Осуществление прокуратурой функции уголовного преследования.
По фз о прокуратуре уголовное преследование рассматривается как одно из направлений деятельности (функция) прокуратуры .
Уголовное преследование - процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления.
Ст 37 УПК: Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований ФЗ при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;
5) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
5.1) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение;
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления органа дознания, начальника органа дознания, начальника подразделения дознания и дознавателя;
9) разрешать отводы, заявленные дознавателю, а также его самоотводы;
11) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
13) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу;
14) утверждать обвинительное заключение, обвинительный акт или обвинительное постановление по уголовному делу;
15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления и устранения выявленных недостатков;
16) осуществлять иные полномочия.
В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает гос обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
Прокурор вправе отказаться от осуществления уголовного преследования с обязательным указанием мотивов своего решения ( в порядке и по основаниям по УПК).
Осуществление прокуратурой единого государственного статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также установления единого порядка формирования и предоставления отчетности в органах прокуратуры.
Ст 51:Генеральная прокуратура РФ ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генпрокурора по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов гос власти.
ст. 5 ФЗ от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе гос статистики в РФ" Ген прокуратура является "субъектом официального статистического учета".
Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается Федеральной службой гос статистики (Росстат) совместно с субъектом официального статистического учета и утверждается Правительством РФ. В ч. 4 ст. 6 Закона № 282-ФЗ определено, что формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом, если иное не установлено ФЗ (в фз о прокуратуре не установлено, значит в ведении Росстата).
Отмеченные новеллы символизируют законодательное закрепление появления в деятельности прокуратуры нового самостоятельного направления внешнефункциональной деятельности — участка, который можно обозначить термином "государственный учет". Как известно, в абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре перечисляются цели деятельности прокуратуры РФ, достижению которых призвана способствовать ее многофункциональная работа, включая прокурорский надзор, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также участие прокурора в судах. Все названные функции имеют как четкую законодательную регламентацию (кроме координации, которая осуществляется на основании акта главы государства), так и ярко выраженный характер активного взаимодействия прокуроров с другими субъектами соответствующих правоотношений. В случае с государственным учетом налицо пассивный характер деятельности органов прокуратуры, который будет выражаться в сборе по установленной единой методике соответствующей информации от органов, осуществляющих уголовное преследование, отражающей состояние борьбы с преступностью на всех ее стадиях, начиная с регистрации заявлений и сообщений о фактах совершения либо подготовки уголовно наказуемых деяний. При этом такие данные должны представляться соответствующими правоохранительными органами с установленной периодичностью. Безусловно, на практике в целях уточнения спорных позиций, разрешения нестыковок в статистических данных, ответственные за это прокуроры могут запрашивать в соответствующих органах дополнительные и уточняющие сведения для формирования объективных показателей, но в целом основной объем такой деятельности связан с обработкой данных и выработкой на их основе выводов и предложений по совершенствованию такой деятельности.
65. Соотношение прокурорского надзора с судебным и ведомственным контролем за предварительным следствием и дознанием.
П. надзор и ведомственный контроль- представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предв. следствия. Наряду с судебным контролем эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюдения порядка производства по уголовному делу, качества и эффективности предв. расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Согласно ст. 29 ФЗ от 17.01.92 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ" предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предв. следствие является
• соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
• соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
• соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
• законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и ПС, устанавливаются уголовно-процессуальным зак-вом РФ и другими ФЗ.
полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и др. положений закона дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д. В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с правом их отмены или частичного изменения, утверждение обвинительного акта и множество других процессуальных полномочий.
Полномочия прокурорского надзора за ходом предвар. следствия: прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полномочия.
Об организации п. надзора за исполнением законов при приеме, регистрации сообщений о преступлениях в органах дознания и предв. следствия -приказ Генпрокуратуры от 5 сент 2011 N 277
Об организации п. надзора за процессуальной деятельностью органов предв.следствия - приказ Генпрокуратуры РФ от 2 июня 2011 N 162
Об организации п. надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности -приказ Генпрокуратуры от 15 фев 2011 N 33
Об организации п. надзора за процессуальной деятельностью органов дознания-приказ Генпрокуратуры от 6 сент 2007 N 137
Ведомственный контроль за ходом предвар. следствия осуществляет руководитель следственного органа. Он наделен очень широким кругом процессуальных полномочий. Так, именно в ведении руководителя следственного органа находятся вопросы координации предварительного следствия, согласования и отмены ряда процессуальных решений и ходатайств следователя, его отводов и самоотводов, продления сроков предварительного следствия и т. д. Возложение всех указанных полномочий на руководителя следственного органа способствует обеспечению процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия, разделению прокурорских и следственных функций и, по мнению законодателя, должно повлиять на повышение качества и эффективность данной формы расследования.
Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осуществляется начальником органа дознания и руководителем подразделения дознания, которые в соответствии с УПК наделены некоторыми функциями по координации этой формы расследования, а также по обеспечению законности и обоснованностью решений дознавателя.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя