Наука немецкого уголовного права

Наука немецкого уголовного права. Научная разработка уголовно-правовой проблематики в ФРГ проводится в основном на кафедрах многочисленных университетов. Существенный вклад в нее вносят и научно-исследовательские учреждения, среди которых особенно выделяется Институт сравнительного и иностранного уголовного права во Фрейбурге. Хотя в литературе высказывалось мнение о том, что в ФРГ излишне много профессоров и нередко их труды бесполезны для практики, все же уголовно-правовая наука пользуется большим авторитетом.

Ссылки на мнения ученых принято делать в судебных решениях, включая решения Верховного суда (Федеральной судебной палаты) ФРГ.

Для углубленного изучения уголовного права ФРГ могут быть использованы: комментарии к УК ФРГ, из которых наиболее популярными являются обозначаемые по фамилиям первых составителей "Шонке — Шредер", "Лакнер" и огромный по объему Лейпцигский комментарий, многочисленные учебники уголовного права, рассчитанные на различную степень подготовленности. Можно выделить наиболее популярные учебники Вебера, Вессельса, Ешека, Хафта и др.

Особое значение имеет знание опубликованной судебной практики.

В литературе по уголовному праву и в ФРГ высказываются самые различные взгляды, начиная с отрицания необходимости уголовного права и кончая спорами по весьма тонким юридико-техническим проблемам. Поэтому следует различать взгляды, отражающие так называемое господствующее мнение и оказывающие значительное влияние на судебную практику, и взгляды, которые не имеют столь высокого авторитета. Понятие "господствующее мнение" анализируется в литературе и нередко связывается с публикациями в наиболее авторитетных журналах, таких, как "Новый юридический еженедельник" ("Neue Juristische Wockeuschrift") и др.

Б) французская уголовно-правовая школа

История развития уголовного законодательства. Франция в своем правовом развитии испытала влияние сначала римского права, а затем, — канонического права римской католической церкви. В соединении с местными традициями и обычаями это дало специфическое образование, которое впоследствии отнесли к романо-германской правовой системе. Именно специфика права Франции сыграла решающую роль в образовании этой системы.

Как и общее право Англии, романо-германский тип распространялся по всему миру отчасти благодаря авторитету права как такового, но в большей мере вследствие оккупации Наполеоном ряда европейских стран и колониальной политики этих стран. Кроме того, Франция оказала непосредственное влияние на развитие права своих бывших колоний в Африке, на Ближнем и Дальнем Востоке.

Безусловно, каждая из стран, входящих в романо-германскую правовую семью, в том числе и Франция, имеет свои особенности.

С древних времен до средневековья источниками уголовного права Франции были правовые обычаи и традиции.

Децентрализация средневекового государства на определенном этапе способствовала развитию права. Не имея единых правовых решений, каждая провинция стремилась найти их сама. В разных провинциях местные обычаи формировались и развивались под влиянием различных явлений: если в южных провинциях в первую очередь сказался авторитет римского права, то в северных — обычного устного права древнегерманских племен. Французские правовые обычаи начали публиковаться с XVI в. Среди них наиболее известные "Обычаи Парижа". Важным источником права, общим для всех регионов, стали принципы и нормы канонического (церковного) права. Напротив, различными, часто противоречащими друг другу были законодательные акты местных парламентов, которые также следует отнести к источникам. В целом весь средневековый период характеризуется довольно разнообразными решениями одних и тех же вопросов.

Уголовный процесс Франции до XII в. был обвинительным, сходным с английским. После запрещения в обеих странах ордалий общее право Англии пришло к обвинительной процедуре в суде присяжных, а романо-германское право — к инквизиционному процессу.

Инквизиционный процесс господствовал во Франции с XIII в. до конца XV в. Пришедший из канонического права, он характеризовался тем, что обвиняемый был вынужден доказывать свою невиновность, если ему предъявлялось обвинение. Обвиняемый считался виновным, если он отказывался доказать свою невиновность или делал это недостаточно убедительно. Альтернативой в нецерковных судах выступала обвинительная процедура. Инквизиционный процесс использовался для разрешения наиболее важных дел; он был закрытым, показания записывались. Обвиняемый получал к ним доступ и вообще узнавал суть обвинения лишь при окончании процесса, в открытом заседании, где перед судьей он мог защищаться и представлять свидетелей со своей стороны. Едва ли не самой характерной чертой инквизиционного процесса стало применение пыток вне зависимости от социального положения обвиняемого.

В 1539 г. король Франциск I издал ордонанс, согласно которому инквизиционная процедура безальтернативно должна была применяться во всех судах. Введение в процесс королевского обвинителя констатировало заинтересованность государства в каждом деле, чем окончательно было покончено с лично-состязательным характером обвинительного процесса. Несмотря на ряд изменений эта разновидность уголовного судопроизводства сохранилась в своей основе и до настоящего времени.

Нельзя сказать, что в этом типе процесса отсутствуют позитивные черты — он контролируется профессионалами, именно на них возлагается ответственность за соблюдение правовых норм и гарантий.

Относительно материального права Франции следует отметить, что именно влияние римского права привело к созданию единых для страны кодексов. В XVI—XVIII вв. многочисленные попытки создать единое законодательство не поколебали силы местных кодексов. И все-таки вырабатывались определенные общие принципы и складывались условия, позволившие Наполеону успешно провести кодификацию к началу XIX в. Одним из таких условий было разрушение старой правовой системы во время Великой французской революции 1789 г., другим — упразднение социального неравенства (вследствие той же революции).

Прецеденту, судебному законотворчеству не нашлось места в новой системе источников уголовного права, поскольку на судей и правоприменителей смотрели как на служителей короля, имеющих полномочия лишь толковать, но не изменять или создавать закон. Разумеется, судебная практика, в особенности постановления Кассационного суда, служила и служит в уголовном праве ориентиром для практики нижестоящих судов, но она не может восполнить пробелы законодательства (в отличие от сферы, например, гражданского судопроизводства). Примечательно, что вопросы определения уголовной ответственности и судопроизводства согласно ст. 34 Конституции Франции 1958 г. прямо отнесены к исключительной компетенции законодателя.

Итак, основные черты уголовного права романо-германской системы на примере Франции можно сформулировать следующим образом: а) признание законодательства единственным источником уголовного права; б) строгая иерархия источников от Конституций до уголовных законов; в) кодификация уголовного права.

Для Франции вообще характерно большое внимание к принципам уголовного права и правосудия и их конституционному оформлению. Конституция является непосредственным источником уголовного права. Почти в каждом пункте Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (часть действующей Конституции) содержатся принципы уголовной юстиции. Так, граждане равны перед законом независимо от ранга и социального положения; каждый предполагается невиновным, пока не доказано обратное; закон устанавливает наказаниялишь строго и бесспорно необходимые; обязательное условие наказуемости — законодательная запрещенность преступного действия на момент его совершения; политические и религиозные мнения не влекут уголовной ответственности и т.д. Кроме того, закон от 21 января 1790 г. провозгласил принцип личного наказания, согласно которому оно неможет распространиться на семью осужденного.

Первый послереволюционный Уголовный кодекс 1791 г. развил гуманистические идеи эпохи Просвещения. В его основе лежали принципы законности и ограничения уголовной репрессии необходимостью. Это привело к резкому сокращению применения смертной казни, отмене пожизненного лишения свободы и членовредительских наказаний, декриминализации ряда преступлений, в первую очередь религиозных. Однако стремление обеспечить законность и максимально ограничить судебное усмотрение привели к использованию системы абсолютно определенных санкций. Этот опыт воспринят не был.

УК 1791 г. и другие уголовные законы революционной эпохи были заменены Уголовным кодексом 1810 г., часто называемым Кодексом Наполеона. Он (наряду с ГК, ГПК и УПК) был составлен специальной комиссией по кодификации, созданной во время правления Наполеона. Содержавший первоначально гораздо более суровую систему наказаний, чем УК 1791 г. (смертная казнь, бессрочная каторга, клеймение и т.д.), он подвергся существенным изменениям на протяжении XIX—XX вв. Так, еще в 30-х и 60-х гг. XIX в. были отменены клеймение, позорный столб и ошейник как дополнение смертной казни, значительно уменьшена сфера пожизненного лишения свободы и применения смертной казни, введены смягчающие обстоятельства, отменена смертная казнь за политические преступления, конкретизированы признаки составов многих преступлений.

Основываясь первоначально на концепции классической школы уголовного права, УК 1810 г. впоследствии впитал идеи социологической школы. Так, вторая половина XIX в. привнесла в УК условное осуждение, условное освобождение и новые нормы о повторности и рецидиве. В конце 50-х и середине 70-х годов XX в. были существенно пересмотрены институты как Общей, так и Особенной части. Например, изменены составы преступлений против безопасности государства и общественного порядка; ряд дополнительных наказаний (лишение прав, конфискация автомобиля и проч.) стали применяться как основные. В 1981 г. была отменена смертная казнь. В 80-е гг. ощутимо расширилась сфера условного осуждения к лишению свободы, введены работы в интересах общества и новый порядок исчисления штрафов (в дневных ставках дохода).

Помимо УК был принят ряд законов, содержащих уголовно-правовые нормы: Кодекс военной юстиции, Дорожный кодекс, УПК и т.д. Некоторые из них — весьма почтенного возраста: например, Закон о прессе 1885 г., Закон о торговле фальсифицированными продуктами питания 1905 г. Особо следует отметить Закон об усилении безопасности и защите свободы граждан 1981 г. Принятый для усиления борьбы с преступностью, он расширил применение лишения свободы и предоставил полиции довольно широкие возможности действовать по своему усмотрению, что позволило некоторым исследователям оценить закон как репрессивный. Отдельные его нормы были изменены по Закону о свободе и безопасности 1982 г.

С 1973 г. во Франции велась работа по подготовке нового Уголовного кодекса. 22 июля 1992 г. был принят и весной 1994 г. вступил в силу новый УК Франции. Однако значение УК Наполеона этим не уничтожено ввиду его огромного влияния на французское и зарубежное законодательство.

УК 1992 г., с одной стороны, сохранил определенные традиции французского уголовного законодательства, а также и нововведения последних лет (например, об условном осуждении); с другой стороны, он по-новому сформулировал ряд базовых институтов (например, соучастия, обстоятельств, исключающих ответственность). В Общей части немало внимания уделяется институту преступления, в то время как УК Наполеона был акцентирован на институте наказания. Представляет интерес возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц. В Кодексе перечислены принципы возложения такой ответственности и указаны применяемые к юридическим лицам санкции: штраф, возмещение убытков, запрещение деятельности, ликвидация и т.д. На юридические лица ответственность может возлагаться за преступления в области охраны окружающей среды, налоговые преступления, нарушения техники безопасности.

Главной концептуальной идеей нового УК Франции стала защита прав человека, его жизни, здоровья, благоприятной окружающей природной среды, безопасности труда. УК гарантирует соблюдение принципов, закрепленных в Декларации прав человека и гражданина и Европейской конвенции прав человека, в особенности — принципа законности. Согласно гл. I разд. I книги I никто не может быть наказан за деяние, не предусмотренное законом или постановлением; никто не может быть подвергнут наказанию, не предусмотренному законом или постановлением; наказание должно соответствовать тяжести преступления; уголовный закон не имеет обратной силы; уголовный закон подлежит точному толкованию.

Структура УК Франции 1992 г. соответствует системе, принятой УК 1810 г., и состоит из четырех книг. Каждая книга делится на разделы, а раздел — на главы.

Книга первая содержит нормы, в которых излагаются общие положения об уголовном законе, ответственности, наказаниях.

Вторая, третья и четвертая книги посвящены вопросам Особенной части. Вторая книга содержит составы преступлений и проступков против человека и открывается разделом о преступлениях против человечества, затем следуют разделы о посягательствах на человеческую личность. Третья книга определяет ответственность за преступления и проступки против собственности, а четвертая — за преступления и проступки против нации, государства и общественного порядка.

Таким образом, в структуре нового Кодекса Франции четко просматривается иерархия ценностей, положенная в основу уголовного законодательства, а именно: личность — собственность — государство.

В) Восточно-европейская школа

«Восточная ветвь» выделилась из общей континентальной системы в XX веке как результат уголовно-правового развития социалистических и пост-социалистических стран. Изначальным центром данной подсистемы выступила советская школа уголовного права. Из Советского Союза в период 1940-1980-х годов уголовно-правовые идеи распространились и оказали существенное влияние на развитие соответствующей отрасли в 14 социалистических государствах и еще нескольких странах «социалистической ориентации» (например, Народной Демократической Республике Йемен). Необходимо отметить, что ни в одной из указанных стран (кроме Монголии) влияние советского уголовного права не означало его полной рецепции. В некоторых странах с развитой правовой культурой (Куба, Польша, Румынии, Чехословакия) уголовное законодательство сохранило сильные национальные особенности в той мере, в которой они не противоречили новым идеологическим принципам.

С распадом мировой социалистической системы уголовно-правовое развитие пост-социалистических и сохраняющихся социалистических стран пошло своими путями, причем нередко не параллельными, а расходящимися. В ряде государств (Польша, Эстония) законодатель приложил особые усилия, чтобы стереть в новых уголовных кодексах все следы советского влияния.
Тем не менее, уголовное законодательство почти всех стран на территории бывшего социалистического лагеря (таковых насчитывается уже более 35) сохраняет достаточно много специфически черт, позволяющих выделить их в единую общность.
Как показывает сравнительный анализ, характерными чертами «Восточной ветви» романо-германской системы являются:
наличие в уголовных кодексах общих теоретических определений и норм-целей (задачи УК, цели наказания);
формально-материальное определение преступления;
наличие специальных разделов об ответственности несовершеннолетних в Общей части УК;
закрепление в УК института судимости;
стремление к полной кодификации уголовного права, включению всех составов в Особенную часть УК, отсутствие специальных военных уголовных кодексов. Разумеется, вышеуказанные черты в своей совокупности встречаются не во всех
пост-социалистических и социалистических странах.
Так, задачи уголовного законодательства определены в УК стран СНГ, Болгарии, Вьетнама, Федерации Боснии и Герцеговины, Вьетнама, Кубы, КНДР, КНР, Лаоса, Литвы, Монголии, Румынии, Черногории, Чехии.
Формально-материальное определение преступления закреплено в УК стран СНГ (кроме Грузии), Болгарии, Венгрии, Вьетнама, КНР, Кубы, Литвы, Марокко, Монголии, Руанды, Румынии, Черногории.
Помимо вышеназванных в рамках «Восточной ветви» можно обнаружить и другие общие черты и институты, характерные исключительно или преимущественно для данной подсистемы.
Например, для большинства пост-социалистических и социалистических стран характерно единое понятие преступления. Только в некоторых из них (Албания, Венгрия, Латвия, Литва) уголовно наказуемые деяния подразделяются на преступления и проступки.
Существенное своеобразие имеет здесь институт соучастия. В странах СНГ, большинстве других бывших (Албания, Болгария, Венгрия, Литва, Македония, Монголия, Румыния) и ныне существующих социалистических стран (Вьетнам, КНР, Лаос) соучастие понимается в более широком смысле, чем в других странах континентальной системы. По уголовному законодательству перечисленных выше стран соучастниками являются все участники преступления, включая исполнителей. Характерной чертой «Восточной ветви» является также выделение фигуры организатора в качестве самостоятельного вида соучастников.
Весьма важным общим моментом является также наличие в Особенной части раздела «Экономические преступления», что отражает идущую из социалистического права традицию выделять экономическую систему общества как единый комплексный объект уголовно-правовой охраны. В настоящее время такой раздел имеется в УК всех стран СНГ и Балтии, бывших югославских республик, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, КНР, Кубы, Лаоса, Монголии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии.

Наши рекомендации