Прокуратура и судебная власть
Прокуратура и судебная власть
Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой — не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам. Кроме того, на сегодняшний день внесены поправки в название главы 7 Конституции, теперь она именуются «Судебная власть и прокуратура»
Прокуратура и исполнительная власть
Во-вторых, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как:
1) она не входит в структуру Правительства РФ
2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности;
3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.
Прокуратура и законодательная власть
В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.
Прокуратура и администрация президента
В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени РФ, т.е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе. С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора и его заместителей, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности.
С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.
Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.
Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.
Вывод
Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры — это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий. Прокуратура является надзирающим органом
4. Понятие прокурорского надзора.
Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ.
Прокурорский надзор понимается как:
1. специфический вид государственной деятельности;
2. самостоятельная отрасль права;
3. учебная дисциплина.
Во-первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер. Во-вторых, прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, как это установлено ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ», осуществляется от имени РФ. В-третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, говорит о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным, поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.
5. Предмет, объект, субъект отрасли, пределы надзора.
Под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественных отношений, на регулирование которой направлена деятельность прокурора. Деятельность прокурора направлена на регулирование общественных отношений, связанных с соблюдением Конституции РФ и исполнением законов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Объект прокурорского надзора – предприятия, учреждения, организации и другие юридические лица, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъект прокурорского надзора – участники прокурорской надзорной деятельности.
Прокурор - это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Федеральным законом «О прокуратуре РФ», и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом и приказом высшего прокурора.
В узком смысле понимаются руководители прокуратур: Генеральный прокурор РФ, прокурор субъекта РФ, прокурор города, прокурор района, прокурор специализированной прокуратуры. Прокурорские работники это прокуроры, следователи, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).
Функции прокуратуры.
Функции и направления деятельности прокуратуры РФ – это правовые категории, которые раскрывают и объясняют содержание, структуру и пределы деятельности прокуратуры. Надзор за исполнением законов – главная функция прокуратуры.
Прокуратуры осуществляют надзор за исполнением Конституции РФ, уставов субъектов РФ, а также за исполнением законов субъектов РФ, принятых ими согласно своей компетенции, не противоречащих Конституции РФ и ФЗ. Общим для всех надзорных функций является то, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением действующих на ее территории законов; уголовное преследование за совершение преступлений.
Прокурор вправе принять к своему производству, поручить подчиненному ему прокурору или следователю расследование любого преступления. Основанием для этого могут быть состояние законности при расследовании преступлений, уровень квалификации соответствующих работников правоохранительных органов и иные обстоятельства; предварительное расследование преступлений.
7.Правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры РФ.
ОСНОВА- Конституция РФ( ст 129.прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.)далее ФЗ «О прокуратуре РФ» (Закон содержит основные положения статуса прокурорской системы в целом и составляющих ее звеньев. )
Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
Верхушку структуры органов прокуратуры занимает Генеральная прокуратура. Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента.
Лицо, считается назначенным на должность, если представленную Президентом кандидатуру путем тайного голосования проголосовало большинство от общего числа членов СФ. После оглашения результатов Председатель СФ приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генпрокурора РФ.
Генеральный прокурор имеет первого заместителя и заместителей. На первого заместителя мб возложена обязанность исполнения обязанностей Генерального прокурора в случаях отсутствия последнего или невозможности исполнения им своих обязанностей.
Заместители направляют и контролируют работу управлений и отделов аппарата, комиссий и советов.
В Генеральной прокуратуре образуется коллегия в составе Генерального прокурора (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором. Коллегия является совещательным органом, она правомочна принимать при наличии кворума решения. Решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство. На заседаниях коллегии рассматриваются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры, обсуждаются проблемы прокурорского надзора, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генпрокуратуры. По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности заседания коллегии могут проводится в расширительном составе, в том числе с участием представителей правоохранительных, контролирующих органов, других министерств и ведомств.
Вопросы, не требующие обсуждения на заседании коллегии рассматриваются на оперативных совещаниях. Оперативные совещания проводятся по мере необходимости.
Структуру Генеральной прокуратуры составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений - помощниками Генерального прокурора.
В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Генеральный прокурор имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора - Главным военным прокурором.
В Генеральной прокуратуре действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Цель деятельности: научное содействие органам прокуратуры в выполнении задач, возложенных на них Законом о прокуратуре. Решения Совета носят рекомендательный характер и принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета. Научно - консультативный совет возглавляется председателем Совета - Генеральным прокурором РФ и утверждается им в составе: заместителей председателя Совета, ответственного секретаря и членов Совета из числа ученых - юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов сроком на пять лет. Численность Совета определяется Генеральным прокурором. Для участия в заседаниях Совета могут привлекаться специалисты различных отраслей знаний, руководящие и иные работники органов прокуратуры, не являющиеся членами Совета. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал. Обсуждает и вырабатывает научно обоснованные рекомендации по проблнмным вопросам ПН, правотворческой деятельности, правоприменительной практике, рассматривает предложения по усилению борьбы с преступностью, совершенствованию координации ПО по борьбе с преступностью, государственного обвинения в суде и др. Работа научно-консультативного совета освещается в журнале «Законность» и других СМИ.
АКАДЕМИЯ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ
В 2007 г. на правах федерального государственного образовательного учреждения создана Академия Генеральной прокуратуры РФ, в структуру которой входят: Научно-исследовательский институт (г. Москва), Институт повышения квалификации руководящих работников (г. Москва), Юридический институт (г. Москва), Иркутский институт повышения квалификации прокработников (г. Иркутск), Санкт-Петербургский юридический институт ГП РФ (г. Санкт-Петербург). Академия обладает правами юридического лица и действует на основании Устава, утвержденного Генпрокурором РФ, который назначает на должность и освобождает от должности директоров научных и образовательных учреждений Академии, их заместителей, ректора Академии, его заместителей (проректоров). Цель: повышение квалификации, подготовка кадров, научное и учебно-методическое обеспечение. Задачи: проведение научных исследований по основным направлениям деятельности, внедрение их результатов, участие в выработке законопроектов и ведомственных НПА, подготовка заключений на законопроекты, учебный процесс, оказание консультативной помощи органам и учреждениям прокуратуры, а также подготовка заключений, отзывов на законопроекты и иные документы поступающие из иных органов государственной власти.
В систему прокуратуры РФ входит также редакция главного печатного издания Генпрокуратуры РФ - научно-практического журнала "Законность», «Прокурорская и следственная практика».
ВОЕННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ
Военная прокуратура осуществляет свои полномочия в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соотв.с ФЗ и иными НПА, независимо от командований и органов военного управления.
Военная прокуратура состоит из 3 звеньев:
1) главная военная прокуратура, имеющая статус структурного подразделения Генпрокуратуры.
2) военные прокуратуры военных округов, флотов, Ракетных войск стратегического назначения, приравненные к прокуратурам субъектов.
3) военные прокуратуры гарнизонов, объединений, соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов. Органы военной прокуратуры возглавляет главный военный прокурор (яв. заместителем генпрокурора). Военным прокуратурам посвящен отдельный раздел в фз о прокуратуре.
ПРИРОДООХРАННЫЕ ПРОКУРАТУРЫ
Природоохранные прокуратуры действуют на уровне районных (городских) прокуратур с подчинением прокуратурам субъектов РФ. Осуществляют надзор за исполнением законов об охране окужающей среды и тд. Однако в виде исключения, образована и действует Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура, приравненная к статусу прокуратуры субъекта РФ, что обусловлено значимостью природного объекта – бассейна реки Волги.
Природоохранным прокурорам (на правах районных) в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации осуществлять: (согласно приказу от 7 мая 2008 г)
надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по указанным вопросам;
надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений об экологических и иных преступлениях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по преступлениям указанной категории.
Волжскому межрегиональному природоохранному прокурору (на правах прокурора субъекта Российской Федерации) осуществлять:
надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
участие во взаимодействии с прокурорами субъектов Российской Федерации в правотворческой деятельности представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги, по вопросам обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;
надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в природоохранных территориальных органах федеральных органов исполнительной власти;
надзор за исполнением законов при приеме, регистрации, разрешении сообщений об экологических преступлениях, о преступлениях против интересов службы в государственных, коммерческих и иных организациях, повлекших нарушение законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан (кроме преступлений, совершенных на объектах Министерства обороны Российской Федерации и военно-промышленного комплекса), а также о преступлениях, совершенных по службе должностными лицами контролирующих природоохранных органов; надзор за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия уполномоченными органами внутренних дел и подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений указанной категории, совершенных в бассейне реки Волги;
участие в судебном рассмотрении уголовных дел, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждались Волжским межрегиональным природоохранным прокурором, его заместителями или подчиненными прокурорами;
участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов о защите окружающей среды и экологических прав граждан, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; в пределах компетенции участие в судебном рассмотрении ходатайств и жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с экологическими правонарушениями, осуществляемой на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в бассейне реки Волги;
анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка в названной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
руководство деятельностью подчиненных природоохранных прокуратур (на правах районных);
взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации.
ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОКУРАТУРЫ
Транспортные прокуратуры состоят из двух звеньев. Верхнее звено межрегиональные транспортные прокуратуры, приравненные по статусу к Прокуратурам субъектов РФ. Межрегиональным транспортным прокуратурам подчиняются региональные транспортные прокуратуры.
Региональные транспортные прокуратуры создаются при управлениях железной дороги, при аэропортах, морских и речных портах , при таможенных управлениях и постах.
Транспортным прокурорам (на правах прокуроров субъектов Российской Федерации) осуществлять:
надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в сфере Деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе органами таможни и внутренних дел на транспорте, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в органах и учреждениях, действующих на транспорте и в таможенной сфере;
надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, совершенных на полотне железной дороги, железнодорожных станциях, вокзалах, платформах, аэродромах, пристанях, причалах, в речных, морских портах и аэропортах, подвижном составе железнодорожного транспорта, на воздушных судах и судах водного транспорта, иных объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта, о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (за исключением объектов Министерства обороны и оборонно-промышленного комплекса), о преступлениях, совершенных по службе работниками территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, органов внутренних дел на транспорте и таможенных органов, а также за законностью осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия по преступлениям указанной категории органами внутренних дел на транспорте, таможенными органами, подразделениями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации на транспорте;
рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов в сфере деятельности железнодорожного, воздушного и водного транспорта, в таможенной сфере, а также жалоб на решения и действия подчиненных прокуроров; участие в пределах компетенции в судебном рассмотрении жалоб в порядке уголовного судопроизводства;
обеспечение участия в судебных стадиях уголовного судопроизводства по уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены транспортными прокурорами или их заместителями;
участие в пределах установленной компетенции в гражданском и арбитражном процессе в соответствии с нормами федерального законодательства и организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью на транспорте и в таможенной сфере;
анализ и обобщение данных о состоянии законности и правопорядка на транспорте и в таможенной сфере, участие в формировании государственной и межведомственной статистической отчетности о работе органов прокуратуры;
руководство деятельностью районных транспортных прокуратур;
взаимодействие со средствами массовой информации в порядке, установленном приказами Генерального прокурора Российской Федерации
Требования предъвляемые на должность прокурора
Требования, предъявляемые к лицам, назначаемым на должности прокуроров
(в ред. Федеральных законов от 05.06.2007 N 87-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Прокурорами могут быть граждане Российской Федерации, получившие высшее юридическое образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 233-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Лицо не может быть принято на службу в органы и организации прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно:
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
имеет гражданство иностранного государства;
признано решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным;
лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока;
имело или имеет судимость;
имеет заболевание, препятствующее поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника. Порядок медицинского освидетельствования лица на предмет наличия (отсутствия) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, и форма медицинского заключения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу в органы и организации прокуратуры и исполнению служебных обязанностей прокурорского работника, утверждаются Правительством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 06.11.2011 N 297-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с работником органа или организации прокуратуры, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
(в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 21.07.2014 N 233-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
отказывается от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений.
3. Лица принимаются на службу в органы и организации прокуратуры на условиях трудового договора, заключаемого на неопределенный срок или на срок не более пяти лет.
Аттетстация и классные чины
Аттестация:
Приказ генерального прокурора от 20 июня 2012 года № 242 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯО ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Цель проведения аттестации: определить соответствие работника занимаемой должности.
Аттестации подлежат работники, имеющие классные чины либо лицо, занимающее должность по которой предусмотрено присвоение классных чинов (т.е. лицо впервые назначенное на службу в органы прокуратуры)
Аттестация проводится не реже 1 раза в 5 лет – это так называемая очередная аттестация. Но существует еще и внеочередная. Она проводится по следующим основаниям:
· при наличии существенных упущений по службе,
· по просьбе самого работника, либо по просьбе аттестационной комиссии прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации при выдвижении на вышестоящую должность.
Первичная аттестация:
· имеют высшее юридическое образование или иное высшее профессиональное образование
· стаж службы не менее 6 месяцев.
Работник аттестуемый впервые принимает присягу генерального прокурора.
Возможна первичная аттестация и при сроке службы менее 6 месяцев если:
· лицо имеет высшее юр образование
· перешло на службу в органы прокуратуры из правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, органов юстиции, органов законодательной, исполнительной и судебной власти, органов местного самоуправления, научных и образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию и осуществляющих научную и образовательную деятельность в сфере юриспруденции, и правовых служб предприятий, учреждений и организаций.
При этом обязательно учитывается опыт работы по специальности и квалификация.
В данном приказе указаны категории работников органов прокуратуры, которые не подлежат аттестации:
· работники, достигшие предельного возраста нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры, за исключением работников, у которых имеются существенные упущения по службе; (согласно п. 2 ст. 43 ФЗ предельный возраст 65 лет)
· женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, а также работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (указанные лица подлежат аттестации, как правило, через шесть месяцев после выхода из отпуска);
· состоящие на службе беременные женщины на основании их заявлений;
· офицеры в запасе (отставке) органов военной прокуратуры, поступившие на службу в органы и учреждения прокуратуры, - при присвоении первоначального классного чина;
· прокурорские работники, назначенные на должность в порядке ротации и состоящие в этой должности менее одного года.
Ротация кадров — (горизонтальные) перемещения работников с одного рабочего места на другое, предпринимаемые с целью ознакомления работников с различными производственными задачами организации.
Аттестация проводится при обязательном присутствии аттестуемого.
Есть исключительные обстоятельства при котором присутствие аттестуемого не обязательно:
· длительная служебная командировка, территориальная отдаленность и другие причины, препятствующие прибытию на заседание аттестационной комиссии
· при этом аттестуемый обязательно должен письменно сообщить о его согласии на проведение аттестации в его отсутствие
Аттестация должна быть перенесена:
· болезнь аттестуемого
· нахождение в командировке
· отпуске (переносится на следующее заседание аттестационной комиссии)
Обязательно присутствие на заседании аттестационной комиссии:
· работника, аттестуемого впервые;
· работника, обжаловавшего аттестационный лист;
· работника, в аттестационном листе которого содержится вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности или о несоответствии занимаемой должности либо имеются сведения о существенных упущениях в его служебной деятельности или совершении им проступка, порочащего честь прокурорского работника.
В случае неявки аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин аттестационная комиссия может рекомендовать руководителю органа (учреждения) прокуратуры рассмотреть вопрос о привлечении этого работника к дисциплинарной ответственности и принять решение о переносе его аттестации на следующее заседание аттестационной комиссии.
Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает лиц, представляющих аттестуемого работника, а также самого аттестуемого, в случае необходимости мнение представителя кадрового подразделения, членов аттестационной комиссии.
По результатам аттестации аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
· о соответствии занимаемой должности;
· о неполном служебном соответствии занимаемой должности;
· о несоответствии занимаемой должности.
Аттестационная комиссия вправе отложить аттестацию работника на срок не более 6 месяцев, дать рекомендации по устранению недостатков, а также поручить непосредственному руководителю контролировать исполнение этих рекомендаций.
Решение в аттестационной комиссии принимается большинством голосов. (простым) При равенстве голосов в оценке деятельности аттестуемого работника он признается соответствующим занимаемой должности.
Кворум присутствия: не менее 2/3 членов аттестационной комиссии.
При проведении аттестации ведется протокол, который подписывается председателем и секретарем. В нем могут быть отражены особые мнения членов аттестационной комиссии.
Результаты аттестации сообщаются работнику после проведения заседания аттестационной комиссии.
В случае несогласия работника с решением аттестационной комиссии он может обжаловать его до утверждения решения - руководителю органа или учреждения прокуратуры, а после утверждения - вышестоящему прокурору или в суд. Подача жалобы приостанавливает реализацию выводов аттестационной комиссии.
В случае если аттестационная комиссия приняла решение о несоответствии работника занимаемой должности он должен быть переведен с его согласия на другую должность либо увольнению в срок не более 2 мес.
Если аттестационная комиссия приняла решение о неполном служебном соответствии занимаемой должности руководителем органа (учреждения) прокуратуры Российской Федерации работнику могут быть даны рекомендации по улучшению его работы с одновременным установлением срока до шести месяцев для устранения недостатков. После истечения установленного срока проводится повторная аттестация работника.
Классные чины:
В системе прокуратуры Российской Федерации устанавливаются следующие классные чины:
1. младший юрист;
2. юрист 3 класса;
3. юрист 2 класса;
4. юрист 1 класса;
5. младший советник юстиции;
6. советник юстиции;
7. старший советник юстиции;
8. государственный советник юстиции 3 класса;
9. государственный советник юстиции 2 класса;
10. государственный советник юстиции 1 класса;
11. действительный государственный советник юстиции.
Классные чины прокурорским работникам присваиваются с учетом занимаемой должности, срока пребывания в предыдущем классном чине, результатов аттестации прокурорских работников.
К присвоению первоначального классного чина представляются прокурорские работники, прошедшие аттестацию, имеющие соответствующее образование и стаж работы в занимаемой должности не менее шести месяцев.
Лицам, имеющим высшее юридическое образование и перешедшим на службу в органы или учреждения прокуратуры Российской Федерации из других правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных организаций высшего образования, реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы высшего образования по специальности или направлению подготовки в области юриспруденции, научных организаций, организаций дополнительного профессионального образования и юридических (правовых) служб и организаций, классный чин может быть присвоен с учетом занимаемой должности и квалификации до истечения шести месяцев службы.
Лицам, назначенным на должность прокурорского работника по окончании юридического факультета образовательной организации высшего образования, присваивается классный чин юриста 3 класса.
Лицам, ранее служившим в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета при прокуратуре РФ, военных следственных органах Следственного комитета РФ, пребывающим в запасе (отставке) и поступившим на службу в Генеральную прокуратуру РФ, в прокуратуры субъ