Лекция 16. СУБЪЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ

Что касается общего предупреждения преступности, то его субъекты — это практически все общество, все институты гра­жданского общества, государство в целом.

Задачи специального (специально-криминологического) преду­преждения преступности решаются также множеством субъектов: государственных и негосударственных, специализированных и не­специализированных, различающихся по другим признакам.

К неспециализированным государственным субъектам отно­сятся, прежде всего, Президент Российской Федерации, его Адми­нистрация, органы законодательной и исполнительной власти, Со­вет Безопасности РФ, создаваемые при нем межведомственные ко­миссии. Они задействуют превентивный потенциал общего преду­преждения, формируют законодательную и иную нормативно-правовую основу специального предупреждения, устанавливают компетенцию, права и обязанности других субъектов в этой дея­тельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль и иные функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а также непосредственно проводят на различных уровнях целенаправленные мероприятия по предупреждению пре­ступности. О том, насколько широко и активно задействованы орга­ны только исполнительной власти в специально-криминологи­ческом предупреждении, можно судить по такому примеру. В одной из Федеральных программ Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью (на 1994-1995 годы) в каждой из ее частей (первоочередные меры и последующие меры) имелся раздел «Про­филактика преступлений», содержащий 21 позицию. В них - разно­образные меры специально-криминологического предупреждения преступности: подготовка концепции и проекта закона «О профи­лактике правонарушений»; разработка единой методики комплекс­ной оценки и прогнозирования преступности, социальных конфлик­тов и их криминогенных последствий; современной системы профи­лактики правонарушений несовершеннолетних; восстановление и развитие сета общественных формирований правоохранительной направленности, создание фондов социальной помощи лицам, осво­божденным из мест лишения свободы; реализация системы мер по защите предпринимательства от недобросовестного партнерства и мошенничества и т.п. В соответствии с программой к проведению этих и других мероприятий специально-криминологического ха­рактера привлекались помимо правоохранительных органов, адми­нистраций регионов также около 20 министерств и ведомств (мно­гие неоднократно). Среди них: Минобороны, Минфин, Минэконо­мики, МПС, Минсоцзащиты, Минтруда, Госкомимущество, Минкультуры, Минздрав, Минобразования и др.

Следует отметить особую роль и значение для достижения це­лей специального предупреждения преступности деятельности мно­гих федеральных служб и агентств: налоговой, антимонопольной, по тарифам, по труду и занятости, в сфере защиты прав потребите­лей, по надзору в сфере транспорта и др. В соответствии со своими полномочиями по наблюдению за исполнением законов в различ­ных сферах (торговля, финансы, налоги, природопользование и т.д.) они используют разнообразные средства и методы выявления пра­вонарушений и реагирования на них, в частности, применяют такие юридические средства воздействия, как приостановление действия хозяйствующих субъектов, отзыв лицензий, административные штрафы и т.д. Эти меры препятствуют перерастанию непреступных правонарушений в преступные, способствуют устранению, ограни­чению действия широкого спектра криминогенных факторов.

Наряду с органами власти значительный вклад в дело спе­циально-криминологического предупреждения преступности долж­но вносить местное самоуправление. Это достигается путем исполь­зования его полномочий по управлению муниципальной собствен­ностью, утверждению и исполнению местного бюджета, решению иных вопросов местного значения, но, прежде всего и главным об­разом по осуществлению охраны общественного порядка.

Определенную роль в специально-криминологическом преду­преждении играют не только государственные и муниципальные предприятия, учреждения1 культуры, здравоохранения, образования, но и частные, коммерческие структуры производственного и иного назначения (особенно в плане обеспечения собственной безопасно­сти). Функции финансового контроля, имеющего большое значение для предупреждения экономических преступлений, в настоящее время осуществляются как государственными органами, так и ком­мерческими структурами, органами их управления (коммерческими банками, аудиторскими фирмами).

К числу неспециализированных субъектов специального преду­преждения относятся также различные общественные формирова­ния: политические партии, движения, фонды, религиозные органи­зации. Например, все активнее проявляют себя религиозные кон­фессии, представители которых занимаются воспитательно-профилактической работой с осужденными, проводят благотвори­тельные акции в отношении нищих, лиц без определенного места жительства, других социально неустроенных групп населения. Ка­зачьи формирования активно участвуют в охране общественного порядка, предупреждения преступлений на улицах, в общественных местах, в сфере быта.

Определенные задачи в сфере специально-криминологического предупреждения преступности решают также уличные, кварталь­ные, домовые комитеты, родительские советы школ, попечитель­ские, благотворительные организации, не только государственные, но и действующие на общественных началах частные медико-психологические, социальные центры; семейные детдома, и др.

Для перечисленных субъектов (как государственных, так и об­щественных) при всех различиях в содержании, направленности деятельности, если рассматривать их с криминологических позиций, характерно одно: функция предупреждения преступлений (и более широко - борьбы с преступностью и правонарушениями) не являет­ся для них единственной, профилирующей и даже основной (одной из основных). Их деятельность вызвана разнообразными потребно­стями общества (в производстве материальных благ, организации власти, управлении различными сторонами социальной жизни, удовлетворении религиозных чувств и верований, самоопределении этнических общностей и др.), кроме одной - потребности в защите, предохранении от преступных посягательств. Но в силу социальной природы преступности, того, что она детерминируется многообраз­ными экономическими, политическими, социальными и другими факторами, эти субъекты социальной (в широком смысле этого сло­ва) практики в состоянии решать задачи упреждающего противодействия социально негативным явлениям, правонарушениям, включая наиболее опасные из них - преступления.

Другую большую группу составляют специализированные субъ­екты специально-криминологического предупреждения преступно­сти, общим для которых является предназначенность для борьбы с преступностью и другими правонарушениями (включая их преду­преждение), что выступает в качестве их единственной либо профи­лирующей, основной (одной из основных) функции.

В этой группе также различаются государственные и него­сударственные субъекты. В методических целях, учитывая задачи данного курса лекций, целесообразно начать изложение с последних (имея в виду необходимость отдельного, более подробного рассмот­рения предупредительных функций правоохранительных органов). Из числа общественных структур к специализированным субъек­там предупреждения преступности традиционно относились: обще­ственные пункты охраны порядка, товарищеские суды, доброволь­ные народные дружины (рабочие отряды) по охране общественного порядка, комиссии предприятий по борьбе с пьянством, советы профилактики трудовых коллективов, общественные помощники прокуроров, следователей, внештатные сотрудники милиции и не­которые другие. К настоящему времени отдельные формирования, из числа указанных (например, товарищеские суды, советы профи­лактики), прекратили свое существование, деятельность других (на­пример, ДНД) осуществляется далеко не с прежним размахом (ранее в ДНД были вовлечены более 12 млн. граждан), она значительно сузилась, во многом наполнилась новым содержанием, организуется и стимулируется по-новому.

В какой-то мере это объективный процесс, связанный с гло­бальными переменами в жизни общества. Более того, в нем есть и позитивный заряд, если иметь в виду устранение таких издержек «всенародного фронта борьбы с преступностью», как чрезмерная идеологизированность некоторых общественных формирований, их необоснованная централизация, сильные элементы формализма, по­казухи в работе, факты нарушения ими прав человека, отступления от принципа добровольности при формировании и т.д. Нельзя, од­нако, не видеть того, что в этом деле были допущены и определен­ные перегибы, повлекшие устранение из системы общественной профилактики не только негативного, но и позитивного, что, по су­ществу, означало ее ликвидацию. И не случайно уже в новых усло­виях ставилась задача восстановить с учетом местных условий и до принятия Закона Российской Федерации «Об участии населения в охране правопорядка» деятельность добровольных народных дру­жин, общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, внештатных сотрудников милиции и других социальных институтов для осуществления про­филактической работы с правонарушителями, участия населения в правоохранительной деятельности, оказания гражданам юридиче­ской и консультативной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 959 «О мерах по усилению охраны общественного порядка на улицах городов и дру­гих населенных пунктов Российской Федерации»), Разумеется, в данном случае речь должна идти не просто о механическом копиро­вании прошлого, а о том, чтобы содержание, формы, методы дея­тельности указанных субъектов борьбы с правонарушениями (одно­временно являющихся субъектами специально-криминологического предупреждения) соответствовали новым экономическим, полити­ческим, социальным и правовым реалиям. Так, участие граждан в работе указанных формирований должно осуществляться без каких-либо разнарядок сверху, на условиях подлинной добровольности и, как правило, на возмездной основе.

Наряду с этим идет поиск качественно новых форм привлечения граждан к охране правопорядка. Это, например, создание по опыту ряда стран локальных общественных формирований, основанных на естественной потребности людей в защите от определенных видов преступных посягательств (объединение мелких предпринимателей для борьбы с вымогательством, автовладельцев - против краж и угонов автотранспорта; ассоциации родителей и учителей, старших братьев и сестер, создаваемые в целях пресечения сексуальных по­сягательств на детей и подростков, и т.п.), сориентированных на предупредительную работу с жертвами преступлений, и др.

К названным субъектам специально-криминологического пре­дупреждения примыкают органы (формирования), которые в на­стоящее время рассматриваются как общественно-государственные. Это, например, комиссии по делам несовершеннолетних.

Конституирующим признаком следующей разновидности субъ­ектов специально-криминологического предупреждения преступно­сти является их принадлежность к системе правоохранительных ор­ганов государства либо к судебной власти. Это - органы прокура­туры, внутренних дел, федеральной службы безопасности, тамо­женной службы, юстиции и некоторые другие, а также суды (общей юрисдикции и арбитражные). Правоохранительные органы призва­ны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реаги­ровать в установленном законом порядке на их нарушения, привле­кать к юридической ответственности виновных лиц. Функция пре­дупреждения преступлений и других правонарушений изначально присуща как системе правоохраны в целом, так и каждому ее звену'.

Применительно к одним правоохранительным органам преду­преждение преступлений юридически закреплено в качестве их функции. В частности, в Законе РФ "О милиции" оно фигурирует в числе задач и обязанностей милиции, сформулированы также ее права в сфере предупредительной деятельности (п. 1 ст. 2, ст. 10, п. 13 ст. И).

В других случаях, например, в статусном законе "О прокурату­ре Российской Федерации" прямые указания на сей счет отсутству­ют. Однако несмотря на это, предупреждение преступлений право­мерно рассматривать в качестве имманентной характеристики всех направлений деятельности органов прокуратуры (надзора за испол­нением законов, уголовного преследования и др.), которые, безус­ловно, относятся к субъектам предупредительной работы (государ­ственным, специализированным, обладающим универсальной ком­петенцией)[36].

Органы внутреннихдел выполняют основной объем работы по специально-криминологическому предупреждению преступно­сти. Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компе­тенции, широким спектром полномочий по осуществлению оперативнорозыскной, административно-юрисдикционной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с правонару­шениями и основной массой преступлений; наличием в структуре разных служб и подразделений, включая такие, которые специали­зируются на криминологической профилактике, и некоторыми дру­гими факторами. Криминальная милиция, действующие в ее составе оперативно-розыскные аппараты уголовного розыска, по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, с организованной преступностью вносят решающий вклад в дело предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступле­ний. Наряду с этим они проводят по соответствующим линиям слу­жебной деятельности большую работу, направленную на выявление и оперативное устранение (блокирование, нейтрализацию) причин и условий, способствующих совершению преступлений различных видов.

Содержание деятельности милиции общественной безопаснос­ти таково, что практически вся она так или иначе связана с преду­преждением преступности. Сугубо профилактические функции вы­полняют подразделения по делам несовершеннолетних. В поле их зрения - подростки, освобожденные из мест лишения свободы, осу­жденные к наказаниям, не связанным с лишением свободы, вернув­шиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений, упот­ребляющие наркотики, пьянствующие, совершающие правонаруше­ния непреступного характера, и другие категории несовершенно­летних, от которых, судя по их противоправному поведению, можно ожидать совершения (повторения) преступлений.

Характеристика предупредительной деятельности участковых уполномоченных милиции заняла бы слишком много места, поэтому можно ограничиться указанием на то, что они, как должностные лица органов внутренних дел, ближе всего стоящие к населению, осуществляют на закрепленных участках практически все функции милицейской профилактики. Служба участковых уполномоченных -центральное звено в системе специально-криминологического пре­дупреждения преступлений, осуществляемого милицией.

В оперативном реагировании как на преступления, так и на дей­ствия, ситуации, чреватые угрозой их совершения, большую роль играют дежурные части милиции. От того, насколько эффективно срабатывает эта служба, во многом зависят результаты предупреди­тельной деятельности остальных подразделений милиции.

Большим предупредительным потенциалом обладает патрульно-постовая служба (ППС), обеспечивающая общественный порядок на улицах и в других общественных местах. Сотрудники ППС при­нимают к нарушителям общественного порядка предусмотренные законом меры, пресекают административные правонарушения, мно­гие из которых могут перерастать в преступления. Осуществляя патрулирование, они выявляют места возможного совершения пре­ступлений, появления и укрытия преступников, концентрации лиц с антиобщественной направленностью поведения. В зависимости от обстановки они либо сами непосредственно пресекают противо­правные действия, либо немедленно сигнализируют об источниках криминальной опасности в дежурные части, в оперативно-розыскные и другие службы.

На предупреждение преступлений, связанных с оружием и бое­припасами, их незаконным оборотом, направлена деятельность та­кого звена милиции общественной безопасности, как подразделения лицензионно-разрешительной работы.

Осуществляя свои основные функции, вносят вклад в дело пре­дупреждения преступлений работники изоляторов для временного содержания задержанных и заключенных под стражу, служба охра­ны и конвоирования задержанных и арестованных, специализи­рованные подразделения дознания.

Широкий комплекс мер, направленных на предупреждение пре­ступлений, связанных с автомототранспортом, осуществляют под­разделения по обеспечению безопасности дорожного движения. Это контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, со­блюдением правил дорожного движения, допуск к управлению транспортом специально подготовленных лиц, разъяснительная ра­бота с населением и многое другое. Наряду с этим сотрудники дан­ных подразделений участвуют в проведении мероприятий по преду­преждению не только автотранспортных, но и других преступлений, включая проявления терроризма, организованной и профессиональ­ной преступности (изымают при проверках автотранспорта похи­щенное имущество, наркотики, используемые в преступных целях оружие, боеприпасы и т.д.).

Деятельность подразделений по государственной защите иму­щества (прежней вневедомственной охраны) полностью подчинена задачам предупреждения преступлений, прежде всего краж, бандит­ских и разбойных нападений. Они обследуют объекты хранения имущества, проверяют их укрепленность, обеспечивают физиче­скую и техническую охрану, оперативно реагируют на сигналы о противоправном проникновении в жилища и служебные помеще­ния.

Следственные аппараты органов внутренних дел при рас-;. следовании уголовных дел выявляют причины и условия, спо­собствующие совершению преступлений, и вносят представления об их устранении. Наряду с этим они ведут предупредительную ра­боту в непроцессуальных формах, например, принимают участие в ; правовом просвещении и воспитании.

Подразделения федеральной миграционной службы, подведомственные МВД, координируют, иным образом организуют и непо­средственно осуществляют меры предупреждения преступлений со стороны беженцев и вынужденных переселенцев, способствуют вы-- явлению и устранению разнообразных криминогенных факторов, связанных с незаконной миграцией, с использованием на террито­рии Российской Федерации иностранной рабочей силы.

Паспортно-визовая служба проводит мероприятия по преду­преждению преступлений, связанных с пребыванием в России ино­странцев, а также правонарушений в сфере обеспечения свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в Россий­ской Федерации, выезда за ее пределы и въезда на территорию РФ.

В отраслевых службах органов внутренних дел создаются спе­циализированные подразделения (группы) по профилактике престу­плений либо предупредительные функции возлагаются на специ­ально выделенных сотрудников.

На воздушном, водном и железнодорожном транспорте, режим­ных объектах и закрытых территориях предупреждением прес­тупности в полном объеме занимаются органы внутренних дел по обеспечению правопорядка на транспорте, указанных объектах и территориях.

Место и роль прокуратуры в ряду субъектов специально-криминологического предупреждения определяются, прежде всего, ее статусом как единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Первосте­пенное значение в этом плане имеет прокурорский надзор за испол­нением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными орга­нами субъектов Российской Федерации, местным самоуправлением, органами контроля, военного управления, их должностными лица­ми, органами управления и руководителями коммерческих и неком­мерческих организаций, а также за соответствием закону изда­ваемых ими правовых актов. Выявляя и пресекая (путем опро­тестования, объявления должностным лицам предостережений о недопустимости нарушений закона, возбуждения уголовного или административного преследования и другими способами) наруше­ния законодательства о собственности, приватизации, землепользо­вании, налогах, внешнеэкономической, кредитно-финансовой дея­тельности, прокуратура способствует введению в правовое русло и стабилизации базовых экономических отношений, устранению из них криминально опасных ситуаций, ограничению сферы действия причин и условий, способствующих хищениям, хозяйственным, должностным и иным преступлениям.

В настоящее время усилилась правозащитная роль проку­ратуры и, соответственно, увеличился ее вклад в дело преду­преждения преступлений, посягающих на политические, трудовые, имущественные и другие права и интересы граждан. Ежегодно вос­станавливаются нарушенные права около 200 тыс. человек, которым средствами прокурорского надзора обеспечивается своевременная и полная выплата зарплаты, пенсий, пособий по инвалидности, сирот­ству, безработице, а также реализация других мер социальной под­держки и помощи. Тем самым ослабляется действие условий небла­гоприятного формирования личности, устраняются конкретные жиз­ненные ситуации, которые могут привести к совершению пре­ступлений.

Предупреждению преступлений способствует также проку­рорский надзор за исполнением законов органами, осуществ­ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предва­рительное следствие. Прокурор наблюдает за реализацией этими органами их полномочий по профилактике, предотвращению и пре­сечению преступлений и реагирует средствами прокурорского над­зора на нарушения закона, которые могут выражаться в виде актив­ных действий противоправного характера (например, нарушения прав граждан при проведении профилактических мероприятий) ли­бо в форме бездействия (непринятия мер профилактики, предот­вращения и пресечения преступлений).

Значительный объем предупредительной работы как в процес­суальных, так и в непроцессуальных формах выполняется при рас­следовании уголовных дел о преступлениях, отнесенных к подследственности прокуратуры, а также любых других, принятых к ее производству.

Для предупреждения рецидива преступлений большое значение имеет прокурорский надзор за законностью в деятельности админи­страций органов и учреждений, исполняющих наказания и назначен­ные судом меры принудительного характера, мест содержания за­ключенных под стражу, а также за исполнением законодательства о контроле за определенными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Еще одно направление предупредительной деятельности проку­ратуры связано с ее участием в рассмотрении дел судами. В част­ности, в процессе судебного разбирательства уголовных дел проку­рор выявляет обстоятельства, способствовавшие совершению пре­ступления; оценивает обоснованность, полноту, законность преду­предительных мер, принятых на стадии предварительного расследо­вания; вносит суду предложения о реагировании на установленные причины и условия правонарушений. Участвуя в рассмотрении су­дами гражданских дел, а также в арбитражном процессе, прокурор способствует предупреждению преступлений против собственности, преступлений в сфере экономической деятельности, злоупотребле­ний должностных лиц.

На прокуратуру возлагается координация деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с преступностью, включая ее предупреждение. В настоящее время эта функция прокуратуры, с учетом появления новых субъектов специально-криминологи­ческого предупреждения, наличия в их компетенции совпадающих моментов, а порой и элементов дублирования и некоторых других факторов, приобретает особое значение для упорядочения, регули­рования, обеспечения эффективности многоаспектной предупреди­тельной деятельности.

Участвуя в правотворчестве, органы прокуратуры вносят вклад
в совершенствование нормативно-правового обеспечения криминологического предупреждения. Имеет определенные превентивные
аспекты международное сотрудничество, осуществляемое проку­ратурой в сфере борьбы с преступностью, оказания помощи по уго­ловным, гражданским и иным делам. ,

Необходимо, наконец, отметить, что деятельность прокуратуры на всех указанных направлениях способствует воспитанию граждан и должностных лиц в духе правовых принципов и требований за­конности, формирует уважительное отношение к юридическим нормам и процедурам, что также имеет большое предупредительное значение.

Судывсей своей деятельностью, так или иначе, способствуют предупреждению преступности и других правонарушений. В этом существенная особенность судебной власти.

Одна из целей применения наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений {спе­циальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений {общее предупреждение или превенция). Следует подчеркнуть осо­бое значение гласности судебного разбирательства для предупреж­дения преступности. Осуществляя правосудие по уголовным делам, суд исследует как причины и условия преступления, непосредст­венно входящие в характеристику объективной и субъективной сто­рон деяния, так и криминогенные факторы, проявившиеся иным пу­тем, в частности в виде обстоятельств, влияющих на степень и ха­рактер ответственности. В ходе судебного разбирательства подле­жат выявлению причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Соответственно, судом выясняются обстоятельства: возникновения у подсудимого антиобщественной ориентации (ин­тересов, мотивов, взглядов, привычек, всего того, что составляет субъективные детерминанты преступления); непосредственно вы­звавшие формирование преступного умысла, намерение совершить данное преступление (например, подстрекательство); облегчившие действие источников отрицательных влияний (например, безнад­зорность несовершеннолетнего); способствовавшие реализации противоправных намерений (например, плохая охрана ценностей); конкретной жизненной ситуации криминогенного характера (на­пример, провоцирующее поведение потерпевшего). Эти обстоятель­ства суд исследует, прежде всего, в целях назначения справедливого наказания. Вместе с тем, очевидно большое значение данной сторо­ны его деятельности для специально-криминологического преду­преждения преступности. Ко времени судебного разбирательства конкретные меры по выявлению, оценке и устранению причин и условий, способствовавших преступлению, уже могут быть приняты органом дознания, следователем, прокурором, организациями и уч­реждениями, которым адресованы их представления по этому пово­ду. И суд, рассматривая уголовное дело, не ограничивает свою пре­дупредительную деятельность собственным исследованием причин и условий преступления. Он также контролирует профилактиче­скую работу других специализированных и неспециализированных субъектов предупреждения преступности, оценивает ее с точки зре­ния законности, полноты, своевременности, эффективности. Суд должен выяснить, какие меры приняты по представлению следова­теля (прокурора) об устранении причин и условий преступления. При установлении фактов игнорирования этих документов, их не­своевременного или формального рассмотрения суд выносит част­ные определения (постановления) в адрес тех организаций, пред­приятий, учреждений, которым направляется представление, либо в вышестоящие органы. Не должен суд оставлять без внимания и фак­ты нереагирования органов дознания, следователей на причины и условия, способствовавшие совершению преступлений.

Велика роль суда в предупреждении преступлений путем реали­зации норм уголовного законодательства с так называемой двойной превенцией. Например, наказанием за угрозу убийством или причи­нением тяжкого вреда здоровью, суд, несомненно, способствует предупреждению других, как правило, несравненно более опасных преступлений (в данном случае убийств), которые с высокой долей вероятности могли бы быть совершены в случае реального исполне­ния запугиваний, обещаний расправиться и т.п.

Аналогичным образом срабатывает механизм специально-криминологического предупреждения при рассмотрении судами дел частного обвинения, а также о вовлечении несовершеннолетних в преступную деятельность, о незаконном ношении, хранении, при­обретении, изготовлении или сбыте оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других преступлениях.

Предупреждение преступности осуществляется судами не толь­ко путем уголовного, но и административного, а также гражданско­го судопроизводства.

Определенную роль в специально-криминологическом преду­преждении преступности, наряду с судебными органами общей юрисдикции, играют арбитражные суды, особенно в части выявле­ния и устранения обстоятельств, способствующих уголовно нака­зуемым посягательствам на экономические отношения.

В начале 1990-х годов вследствие односторонней трактовки правозащитной роли суда, сути его независимости наметилась тенденция к ограничению предупредительных функций судебной системы и даже сведению их на нет. Например, стали редкостью выездные заседания суда. В соответствии с действующим уголовно-J процессуальным законодательством суды по сути освобождены от обязанности выявлять причины и условия преступлений, соответст­вующим образом реагировать на них, контролировать деятельность субъектов предупреждения преступлений. Конечно, сложившиеся в прошлом представления об идентичности задач суда и органов уго­ловного преследования, об ответственности суда за состояние пре­ступности должны быть отвергнуты как противоречащие самой идее судебной власти. Вместе с тем является необоснованным «от­каз от воспитательно-профилактической функции правосудия, от возможностей предупредительного воздействия правосудия на пре­ступность, формирование правового и нравственного сознания на­селения, культуры правоотношений»[37].

Предупредительная деятельность рассмотренных правоохрани­тельных органов (органов внутренних дел, прокуратуры), а также судов в известном смысле универсальна. Она может способствовать недопущению подавляющего большинства деяний, составляющих массив преступности. Предупредительная деятельность осуществ­ляется ими практически в отношении всех видов криминогенных факторов, поддающихся специально-криминологическому воздей­ствию. Наряду с этим существуют правоохранительные органы, предупредительная деятельность которых, в соответствии с их ком­петенцией, имеет более узкий, локальный характер.

Органы федеральной службы безопасностиосуществляют мероприятия по предупреждению (профилактике, предотвращению, пресечению) шпионажа, террористической деятельности, организо­ванной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и некоторых других преступ­лений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено к их ведению, а также деятельности незаконных вооруженных фор­мирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объ­единений, преследующих цель насильственного изменения консти­туционного строя Российской Федерации.

Действующая в составе ФСБ пограничная службапредупреж­дает преступления, связанные с нарушениями режима государст­венной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропус­ка через государственную границу Российской Федерации.

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиковпроводит работу по профилактике, предотвращению и пресечению преступлений, предусмотренных статьями 228-233 УК РФ, и других (связанных с незаконным оборотом указанных средств и веществ). На это звено исполнительной власти возложены координация антинаркотической деятельности в стране, создание и ведение соответ­ствующего банка данных, поддержание взаимодействия с компе­тентными органами иностранных государств, осуществление других функций, которые имеют выраженный предупредительный харак­тер.

Органы федеральной таможенной службыпроводят меро­приятия по предупреждению контрабанды, фактов умышленного уклонения от уплаты таможенных платежей; незаконного экспорта товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массового уничтожения; невозвращения на территорию России предметов ху­дожественного, исторического и археологического достояния наро­дов РФ и зарубежных стран, других уголовно наказуемых наруше­ний таможенного законодательства.

Органы юстиции,как одно из важных звеньев системы правоохраны, участвуют в работе по совершенствованию законодатель­ства о предупреждении преступности и обеспечивают механизм реализации правовых актов и исполнительных документов по уго­ловным делам.

Ведущим направлением развития уголовно-исполнительной системы,подведомственной органам юстиции, является приведение ее в соответствие с международно-правовыми стандартами и прави­лами обращения с осужденными. Пересматриваются формы и мето­ды воспитательной работы с осужденными с учетом требований строгого соблюдения прав человека. Все это способствует преду­преждению рецидива преступлений.

В ходе становления рыночных отношений существенно возрас­тает роль нотариатав предупреждении преступлений. Это связано с тем, что появляется множество новых субъектов гражданских пра­воотношений, усиливается свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, активизируется гражданский оборот, расширя­ется договорная практика. Удостоверяя юридические факты, разно­образные гражданско-правовые сделки, оформляя наследственные и иные имущественные права, совершая другие действия, направлен­ные на юридическое закрепление гражданских прав, нотариусы все в большей мере способствуют предупреждению преступлений и других правонарушений, особенно в сфере экономики.

Вносит свой вклад в дело предупреждения преступности адво­катура.Выступая на предварительном следствии и в суде в качест­ве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, адвокаты участвуют в исследовании причин и условий преступлений, которые с уголовно-правовых позиций нередко могут рассматриваться как обстоятельства, существенным образом влияю­щие на меру ответственности. Определенный предупредительный эффект имеет также участие аддокатов в рассмотрении дел об адми­нистративных правонарушениях, гражданских дел. Правомерному разрешению споров, конфликтных ситуаций, чреватых угрозой совершения преступлений, способствуют консультации и разъясне­ния, даваемые адвокатами по самому широкому кругу юридических вопросов, оказание ими разнообразной юридической помощи в иных формах.

К числу основных задач Федеральной службы охраны РФот­носится осуществление комплексных мер по предотвращению угро­зы жизненно важным интересам лиц, подлежащих государственной охране, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах.

Наряду с правоохранительной деятельностью, осуществляемой перечисленными органами (организациями), функции правоохраны (а соответственно, и предупреждения преступлений) могут выпол­нять и некоторые негосударственные структуры.

Из числа реально действующих органов

Наши рекомендации