Лекция 17. ПРАВОВЫЕ, ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Право является эффективным регулятором социального разви­тия, всех общественных отношений, включая те, которые склады­ваются в сфере предупреждения преступности. Прежде всего, необ­ходимо отметить, что для данного вида социальной практики ог­ромное значение имеет позитивное регулирование правом нормаль­ного хода общественной жизни. Нормами конституционного, граж­данского, трудового, семейного и других отраслей права стимули­руется социально полезное поведение людей, закрепляются такие общественные отношения, которые по своей сути противостоят пре­ступности, устраняют (нейтрализуют, блокируют) действия ее при­чин и условий. Иными словами, право способствует реализации анти­криминогенного потенциала всего общества, его институтов. Действие антикриминогенных факторов, будучи в той или иной степени уре­гулированным нормами права, осуществляется применительно к задачам предупреждения преступности не стихийно, а целенаправ­ленно, т.е. как составная часть научно обоснованного управления социальными процессами. Общественные отношения, возникающие в сфере предупреждения преступности, регулируются также по­средством правовых запретов, путем установления юридической ответственности за противоправное поведение. Регулятивная функ­ция права в данном случае дополняется охранительной и имеет ши­рокое значение для обеспечения эффективности мер предупрежде­ния преступности. Предупредительный эффект имеет также воспи­тательная функция права, которая выражается в воздействии юри­дических средств на сознание людей, способствует формированию у них уважения к закону, привычки соблюдать его требования. Нако­нец, служебная роль права применительно к рассматриваемой сфере социальной жизни проявляется в том, что оно нормативно закрепля­ет оптимальный, соответствующий общественным потребностям и интересам порядок осуществления мер предупреждения преступно­сти на специально-криминологическом уровне: его задачи, виды, систему субъектов, их компетенцию, основные формы и методы работы и т.д.

Правовая основа предупреждения преступности имеет сложную структуру, включает в себя нормы различных отраслей права.

Важные положения, определяющие роль и значение пре­дупредительной деятельности, ее содержание и направленность, обязательное соответствие принципам справедливости, гуманности, законности, содержатся в ряде международных правовых актов, признанных Россией: Всеобщей декларации прав человека, Между­народном пакте о гражданских и политических правах, Кодексе по­ведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Руково­дящих принципах в области предупреждения преступности и уго­ловного правосудия, Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью.

Базисное значение для правового обеспечения мер преду­преждения преступности имеет ряд положений Конституции Рос­сийской Федерации. Статья 2 Конституции провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью и устанавливает обязан­ность государства по их соблюдению и защите. Исполнение этой фундаментальной обязанности осуществляется многообразными способами, в том числе путем предупреждения государственными органами уголовно наказуемых посягательств на права и свободы граждан. Конкретизация в главе 2 Конституции РФ прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные в ней гарантии их осуще­ствления, средства защиты, допустимые ограничения устанавлива­ют статус личности, из которого должны исходить все государст­венные и общественные органы, осуществляя любой вид деятельно­сти, включая предупреждение преступности. В частности, при про­ведении предупредительных мероприятий недопустимо умаление достоинства личности (ст. 21); никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установ­ленных законом, или на основании судебного решения (ст. 25); ни­кто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст. 35) и т.д. Признание и защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, гарантии единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ) определяют основные сферы деятельности, направленность и общую стратегию усилий общества и государства по предупреждению в рыночных условиях экономической пре­ступности. Для организации и осуществления виктимологической профилактики основополагающее значение имеет ст. 52 Конститу­ции РФ, устанавливающая, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, а государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Значение уголовного права для правового регулирования преду­преждения преступности определяется прежде всего тем, что его нормами очерчен круг деяний, запрещенных под угрозой уголовной ответственности. Нормами уголовного закона, регулирующими сис­тему наказаний, порядок и условия их назначения, освобождения от наказания, устанавливается определенный правовой режим для осужденных, а также освобожденных от уголовной ответственности и наказания. Важными элементами этого режима, создающими юридические основания предупредительной работы с лицами ука­занных категорий, являются установленные для них правоограничения, специальные правила и обязанности, наблюдение и контроль за ними со стороны правоохранительных органов и общественности. Большое значение для юридического обоснования мер индивиду­ального предупреждения рецидива преступлений имеет уголовно-правовой институт судимости. Предупредительный эффект уголов­но-правовых норм достигается также посредством их воздействия на правосознание граждан. Кроме упоминавшихся норм с так назы­ваемой двойной превенцией можно выделить еще ряд статей уго­ловного закона, которые предоставляют в распоряжение субъектов предупредительной работы конкретные правовые средства воздей­ствия на криминогенные факторы, в частности норм, стимулирую­щих поведение, препятствующее совершению преступлений (о не­обходимой обороне, о добровольном отказе от совершения престу­пления, о применении принудительных мер медицинского ха­рактера к алкоголикам и наркоманам и др.).

Весь процесс исполнения наказаний, который регулируется уголовно-исполнителъным правом, способствует предупреждению пре­ступности. Для правового регулирования предупреждения рецидива преступлений особое значение имеют нормы уголовно-испол­нительного законодательства, регламентирующие порядок освобождения из мест лишения свободы, трудовое и бытовое устройство освобожденных, цели, основания и порядок наблюдения за условно досрочно освобожденными', контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и ряд других.

Значение уголовно-процессуального законодательства для пра­вового регулирования предупреждения преступности определяется прежде всего тем, что оно включает обстоятельства, способство­вавшие совершению преступлений, в предмет доказывания по уго­ловным делам. Наряду с этим уголовно-процессуальный закон уста­навливает конкретные процессуальные меры предупредительного характера в виде представлений органа дознания, следователя, част­ных определений (постановлений) суда. Большое значение для пра­вового регулирования предупреждения преступлений имеют нормы уголовно-процессуального закона, которые в совокупности с соот­ветствующими нормами материального права регламентируют ос­нования и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания вследствие изменения обстановки, в связи с деятельным раскаянием, в связи с примирением с потерпевшим, с применением к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного ха­рактера.

Важную роль в правовом регулировании предупреждения пре­ступлений играют нормы административного права. К ним, прежде всего, относятся нормы, регламентирующие основания и порядок осуществления мер административного предупреждения, пресече­ния и наказания (взыскания). Ярко выраженную криминологиче­скую функцию выполняют административно-правовые средства борьбы с пьянством, наркотизмом, проституцией, нарушениями правил торговли, посягательствами на права потребителей, экологи­ческими правонарушениями и др. Предупредительный эффект при­менения административно-правовых санкций проявляется в плане как частной, так и общей превенции, а также путем воздействия на конкретные криминогенные ситуации, создания обстановки, исклю­чающей фактическую возможность продолжения противоправной деятельности. Нормами административного права устанавливается порядок деятельности милиции, контрольных и иных государ­ственных органов, определяются их компетенция, обязанности и права в сфере предупреждения преступности и других правонарушений. К административному праву относятся нормативные право­вые акты отраслевых органов исполнительной власти, детально рег­ламентирующие их деятельность по предупреждению преступности. Таково, например, принятое МВД РФ Наставление о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений.

Нормы рассмотренных отраслей права несут основную нагрузку в деле юридического упорядочения (правового регулирования) про­цесса предупреждения преступности. Характер сложной, много­гранной предупредительной деятельности таков, что в ней находят применение нормы не только тех отраслей права, которые непо­средственно нацелены на противодействие преступности, но и ряд других. Это нормы гражданского (например, ст. 30 ГК РФ, преду­сматривающая ограничение дееспособности граждан, злоупотреб­ляющих спиртными напитками или наркотическими средствами), семейного (например, ст.ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ, регламен­тирующие основания, порядок и последствия лишения либо ог­раничения родительских прав), а также трудового, финансового, земельного и других отраслей (подотраслей) права.

Завершая обзор правовых основ предупреждения преступности, необходимо коснуться идеи подготовки и принятия специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в этой сфере. Предложения на сей счет высказаны около 30 лет назад. Предпринимались попытки реализовать эту идею в различных фор­мах: путем подготовки проектов закона о предупреждении (профи­лактике) преступлений, основ законодательства по этому вопросу и т.д. Пока эти попытки не увенчались успехом. Основная сложность состоит в многоаспектном, междисциплинарном характере правово­го обеспечения предупреждения преступности (что видно из приве­денного краткого обзора). Правовые установления, регулирующие предупреждение преступности, включаются в состав множества от­раслей и подотраслей права, что затрудняет приведение их к некоей Целостности, четко обозначенной системе в рамках одного законо­дательного акта. Однако это не исключает того, что со временем будет найдено оптимальное решение данного вопроса, например с использованием приемов кодификации, инкорпорации или других средств систематизации правового материала. Небезынтересно заметить, что в свое время в России действовал Устав о предупрежде­нии и пресечении преступлений (1857, 1876 гг.).

Реализация юридических норм, составляющих правовую основу предупреждения преступности, - важное, но не единственное сред­ство регулирования этого вида социальной практики. Как и всякая целе­направленная деятельность, предупреждение преступности должно быть соответствующим образом организовано.

При формировании системы предупреждения преступности, со­ответствующей современным требованиям, необходимо использо­вать опыт прошлого, не допуская при этом заимствования из него не оправдавших себя, отживших элементов (формализма, показухи, увлечения количественными показателями, нарушения принципа добровольности, прав человека и др.). Эта система должна строить­ся с учетом новых социально-экономических условий, изменившей­ся роли государства, на базе демократических ценностей.

Не следует стремиться, как это имело место в прошлом, к чрез­мерной централизации деятельности по предупреждению преступ­лений, внедрению в нее единых, унифицированных для всей страны форм и методов.

Главными звеньями социальной профилактики являются госу­дарственные, муниципальные органы, общественные организации и объединения, функционирующие на уровне городов, районов, насе­ленных пунктов, действующие в микрорайонах по месту жительства граждан и непосредственно на объектах профилактической защиты.

Рассмотрение организационных основ предупредительной дея­тельности, прежде всего, предполагает четкое определение ее целей и задач. Например, цель снижения уровня, интенсивности и обще­ственной опасности преступности достигается путем решения сле­дующих задач, определяющих основные направления пре­дупредительной деятельности. Во-первых, в ходе предупреждения преступности обеспечивается комплексное воздействие на широкий спектр субъективных причин, условий и иных детерминант пре­ступности (все то, что охватывается понятием антиобщественной ориентации или позиции личности людей, могущих совершить пре­ступление, т.е. их антиобщественные взгляды, интересы и мотивы, вредные привычки и т.п.). Во-вторых, рассматриваемый вид дея­тельности способствует предупреждению и устранению условий неблагоприятного нравственного формирования личности, которое может привести к совершению преступлений. В-третьих, оказывает­ся предупредительное воздействие на криминогенные ситуации и обстоятельства, способствующие достижению преступного резуль­тата. В-четвертых, предотвращаются замышляемые и подготавли­ваемые, пресекаются начатые преступления. В-пятых, путем виктимологической профилактики обеспечивается предохранение от пре­ступных посягательств жертв преступлений.

Решение указанных задач, деятельность субъектов предупреж­дения преступности по названным направлениям может быть, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, организовано по-разному. При всех вариантах различий наиболее значимыми яв­ляются следующие два. Это, во-первых, создание структур (служб, подразделений), специализирующихся только на предупредитель­ной деятельности. Например, в недалеком прошлом в органах внут­ренних дел действовала по всей вертикали системы самостоятельная служба профилактики преступлений. В некоторых зарубежных странах создаются организационные структуры, специализирую­щиеся исключительно на виктимологической профилактике или да­же отдельных ее видах. Во-вторых, задачи предупреждения пре­ступности могут возлагаться на подразделения, которые в том или ином объеме выполняют иные функции.

В настоящее время предпочтение отдано второму варианту ор­ганизации предупредительной деятельности (за некоторыми исклю­чениями, относящимися к органам внутренних дел, где, как указы­валось, в рамках имеющихся служб могут выделяться подразделе­ния или группы, специализированные на предупреждении преступ­лений отдельных видов).

Оптимальная организация предупредительной деятельности немыслима без ее всестороннего, качественного информационного обеспечения. О содержании, объеме, формах и методах получения сведений, характеризующих преступность, ее причинный комплекс, личность преступника, подробно речь идет в других разделах курса лекций. При рассмотрении организационных основ предупреждения преступлений принципиально важно подчеркнуть, что его инфор­мационное обеспечение должно осуществляться на основе весьма широкого подхода. Если иметь в виду правоохранительные органы, то следует сказать, что именно их предупредительная деятельность требует постоянного сбора и использования обширного круга све­дений, относящихся не только к внутренней, но и внешней инфор­мации. Наряду с правовой и собственно криминологической это ин­формация экономическая, политическая, социальная, демографиче­ская, социально-психологическая, технологическая, медицинская, педагогическая и др.

Неотъемлемым элементом организации предупреждения пре­ступности является его планирование. Преобладание стихийных ва­риантов в становлении и развитии рыночных отношений ослабило плановые начала в жизни всего общества. Сказалось это и на такой ее сфере, как предупреждение преступности. Например, в основном прекратилась распространенная прежде практика разработки ком­плексных планов предупреждения преступлений в масштабе рай­онов, городов, областей, республик в составе РФ, в рамках отдель­ных отраслей хозяйства, крупных предприятий. Тем не менее, пла­нирование предупредительной деятельности продолжается в разных формах и на различных уровнях, ибо без этого она теряет свою це­ленаправленность, а значит, и эффективность. Как уже отмечалось, специальные разделы, касающиеся мер предупреждения (профилак­тики) преступлений, включаются в федеральные программы Рос­сийской Федерации по усилению борьбы с преступностью. Имеется опыт подготовки и реализации региональных и отраслевых про­грамм борьбы с преступностью, где широко представлены инфор­мационные, организационные, методические и иные аспекты преду­предительной деятельности.

По отдельным (иногда типовым) планам проводятся ком­плексные операции по предупреждению преступлений различных видов.

Мероприятия по предупреждению преступлений отражаются в текущих планах работы (порой в особых разделах) пра­воохранительных органов, их служб, а также в индивидуальных планах сотрудников.

Эффективность предупредительной деятельности находится в прямой зависимости от уровня взаимодействия широкого круга ее субъектов (в том числе и таких, на которых не распространяется ко­ординирующая функция прокуратуры). Практика выработала различные формы взаимодействия специализированных и неспециали­зированных, государственных и негосударственных субъектов пре­дупреждения преступлений. Это - взаимный обмен криминологиче­ской и иной информацией, совместное планирование предупреди­тельных мероприятий, проведение совещаний, деловых встреч для согласования усилий по предупреждению преступлений, взаимное консультирование по этим вопросам, совместная практическая дея­тельность с оказанием помощи друг другу, последовательная (так называемая эстафетная) работа и др.

Контроль, как элемент организации предупреждения преступ­лений, включает систематическое наблюдение и проверку исполне­ния соответствующих планов, программ, решений. Он может быть ведомственным или вневедомственным и осуществляется в специ­фических организационных формах, характерных для различных субъектов предупредительной деятельности.

Наконец, важный элемент организации предупредительной дея­тельности - ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение. Эта сторона дела приобретает особое значение в условиях перехода к рыночным отношениям. Появилась возможность осуществлять финансовое, материально-техническое обеспечение предупреждения преступлений за счет средств не толь­ко государственного бюджета, но и негосударственных коммерче­ских структур, в частности различного рода фондов, объединений, частных предприятий. Честный бизнес, добросовестные предприни­матели заинтересованы в прочном правопорядке, и очень важно ис­пользовать это в интересах предупреждения преступности, других правонарушений (разумеется, с учетом государственной политики борьбы с преступностью).

Что касается кадрового обеспечения, то следует, прежде всего, высказаться за усиление в учебных заведениях криминологической подготовки специалистов для правоохранительных, контролирую­щих органов и иных субъектов предупредительной деятельности. Сотрудники этих органов должны обладать более высокой, чем сей­час, криминологической культурой.

Определенные резервы для повышения эффективности преду­предительной деятельности содержит в себе последовательная спе­циализация на ней структурных подразделений или хотя бы отдельных сотрудников, сочетаемая с профильным обучением, переподго­товкой и повышением квалификации.

Должны быть созданы необходимые организационные и финан­совые условия для привлечения к решению разнообразных и слож­ных задач предупреждения преступлений различных экспертов из числа специалистов в области экономики, политологии, социальной работы, психологии, педагогики и других отраслей знаний.

Наряду с правовыми и организационными основами предупре­ждение преступности базируется на определенных тактических принципах и положениях. Ядро любой тактики - это методы, прие­мы действия, обеспечивающие правильное направление, содержа­ние и формы деятельности, наиболее целесообразное и эффективное осуществление мероприятий для достижения конкретных целей. Приемы предупредительной работы рассматриваются в особенной части курса лекций применительно к задачам предупреждения пре­ступлений отдельных видов. Эти приемы могут быть сгруппиро­ваны в рамках методов предупреждения преступлений. К ним, пре­жде всего, относится метод убеждения в самом широком смысле этого слова. Убеждают (и переубеждают) угроза уголовным наказа­нием, выступления сотрудников правоохранительных органов в средствах массовой информации по вопросам борьбы с правонару­шениями, профилактические беседы работников милиции с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и многое другое, что осуществляется в процессе предупреждения преступлений.

Цели предупреждения преступности достигаются также путем выявления и устранения объективных (внешних) причин и условий, способствующих совершению преступлений. Первостепенное зна­чение здесь имеет оказание лицам, подвергающимся предупреди­тельному воздействию, реальной социальной помощи в решении во­просов жизненного устройства.

Наконец, в случаях и в порядке, предусмотренном заколом, в качестве метода предупреждения преступлений используется при­нуждение.

Методы предупреждения преступлений конкретизируются и модифицируются применительно к особенностям отдельных видов (категорий, групп) преступлений. Соответственно, в криминологии, как и в криминалистике, разрабатывается, наряду с тактикой, своя методика превентивного противодействия преступности, а также комплексы методических рекомендаций (частные методики) раз­личных видов (категорий, групп) преступлений.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте роль права в регулировании предупреждения преступности.

2. Какие нормы Конституции Российской Федерации входят в
состав правовой основы предупреждения преступности?

3. Какое значение имеют для правового регулирования предупреждения преступности нормы:

4. а) уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права;

5. б) административного права?

6. Дайте характеристику организационных основ предупреждения преступности.

7. Назовите основные методы предупреждения преступности,
раскройте их содержание.


Наши рекомендации