ТЕМА 10. Налоговое право И ЕГО СВЯЗЬ С СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКОЙ.
Взимание налогов – одно из самых древних изобретений человеческого сообщества. Оно появилось одновременно со становлением института государства и использовалось им как основной источник средств, для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. Уплата налогов, выступает как необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в ст. 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на все категории налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В современной России налоговая система нормативно определена в Налоговом кодексе Российской Федерации: часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ; часть вторая от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ. Сама налоговая система предусматривает два вида налоговых платежей: налог и сбор.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог является основной системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его общей и особенной частей, деление на институты.
Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.
Налоговое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу установления и взимания налогов и сборов в бюджетную систему и иные внебюджетные целевые фонды с организаций и физических лиц, а также государственного контроля за уплатой налогов. В настоящее время налоговое право представляет собой систему, состоящую из следующих уровней:
Во-первых, основ налогового права(общей теории налогового права);
Во-вторых, международного налогового права, которое включает универсальные положения и принципы налогового права, признанные и получившие соответствующее правовое закрепление на международном уровне;
В-третьих, национального налогового права, которое составляют положения теории налогового права, признанные и подтвержденные нормами правовой системы государства и действующие на территории отдельно взятого государственного образования. Например, на этом уровне можно выделить российское налоговое право;
В-четвертых, регионального налогового права, которое включает положения теории налогового права, признанные и получившие правовое закрепление на региональном или местном уровне и действующие в территориальных рамках этого региона, при этом, не являясь общеобязательными на территории всего государственного образования.
Налоговое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный другим отраслям права, который составляют следующие отношения:
· властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации;
· правовые отношения, возникающие в процессе исполнения соответствующими лицами своих налоговых обязанностей по исчислению и уплате налогов или сборов;
· правовые отношения, возникающие в процессе налогового контроля и контроля за соблюдением налогового законодательства;
· правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав и законных интересов участников налоговых правоотношений;
· правовые отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Основные методы налогового права:
· публично-правовой метод (власти и подчинения);
· частно-правовой метод (диспозитивного регулирования).
К основным принципам налогового права можно отнести:
· всеобщности налогообложения – каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
· равенства налогообложения – предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;
· справедливости – учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;
· соразмерности или экономической сбалансированности – учитывается сбалансированность интересов налогоплательщика и казны государства;
· отрицания обратной силы закона – законы, изменяющие размеры налоговых платежей, не распространяются на отношения, возникшие до их принятия;
· однократности налогообложения – один и тот же объект может облагаться налогом одного вида и только один раз за определенный законом период налогообложения;
· льготности налогообложения – налоговые законы должны иметь правовые нормы, устанавливающие для отдельных и (или) определенных групп налогоплательщиков как юридических, так и физических лиц льготы по налогам, облегчающие налоговое бремя;
· равенства защиты прав и интересов налогоплательщиков и государства – каждый из участников налоговых правоотношений имеет право на защиту своих законных прав и интересов в установленном законом порядке;
· недискриминационности – налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками.
Источник налогового права – это внешние конкретные формы его выражения, т.е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправление, содержащие нормы налогового права. К источникам налогового права относятся:
· Конституция Российской Федерации;
· международные договоры Российской Федерации;
· Налоговый Кодекс Российской Федерации;
· федеральные законы и законы Российской Федерации;
· законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов Российской Федерации;
· нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления.
Источники налогового права обладают следующими свойствами:
· формальная определенность;
· общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения;
· законность, заключающаяся в наличии юридической силы.
Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов:
· они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права;
· принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена Налоговым кодексом РФ;
· источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства.
Конституция РФ содержит важные нормы, регулирующие основы налоговой системы России. Например, статья 57 Конституции РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, а также предусматривает, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Конституция РФ разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством. Устанавливая основы конституционного строя России, Конституция РФ создает правовые предпосылки для дальнейшего налогово-правового регулирования, определяемого именно конституционными и правовыми основами государства. Кроме того, конституционные нормы обладают высоким уровнем нормативного обобщения (абстракции). Нормы иных отраслей (в том числе и налогово-правовые) относятся к ним как специальные к общим.
Таким образом, Конституция РФ выступает в качестве общенормативной основы правовой системы в целом, включая и налоговое право. В данном случае речь идет не о налогово-правовых нормах в собственном смысле слова, а о конституционно-правовых нормах, регулирующих вопросы налогообложения.
Налоговый кодекс РФ занимает второе, после Конституции РФ, место в системе национальных источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам Налогового кодекса РФ.
Налоговый кодекс РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений, в которой содержится:
· закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
· определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
· установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок;
· закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение;
· регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
Таким образом, Налоговый кодекс РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах. Сам Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей:
Часть первая устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в Российской Федерации; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Часть вторая Налогового кодекса РФ регламентирует порядок исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также посвящена специальным налоговым режимам.
Налоговый кодекс РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.
Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд элементов. В соответствие с Налоговым Кодексом РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения, перечень которых можно разделить на три группы.
1. Основные элементы налогообложения, среди которых выделяют:
Субъект налогообложения (налогоплательщик) – лицо, на которое в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, возложена обязанность уплачивать налоги (или сборы). Согласно Российскому законодательству субъектами налогообложения являются организации и физические лица. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком или удержан у источника выплаты дохода.
Объект налогообложения – это действие, событие, состояние, которое обусловливает обязанность субъекта заплатить налог (например, совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др.).
Налоговая база – представляет собой количественное выражение предмета налогообложения и является основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
Налоговый период – срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства;
Налоговая ставка – размер налога на единицу налогообложения.
Существуют две системы исчисления налога:
· некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям);
· кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).
Порядок уплаты налога–то есть способ внесения суммы налога в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Основными способами уплаты налога являются:
· уплата налога по декларации (на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах — налоговую декларацию);
· уплата налога у источника дохода (моменту получения дохода предшествует момент уплаты налога; это как бы автоматическое удержание, безналичный способ);
· кадастровый способ уплаты налога (налог взимается на основании внешних признаков предполагаемой средней доходности имущества; в этом случае устанавливаются фиксированные сроки взноса налогового платежа).
Согласно Налоговому Кодексу РФ сроки устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно было совершено.
2.Дополнительные элементы налогообложения, в число которых входят:
Предмет налога – реальная вещь (земля, автомобиль, другое имущество) и нематериальное благо (государственная символика, экономические показатели и др.);
Масштаб налога – установленная законом характеристика (параметр) измерения предмета налога. Масштаб налога определяется посредством стоимостных и физических характеристик. При измерении дохода или стоимости товара в качестве масштаба налога используют денежные единицы, при исчислении акцизов на алкоголь — крепость напитков, при определении налога с владельцев автотранспортных средств — мощность двигателя, объем двигателя или вес автомобиля;
Единица налога– как дополнительный элемент налога она тесно связана с его масштабом и используется для количественного выражения налоговой базы. Единицей налога следует считать условную единицу принятого масштаба:
· при обложении налогом земель – это гектар, квадратный метр;
· при налогообложении добавленной стоимости – рубль;
· при исчислении налога с владельцев автотранспортных средств – лошадиная сила.
Источники налога – резерв, используемый для его уплаты. Источником являются доход и капитал налогоплательщика; применительно к хозяйственной деятельности предприятия – такие экономические показатели, как себестоимость, финансовый результат, прибыль и т.д.
Налоговый оклад – сумма, вносимая плательщиком в государственную казну по одному налогу.
3. Факультативные элементы налогообложения, которыепредставлены налоговыми льготами. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Налоговые льготы делятся на три вида:
Во-первых, изъятия – налоговые льготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты) налогообложения;
Во-вторых, скидки – льготы, сокращающие налоговую базу;
В-третьих, налоговые кредиты – льготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад. Они представляют собой замену налога или его части натуральным исполнением. Данная льгота предоставляется налогоплательщику местными органами власти в пределах суммы налога, зачисляемой в местные бюджеты, в связи с его деятельностью в какой-либо поощряемой сфере или в зависимости от его социального и имущественного положения (например, кредит для инвалидов).
Инвестиционный налоговый кредит – такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в конкретных пределах уменьшать свои платежи по налогу. В дальнейшем поэтапно налогоплательщик погашает свою задолженность по кредитам и начисленным процентам. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита определены в Налоговом Кодексе РФ.
Согласно Налогового Кодекса РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемой с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих или на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Система налогов и сборов РФ довольно обширна. Особое значение видовые критерии налога имеют в правоприменительной практике, так как влияют на объем налоговой обязанности налогоплательщика.
Классифицировать налоги можно различными способами, так, например, в зависимости от оснований классификации:
· в зависимости от плательщика (организации, физические лица);
· в зависимости от формы обложения (прямые, косвенные);
· по территориальному уровню (федеральные, региональные, местные);
· в зависимости от канала поступления (зачисляемые в госбюджет, в муниципальные бюджеты, внебюджетные фонды);
· в зависимости от характера использования (общего значения, целевые);
· в зависимости от периодичности взимания (разовые, регулярные).
Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающий перечень налогов и сборов, которые образуют налоговую систему того или иного уровня.
К федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов; государственная пошлина.
К региональным налогам и сборам относятся следующие: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.
К местным налогам относятся: земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых, в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
К организациям относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.
К физическим лицам – налогоплательщикам и плательщикам сборов относятся: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства.
Права налогоплательщика и плательщика сборов совпадают. В Налоговом Кодексе РФ для указанных лиц названы такие права как:
· право на информациюозначает возможность налогоплательщика беспрепятственно бесплатно (в том числе в письменной форме) получать от налоговых органов по месту своего учета информацию.
· право на получение официального письменного разъясненияозначает возможность налогоплательщика или плательщика сбора получить от налоговых и других уполномоченных государственных органов официальные письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.
· право на налоговый менеджментпредполагает возможность управления налогоплательщиком (плательщиком сборов) собственными выплатами налогового характера. Существует три базовых компонента налогового менеджмента:
Во-первых, налоговая логистика – это деятельность, заключающаяся в управлении ресурсами налогоплательщика для достижения приемлемых размеров налоговых выплат.
Во-вторых, налоговая оптимизация – вид деятельности, осуществляемый путем оптимизации схемы, порядка, размера, сроков (периодов) налоговых и других обязательных выплат в бюджеты различных уровней с целью создания наиболее благоприятной модели исполнения налогоплательщиком своих налоговых обязательств.
В-третьих, налоговая минимизация – это любые целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему в максимальной степени уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов и других платежей.
· право на возврат излишне уплаченных денежных суммв процессе реализации налогового правоотношения означает своевременный зачет или возврат налогоплательщику (плательщику сборов) сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сборов, пеней, штрафов.
· право лично или через представителя участвовать в налоговых правоотношенияхозначает право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах как лично, так и через своего законного или уполномоченного представителя.
· право давать пояснения о характере собственных действий в сфере налоговых правоотношенийозначает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов и актам проведенных налоговых проверок.
· право на корректное отношение со стороны иных участников налоговых правоотношенийдает возможность налогоплательщикам (плательщикам сборов) требовать от иных участников налоговых правоотношений соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий по отношению к данному налогоплательщику (плательщику сборов) и соблюдения и сохранения налоговой тайны.
· право не соблюдать незаконные предписания и требованиядает налогоплательщикам (плательщикам сборов) возможность не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому Кодексу РФ или иным федеральным законам.
· право на обжалованиеозначает возможность налогоплательщика (плательщика сборов) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов; акты иных уполномоченных органов; действия (бездействие) должностных лиц указанных органов.
· право на возмещение неправомерно нанесенных убытковпозволяет налогоплательщикам (плательщикам сборов) возместить в полном объеме убытки, причиненные незаконными решениями налоговых органов и незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.
· право налогоплательщика на защиту нарушенных прав и законных интересовконкретизировано нормами Налогового Кодекса РФ. В нем налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантирована административная и судебная защита их прав и законных интересов.
К основным обязанностям налогоплательщика законодательство относит:
· встать на учет в налоговых органах;
· вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
· предоставлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать;
· представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
· выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
· в течение 4 (четырех) лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов
· в месячный срок сообщать об участии в других предприятиях и создании (ликвидации, реорганизации) филиалов и структурных подразделений;
· сообщать в налоговый орган о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации в срок не позднее 3 (трех) дней со дня принятия такого решения;
· сообщать в течение 10 (десяти) дней об изменении своего местонахождения, об открытии или закрытии счетов.
Система налоговых органов Российской Федерации состоит:
· Федеральная налоговая служба (ФНС) Российской Федерации (находится в ведении Министерства финансов);
· Налоговые службы по субъектам Федерации;
· Межрегиональные инспекции налоговой службы;
· Инспекции налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления;
· Инспекции налоговой службы межрайонного уровня.
К основным правам налоговых органов относят:
· права организационного характера (например, право вызывать для дачи пояснений налогоплательщиков; привлекать к проведению налоговой проверки специалистов);
· информационно-аналитические права (например, право определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет; требовать от налогоплателыциков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов);
· права контрольно-проверочного характера (например, право проводить налоговые проверки; право выемки необходимых документов);
· юрисдикционные права (например, право налагать арест на имущество налогоплательщиков; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах).
Обязанности налоговых органов:
· соблюдение законодательства о налогах и сборах;
· осуществление контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;
· ведение в установленном порядке учета организаций и физических лиц;
· бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
· бесплатное представление формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснение порядка их заполнения;
· сообщение налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам сведений, необходимых для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему РФ;
· принятие решений о возврате или зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и направление соответствующих поручений территориальным органам Федерального казначейства для исполнения;
· соблюдение налоговой тайны и обеспечение ее сохранности;
· направление налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налогового уведомления, требования об уплате налога и сбора;
· представление справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа;
· осуществление совместной сверки сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов;
· выдача копии решений, принятых налоговым органом.
За неправомерное действие или бездействие должностные лица налоговых органов несут уголовную, гражданско-правовую, дисциплинарную и административную ответственность.
Согласно Налогового Кодекса РФ, налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым Кодексом РФ установлена ответственность. Все составы налоговых правонарушений закреплены в Налоговом Кодексе РФ. К основным видам налоговых правонарушений относят:
Во-первых, общие налоговые правонарушения: нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по налоговому учету; нарушения, связанные с несоблюдением порядка ведения учета объектов налогообложения, доходов и расходов и предоставлением в налоговые органы налоговых деклараций; нарушения, связанные с неисполнением обязанностей по уплате, удержанию или перечислению налогов и сборов; нарушения, связанные с воспрепятствованием законной деятельности налоговых органов.
Во-вторых, специальные налоговые правонарушения: нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков; нарушения банками обязанностей по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений налоговых органов, принятых в отношении счетов налогоплательщиков; нарушения банками обязанностей по предоставлению сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков.
В качестве меры ответственности Налоговый Кодекс РФ устанавливает и применяет налоговые санкции только в форме штрафа. Размеры штрафа определены статьями Налогового Кодекса РФ либо в конкретных суммах, либо в процентах определенной величины. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если нарушитель осознавал противоправный характер своих действий (бездействия), желал, либо сознательно допускал наступление вредных для общества последствий. Умышленная форма вины будет, например, иметь место в случаях:
· если налогоплательщик отдает себе отчет в том, что не представляет налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок;
· желает нарушить установленный порядок представления в налоговый орган налоговой декларации, например в целях неуплаты сумм налогов, либо безразлично относится к тому, что его действия дезорганизуют нормальную работу налоговых органов по осуществлению ими контрольных функций.
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если нарушитель не осознавал противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должен был и мог это осознавать.
Совершенным по неосторожности правонарушение будет признано, если, например, налогоплательщик не знает об установленных в законодательстве, о налогах и сборах сроках представления налоговой декларации, либо имеет о них представление, но не отдает себе отчета в том, что нарушение этих сроков дезорганизует установленный порядок представления налоговой отчетности и нормальную работу налоговых органов по осуществлению контрольных функций.
К обстоятельствам, при наличии хотя бы одного из которых, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, относят:
· отсутствие события налогового правонарушения;
· отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
· совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
· истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В Налоговом Кодексе РФ предусмотрены обстоятельства, смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, а также исключающие вину (освобождающие от ответственности).
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, являются:
· совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств (болезнь самого правонарушителя или членов его семьи, развод или потеря работы и пр.);
· или под влиянием угроз или принуждения, а также в силу служебной, материальной или иной зависимости;
· тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности.
Вопросы обсуждения на семинаре:
1. Предмет, задачи, принципы и источники налогового права.
2. Понятие и роль налогов в государстве.
3. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Вопросы для самопроверки:
1. Оффшорные зоны и зоны свободной торговли: причины создания и текущие проблемы.
2. Установление и использование льгот по налогам и сборам.
3. Способы обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов.
4. Понятие и виды государственного долга.
ТЕМА 10. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Земельное право – это система норм, определяющих основания, порядок возникновения и реализации права собственности и иных вещных прав на землю, особенности земельного оборота, порядок и условия пользования землей и ее охраны как уникального и незаменимого природного объекта, а также порядок деятельности государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.
Если земельное право, в качестве отрасли права регулирует земельные отношения, то земельное законодательство может выходить за рамки этих отношений и регулироваться соответствующими нормативными актами уголовного, гражданского, административного, трудового и др. отраслей права.
Источники Земельного права – это совокупность нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регулирующие земельные общественные отношения. К источникам земельного права относят:
Во-первых, Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., котораяявляется важнейшим источником Земельного права. В ней изложены положения о том, что земля и другие природные ресурсы: используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают вопросы собственности на землю (например, ст. 8, 9 и 36).
Статья 8 Конституции РФ содержит своего рода перечень форм собственности, которые признаются и защищаются в РФ. Данное положение ст. 8 Конституции РФ прямо связано с ч. 2 ст. 9, которая закрепляет, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. В этой же статье подчеркивается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В статье 36 Конституции РФ подтверждается возможность иметь в частной собственности землю и, далее, владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов лиц.
В качестве конституционной основы правового регулирования земельных отношений выступает ст. 42, провозгласившая право граждан на благоприятную окружающую среду и другие экологические права. Учитывая, что земля является составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель, предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии и обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью гражданам или их имуществу земельным правонарушением.
Важное значение для правового регулирования земельных отношений имеют и конституционные положения, касающиеся определения компетенции Российской Федерации и ее субъектов. Так, в п. «д» ст. 72 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памя