Лекция 9. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА

Под личностью преступника понимается совокупность ее соци­ально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними усло­виями (ситуацией) на преступное поведение.

Развернутое определение личности преступника звучит так: это «личность человека, который совершил преступление вследствие присущих ему психологических особенностей, антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к нравственным ценностям и выбора общественно опасного пути для удовлетворения своих по­требностей или непроявления необходимой активности в предот­вращении отрицательного результата»[18]. Данной дефиницией охва­тываются лица, совершившие преступления как умышленно, так и по неосторожности.

Преступник привлекает внимание представителей различных юридических наук. В уголовном праве изучается «субъект преступ­ления», в уголовном процессе оперируют понятиями «подозревае­мый», «обвиняемый», «подсудимый», в уголовно-исполнительном праве фигурирует «осужденный». Все эти понятия закреплены в праве, лица, которыми они обозначаются, имеют четко определен­ный правовой статус, юридические права и обязанности. В отличие от этого криминологическое понятие «личность преступника» в за­коне не упоминается. И тем не менее выделение преступников из всей массы людей производится, прежде всего, на основе юридиче­ского критерия, а именно: факта совершения лицом преступления. Можно с некоторыми оговорками согласиться с тем, что определе­ние личности преступника как лица, совершившего преступление, имеет формальный оттенок»[19]. Но вместе с тем это и довольно со­держательная характеристика, ибо факт совершения преступления - это не какой-то «пустячок», второстепенный штрих, мало, что гово­рящий об индивиде, это не та деталь биографии человека, от кото­рой можно абстрагироваться, которой можно пренебречь даже в том случае, если речь идет не о главаре банды или профессиональном убийце, а «всего лишь» о лице, совершившем уголовно наказуемое нарушение правил дорожного движения или причинение вреда здо­ровью по неосторожности.

Совершение лицом преступления, в том числе так называемого ситуативного или неосторожного, свидетельствует о том, что дан­ный индивид, раз он не в ладах с законом, охраняющим наиболее важные общественные отношения, в той или иной мере пренеб­регает интересами других людей, проявляет в какой-то степени ан­тиобщественную ориентацию (позицию), диапазон которой весьма широк. Таким образом, юридический критерий (факт совершения преступления) по необходимости дополняется социальным, что дает основание рассматривать любое преступление как «рассогласование поведения личности с социальной средой»[20].

По одному только юридическому критерию из массы всех лю­дей в качестве преступников, учтенных уголовной статистикой, вы­деляется довольно значительное число лиц. Так, за 1990-2003 гг. в России выявлено около 20 млн. лиц, совершивших преступления. (В действительности этих лиц было больше, если принять во внимание латентность преступности; то, что около трети зарегистрированных преступлений не раскрываются, а в так называемом едином учете преступлений не находят отражения сведения о лицах, признанных виновными по делам частного обвинения и некоторым другим).

Разумеется, указанное множество лиц, совершивших преступ­ления, характеризуется огромным количеством присущих им при­знаков, черт, особенностей, относящихся к их внутреннему миру, жизненным позициям, положению в обществе, стереотипам поведе­ния и т.д. В связи с этим возникает важная как в научном, так и в практическом отношении задача выделения типичных, характер­ных признаков личности преступника помимо того очевидного фак­та, что каждому из них присуща способность по меньшей мере од­нократно пренебречь уголовно-правовым запретом. Для этой цели в криминологии используется понятие структуры личности преступника, включающее определенным образом систематизирован­ные группы признаков, которые характеризуют тех, кто совершает уголовно наказуемые деяния. Если отвлечься от нюансов и частно­стей в трактовке данного вопроса различными авторами, то можно предложить следующую группировку элементов структуры лично­сти преступника.

1. Социально-демографические признаки: пол, возраст, социаль­ное, семейное и должностное положение, профессиональная при­надлежность, уровень материальной обеспеченности, наличие или отсутствие постоянного места жительства и др.

По существу это анкетные данные, характеризующие любых людей, все население в целом. Но взятые в статистическом вы­ражении применительно к лицам, совершившим преступление, они свидетельствуют о наличии определенных «сдвигов», отклонений от норм и в этой, казалось бы, криминологически нейтральной ха­рактеристике. Так, при примерно равном соотношении числа муж­чин и женщин в структуре всего населения среди преступников ус­тойчиво преобладают мужчины (их удельный вес составляет от 80 до 90%).

Преступники чаще всего принадлежат к возрастной группе до 29 лет, далее следует группа 30-39 лет, после чего криминальная активность значительно спадает.

По одной из переписей осужденных 3/4 отбывающих наказание в местах лишения свободы составили лица в возрасте от 18 до 39 лет. Среди совершающих преступления больше всего рабочих (в основном средней и низкой квалификации).

Характерным для криминальной ситуации в период реформ стало увеличение в контингенте лиц, совершающих преступления, доли людей, не имеющих постоянных источников доходов, в том числе безработных (в 2003 году она составила 53,7%).

Среди лиц, совершивших преступления, увеличивается удель­ный вес частных предпринимателей.

Что касается уровня материальной обеспеченности преступни­ков, то статистически он не фиксируется. Можно лишь предпола­гать, что среди них в настоящее время происходит, как и в обществе в целом, резкое имущественное расслоение: если часть лиц, со­вершающих преступления, является малообеспеченными и даже нищими, то другая - получает сверхдоходы, владеет огромными со­стояниями.

Большинство преступников имеет среднее образование.

Почти половина преступников ко времени совершения пре­ступления не состояла в браке, что значительно превышает долю холостых и незамужних среди всего взрослого населения. Примерно каждый десятый преступник не является местным жителем, но в некоторых регионах удельный вес таких лиц достигает 30% и даже более.

Некоторыми учеными в качестве самостоятельного элемента структуры личности преступника выделяются «ее проявления в раз­личных сферах общественной жизни»[21]. Представляется, что, по­скольку в данном случае речь идет о положении индивида в системе общественных отношений, о его принадлежности к определенным социальным группам и соответственно о выполняемых ролях, эту группу признаков можно отнести к разряду социально-демогра­фических, но взятых в основном в динамике, а не в статике.

2. Уголовно-правовые признаки присущи только преступникам.
Это данные о виде совершенного преступления, его мотивации,
формах вины, единоличном или групповом характере преступной
деятельности, уголовном прошлом и т.д. Можно сказать, что в этих
признаках в личностном виде (в «привязке» к личности преступника) отражаются характеристики, свойства преступности, ее отдель­ных видов (групп), а также конкретных преступлений, что будет
рассматриваться в дальнейшем. Здесь уместно отметить лишь, что
наряду с традиционными признаками в этой группе в последнее
время стали выделяться некоторые новые черты личности преступ­ника, например, указывающие на его принадлежность к лидерам и
активным участникам преступных сообществ, к числу профессио­нально действующих преступников, и др.

3. Нравственные свойства и психологические особенности.
Этот элемент структуры личности преступника охватывает множе­ство самых разнообразных проявлений субъективного мира (внут­реннего «я») преступников. Не случайно данная группа признаков нередко подразделяется на подвиды, в частности выделяется потребностно-мотивационная сфера (потребности и влечения, интере­сы, мотивы), ценностно-нормативные характеристики сознания (взгляды, убеждения, ценностные ориентации)[22]. Психологические особенности анализируются применительно к интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферам и т.д.

В различных языках содержится от 2,5 до 4 тыс. слов, обо­значающих разнообразные качества и свойства человека, прежде всего, нравственно-психологические. И лица, совершающие пре­ступления, могут обладать любыми из них, в том числе, безусловно, положительными.

Вместе с тем изучение лиц, совершающих преступления, по­зволяет выявить ряд типичных для них отклонений, «сдвигов» при­менительно и к этому элементу структуры личности. Так, если об­ратиться к истокам мотивации любого поведения, в том числе про­тивоправного, то характерными для подавляющего большинства корыстных преступников окажутся гипертрофированные (завышен­ные) либо извращенные материальные потребности. В то же время в последние годы вследствие обнищания значительной части населе­ния все большее число людей вынуждено прибегать к противоправ­ным (в т.ч. преступным) способам удовлетворения элементарных биологических (органических) потребностей (самосохранения, ори­ентировочной и др.).

У насильственных преступников социально-ущербный характер приобретает потребность в общении, самоутверждении, что прояв­ляется в неуважительном отношении к другим людям, выпячивании собственного «я», эгоцентризме и агрессивности.

Мотивационная сфера является стержнем нравственно-психо­логической структуры личности преступника, интегрирующим ее потребности, интересы, ведущие отношения и активность. Наряду с корыстной и агрессивно-насильственной мотивацией, которые со­ставляют субъективную основу большинства преступлений, в кри­минологической литературе выделяются такие виды криминальной мотивации, как политическая, анархо-индивидуалистическая, лег­комысленно-безответственная1 .

Весьма характерным для лиц, совершающих преступления, яв­ляются недисциплинированность, своеволие, негативное отношение к труду, к исполнению общегражданских обязанностей, пренебре­жение правилами человеческого общежития.

Значительным своеобразием отличается отношение преступ­ников к закону, его требованиям. У большинства из них оно яв­ляется сугубо избирательным: признавая одни нормы, они от­вергают другие как не соответствующие их личным или групповым интересам. Широко распространено среди преступников мнение, что уголовно-правовым запретом, с которым они в принципе как бы «согласны», можно пренебречь в данной конкретной ситуации.

Среди типичных черт преступников отмечаются также эмо­циональная неустойчивость, импульсивность поведения, недоста­точность внутреннего торможения, неадекватное реагирование на внешние раздражители, конфликтность. У многих преступников констатируется слабоволие, повышенная внушаемость, подвер­женность негативным влияниям со стороны.

Многолетние наблюдения показывают, что значительная часть преступников страдает психическими аномалиями в рамках вме­няемости. Удельный вес преступников с психической патологией (психопатией, остаточными явлениями черепно-мозговых травм, олигофренией в степени легкой дебильности, наркоманией и др.) составляет 30%, а если учесть также лиц, страдающих алкоголиз­мом, достигает почти 70%2.

По мере разрастания организованной преступности все больше проявляются личностные характеристики, связанные с криминаль­но-корпоративными ценностями и нормами, в частности с иерар­хическими отношениями внутри преступных сообществ.

Обилие конкретных нравственно-психологических признаков, характеризующих преступников, делает весьма актуальной задачу их интегрированной оценки, сведения к некоему общему знамена­телю. Такие попытки в разное время предпринимались различными
авторами. Так, в качестве ведущих субъективных факторов в гене­зисе преступного поведения выделялись нравственная невоспитан­ность личности[23], ее нравственно-педагогическая запущенность[24], антиобщественная направленность[25], отчуждение[26]. Учитывая многоаспектность проблемы, различия в целях исследователей (объяснение
социально-психологического механизма преступного поведения, раз­
работка воспитательных мер профилактики преступлений и т.д.), эти ,
и другие суждения имеют право на существование, равно как и настоятельно необходимыми являются дальнейшие научные поиски,
направленные на решение данной весьма сложной криминологиче­ской проблемы.
4. Социально-значимые биофизиологические признаки. К ним
относятся: состояние здоровья, заболевания (в том числе наследственные), особенности физической конституции. В некоторых случаях (правда, сравнительно редких) признаки этого рода являются
конституирующими для личности преступника. Так, нельзя стать
лицом, совершившим преступления, предусмотренные ст.ст. 121,
122 УК РФ, если не страдать соответствующими заболеваниями
(венерическими, ВИЧ-инфекцией). Более широкое значение для характеристики личности преступника признаки этой группы имеют
как факторы, затрудняющие процесс социализации личности. Вро­жденные физические дефекты, тяжелые хронические заболевания
ограничивают возможности индивида в плане образования, профессиональной подготовки и трудоустройства, досуга, других нормотипических проявлений жизненной активности. Обладая определенным психотравмирующим потенциалом, они могут осложнять меж­
личностные контакты, взаимоотношения данного лица с окружающими. Но так же, как и в случаях психических аномалий (в рамках вменяемости), патологии биофизического характера, влияя на пове­дение личности, в том числе преступное, не являются его причиной. Отрицательное, в том числе потенциально криминогенное воздейст­вие биологических (биофизических, биопсихологических) факторов на поведение личности в принципе может быть нейтрализовано со­циально приемлемыми и морально безупречными средствами. Об этом, в частности, свидетельствует достижение отечественных уче­ных, обеспечивших высокий уровень интеллектуального, эмоцио­нально-волевого и иного развития личности группы слепоглухоне­мых лиц, их полноценную, во многих отношениях полезную для общества жизнь.

Если естественной и направленной социализацией личности, воспитанием, сочетаемым с психотерапевтической и иной коррек­цией, социально-дезадаптивные последствия биофизиологических, биопсихических дефектов личности не удается устранить, то они могут играть роль условий, способствующих преступлению (причем чаще всего действующих не непосредственно, а отдаленно, через многочисленные, растянутые во времени связи и опосредствования).

Такова суть понимания отечественной криминологией одной из сложнейших проблем этой науки - соотношения социального и биологического в личности преступника. Кратко ее можно выразить в словах: преступниками не рождаются, ими становятся.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение личности преступника.

2. Каково соотношение понятий «личность преступника» и
«субъект преступления», «обвиняемый», «подсудимый», «осужденный»?

3. Что такое структура личности преступника, каковы ее элементы и содержание?

4. Какие особенности личности играют ведущую роль в детерминации преступного поведения?

5. Как соотносится социальное и биологическое в личности преступника?


Наши рекомендации