Лекция 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ ПО НЕОСТОРОЖНОСТИ, И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Круг преступлений, совершаемых по неосторожности1 и по­сягающих на различные виды общественных отношений, достаточ­но широк. При всех различиях их объединяет форма вины - легко­мыслие или небрежность. В зависимости от сфер совершения дея­ния различаются:

- бытовая неосторожность (ст. 109, 118, 168 и др. УК РФ);

- техническая неосторожность (ст. 162, 143, 264 и др.);

- должностная неосторожность (ст. 293 и др.).

Эта классификация в какой-то мере условна, т.к. одно и то же деяние может обладать признаками двух и более групп из числа вы­деленных, например, вред в быту - причиняется в результате дейст­вия (бездействия), связанного с использованием техники, и сочета­ется с неосмотрительным поведением должностных лиц комму­нальных органов и т.д. И тем не менее данная группировка имеет определенное практическое значение, т.к. указывает на основные направления усилий по предупреждению неосторожных преступле­ний.

Опасность неосторожных преступлений определяется, прежде всего, их последствиями: есть все основания предполагать, что при­чиняемый ими вред в целом больше, чем от умышленных преступ­лений.

Статистический анализ неосторожных преступлений затруднен, т.к. они «разбросаны» по различным главам Особенной части УК, нередко включаются в состав разных классификационных групп (например, в преступления против личности, против собственности, экологические и др.), отдельно не выделяются и учитываются в раз­ряде «прочих».

По результатам наблюдений за ряд лет удельный вес всех неос­торожных преступлений в общей структуре преступности составля­ет около 13%. Традиционно отмечается довольно высокий уровень латентности этих преступлений.

Среди неосторожных преступлений около 3/4 приходится на предусмотренные ст. 264 УК РФ нарушения правил дорожного дви­жения и эксплуатации автотранспорта и приравненных к нему механических транспортных средств (трамваи, троллейбусы, мото­циклы, трактора и др.) лицами, управляющими этими средствами. С учетом этого при криминологическом анализе неосторожных пре­ступлений обоснованно делается акцент именно на данной их раз­новидности.

В 2003 г. зарегистрировано 53,6 тыс. преступлений, ответ­ственность за которые наступает по ст. 264 УК РФ, количество по­гибших по вине водителей составило 24,0 тыс. человек. Во многом сходных по юридическим признакам преступлений, предусмот­ренных ст. 211 УК РСФСР, в предшествующий период времени ре­гистрировалось около 50 тыс. ежегодно; число этих деяний, по­влекших смерть потерпевших, колебалось от 15 до 30 тыс.

Еще более тревожной является статистика дорожно-транс­портных происшествий (ДТП), включающих деяния как преступно­го, так и не преступного характера. Ежегодно в стране регистриру­ется 150-180 тыс. ДТП. С 1992 по 1997 г.г. в них погибло 199 тыс. человек; 1,1 млн. человек были ранены. По уровню автомобилиза­ции (количеству автотранспортных средств на 1 тыс. жителей) Рос­сия значительно отстает от развитых в экономическом отношении стран, а по числу погибших в расчете на 10 тыс. транспортных средств значительно опережает их, например, Финляндию - более чем в 5 раз, Швецию - в 7 раз, Японию - почти в 6 раз.

На производстве, главным образом по причине различных про­явлений неосторожности, в том числе преступной, ежегодно полу­чают травмы до 300 тыс. человек, из них 5 тыс. погибают.

Из категорий лиц, совершающих неосторожные преступ­ления, лучше изучены виновные в уголовно наказуемых дорожно-транспортных происшествиях. Среди них еще сильнее, чем приме­нительно к преступности в целом, преобладают мужчины (доля женщин всего около 2%). Наибольшее число преступлений прихо­дится на лиц сравнительно молодого возраста (до 25 лет), имеющих незначительный стаж работы (до 3-х лет).

Причины и условия неосторожных преступлений разнообразны. Детерминация неосторожных преступлений отличается значительной спецификой. В частности, она состоит в том, что при их совершении в соотношении личностных и ситуационных факторов последние в целом играют более заметную роль, нежели в генезисе умышленных преступлений. На уровне всего общества криминогенное значение имели усилившиеся элементы социальной дезорганизации, общее падение дисциплины в стране. В условиях остановок производства, недофинансирования, других экономических неурядиц зачастую не хватает средств для поддержания в нормальном состоянии тех­нологических линий, оборудования, агрегатов, транспортных средств. В связи с этим участились случаи использования заведомо дефектной, неисправной техники, что нередко приводило к авариям, катастрофам, другим чрезвычайным происшествиям. Многие пред­приятия не имеют возможности финансировать профессиональную подготовку, повышение квалификации персонала. Безудержная по­гоня за прибылью, ослабление контроля за соблюдением государст­венных стандартов способствуют производству и выпуску в экс­плуатацию техники с серьезными конструктивными недостатками, создающими угрозу для безопасности людей. Из-за технической неисправности только транспортных средств в 2002 г. в ДТП погиб­ло 0,8 тыс. человек. Применительно к автотранспортным преступ­лениям усиливается негативное действие такого традиционного для России фактора, как плохое качество дорог.

Субъективные детерминанты неосторожных преступлений связаны с такими нравственно-психологическими качествами лю­дей, как внутренняя недисциплинированность, неосмотритель­ность, беспечность, чрезмерная самоуверенность, самонадеян­ность, эгоцентризм, пренебрежение интересами других людей. Среди субъективных причин 3/4 автотранспортных преступлений фигурирует такое исконно российское явление, как лихачество, стремление проявить ненужную удаль (не зря давно сказано: «И ка­кой же русский не любит быстрой езды»). «Новые русские» далеко продвинулись в этом направлении. Они, например, лихачат так, что без всяких сомнений и колебаний объезжают «пробки» на дороге по пешеходным тротуарам. Своеобразное лихачество, влекущее тяжкие последствия, вплоть до смертельных случаев, стало чаще прояв­ляться и на производстве, в быту, в сфере досуга и т.д. Подобные издержки раскрепощения людей, свободы, понимаемой как вседозволенность, существенно осложняют криминальную ситуацию в той ее части, которая связана с совершением преступлений по неосто­рожности. Среди субъективных факторов неосторожных преступле­ний в большей мере, чем при совершении умышленных деяний, ска­зывается негативное влияние психофизиологических особенностей личности (порогов внимания, дефектов восприятия и принятия ре­шений, быстроты реакции и т.п.)- Значительная часть неосторожных преступлений совершается в нетрезвом виде, при значительно ос­лабленном самоконтроле. В 2002 г. только в ДТП по вине водите­лей, находившихся за рулем в нетрезвом состоянии, погибло 4,1 тыс. человек, ранено 30,7 тыс. человек.

Можно также констатировать ослабление внешнего контроля за ситуациями, чреватыми угрозами совершения неосторожных пре­ступлений. На производстве, особенно в негосударственном секто­ре, это проявляется в снижении «планки» требований, касающихся обеспечения безопасности труда. Уровень технического, кадрового обеспечения подразделений органов внутренних дел по безопасно­сти дорожного движения все больше не поспевает за резким ростом числа современных транспортных средств, отличающихся высоки­ми эксплуатационными характеристиками. Нарушители правил до­рожного движения из числа богатых людей легко откупаются от сотрудников указанных подразделений.

В правоохранительной практике в условиях роста органи­зованной преступности, увеличения числа особо опасных, дерзких преступлений, в первую очередь волнующих общественное мнение, проблема предупреждения уголовно наказуемых деяний, совершае­мых по неосторожности, стала недооцениваться, постепенно ото­шла на задний план.

Направленность и содержание мер предупреждения неос­торожных преступлений во многом зависит от сфер действия их причин и условий. В организации предупредительной работы важно учесть особую роль внешних ситуативных факторов в генезисе этих преступлений. Первостепенное значение имеет наведение порядка, укрепление дисциплины на производстве, транспорте, .во всех систе­мах взаимодействия человека с техникой. Предупреждению неосто­рожных преступлений способствует техническое перевооружение, механизация и автоматизация производства, разработка и внедрение эффективных средств безопасности труда. Большое значение для предупреждения автотранспортных преступлений имеет модерниза­ция, улучшение качества дорог, надзор за их состоянием и неукос­нительным соблюдением правил эксплуатации. Значительными пре­дупредительными возможностями располагает специализированная служба милиции по обеспечению безопасности дорожного движе­ния, на которую, в частности, возложены следующие функции: регистрация и учет автотранспортных средств; надзор за техническим состоянием транспорта и содержанием дорожной сети; регулирование движения транспорта и пешеходов; выявление и пресечение нарушений правил дорожного движения; принятие к нарушителям установленных законом мер воздействия; учет и анализ ДТП, причин и условий их возникновения, принятие мер по их устранению. Повышению результативности деятельности данной службы способствуют меры по искоренению в ней коррупции, улуч­шение прокурорского надзора за исполнением ею законов.

Для предупреждения должностной халатности, других крими­нальных проявлений неосторожности со стороны государственных и муниципальных служащих большое значение имеет четкая рег­ламентация их деятельности в законных и подзаконных актах, а также ведомственный и надведомственный контроль. Профилакти­ке бытовой неосторожности способствует развитие сервисных служб, обеспечивающих не на кустарном, как нередко бывает сей­час, а на профессиональном уровне установку и контроль за экс­плуатацией бытовой техники.

Большую роль в предупреждении любых неосторожных пре­ступлений играет повышение общей и технической культуры всех членов общества, улучшение профессиональной ориентации, про­фессионального отбора и диагностики лиц, обслуживающих источ­ники повышенной опасности, сложные технические системы. Инте­ресам предупреждения неосторожных преступлений способствует целенаправленная воспитательно-профилактическая работа среди как возможных субъектов этих преступлений, так и потенциальных их жертв. В этих целях проводятся беседы, консультации, распро­страняются листовки, памятки на промышленных и транспортных предприятиях, в школах, местах массового отдыха, используются возможности средств массовой информации. Для предупреждения неосторожных преступлений большое значение имеет борьба с пьянством на производстве, транспорте, в быту.

Контрольные вопросы и задания

1. Каков удельный вес неосторожных преступлений?

2. Каковы состояние и динамика уголовно наказуемых нарушений
правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств?

3. Дайте характеристику причин и условий неосторожных преступлений.

4. Каковы меры предупреждения неосторожных преступлений?


Наши рекомендации