ТЕМА 1. Понятие, сущность и социальная ценность права.

Выделиться из мира животных в экстремальных условиях человек смог благодаря социальной природе. Под социализацией личности следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. При этом первой нормой регулирующей поведение человека в обществе были обычаи, которые передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в значимых ситуациях. Обычаи в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, но были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принималась во внимание. Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо появятся негативные последствия.

Обычаи, регламентируя все сферы деятельности первобытного человека, действовали в комплексе с возникающими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а в дальнейшем стали облекаться форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычки, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Религиозные запреты были более эффективны, чем физическое наказание. С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие вопросы общественного общежития.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами родового строя. Исторически первой формой зарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый и защищаемый как жречеством, так и государством.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1. перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2. правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов и т.п.);

3. прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

Несмотря на многообразие правовых систем, право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытного строя.

Во-первых, если обычаи создавались всем обществом, то право формируется непосредственно государством, либо с участием иных социальных организаций (общественных, корпоративных, церковных) и под его контролем.

Во-вторых, если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

В-третьих, обычаи носили в основном нефиксированную форму, а право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, договоров, правовых обычаев.

В-четвертых, если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организованной и экономической мощью всего государства.

Право – это система особых юридических норм, которые устанавливаются и обеспечиваются государством, формально определены и общеобязательны для всех членов общества. Другими словами право – это общая мера свободы, равенства и справедливости, выраженная в системе формально – определенных и охраняемых публичной (государственной) властью общеобязательных норм (правил) поведения и деятельности социальных субъектов.

Право является высокоэффективным инструментом проведения в жизнь политики государства, специфическим средством организации и обеспечения его разносторонней деятельности, осуществления задач и функций. Это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия.

Признаки права – это совокупность основных черт права, придающих ему характер главенствующей, специфической системы нормативного регулирования в обществе. В современной правовой литературе выделяют следующие признаки права:

Нормативность права, означает, что нормы права, которые в совокупности образуют его содержание, выступают образцами, моделями возможного или должного вариантов поведения людей.

Формально-правовой характер права, выражается в том, что его нормы имеют письменную форму и находятся в специальных юридических документах – источниках права.

Общеобязательность права, характеризует его с точки зрения особенностей распространения правовых норм на людей (субъектов права) и исполнения ими нормативных требований. Нормы права неперсонифицированы, т.е. содержавшиеся в них правовые предписания адресуются не к конкретному лицу, а к относительно-неопределённому кругу лиц. Таким кругом лиц может выступить все общество, государство и его организации, общественные объединения и иные группы людей.

Системность права – это такая взаимосвязь его норм, которая обеспечивает целостность права как самостоятельного юридического образования. Однако системность права это не только его целостность, но и согласованность элементов, образующих само право – норм, институтов и отраслей права.

Обеспеченность права государственным принуждением, представляет собой способность государства подчинять волю людей своим решениям. Применяют принуждение специальные органы государства – суды, прокуратура, полиция. В своей совокупности эти органы образуют аппарат принуждения, предназначенный для обеспечения выполнения людьми требований норм права.

Принципы права – это основные исходныеположения, идеи права, отличающиеся универсальностью и общей значимостью,выражающие основополагающие особенности его юридической формы бытия (регулятора) и отражающие важнейшие закономерности общественной жизни общества.

Принципы права принято классифицировать на две группы, по следующим основаниям:

1. Общеправовые (общие или основные) принципы.

Общесоциальные принципы права:

Принцип социальной свободы, заключается в предоставлении субъектам максимальной свободы в выборе форм трудовой деятельности, профессии, места жительства, возможности пользоваться различными социальными услугами государства и частных лиц, свободно распоряжаться своими трудовыми доходами, участвовать в распределении общих социальных благ, иметь право на свою долю совокупно произведенного продукта, быть защищенным от безработицы и других социальных конфликтов.

Принцип социальной справедливости, обеспечивает соответствие между практической ролью индивидов в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами человека и их общественным признанием.

Принцип демократизма, находит непосредственное выражение в правовых нормах, регулирующих порядок организации и деятельности органов государственной власти, определяющих правовое положение личности, характер ее взаимоотношений с государством.

Принцип федерализма, заключается в удовлетворении потребностей общества, с учетом интересов всех субъектов (не нахождения их в невыгодном положении), при условии оптимального сочетания национальных и территориальных интересов.

Принцип гуманизма, закрепляет и гарантирует естественные и неотъемлемые права и свободы каждого человека: право на жизнь, здоровье, личную свободу и безопасность, право на охрану своей чести и репутации, защиту от любого произвольного вмешательства в сферу личной жизни и другие.

Принцип равноправия, провозглашает равенство всех граждан перед законом, их равное право на защиту закона независимо от национального или социального происхождения, языка, пола, политических и иных убеждений, религии, места жительства, имущественного положения или иных обстоятельств. Никакие лица, социальные спои и группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

Специально-юридические принципы права:

Принцип законности. Законность как принцип права означает точное и творческое исполнение правовых предписаний.

Принцип неразрывного единства прав и юридических обязанностей. Данный принцип гарантирует обеспеченность юридическими обязанностями субъективных прав, принадлежащих субъектам права.

Сочетание убеждения, принуждения и поощрения как способов обеспечения правомерного поведения и предотвращения нарушения требований норм права.

Принцип ответственности за вину, заключается в возложении юридической ответственности только за виновное и противоправное поведение.

2. По отраслевому принципу выделяют:

· межотраслевые принципы, характерные для нескольких отраслей права: осуществление правосудия только судом, гласность судебного разбирательства, национальный язык судопроизводства, независимость судей и подчинение их только закону и др.;

· отраслевые принципы, определяющие специфику конкретной отрасли права (обеспечение свободы труда и занятости – в трудовом праве; права на землю – в земельном праве и др.);

· внутриотраслевые принципы, или принципы институтов права, действие которых ограничено их предметом регулирования.

Функции права – это наиболее существенные пути и стороны воздействия права на общественные отношения, направленные на их регулирование, усовершенствование и упорядочивание, в которых раскрывается социальное назначение права. При этом различают юридические и социальные функции права.

К юридические функции права относят:

· регулятивная функция – представляет собой всевозможную защиту и законодательное регулирование всех сложившихся в обществе отношений, которые могут возникать между его индивидуумами. Она осуществляется путем правотворчества, то есть, создания уполномоченными на то органами законодательных актов, нормы которых являются общеобязательными.

· охранительная функция – призвана охранять те нормы, которые были ранее приняты органами законодательной власти государства. Как правило, эта функция возлагается на правоохранительные органы, такие как: прокуратура, полиция, службы безопасности и другие. Кроме этого, охранительная функция права призвана и принуждать всех лиц, которые являются субъектами права, к выполнению законных действий, соблюдению действующего законодательства государства и так далее.

· воспитательная функция– заключается в надлежащем воздействии на уровень поведения субъектов общества, качество их правового воспитания, а также на сознание этих же единиц общества.

К социальным функциям права относят:

· гуманистическая функция - заключается в гарантии гуманного отношения ко всем субъектам конкретного общества, независимо от их половой, религиозной, расовой или другой принадлежности, а также иных признаков, свойственных конкретным людям.

· информационная функция - предусматривает создание различных путей и средств, благодаря которым до всех слоев общества можно было бы донести информацию правового характера.

· идеологически-воспитательная функция - направлена на создание необходимых условий для формирования определенной правовой идеологии, предусматривающей уважительное отношение к правам других субъектов общества, а также соблюдение установленных законодательных требований.

Социальные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений. К основным видам социальных норм относят:

Во-первых, нормы права – это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.

Во-вторых, нормы морали (нравственности) – правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.

В-третьих, нормы обычаев – это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.

В-четвертых, нормы общественных организаций (корпоративные нормы) – это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.

Кроме указанных, среди социальных норм различают: религиозные нормы; политические нормы; эстетические нормы; организационные нормы; нормы культуры и др.

Система права – это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм, и одновременно их разделение на соответствующие элементы. Структурными элементами системы права как сложного, многоступенчатого комплекса, существующими и функционирующими на разных уровнях, являются правовые нормы, институты, подотрасли и отрасли права.

1. Правовая норма – представляет собой изданное или санкционированное государством формально определенное предписание общего характера, предназначенное для регулирования поведения людей в их взаимоотношениях, выражающее волю социальной группы или компромисс воль социальных групп и для обеспечения реализации которого предписано применение государственного принуждения. Правовые нормы составляют основу, базис любой системы права. Это тот строительный материал, из которого создаются все отрасли и институты права. Правовые нормы являются первичными элементами системы права. Они исходят (издаются или санкционируются государственными органами) от государства и представляют собой общеобязательные правила поведения.

Структура правовой нормы состоит из:

Гипотеза – содержит конкретные жизненные условия (обстоятельства), при наступлении которых начинает действовать правовая норма. Гипотезу правовой нормы можно определить как часть правовой нормы, задающую пространственно-временные параметры, а также признаки жизненных обстоятельств, при которых некоторому субъекту предписывается совершение определенного деяния, а также признаки субъекта, которому предписывается совершить указанное поведение в указанных условиях. Например: «обнаружение признаков преступления, совершенного гражданином РФ, предусмотренного УК РФ введенного в действие (вступил в силу) с 1 января 1997 года». Принято различать следующие гипотезы:

· простая – указывает, как правило, одно конкретное обстоятельство;

· сложная – указывает комплекс обстоятельств, при наступлении которых реализуется норма права;

· альтернативная – содержит несколько обстоятельств, при наступлении хотя бы одного из которых правовая норма начинает действовать.

Диспозиция(основная часть нормы) – содержит само правило поведения (либо требование, запрет и т.д.) которым должны руководствоваться участники возникших правоотношений. В диспозиции задается определенное деяние. К деянию относится действие или бездействие. Различают следующие диспозиции:

· простая – содержит один абсолютно определенный вариант поведения («предъявить обвинение»);

· альтернативная – указывает на возможные варианты поведения, которые могут выбрать участники правоотношения деяний («назначить штраф или лишение свободы»);

· бланкетная – отсылает субъектов правоотношения к другим нормам («Медицинские организации, медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи»).

Санкция – указывает, какие неблагоприятные последствия могут наступить при невыполнении (нарушении) предписаний диспозиции правовой нормы. Под санкцией понимаются лишения: имущественные (например, штраф); организационные (например, увольнение от должности); личного характера (например, лишение свободы). Принято выделять следующие санкции:

· абсолютно определенная санкция – содержит конкретный вид наказания в случае нарушения требований правовой нормы;

· относительно определенная санкция – указывают пределы размера наказания – либо минимальный и максимальный, либо максимальный (лишение свободы от двух до пяти лет, лишение свободы сроком до десяти лет); большинство санкций являются относительно определенными;

· альтернативная санкция – указывают различные виды наказания, из которых правоприменитель должен выбрать необходимые (лишение свободы сроком до пяти лет, ограничение свободы до трех лет или штраф).

2. Правовые институты – совокупность правовых норм, регулирующих определенный вид общественных отношений. К таким институтам относят:

· институт купли-продажи в гражданском праве;

· институт соглашения об уплате алиментов в семейном праве;

· институт решения суда в гражданско-процессуальном праве;

· институт охраны труда в трудовом праве и др.

Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, которые представляют собой группу норм права, выражающих определенные особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Например:

· субинститут розничной купли-продажи в институте купли-продажи;

· субинститут взыскания алиментов на основании соглашения об уплате алиментов;

· субинститут заочного решения в институте решения суда;

· субинститут охраны труда женщин в институте охраны труда и др.

3. Подотрасль права– целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом (пенсионное право), в государственном праве (избирательное право) и т.д. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

4. Отрасли права – совокупность правовых норм, институтов, регулирующих определенные сферы (род) общественных отношений. Характерными чертами отрасли права являются следующие:

· общие системные признаки – функциональность и субстанционность в их сочетании характеризуют отрасль права как самостоятельный элемент системы права.

· каждая отрасль права имеет свой предмет и объект регулирования, которые тесно соотносятся между собой, но не совпадают.

· каждой отрасли права присущ определенный метод или совокупность методов правового регулирования.

· наличие определенного режима как особой системы правового воздействия, с помощью которой отрасль права становится относительно замкнутым «механизмом регулирования».

Правовые нормы принято классифицировать по следующим основаниям:

Во-первых, по месту и роли в правовой системе, нормы подразделяются на: учредительные, регулятивные, охранительные, обеспечительные, декларативные, дефинитивные, коллизионные, оперативные.

Во-вторых, по предмету правового регулирования, выделяют нормы: конституционного, гражданского, гражданско-процессуального, уголовного, уголовно-процессуального, административного, семейного и иных отраслей права.

В-третьих, по субъектам, издавшим нормы права выделяют нормы, исходящие от государства и нормы, исходящие от гражданского общества.

В-четвертых, по методу правового регулирования, бывают: императивные, диспозитивные, рекомендательныеи факультативные.

В-пятых, по сфере действия: общего действия, ограниченного действия и локальные нормы.

В-шестых, по времени действия различают постоянные и временные нормы.

В-седьмых, по кругу лиц (регулируют статус, поведение различных категорий граждан): военнослужащих, медицинских работников, иностранцев и иных категорий.

В-восьмых, по степени определенности элементов правовой нормы различают: абсолютно определенные; относительно определенные и альтернативные нормы.

Одним из критериев деления основных прав выступает степень ограничения (отчуждаемости), исходя из чего, права делятся на абсолютные(не подлежащие ограничению) и относительные(которые могут быть ограничены).

Абсолютные права– это такие субъективные права, носителям которых противостоит неопределенное число обязанных лиц. Обязанность, соответствующая абсолютным правам, всегда состоит в воздержании от совершения действий, ущемляющих абсолютные права. Так как нарушителем абсолютных прав может оказаться любое лицо, закон защищает абсолютные права против всех и каждого, то есть против неопределенного круга лиц.

Относительные права– это права, носителям которых противостоят определенные обязанные лица (лицо), то есть права, принадлежащие лицу по отношению к другому обязанному лицу (лицам). Иными словами, относительными можно назвать права, реализуемые через правоприменение. Чтобы такое право осуществилось, необходим индивидуальный акт применения права, конкретизирующий, признающий или предоставляющий его, а субъект власти – правоприменитель – либо жестко связан законом и фактическими обстоятельствами, либо обладает определенной свободой усмотрения.

Основные источники (формы) права – это принятые в данном обществе способы внешнего выражения нормативной государственной воли (или способы официального установления правовых норм). К основным источникам права относятся: правовой обычай, судебный прецедент, нормативный договор и нормативно-правовой акт.

Правовой обычай – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано оно в каком-либо документе или нет. Правовой обычай является одним из древнейших источников права. Обычай вообще – это исторически возникшее, привычное правило поведения людей в определенной сфере (например, в сфере торговли, предпринимательства, семьи и т.д.), которое закрепилось в общественном сознании и социальной практике в результате его многократного применения. Правовыми становятся лишь те социальные обычаи, которые санкционированы государством. В настоящее время в большинстве стран правовой обычай может выступать источником права, если об этом указано в законе. Около двадцатистатей Гражданского кодекса Российской Федерации содержат ссылку на «обычай делового оборота».

Судебный прецедент – решение судебного или административного органа по конкретному юридическому делу, которое становится обязательным при рассмотрении аналогичных случаев в последующем. Данный источник права является традиционным для государств, относящихся к англо-саксонской правовой семье (в частности, Англии, США, Австралии). Доктрина и практика прецедентного права исходят из того, что суд, это орган, который не только применяет действующие юридические нормы, содержащиеся в законах и иных источниках права, но и в определенных случаях их создает.

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). Заключается между субъектами, которые обладают необходимой правотворческой компетенцией в определенной сфере. Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры.

Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д. Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др.

Международный договор является соглашением между государствами, может приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

Нормативно-правовой акт – это изданный в особом порядке официальный документ правотворческого органа, содержащий нормы права, имеющий обязательный характер и гарантированный от нарушений принудительной силой государства. Иерархия нормативно-правовых актов включает в себя следующее.

В зависимости от юридической силы, определяемой положением органа, издавшего тот или иной нормативно-правовой акт, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и соответственно характером самих издаваемых актов, в каждой стране, а точнее, в каждой правовой системе устанавливается строгая иерархия, то есть строгая система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов.

Вверху этой иерархии – нормативно-правовые акты (законы, постановления и т.п.), издаваемые высшими представительными органами. Внизу иерархии находятся нормативно-правовые акты, издаваемые местными органами государственной власти и руководством организаций, учреждений. Первые – обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим, нижестоящим, подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать вышестоящим нормативно-правовым актам, издаваться на их основе и в их исполнение.

Иерархию нормативно-правовых актов в Российской Федерации составляют: Конституция РФ; федеральные конституционные законы; федеральные законы; нормативные указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; нормативные акты министерств и ведомств РФ; законы субъектов РФ; подзаконные акты органов власти субъектов РФ; нормативные акты органов местного самоуправления; локальные нормативно-правовые акты.

Действие нормативно-правового акта – порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Действие ограничивается временем, пространством, кругом лиц.

Действия нормативно-правового акта во времени ограничивается моментами вступления в силу, прекращением действия. Вступление в юридическую силу: называется конкретная дата введения нормативно-правового акта в действие; вводится в действие с момента его опубликования; вводится в действие с момента его принятия; вступает в силу с возникновением определенных обстоятельств (война, чрезвычайное положение); вступает в силу с момента его подписания; вводится в действие поэтапно; вступает в силу с момента получения адресатом. Если срок вступления в силу внормативно-правового акта не указан, он вступает в силу по истечении десяти дней с момента официального опубликования.

Нормативно-правовой акт прекращает свое действие: по истечении срока, на который был принят; при прямой замене данного акта (применяется постановление об отмене или другом нормативно-правовом акте); в связи с изменением обстоятельств, на которые нормативно-правовой акт был рассчитан; при фактической отмене (принимается другой нормативно-правовой акт без отмены первого).

Обратная сила закона – распространение действия нормативно-правового актана те факты и порожденные им правовые последствия, которые возникли до вступления его в юридическую силу. Исключения из общего правила составляют:

· нормативно-правовой акт имеет обратную силу в случае прямого указания на это законодателем;

· нормативно-правовой акт смягчает или отменяет юридическую ответственность за совершение противоправного деяния.

Действие нормативно-правового акта в пространстве:

· территориальное – нормативно-правовой акт государства распространяется на всю территорию данного государства;

· экстерриториальное – проявляется в возможности применения к действиям, совершенным на территории одного государства, законодательства другого государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц:

· распространяется на всех граждан государства независимо от их правового статуса;

· нормативно-правовой акт может действовать в отношении отдельных категорий граждан (военнослужащих, пенсионеров, медработников, инвалидов);

· действие нормативно-правового акта ограничено в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Вопросы обсуждения на семинаре:

1. История возникновения права;

2. Понятие права, функции и виды правовых норм;

3. Источники права: понятие и виды.

Вопросы для самопроверки:

1. Объяснить Концепцию «Господство права»;

2. Проблемы формирования правового государства в современной России.

Наши рекомендации