Социологическое и философское обоснование уголовного законодательства в мусульманских государствах
Мусульманское право отражает принципы и положения ислама, приверженцами которого являются более 800 миллионов жителей земли.
Ислам возник в VII в. нашей эры, в период становления феодального общества в Арабском халифате. В этот период возникает и мусульманское право.
В современном мире ряд стран, в которых государственной религией является ислам, основывает уголовную ответственность на принципах мусульманского права. К ним относятся Иран, Пакистан, Ирак, Ливия, Саудовская Аравия, Арабские Эмираты и др.
В то же время в некоторых арабских странах, где ислам также является государственной религией, уголовное право создавалось под влиянием европейского континентального законодательства и включает лишь отдельные элементы мусульманского права. К ним относятся, например, Марокко, Сирия, Ливан, Иордания.
Поскольку мусульманское право является религиозным по своей сущности, основными источниками его служат Коран и Сунна. Коран содержит высказывания пророка Мухаммеда, а Сунна — предания о его поступках и решениях.
Однако в Коране и Сунне нет системы уголовно-правовых норм, есть отдельные положения, имеющие уголовно-правовое значение. Поэтому источником уголовного права второго (производного) порядка является доктрина мусульманского права, состоящая из толкований норм Корана и Сунны. Так, большое значение имеет единогласное мнение авторитетов ислама (иджма) по вопросам об уголовной ответственности. Решение некоторых вопросов основывается на суждениях по аналогии (кияс). В тех случаях, когда точно Определенные положения отсутствуют в общепризнанных источниках мусульманского права, решение может быть принято на основе иджтихада, т.е. свободного усмотрения судьи или иного авторитета ислама.
Несмотря на явный консерватизм, мусульманское право развивалось под влиянием ряда школ (толков) суннитского и шиитского направлений ислама. Поэтому иджтихад означал возможность выбора наиболее подходящих для рассматриваемого дела предписаний.
Определение преступлений и их тяжести в мусульманском праве основывается на догматах религии. Признается пять основных ценностей ислама. Это религия, жизнь, разум, продолжение рода, собственность. Преступления, посягающие на эти ценности, признаются тяжкими и караются наиболее серьезно.
В зависимости от характера преступления и порядка назначения наказаний, а также их видов все преступления делятся на три основные группы (категории): хадд, кисас и тазир.
К категории хадд относятся преступления, посягающие на "права Аллаха" и, как правило, связанные с нарушением основных ценностей ислама, за что установлены строго фиксированные наказания.
Обычно к категории хадд относят семь видов преступлений: вероотступничество, бунт, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, ложное обвинение в преступлении, кража, разбой.
За вероотступничество полагается смертная казнь, так как это преступление приравнивается к измене. Участники симпозиума мусульманского права, проведенного в Саудовской Аравии в 1976 году, указали, что "нет никаких различий между лицом, отошедшим от ислама, и тем, кто непосредственно или в идеологическом отношении стал на сторону врага" (см. Сюкияйнен).
Бунт также относится к числу наиболее опасных преступлений. Имеются предания о том, что Пророк рекомендовал подвергать смерти тех, кто сеял раздор в мусульманской общине и не повиновался властям. Поэтому мусульманская доктрина признает смертную казнь необходимым наказанием за бунт.
Употребление алкоголя, действующего на разум, категорически запрещается исламскими фундаменталистамй. В большинстве стран, определяющих уголовную ответственность на основе шариата, за употребление алкоголя применяются телесные наказания.
Прелюбодеяние, т.е. внебрачные половые отношения, караются 100 ударами палкой каждому виновному. Если же хотя бы один из них состоит в браке, то оба подлежат забитию камнями до смерти. Этот вид наказанияприменяется крайне редко, так как для доказательства вины требуются свидетельства четырех мужчин-мусульман.
За ложное обвинение в прелюбодеянии следует телесное наказание и запрет когда-либо выступать свидетелем в суде.
Кража имущества определенной стоимости карается отсечением правой руки; вторая кража — левой ноги, третья — левой руки. Если в краже участвовало несколько лиц, все наказываются одинаково.
Разбой, как правило, карается смертной казнью. В случае, если виновный применял угрозы, а не физическое насилие, и не овладел имуществом, он может быть наказан высылкой или лишением свободы по усмотрению правителя.
Наибольшее число преступлений против личности относится к категории кисас, под которую подпадают убийствои телесные повреждения.
За убийство полагается смертная казнь. Однако по желанию родственников убитого допускается принятие выкупа (дийа). Первоначально выкуп за кровь определялся в 100 верблюдов за смерть мусульманина и 50 — за смерть мусульманки. В настоящее время выкуп определяется в денежном выражении.
Причинение телесного повреждения ранее наказывалось по принципу талиона — по решению судьи родственники пострадавшего имели право нанести виновному рану такой же глубины и размера. В настоящее время чаще применяется выкуп за кровь.
Правонарушения категории тазир — это деяния, наказания за которые определяются по усмотрению судьи. Эти деяния могут посягать и на права Аллаха, и на частные интересы. Так, к категории тазир относится неисполнение религиозных обязанностей (например, несоблюдение поста), взяточничество и лжесвидетельство, мошенничество, нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение мусульманской морали и др.
За эти преступления могут назначаться и телесные наказания, и лишение свободы, и штраф, и устное порицание. Так, в Саудовской Аравии водитель, нарушивший правила безопасности движения, наказывается 10 ударами плети, а организатор автомобильных гонок на улицах столицы — 50 ударами.
Наказание по категории тазир не применяется в случае раскаяния виновного, а также в случае прощения правонарушителя потерпевшим.
Следует иметь в виду, что не все школы мусульманского права одинаково решили вопросы ответственности за преступления этой категории, что в значительной мере объясняется отсутствием четко регламентированного законодательства, в частности уголовных кодексов.
Однако в последнее время наблюдается тенденция кодификации мусульманского уголовного права.
В 1981 г. в Иране принят Кодекс, основанный на мусульманском праве и состоящий из 199 статей. В нем широко предусматриваются смертная казнь, телесные наказания, отражается неравенство мужчины и женщины. Так, если муж застает жену в момент прелюбодеяния, он имеет право убить обоих. Жена такого права лишена.
В 1983 г. был принят Уголовный кодекс Судана, в соответствии с которым применялись членовредительские наказания (отсечения рук) и смертная казнь. После свержения режима Нимейри значительная часть населения Судана, в основном христиане, выступила против положений этого Кодекса, и в 1991 г. был принят новый УК, основанный на шариате. Однако применение мусульманских наказаний и ответственность за преступления, определяемые исключительно мусульманским правом, например за употребление алкоголя, распространяются только на северную часть Судана, населенную мусульманами. В южной части, где проживают христиане и язычники, мусульманские наказания за кражу, разбой, прелюбодеяние и другие заменяются лишением свободы или штрафом.
В ряде исламских государств действуют уголовные кодексы, отражающие принципы европейского континентального права, а отдельные положения, основанные на шариате, применяются только в отношении мусульман, например, в Марокко, Сирии, Иордании.
Характерным для мусульманского права является публичное исполнение таких наказаний, как смертная казнь и бичевание, вплоть до трансляции их по телевидению в Иране и Пакистане.
Оценивая мусульманское уголовное право как особую, специфическую правовую систему, можно сделать вывод, что оно отличается крайней архаичностью, отражает взгляды средневековья.
Мусульманское право — это право привилегий "верных" перед "неверными", мужчин перед женщинами, знатных перед простыми людьми.
Многие положения мусульманского уголовного права, особенно это касается наказаний, противоречат общепризнанным нормам о правах человека, закрепленным в решениях ООН, Совета Европы.
Поэтому представляется, что несмотря на оживление и распространение мусульманского права, особенно в странах арабского мира, оно не имеет исторической перспективы, не соответствует прогрессивному развитию современного уголовного права, представляя попытку вернуть современное уголовное право к варварству и жестокости средневековья.