Судебная этика и профессиональная этика юриста: общее и особенное

В советское время данное понятие было исключено из научного и профессионального оборота по причине утверждения основ новой морали. В частности, известный юрист Ульянов (он же Ленин) выступая на III съезде РКСМ утверждал, что нам нужна только та нравственность, которая служит делу рабочего класса, то есть мораль только та, которая обслуживает новые интересы государства.

Первый нарком здравоохранения Семашко в 1928 году писал следующее: никакая такая профессиональная врачебная тайна не должна иметь место поскольку трудящимся нечего скрывать от своего советского государства. В противовес такому буржуазно-помещечьему пережитку как профессиональная этика было выдвинуто представление о профессиональной деонтологии, то есть учение о долге. Вопрос в том кем или чем задается профессиональный долг. В нашем конкретном случае это долг перед советским государством.

Профессиональная этика, а также многие другие вещи не изучались

В воронежском университете в 1973 году была издана первая монография в России по судебной этике.

Наибольшее влияние на последующее развитие взглядов на эту тему оказала монография «проблемы судебной этики» 1974 года под редакцией М.С. Строговича. Он сделал многое: вновь ввел в научный оборот понятие судебной этики, а также ею стали заниматься снова юристы

Строгович считал:

1. Считал, что судебная этика это лишь наука о применении общих норм морали в специфических условиях деятельности юридических работников.

2. Считал, что признание особых нравственных требований применительно к отдельным профессиям равнозначна ограничению или вообще устранению применительно к этим профессиям действия ряда норм общественной морали

Умозаключения Ароцкера (юрист, автор ряда монографий и учебных пособий того времени, предлагал многие не безусловные нравственные приемы) послужили для Строговича площадкой для критики, отсюда он сделал вывод что никакой судебной этики и нужно придерживаться норм общей морали.

3. Признание этих особых нравственных требований отразиться на общем уровне нравственных требований в жизни общества

В связи с этим в книге Кокорева и Котова «этика уголовного процесса» Воронеж 1993 год указывается внимательный анализ профессиональных нравственных норм и показывает, что они прежде всего возлагают на представителей той или иной профессии дополнительные нравственные обязанности, но не в коем случае не дают им право нарушать какие либо общие нравственные принципы и основные принципа

В книге Комаровой и Сидоровой «Судебная этика» Спб 1993 год указано на три специфические сферы регулятивного действия морали в сфере юриспруденции:

a. Сфера прямого действия. Они считают, что сфера прямого действия это межличностные отношения, выходящие за рамки как уголовно-процессуального, так и гражданско-процессуального регулирования.

b. Сфера опосредованного регулирования – область проникновения морали в нормы законодательства

c. Сфера совместно вспомогательного действия. Это происходит там когда мораль и право имеют один и тот же предмет регулирования, воздействуют на одни и те же отношения

Понятие судебной этики употребляется как тождественное понятию юридической этики. Пример этого мы можем найти в книге Кобликова. Разведем эти понятия профессиональной этики и судебной:

1. Совпадают в том, что касается этической стороны судопроизводства, однако судебная этика определяет общие принципы, а профессиональная этика трактует конкретные требования к определенной профессии

2. Судебная этика регулирует отношения, возникающие именно в процессе, но не затрагивает этику неслужебного поведения, а профессиональную этику интересует все.

3. Судебная этика затрагивает поведение всех лиц, участвующих в процессе, а профессиональная этика затрагивает только профессиональных участников

4. Судебная этика не затрагивает нравственные требования применительно к таким юридическим профессиям как нотариус, юрист в организации, сотрудников таможни, судебные приставы-исполнители

Этика судьи

Вопросы:

1. Нравственные требования к личности судьи

2. Этика поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности

3. Этика поведения судьи во внеслужебной сфере

Нравственные требования к личности судьи

Данная постановка вопроса присутствует не только у Кони и нравственная составляющая была очень велика. В частности Петерим Александрович Сорокин в своей известной книге указывал как на существенный недостаток разрыв, который существует при отборе на ответственные посты и должности в современном государстве. Он говорил, что за основу берутся деловые качества, тогда как моральным качествам уделяется значительно меньше внимания. В результате во всех трех ветвях государственной власти на ответственных постах часто оказываются люди, которые обнаруживают неспособность улучшить моральный дух населения в целом.

По мнению Васьковского Е.В. (адвокат 80-90х конца 19 века) в учебнике гражданского процесса говорит о том, что законы не всегда составлены удовлетворительно, задача проведения законов в жизнь является весьма трудной, сложной и требует от судей целого ряда специальных качеств:

1. Беспристрастие. Человек способен подавлять какие либо проявление в себе

2. Правильно понимать его (закона) внутренний смысл, то есть отделять существенные элементы от случайных и приводит отдельные поставления закона в связь с общей системой права

3. Судья должен обладать практической подготовкой к своей деятельности. Судья не прошедший практической школы подобен врачу не работавшему предварительно в клинике.

4. Судья должен ещё знать те жизненные отношения, которые определяются нормами права. Речь идет об искусстве, науки, предпринимательстве

5. Судья должен облагать житейским опытом, знать обыденную жизнь, бытовую обстановку, среди которой живут обращающиеся к его помощи лица, то есть речь идет о том

6. В качестве представителей государственной власти судьи обладают известным внешним авторитетом. Весьма важно чтобы они пользовались в глазах населения и внутренним авторитетом, то есть чтобы граждане относились с полным доверием к ним в виду их личных качеств.

Мы можем сделать вывод, что все качества, которыми должен обладать кандидат на должность судьи либо уже судья можно поделить условно на 2 группы:

1. Профессиональные деловые качества

2. Собственно нравственные качества

Европейская Хартия о статусе судей пункт 2.1: за основу выбора кандидатов берут их способность свободно и беспристрастно оценивать правовые вопросы.

Кодекс Судейской Этики Латвии принятый в 1995 году в каноне 2 говорит, что судья должен принимать такие ограничения поведения, которые простому гражданину могут показаться обременительными, к тому же это следует делать по доброй воли. В каноне 3 содержится указание, что судья выполняет свои задачи с чувством ответственности и без предрассудков

Как ни странно представители нашей этической мысли, в частности авторы классического учебника по этике Гусейнов и его ученик Апресян утверждают, что профессиональная деятельность в такой институционализированной сфере как судопроизводство предполагает простое следование установленным правилам и нормам.

В связи с этим вспоминается Монтескье, который уподоблял судью говорящей закон машине.

Гусейнов считает, что пассажирам самолета или корабля безразлично каков человек капитан корабля или самолета, а главное, чтобы он был профессионалом.

ФЗ «о статусе судей в РФ» в статье 5 затрагивает исключительно формальные основания отбора кандидатов на должность судьи, а если мы посмотрим конкретно пункт 8 статьи 5, то он вообще касается проверки формальных моментов.

В пункте 2 статьи 3 опять же определяется формально-правовая внешняя сторона поведения.

Кодекс судейской этики РФ лишь отчасти указывает на внутренний момент (то есть внутренние качества, убеждения). Например, статья 3 говорит, что судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью. Пункт 2 статьи 4 говорит – судья обязан быть беспристрастным.

Даже глава 1 кодекса обозначена как «общие требования предъявляемые к поведению судьи», то есть опять таки речь идет о внешней формальной стороне.

22 октября 2009 года

Наши рекомендации