Участие прокурора в конституционном судопроизводстве.

Согласно п.6 ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в КС РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, применённым или подлежащим применению в конкретном деле. Однако эти полномочия пока не повлекли внесения соответствующих дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ». В результате страдают интересы укрепления законности и правопорядка, построения правового государства в РФ.

Участие Генерального прокурора в заседаниях КС РФ регламентируется Приказом Генерального прокурора РФ от 24.09.98 г. № 65. В соответствии с данным приказом Представитель Генерального прокурора РФ (далее Представитель) в КС РФ назначается и освобождается приказом Генерального прокурора РФ, и способствует выполнению Генеральным прокурором РФ возложенных на него полномочий по осуществлению мер, обеспечивающих соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ.

Для участия в заседаниях КС РФ Представителю достаточно предъявить документ, подтверждающий его полномочия, специального решения Генерального прокурора РФ не требуется.

Основными функциями Представителя в КС РФ являются:

1. информирование Генерального прокурора РФ о делах, принятых КС РФ к рассмотрению, и делах, назначенных к слушанию;

2. представление Генерального прокурора РФ в конституционном судопроизводстве в случаях, когда его участие предусмотрено федеральным законодательством;

3. выступление на заседаниях КС РФ (по приглашению или с согласия КС РФ) с аргументированным изложением позиции Генеральной прокуратуры РФ по рассматриваемому обращению;

4. разработка и представление Генеральному прокурору РФ проектов обращений в КС РФ.

Помимо этого Представитель:

докладывает руководству Генеральной прокуратуры РФ подготовленные во взаимодействии с отраслевыми подразделениями Генеральной прокуратуры РФ проекты запрашиваемых КС РФ заключений по рассматриваемым им обращениям;

поддерживает в КС РФ обращения и заключения Генеральной прокуратуры РФ;

уточняет и изменяет по согласованию с Генеральным прокурором РФ основания его обращений в КС РФ;

вносит Генеральному прокурору РФ в необходимых случаях предложения по обеспечению исполнения постановлений КС РФ.

Наряду с этим Генеральный прокурор РФ, прокуроры республик в составе РФ вправе в пределах своей компетенции обращаться в соответствующий конституционный суд с ходатайством о проверке конституционности какого-либо нормативного акта и излагать свою позицию по рассматриваемому вопросу на его заседании. Эти полномочия прокуроры используют в тех случаях, когда они не согласны с каким-либо нормативным актом, принятым соответствующим законодательным органом.

75. Деятельность прокуратуры по реализации положений Федерального закона № 294 от 26.12.2008 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и иным прокурорам специализированных прокуратур:

- Возложить обязанности по формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и согласованию внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства на подразделения органов прокуратуры, осуществляющие надзор за исполнением федерального законодательства.

- Производить формирование ежегодных сводных планов проведения плановых проверок путем проверки законности предложений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, представляющих проекты таких планов, и их сведение в пределах соответствующих территорий.

- Организовать учет проводимых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

- При проведении надзорных проверок органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля уделять особое внимание исполнению требований Федерального закона № 294-ФЗ и привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц с использованием всех полномочий, предусмотренных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

- Организовать проведение сверок данных с органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля об осуществленных внеплановых выездных проверках субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам работы за каждое полугодие.

- Обеспечить системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, включая сведения общественных организаций и средств массовой информации.

Наши рекомендации