Понятие и система принципов организации и деятельности прокуратуры Российской Федерации. (19 и 20 раскрывают более полно)
Принципы организации деятельности прокуратуры
Систему принципов можно разделить на: общие и внутриорганизационные
Общие принципы (ст.129 Конституции РФ и фз «О прокуратуре»): законности, единства и централизации, независимости, гласности, внепартийности.
Внутриорганизационные служат основой распределения обязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры.
1. Территориальный – в соответствии с которым происходит распределение полномочий между работниками прокуратуры по определенным территориям.
2. Предметный - в соответствии с которым происходит распределение полномочий между работниками прокуратуры в зависимости от направления правового регулирования
3. Предметно-территориальный - в соответствии с которым за территориальными прокурорами закрепляется определенная сфера правового регулирования.
19. Общие принципы организации и деятельности прокуратуры
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции РФ. В ст. 129 ч.1 КРФ и п. 1 ст. 4 Закона о прокуратуре называются принципы единства прокурорской системы, ее централизации и как одно из ее проявлений – подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Принципа единства означает, что все территориальные и специализированные прокуратуры, действующие на территории РФ, составляют единую систему. Каждый прокурор действует на соответствующей территории или в сфере правовых отношений от имени РФ в целом как единой федеральной системы. Каждый прокурор наделен в пределах своей компетенции едиными полномочиями и правовыми средствами их реализации. Действия принципа единства проявляется также в том, что вышестоящий прокурор может поручить нижестоящему выполнение своих обязанностей, принять на себя исполнение обязанностей нижестоящего прокурора, изменить или отменить любое его решение, кроме случаев, специально предусмотренных законом.
Централизация системы органов прокуратуры проявляется в том, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Именно он назначает на должность прокуроров субъектов по согласованию с органами власти субъектов. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются только Генеральным прокурором РФ. Независимо от порядка назначения, все прокуроры освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ, они подчинены и подотчетны ему. Вышестоящие прокуроры руководят деятельностью нижестоящих прокуроров и осуществляют контроль над нею. Приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, которые издает Генеральный прокурор РФ по вопросам организации деятельности системы прокуратуры обязательны для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры (п. 1 ст. 17 Закона о прокуратуре).
Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия каждый прокурор осуществляет только на основе закона, своего внутреннего убеждения и материалов проверок и расследований, произведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности их проведения.
Закон о прокуратуре (ст. 5) указывает на недопустимость вмешательства не только в осуществление прокурорского надзора, но и в любую иную функциональную деятельность органов и учреждений прокуратуры.
Прокурор обязан предоставлять материалы и объяснения любому вышестоящему прокурору в силу действия принципа централизации и связанной с ней принципа подчиненности и подотчетности нижестоящих прокуроров вышестоящему и всех их – Генеральному прокурору РФ (п. 1 ст. 4, ст. 13 Закона о прокуратуре).
Принцип гласности означает открытость деятельности органов прокуратуры, доступность для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью органов прокуратуры. В порядке обратной связи обеспечение принципа гласности повышает уровень информативности населения о состоянии законности и деятельности прокуратуры по обеспечению прав и свобод граждан, недостатках в этой работе и, как одно из следствий позволяет им обращаться в органы прокуратуры.
Нормативное ограничение принципа гласности в деятельности органов прокуратуры определяется конституционными требованиями, а также нормами федерального законодательства. Согласно ч. 1 ст. 23 КРФ «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну». В п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, установлен ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 г. №5485-1 «О государственной тайне». Существуют различные виды служебной тайны: следственная, тайна совещательной комнаты в суде, нотариальная, врачебная и т.д. Специально охраняемой законом являются военная тайна, коммерческая тайна и ее разновидности: банковская (857 ГК РФ), тайна страхования (ст. 946 ГК РФ) и др.
Одним из проявлений этого принципа является ежегодное представление Генеральным прокурором РФ палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклада о состоянии законности и правопорядка в стране и о проделанной работе по их укреплению. Нижестоящие прокуроры представляют такую информацию органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления. Все прокуроры представляют информацию радио, телевидению, газетам, выступают на страницах печати, с лекциями и докладами перед населением.
Принцип политической независимости (внепартийности) прокуроров РФ сформулирован в п. 4 ст. 4 Закона о прокуратуре. Он состоит в том, что прокурорские работники не могут быть членами общественных организаций, объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание организаций и объединений, преследующих политические цели, и их организация в органах и учреждениях прокуратуры не допускается.
Принцип законности является важнейшим общеправовым началом деятельности всех субъектов правоприменение. Указанный принцип проявляется в том, что различные аспекты организации и деятельности органов прокуратуры должны быть урегулированы в законодательном порядке наиболее полным и точным образом.