Система прокурорского надзора
Понятия прокурор, прокурорский работник предмет и объект прокурорского надзора, методика и тактика надзорной деятельности
Прокурор – это физическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуре и исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом или приказом вышестоящего прокурора.
прокурорские работники. К ним относятся работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – в органах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычно являются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и некоторые иные работники подразделений органов и учреждений прокуратуры.
Прокурорский надзор – понятие, характеризующее: 1) основную функцию прокуратуры как специфического вида государственной деятельности; 2) отрасль юридической науки и 3) учебную дисциплину.
Под объектомпрокурорского надзора следует понимать предприятия, учреждения, организации, и другие органы, в которых проводятся прокурорские проверки исполнения законов. В качестве примера можно назвать любое федеральное министерство, в котором могут быть проведены проверки исполнения законов. Субъектом прокурорского надзора следует считать участников прокурорско-надзорных отношений. Им является как сам прокурор, осуществляющий надзор, так и физическое (должностное) лицо, исполнение закона которым проверяется прокурором. На одном объекте прокурорского надзора может быть несколько объектов и субъектов надзора.
Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает прокурор для осуществления своих функций. Основные полномочия определены в Законе о прокуратуре.
Акт прокурорского реагирования – широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закрепленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств надзора правонарушения.
Методика прокурорского надзора. Прокурорский надзор состоит в применении предусмотренных Законом о прокуратуре правовых средств. Закон не дает, да и не может дать обязательных рекомендаций о том, какие из этих средств и в каких случаях необходимо применять в целях выявления и устранения правонарушений. Такие рекомендации вырабатываются в результате научной деятельности и в процессе практики прокурорского надзора. Наиболее эффективные из них, апробированные на практике, закрепляются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ, а также в методических пособиях, разработках, рекомендациях и информационных письмах.
Совокупность таких научно обоснованных и проверенных на практике методов и приемов (способов) применения правовых средств составляет методику прокурорского надзора. Одни из них определяют методы осуществления надзора в целом, методы обеспечения его эффективности и т.п. Другие носят более частный характер. Они определяют методику надзора за исполнением отдельных видов законов. В соответствии с этим можно различать общую методику прокурорского надзора и частную методику прокурорского надзора.
Тактика прокурорского надзора. Поэтому под тактикой прокурорского надзора понимается совокупность приемов, способов и методов применения каждого правового средства прокурорского надзора.
Значение Деятельности прокуратуры
Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
5.задачи, содержание и объект предмет и методика и пределы прокурорского надзора
В соответствии с Законом о прокуратуре к объектам прокурорского надзора за соблюдением и исполнением законов относятся:
1) федеральные министерства, государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
2) органы военного управления, их должностные лица;
3) органы контроля, их должностные лица;
4) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;
5) органы местного самоуправления;
6) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.
Предмет прокурорского надзора за исполнением законов сформулирован в ст. 21 Закона о прокуратуре. Выделяются следующие элементы, составляющие его структуру:
1) соблюдение Конституции;
2) исполнение законов, действующих на территории РФ;
3) соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами;
4) обеспечение условий, способствующих недопущению совершения различного рода правонарушений.
При осуществлении надзора за исполнением законов прокурорам надлежит также правильно определять пределы реализации своих полномочий, с тем чтобы, с одной стороны, не оставить без реагирования выявленные нарушения законов, затрагивающие общественный интерес или существенно ограничивающие права и свободы гражданина и человека, а с другой стороны, не подменять собой контролирующие органы и не осуществлять мелочную опеку там, где субъекты могут урегулировать правовые отношения между собой сами, без вмешательства публичной власти.
Пределы прокурорского надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов можно классифицировать по следующим основаниям:
1) компетенции. Генеральный прокурор РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными органами государственной исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры субъектов РФ осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами представительной и исполнительной власти субъектов РФ, территориальными федеральными органами исполнительной власти и их должностными лицами.
Прокуроры районов (городов) осуществляют надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов органами местного самоуправления, районными (городскими) органами федеральной исполнительной власти и их должностными лицами, органами управления коммерческих и некоммерческих организаций и их должностными лицами.
На основании принципов централизации и единоначалия в организации и деятельности прокуратуры вышестоящие прокуроры вправе принять на себя исполнение надзорных полномочий нижестоящих прокуроров.
2) объектам прокурорского надзора. Прокуратура не осуществляет надзора за соблюдением Конституции и исполнением законодательства федеральными органами законодательной власти, судебными органами, Правительством РФ и Президентом РФ. Однако в п. 3 ст. 24 Закона о прокуратуре содержится нормативное положение, согласно которому в случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и федеральным законам Генеральный прокурор РФ обязан проинформировать об этом Президента РФ. Среди объектов прокурорского надзора отсутствуют граждане Российской Федерации.
3) наличию или отсутствию информации об имеющих место нарушениях закона. В п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре указывается, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором.
Полномочия прокурора.
Полномочия прокурора – это совокупность прав и обязанностей, которыми наделен прокурор для осуществления возложенных на органы прокуратуры функций.
Классификация.
Классическое разделение:
· проверочные полномочия (направленные на выявление нарушений закона)
Осуществляя надзор за исполнением законом прокурор по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения следующих органов:
o органов исполнительной власти;
o Следственного комитета Российской Федерации,
o представительных (законодательных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
o органов местного самоуправления,
o органов военного управления,
o органами контроля,
o органов управления коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов:
o представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений,
o выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
o проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций
o рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина
o разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
o принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба
o посещать в любое время органы и учреждения содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иные органы и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;
o опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;
o знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами
УПК (ст.37):
o проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
o рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
o ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела по мотивированному письменному запросу
· полномочия по реагированию (направленные на устранение нарушений закона)
o принесение протеста на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которое его издал или в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или в суд;
o внесение представления об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны его устранить;
o вынесение постановления, например об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решения несудебного органа или о возбуждении дела об административном правонарушении и др.
o вынесение требований об изменении НПА или об устранении нарушений ФЗ, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия
o обращение в суд с заявлением, например о защите избирательных прав (ст.259 ГПК) или о признании брака недействительным, если такой брак заключен с лицом, не достигшим брачного возраста, при отсутствии разрешения (ст. 28 СК РФ)
· профилактические полномочия (направленные на предупреждение нарушений законов)
o объявление предостережения о недопустимости нарушения закона, например о недопустимости осуществления экстремистской деятельности
Общая классификация:
· внутриорганизационные полномочия (устанавливают организационное основы, устанавливаются НПА Генпрокурора)
· внешнефункциональные полномочия (совокупность форм волеизъявления, предоставленных прокурору для решения задач, связанных с осуществлением надзорной и иной деятельности):
o надзорные (раздел III ФЗ «О прокуратуре», УПК, ст.21 ФЗ от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об ОРД» и другие законодательные акты, например: ФЗ от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»)
§ процессуальные (н-р: истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела (ст.37 УПК))
§ непроцессуальные (н-р: рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина (ст.27 ФЗ «О прокуратуре»)
o ненадзорные
§ процессуальные (н-р: представлять доказательства при рассмотрении дела об административном правонарушении (ст.25.11 КоАП))
§ непроцессуальные (установленны уставами субъекта и различного рода положениями).
Протест прокурора.
Протест приносится прокурором или его заместителем на противоречащий закону правовой акт. Протест приносится (одному из): 1) в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, 2) вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, 3) в суд. Срок рассмотрения протеста – 10 дней, но прокурором могут быть установлены сокращенные сроки. О результатах сообщается прокурору в письменной форме. Протест может быть отозван до его рассмотрения.
Представление прокурора.
Представление вносится прокурором или его заместителем об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению, а в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению нарушений. О результатах должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Поводом для внесения представлений являются факты неоднократных нарушений законов, незаконных действий или, наоборот, бездействия со стороны должностных лиц, влекущих нарушение общественно значимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.
Постановление прокурора.
Постановление выносится прокурором о возбуждении производства об административном правонарушении, исходя из характера нарушения закона должностным лицом. Постановление должно быть мотивировано. Оно подлежит рассмотрению уполномоченным на то должностным лицом или органом в пятнадцатидневный срок (в соответствии с КоАП РФ). О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.
Осуществление прокуратурой единого государственного статистического учета заявлений и сообщений о преступлениях, состоянии преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также установления единого порядка формирования и предоставления отчетности в органах прокуратуры.
Ст 51:Генеральная прокуратура РФ ведет государственный единый статистический учет заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора, а также устанавливает единый порядок формирования и представления отчетности в органах прокуратуры. Приказы Генпрокурора по вопросам указанного статистического учета обязательны для органов гос власти.
ст. 5 ФЗ от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе гос статистики в РФ" Ген прокуратура является "субъектом официального статистического учета".
Официальный статистический учет осуществляется в соответствии с федеральным планом статистических работ, который разрабатывается Федеральной службой гос статистики (Росстат) совместно с субъектом официального статистического учета и утверждается Правительством РФ. В ч. 4 ст. 6 Закона № 282-ФЗ определено, что формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Росстатом, если иное не установлено ФЗ (в фз о прокуратуре не установлено, значит в ведении Росстата).
Отмеченные новеллы символизируют законодательное закрепление появления в деятельности прокуратуры нового самостоятельного направления внешнефункциональной деятельности — участка, который можно обозначить термином "государственный учет". Как известно, в абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре перечисляются цели деятельности прокуратуры РФ, достижению которых призвана способствовать ее многофункциональная работа, включая прокурорский надзор, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, а также участие прокурора в судах. Все названные функции имеют как четкую законодательную регламентацию (кроме координации, которая осуществляется на основании акта главы государства), так и ярко выраженный характер активного взаимодействия прокуроров с другими субъектами соответствующих правоотношений. В случае с государственным учетом налицо пассивный характер деятельности органов прокуратуры, который будет выражаться в сборе по установленной единой методике соответствующей информации от органов, осуществляющих уголовное преследование, отражающей состояние борьбы с преступностью на всех ее стадиях, начиная с регистрации заявлений и сообщений о фактах совершения либо подготовки уголовно наказуемых деяний. При этом такие данные должны представляться соответствующими правоохранительными органами с установленной периодичностью. Безусловно, на практике в целях уточнения спорных позиций, разрешения нестыковок в статистических данных, ответственные за это прокуроры могут запрашивать в соответствующих органах дополнительные и уточняющие сведения для формирования объективных показателей, но в целом основной объем такой деятельности связан с обработкой данных и выработкой на их основе выводов и предложений по совершенствованию такой деятельности.
65. Соотношение прокурорского надзора с судебным и ведомственным контролем за предварительным следствием и дознанием.
П. надзор и ведомственный контроль- представляют собой установленные законом процессуальные механизмы обеспечения законности дознания и предв. следствия. Наряду с судебным контролем эти формы деятельности прокурора, руководителя следственного органа и начальника органа дознания (руководителя подразделения дознания) создают дополнительные правовые гарантии соблюдения порядка производства по уголовному делу, качества и эффективности предв. расследования, обеспечения прав и свобод участников уголовного судопроизводства.
Согласно ст. 29 ФЗ от 17.01.92 г. N 2202-I "О прокуратуре РФ" предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предв. следствие является
• соблюдение прав и свобод человека и гражданина,
• соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях,
• соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также
• законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и ПС, устанавливаются уголовно-процессуальным зак-вом РФ и другими ФЗ.
полномочия прокурора за дознанием весьма существенны. Согласно ч. 2 ст. 37 УПК и др. положений закона дознаватель обязан согласовывать с прокурором целый ряд процессуальных решений, а также направляемых в суд ходатайств. Помимо этого в ведении прокурора находятся вопросы о продлении сроков дознания, об отводах и самоотводах дознавателя, о его отстранении от расследования и т. д. Прокурор имеет право влиять на ход дознания, давая обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, о производстве отдельных следственных действий и т. д. В его компетенцию также входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) и решения дознавателя с правом их отмены или частичного изменения, утверждение обвинительного акта и множество других процессуальных полномочий.
Полномочия прокурорского надзора за ходом предвар. следствия: прокурор имеет право рассматривать жалобы на действия (бездействие) или решения следователя, требовать от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, разрешать споры о подследственности, принимать решение по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением и выполнять некоторые иные надзорные полномочия.
Об организации п. надзора за исполнением законов при приеме, регистрации сообщений о преступлениях в органах дознания и предв. следствия -приказ Генпрокуратуры от 5 сент 2011 N 277
Об организации п. надзора за процессуальной деятельностью органов предв.следствия - приказ Генпрокуратуры РФ от 2 июня 2011 N 162
Об организации п. надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности -приказ Генпрокуратуры от 15 фев 2011 N 33
Об организации п. надзора за процессуальной деятельностью органов дознания-приказ Генпрокуратуры от 6 сент 2007 N 137
Ведомственный контроль за ходом предвар. следствия осуществляет руководитель следственного органа. Он наделен очень широким кругом процессуальных полномочий. Так, именно в ведении руководителя следственного органа находятся вопросы координации предварительного следствия, согласования и отмены ряда процессуальных решений и ходатайств следователя, его отводов и самоотводов, продления сроков предварительного следствия и т. д. Возложение всех указанных полномочий на руководителя следственного органа способствует обеспечению процессуальной самостоятельности органов предварительного следствия, разделению прокурорских и следственных функций и, по мнению законодателя, должно повлиять на повышение качества и эффективность данной формы расследования.
Ведомственный контроль за деятельностью дознавателя осуществляется начальником органа дознания и руководителем подразделения дознания, которые в соответствии с УПК наделены некоторыми функциями по координации этой формы расследования, а также по обеспечению законности и обоснованностью решений дознавателя.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения руководителю следственного органа или начальнику органа дознания и уведомляет об этом заявителя
Система прокурорского надзора
Система курса прокурорский надзор состоит из 2-х частей: общей и особенной.
Общая часть изучает: предмет и систему курса прокурорский надзор; сущность прокурорского надзора; правовые основы организации и деятельности прокуратуры; место и роль прокуратуры в системе государственных органов; функции прокуратуры; принципы организации и деятельности прокуратуры; система прокуратуры и структура ее органов; служба в органах прокуратуры; организация работы в органах прокуратуры.
Особенная часть раскрывает функции прокуратуры, их содержание, а именно здесь изучается :
- сущность отраслей прокурорского надзора
- полномочия прокурора по отдельным отраслям надзора
- содержание иных функций прокуратуры
Под содержанием курса следует понимать логически стройную последовательность изучения вопросов курса, которые образуют его предмет. Система курса определяется его учебной программой.
В соответствии с учебной программой курс "Прокурорский надзор" состоит из нескольких тем. Среди них можно выделить как темы общего содержания, так и специального. К первой группе относятся темы, содержащие сведения о понятии и назначении прокуратуры и прокурорского надзора; месте и роли прокуратуры в структуре государственных органов власти; системе и организации прокуратуры; направлениях деятельности (функциях) прокуратуры. Специальные темы включают информацию о конкретных направлениях деятельности прокуратуры. Это сведения: об отдельных отраслях и подотраслях прокурорского надзора; об участии прокурора в рассмотрении судами уголовных, гражданских и арбитражных дел; о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, осуществляемой прокуратурой; об участии прокуратуры в правотворческой деятельности и международном сотрудничестве и др.
Соотношение курса "Прокурорский надзор" с другими юридическими дисциплинами.
Курс "Прокурорский надзор" прежде всего, связан с такими дисциплинами, как "Теория государства и права", "Конституционное право Российской Федерации", "Правоохранительные органы", которые по своему отношению к рассматриваемому курсу являются методологической основой, поскольку содержат положения общего характера.
Так, "Теория государства и права", являясь теоретической основой других юридических дисциплин, изучает исходные ключевые понятия: понятие и сущность государства и права, понятие и содержание законности, систему органов государственной власти, а прокурорский надзор рассматривает как один из видов государственной деятельности.
"Конституционное право Российской Федерации" предусматривает изучение норм, определяющих основные положения организации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотношения между ними.
Более всего смежных вопросов курс "Прокурорский надзор" имеет с учебной дисциплиной "Правоохранительные органы", одна из тем которой посвящена прокуратуре, ее задачам, функциям, системе органов прокуратуры, вопросам организации ее деятельности.
Иной характер носит взаимосвязь рассматриваемого курса с так называемыми конкретными отраслевыми юридическими дисциплинами: уголовным процессом, гражданским процессом, арбитражным процессом.
Курс "Прокурорский надзор" тесно связан с уголовно-исполнительным правом, трудовым правом, экологическим правом, оперативно-розыскной деятельностью и т.д.
2.предмет, задачи и основные понятия курса Прокурорский надзор
Предметом данного курса являются:
– теоретические положения о месте и роли прокуратуры в системе реализации государством своих функций; цели и задачи деятельности органов прокуратуры, а также принципы ее организации и функционирования; историческое развитие учреждений прокуратуры в России;
– правовое регулирование организации и деятельности органов прокуратуры; правовой статус прокурора и его полномочия по выявлению и устранению нарушений законности, а также правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер;
– тактика и методика организации работы органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов в различных отраслях.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:
– закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности;
– средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;
– содержание правовых институтов, связанных с деятельностью органов прокуратуры;
– практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.
Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи.
Общие задачи заключаются в укреплении законности государственного строя, личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, которые определяются Конституцией РФ, ФЗ «О прокуратуре», а также рядом других нормативных актов (Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Гражданским процессуальным кодексом РФ).
Специальные задачи – задачи стоящие только перед данным направлением прокурорского надзора (например, выявление нарушений и нарушителей законов).
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется путем применения прокурором правовых средств надзора.
Частные (или конкретные задачи) различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора, от вида применяемого правового средства, от конкретных условий, в которых осуществляется надзорная деятельность прокурора (получение полной информации о конкретном нарушении закона, своевременность истребования правовых актов для проверки их соответствия закону, обеспечение своевременности опротестования незаконных приговоров и решений суда и т. п.). Они не являются постоянными, могут возникать и отсутствовать при разных условиях.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В 3м ВОПРОСЕ!!!