Разграничение компетенции между различными видами органов прокуратуры
Разграничение компетенции между различными видами прокуратур. (3 вида компетенции, анализ приказа № 84)Разграничение компетенции между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами.В системе органов прокуратуры есть разные уровни:генеральная прокуратура,прокуратуры субъектов федерации,районные, городские прокуратуры и приравненные к ним.Объём полномочий у вышестоящих прокуроров больше, т.к. они обладают также полномочиями по руководству нижестоящими прокурорами (организационными полномочиями). Ст.17, 19 ФЗ «О прокуратуре».Генеральный прокурор в пределах выделенных штатов определяет структуру прокуратур, правовое положение структурных подразделений прокуратур, т.е. в общем распоряжается штатами. Некоторыми полномочиями по определению штатной численности обладают прокуроры субъектов РФ. Нижестоящие прокуроры могут вносить предложения по изменению штатной численности.Например: администрация области (Правительство) расположена на территории Ленинского района, но прокурор Ленинского района не может проводить в ней проверки.Основным критериемразграничения компетенции по надзору за законностью принимаемых актов между вышестоящими и нижестоящими прокурорскими органами является правовое положение поднадзорных прокуратуре органов законодательной (представительной) и исполнительной власти. Применяется принцип соответствия: прокурор должен осуществлять надзор за исполнением законов органами власти соответствующими ему по правовому положению. Определения соответствия нет в ФЗ, это разграничение выработано на практике.
осуществляет надзор за | |
прокурор района | органами местного самоуправления |
прокурор субъекта РФ | органами гос. власти субъекта РФ |
генеральный прокурор | федеральными органами гос. власти |
В ряде случае вышестоящая прокуратура может делегировать (передавать) свои полномочия подчинённым прокурорам. Делегированиеможет быть:1)разовое Когда подчинённому поручается совершить какое-либо одно действие (например, поддержать обвинение на выездном заседании суда)2)постоянное Когда вышестоящий прокурор передаёт свои полномочия для постоянного их выполнения нижестоящему (подчинённому).Основное правило: распределение полномочий по принципу соответствия правового положения прокурора и поднадзорных ему органов. Это принцип влияет на разграничение полномочий по реагированию на нарушение законности. Этот принцип должен чётко соблюдаться. В системе органов прокуратуры выделяется вид «городские прокуратуры»:1)прокуратуры низового звена (по правовому положению равные городским)2)прокуратуры городов федерального значения.Разграничение компетенции между одинаковыми по своему правовому положению прокурорскими органами В законодательстве нет критериев. В основу такого разграничения положентерриториальный признак: как правило, органы прокуратуры учреждаются в каждой административно-территориальной единице, иногда (когда малый объём работы) одна прокуратура приходится на территорию нескольких административно-территориальных единиц (это межрайонные прокуратуры). Границы административно-территориальной единицы определяют территорию, на которой действует прокуратура.Дополнительные критерии: 1)место совершения правонарушенияКак правило, меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого произошло правонарушение2)в отношении сложных в структурном отношении организаций, расположенных на территории нескольких административно-территориальных единиц – меры реагирования должен принимать тот прокурор, на территории которого находится орган руководства организации3)место нахождения органа, в компетенцию которого входит принятие мер по устранению правонарушения.В отношении судов действует правило: подсудность по месту нахождения ответчика. Разграничение компетенции между территориальными и специализированными прокуратурами. Основным критерием являетсякруг поднадзорных субъектов. Разграничение проводится по предметным полномочиям, функциональные полномочия у территориальных и специализированных прокуратур одинаковы. В ФЗ не содержится критериев. Критерии содержатся в ведомственных актах генерального прокурора – Приказ генерального прокурора № 54 от 9 сентября 2002 года «О разграничении компетенции прокуроров территориальных и приравненных к ним, военных и других специализированных прокуратур». Наиболее широкой компетенцией обладает территориальная прокуратура (всё, что не относится к компетенции специализированных прокуратур, принадлежит территориальным прокуратурам), т.е. этот Приказ сузил компетенцию специализированных прокуратур. В составе прокуратуры Свердловской области выделяется: 5 транспортных прокуратур,3 природоохранные (в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге),5 прокуратур по надзору за исполнением наказания, 2 прокуратуры войсковых частей (в городах Новоуральске и Лесном).