Лекция 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ, И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Круг преступлений, совершаемых по неосторожности1 и посягающих на различные виды общественных отношений, достаточно широк. При всех различиях их объединяет форма вины - легкомыслие или небрежность. В зависимости от сфер совершения деяния различаются:
- бытовая неосторожность (ст. 109, 118, 168 и др. УК РФ);
- техническая неосторожность (ст. 162, 143, 264 и др.);
- должностная неосторожность (ст. 293 и др.).
Эта классификация в какой-то мере условна, т.к. одно и то же деяние может обладать признаками двух и более групп из числа выделенных, например, вред в быту - причиняется в результате действия (бездействия), связанного с использованием техники, и сочетается с неосмотрительным поведением должностных лиц коммунальных органов и т.д. И тем не менее данная группировка имеет определенное практическое значение, т.к. указывает на основные направления усилий по предупреждению неосторожных преступлений.
Опасность неосторожных преступлений определяется, прежде всего, их последствиями: есть все основания предполагать, что причиняемый ими вред в целом больше, чем от умышленных преступлений.
Статистический анализ неосторожных преступлений затруднен, т.к. они «разбросаны» по различным главам Особенной части УК, нередко включаются в состав разных классификационных групп (например, в преступления против личности, против собственности, экологические и др.), отдельно не выделяются и учитываются в разряде «прочих».
По результатам наблюдений за ряд лет удельный вес всех неосторожных преступлений в общей структуре преступности составляет около 13%. Традиционно отмечается довольно высокий уровень латентности этих преступлений.
Среди неосторожных преступлений около 3/4 приходится на предусмотренные ст. 264 УК РФ нарушения правил дорожного движения и эксплуатации автотранспорта и приравненных к нему механических транспортных средств (трамваи, троллейбусы, мотоциклы, трактора и др.) лицами, управляющими этими средствами. С учетом этого при криминологическом анализе неосторожных преступлений обоснованно делается акцент именно на данной их разновидности.
В 2003 г. зарегистрировано 53,6 тыс. преступлений, ответственность за которые наступает по ст. 264 УК РФ, количество погибших по вине водителей составило 24,0 тыс. человек. Во многом сходных по юридическим признакам преступлений, предусмотренных ст. 211 УК РСФСР, в предшествующий период времени регистрировалось около 50 тыс. ежегодно; число этих деяний, повлекших смерть потерпевших, колебалось от 15 до 30 тыс.
Еще более тревожной является статистика дорожно-транспортных происшествий (ДТП), включающих деяния как преступного, так и не преступного характера. Ежегодно в стране регистрируется 150-180 тыс. ДТП. С 1992 по 1997 г.г. в них погибло 199 тыс. человек; 1,1 млн. человек были ранены. По уровню автомобилизации (количеству автотранспортных средств на 1 тыс. жителей) Россия значительно отстает от развитых в экономическом отношении стран, а по числу погибших в расчете на 10 тыс. транспортных средств значительно опережает их, например, Финляндию - более чем в 5 раз, Швецию - в 7 раз, Японию - почти в 6 раз.
На производстве, главным образом по причине различных проявлений неосторожности, в том числе преступной, ежегодно получают травмы до 300 тыс. человек, из них 5 тыс. погибают.
Из категорий лиц, совершающих неосторожные преступления, лучше изучены виновные в уголовно наказуемых дорожно-транспортных происшествиях. Среди них еще сильнее, чем применительно к преступности в целом, преобладают мужчины (доля женщин всего около 2%). Наибольшее число преступлений приходится на лиц сравнительно молодого возраста (до 25 лет), имеющих незначительный стаж работы (до 3-х лет).
Причины и условия неосторожных преступлений разнообразны. Детерминация неосторожных преступлений отличается значительной спецификой. В частности, она состоит в том, что при их совершении в соотношении личностных и ситуационных факторов последние в целом играют более заметную роль, нежели в генезисе умышленных преступлений. На уровне всего общества криминогенное значение имели усилившиеся элементы социальной дезорганизации, общее падение дисциплины в стране. В условиях остановок производства, недофинансирования, других экономических неурядиц зачастую не хватает средств для поддержания в нормальном состоянии технологических линий, оборудования, агрегатов, транспортных средств. В связи с этим участились случаи использования заведомо дефектной, неисправной техники, что нередко приводило к авариям, катастрофам, другим чрезвычайным происшествиям. Многие предприятия не имеют возможности финансировать профессиональную подготовку, повышение квалификации персонала. Безудержная погоня за прибылью, ослабление контроля за соблюдением государственных стандартов способствуют производству и выпуску в эксплуатацию техники с серьезными конструктивными недостатками, создающими угрозу для безопасности людей. Из-за технической неисправности только транспортных средств в 2002 г. в ДТП погибло 0,8 тыс. человек. Применительно к автотранспортным преступлениям усиливается негативное действие такого традиционного для России фактора, как плохое качество дорог.
Субъективные детерминанты неосторожных преступлений связаны с такими нравственно-психологическими качествами людей, как внутренняя недисциплинированность, неосмотрительность, беспечность, чрезмерная самоуверенность, самонадеянность, эгоцентризм, пренебрежение интересами других людей. Среди субъективных причин 3/4 автотранспортных преступлений фигурирует такое исконно российское явление, как лихачество, стремление проявить ненужную удаль (не зря давно сказано: «И какой же русский не любит быстрой езды»). «Новые русские» далеко продвинулись в этом направлении. Они, например, лихачат так, что без всяких сомнений и колебаний объезжают «пробки» на дороге по пешеходным тротуарам. Своеобразное лихачество, влекущее тяжкие последствия, вплоть до смертельных случаев, стало чаще проявляться и на производстве, в быту, в сфере досуга и т.д. Подобные издержки раскрепощения людей, свободы, понимаемой как вседозволенность, существенно осложняют криминальную ситуацию в той ее части, которая связана с совершением преступлений по неосторожности. Среди субъективных факторов неосторожных преступлений в большей мере, чем при совершении умышленных деяний, сказывается негативное влияние психофизиологических особенностей личности (порогов внимания, дефектов восприятия и принятия решений, быстроты реакции и т.п.)- Значительная часть неосторожных преступлений совершается в нетрезвом виде, при значительно ослабленном самоконтроле. В 2002 г. только в ДТП по вине водителей, находившихся за рулем в нетрезвом состоянии, погибло 4,1 тыс. человек, ранено 30,7 тыс. человек.
Можно также констатировать ослабление внешнего контроля за ситуациями, чреватыми угрозами совершения неосторожных преступлений. На производстве, особенно в негосударственном секторе, это проявляется в снижении «планки» требований, касающихся обеспечения безопасности труда. Уровень технического, кадрового обеспечения подразделений органов внутренних дел по безопасности дорожного движения все больше не поспевает за резким ростом числа современных транспортных средств, отличающихся высокими эксплуатационными характеристиками. Нарушители правил дорожного движения из числа богатых людей легко откупаются от сотрудников указанных подразделений.
В правоохранительной практике в условиях роста организованной преступности, увеличения числа особо опасных, дерзких преступлений, в первую очередь волнующих общественное мнение, проблема предупреждения уголовно наказуемых деяний, совершаемых по неосторожности, стала недооцениваться, постепенно отошла на задний план.
Направленность и содержание мер предупреждения неосторожных преступлений во многом зависит от сфер действия их причин и условий. В организации предупредительной работы важно учесть особую роль внешних ситуативных факторов в генезисе этих преступлений. Первостепенное значение имеет наведение порядка, укрепление дисциплины на производстве, транспорте, .во всех системах взаимодействия человека с техникой. Предупреждению неосторожных преступлений способствует техническое перевооружение, механизация и автоматизация производства, разработка и внедрение эффективных средств безопасности труда. Большое значение для предупреждения автотранспортных преступлений имеет модернизация, улучшение качества дорог, надзор за их состоянием и неукоснительным соблюдением правил эксплуатации. Значительными предупредительными возможностями располагает специализированная служба милиции по обеспечению безопасности дорожного движения, на которую, в частности, возложены следующие функции: регистрация и учет автотранспортных средств; надзор за техническим состоянием транспорта и содержанием дорожной сети; регулирование движения транспорта и пешеходов; выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения; принятие к нарушителям установленных законом мер воздействия; учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения, принятие мер по их устранению. Повышению результативности деятельности данной службы способствуют меры по искоренению в ней коррупции, улучшение прокурорского надзора за исполнением ею законов.
Для предупреждения должностной халатности, других криминальных проявлений неосторожности со стороны государственных и муниципальных служащих большое значение имеет четкая регламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведомственный контроль. Профилактике бытовой неосторожности способствует развитие сервисных служб, обеспечивающих не на кустарном, как нередко бывает сейчас, а на профессиональном уровне установку и контроль за эксплуатацией бытовой техники.
Большую роль в предупреждении любых неосторожных преступлений играет повышение общей и технической культуры всех членов общества, улучшение профессиональной ориентации, профессионального отбора и диагностики лиц, обслуживающих источники повышенной опасности, сложные технические системы. Интересам предупреждения неосторожных преступлений способствует целенаправленная воспитательно-профилактическая работа среди как возможных субъектов этих преступлений, так и потенциальных их жертв. В этих целях проводятся беседы, консультации, распространяются листовки, памятки на промышленных и транспортных предприятиях, в школах, местах массового отдыха, используются возможности средств массовой информации. Для предупреждения неосторожных преступлений большое значение имеет борьба с пьянством на производстве, транспорте, в быту.
Контрольные вопросы и задания
1. Каков удельный вес неосторожных преступлений?
2. Каковы состояние и динамика уголовно наказуемых нарушений
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?
3. Дайте характеристику причин и условий неосторожных преступлений.
4. Каковы меры предупреждения неосторожных преступлений?