере- смотр норм труда, правила внутреннего трудового распорядка и т. п. Правовая служба, работая с проектами локальных нормативных актов по труду, должна учитывать требования закона о том, что акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями либо принятые без соблюдения предусмотренного ТК порядка учета мнения представительного органа работников, являются недействительными. Предусмотрено, что в таких случаях применяются законы или иные нормативные правовые акты, содержащие соответствующие нормы трудового права.
Следует подчеркнуть, что юридическое основание принятия локальных актов определяется, как правило, в учредительных документах, которые должны соответствовать требованиям, предусмотренным законодательными актами. Подавляющее большинство действующих в стране негосударственных коммерческих организаций создано в виде обществ, правовое положение которых регламентировано специальным законодательством и уставами конкретных предприятий. Для таких предприятий характерна высокая степень саморегулирования в пределах компетенции органов управления, предусмотренной соответствующими законами.
Работа юриста, связанная с правовым анализом локальных актов не завершается проверкой их законности. На предприятии должна быть выработана система подготовки, издания и признания утратившими силу локальных актов. Если такой порядок в организации определен, то можно избежать появления не согласованных друг с другом документов, своевременно отменять устаревшие документы, вовремя реагировать на изменения законодательства.
В тех случаях, когда на предприятии имеется множество локальных актов, изданных в разные годы, и работа по их упорядочению не проводилась, целесообразно создать комиссию во главе с руководителем организации для отбора действующих локальных актов и признания утратившими силу (полностью или частично) устаревших и не соответствующих законодательству внутренних документов. При этом роль юридической службы в работе такой комиссии была бы весьма важной, поскольку одним из основных критериев этого отбора является соответствие или несоответствие законодательству того или иного локального акта. Другим критерием является степень полноты реализации полномочий данного юридического лица в соответствующих локальных актах.
Результатом этой работы может быть реестр действующих локальных нормативных актов предприятия, который позволит учесть все изданные здесь нормативные документы правового характера. Создание такого реестра значительно облегчит работу юридической службы по приведению проектов решений общих собраний, приказов генерального директора и иных документов правового характера в соответствие с законодательством. Это даст возможность одновременно с принятием нового локального акта ставить вопрос о признании утратившими силу (полностью или частично) ранее действовавших документов по данному вопросу, внесению в них изменений и дополнений.
Следует иметь в виду, что предприятие обязано приводить свои учредительные документы и локальные акты в соответствие со вступившими в силу новыми законодательными актами, постановлениями правительства, другими обязательными для исполнения правовыми актами. Смысл всей этой работы в том, чтобы все виды деятельности предприятия осуществлялись в правовых рамках. Это, в свою очередь, позволяет избежать материальных потерь – например, в виде штрафов за нарушения законодательства.
Учитывая, что работа с локальными актами на предприятии должна вестись регулярно, целесообразно издать приказ (постановление, распоряжение и т. п.) по предприятию, утверждающий положение о порядке подготовки локальных нормативных актов в соответствующей организации. В таком положении можно определить систему работы с внутренними документами предприятия, порядок их визирования, пересмотра, участия отдельных служб и должностных лиц в этой работе.
В условиях рыночных отношений получает развитие принцип юридического дозволения, когда предприятие по собственной инициативе вправе принимать любые решения, не противоречащие законодательству. Очевидно, что именно юрист предприятия, как специалист по праву, обладает наибольшей компетентностью в вопросах подготовки таких решений, которые бы не противоречили законодательству. В условиях, когда действуют многочисленные законы, указы, постановления, акты министерств, местных органов власти, от юридической службы зависит многое. И прежде всего она должна объективно информировать руководство предприятия о действующем законодательстве, о тех последствиях, которые могут наступить в случае нарушения законов или иных нормативных актов. Актуальным остается древнее латинское изречение «Scire leges non est verba tenere sed vim ac mentem» («Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их силу и смысл»).