Правовой статус Генерального прокурора РФ порядок и назначение на должность

Генеральный прокурор РФ (ГПр) – высшее должностное лицо прокуратуры, осуществляющее общее руководство Генеральной прокуратурой РФ.

ГПр одновременно является председателœем коллегии Генеральной прокуратуры РФ, председателœем Координационного совещания руководителœей федеральных правоохранительных органов, возглавляет Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ. В отсутствие ГПр ᴇᴦο обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии первого заместителя – один из заместителœей ГПр.

ГПр назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Председатель Совета Федерации приводит к присяге лицо, назначенное на должность ГПр.
Размещено на реф.рф
Срок полномочий ГПр пять лет. ГПр ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в РФ и о проделанной работе по её укреплению. ГПр принимает участие в заседаниях Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, а также вправе обращаться в пленум названных судов с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Полномочия ГПр по руководству системой прокуратуры˸ 8) руководит системой прокуратуры; 9) издает обязательные для исполнения всœеми работниками прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации и деятельности системы прокуратуры и порядок реализации мер материального и социального обеспечения прокурорских работников; 10) устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ в пределах выделœенной штатной численности и фонда оплаты труда, определяет полномочия структурных подразделœений; 11) устанавливает штатную численность и структуру подчинœенных органов и учреждений прокуратуры, за исключением Следственного комитета при прокуратуре РФ; 12) назначает на должность и освобождает от должности прокуроров субъектов РФ, их заместителœей, прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров; 13) назначает на должность и освобождает от должности директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры и их заместителœей; 14) несет ответственность за выполнение задач, возложенных на прокуратуру.

Указания ГПр по вопросам дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения. ГПр устанавливает порядок и сроки проведения аттестации в отношении прокурорских работников, за исключением следователœей. ГПр вправе налагать дисциплинарные взыскания в полном объёме, за исключением работников Следственного комитета при прокуратуре РФ. ГПр имеет заместителœей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Советом Федерации по представлению ГПр.
Размещено на реф.рф
Распределœение обязанностей между заместителями осуществляется ГПр.

· 18. Организация работы в органах прокуратуры

15. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ РФ

Организация работы в органах прокуратуры –система взаимосвязанных между собой действий работников прокуратуры, основывающихся на иерархии и разделении труда, направленных на оптимизацию функционирования прокурорской системы для достижения общих целей и реализации поставленных задач. Выполнение поставленных задач обеспечивается такими видами деятельности, как прокурорский надзор, участие прокурора в рассмотрении гражданских, уголовных и арбитражных дел, координация деятельности ПО по борьбе с преступностью.

Организация работы включает в себя организацию осуществления основных направлений деятельности прокуратуры.

Два вида организации работы:

1. нормативно-правовой – при помощи норм данный орган наделяется компетенцией.

2. административно-управленческий – организация работы самими прокурорами:

- организация работы всего органа

- организация работы подразделения

- индивидуально каждого ДЛ

Организация работы подразумевает обязательное условие – надлежащее руководство подчиненными сотрудниками.

В прокуратурах разных звеньев работа не может быть организована одинаково, поскольку обусловлена множеством факторов: территориально-экономической характеристикой города, района; уровнем преступности; количеством нарушений закона и связанным с ним объемом работы; численностью кадров прокурорских работников; их профессиональной подготовкой и опытом

Организация работы включает в себя систему мероприятий:

1. основные – поощрение и взыскание, расстановка кадров, планирование работы, распределение поручений между сотрудниками; контроль и руководство; участие прокурора в рассмотрении гражданских и уголовных дел; координация деятельности; взаимодействие с другими органами.

2. технические – это письменное отражение работы прокуратуры: делопроизводство, статистика, материально-техническое обеспечение

3. мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства – распространение вышестоящими работниками опыта, стажировка, учеба, оперативные совещания

Значение: дает возможность избежать неорганизованность, свести к минимуму непроизводительные затраты силы и времени.

Немаловажное значение в организации работы прокуратуры имеют такие элементы, как местонахождение прокуратуры; рациональное размещение и оборудование рабочих мест; обеспечение средствами и материалами, необходимыми для бесперебойной работы (канцелярия). Большую роль играет и научная организация труда: обеспечение сотрудников справочной и методической литературой, научно-техническими средствами.

Распределение поручений в прокуратурах:

1. предметный принцип – распределение обязанностей по направлениям прокурорской деятельности. За каждым работником закрепляется конкретное направление либо несколько направлений

2. зональный принцип – вся территория города или района делится на определенные участки с последующим закреплением за конкретным работником прокуратуры

3. предметно-зональный – город или район делится на части, каждая часть распределяется между несколькими прокурорскими работниками по направлениям деятельности

· 19. Надзорные правовые средства прокурора

· Правовые средства – это закрепленные в законодательстве правовые акты и действия прокурора, с помощью которых реализуются его полномочия.

· Классификация правовых средств:

· по характер: - обязывающие; - приостанавливающие; - распорядительные.

· по цели средства направленные на:

· - выявление нарушений законов, иных нормативных актов, причин, их порождающих, условий, им способствующих;

· - устранение нарушений законов, иных нормативных актов и обстоятельств, им способствующих;

· - привлечение к ответственности нарушителей законов, иных нормативных актов;

· - предупреждение нарушений законов, иных нормативных актов.

· по форме: - действия; - акты.

· Правовые средства прокурорского надзора составляют часть предо­ставленных прокурору Законом о прокуратуре полномочий.

· По своему содержаниюих можно классифицировать на средства: - выявления правонарушений; - устранения и предупреждения правонарушений; - обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного пра­вонарушением; - предупреждения нарушений законности.

· К числу важнейших средств выявления правонарушений относятся:

· - истребование для проверки их соответствия закону актов, издаваемых органами власти и гос. управления, предприятиями, орга­низациями, субъектами хозяйствования, долж. лицами и др.;

· - требование от руководителей указанных органов и должностных лиц необходимых документов, материалов, статистических и иных данных и сведений;

· - требование от органов управления проведения проверок и ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных структур и подчиненных им долж. лиц в связи с имеющимися данными о на­рушениях закона с целью выявления нарушений законодательства.

· Важнейшим правовым средством выявления нарушений закона явля­ются прокурорские проверки. Они проводятся на основании имеющихся сведений о нарушении законности, требующих непосредственного проку­рорского вмешательства.

Наши рекомендации