Лекция 4. ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ.
Криминальная ситуация в России, если оценивать ее по состоянию, динамике и другим показателям преступности, никогда не была благополучной или хотя бы стабильно умеренной. Данное обстоятельство представляется необходимым подчеркнуть особо с учетом того, что за последнее время в общественное сознание нередко внедряются представления, основанные на идеализации, приукрашивании различных сторон давнего прошлого страны, того, что имело место в жизни до 1917 года.
Как правило, в России довольно значительными были число регистрируемых преступлений и уровень преступности, наблюдался устойчивый ее рост, увеличивалась суммарная общественная опасность. Например, только серьезные преступления, исчисляемые количеством уголовных дел, рассматриваемых лишь так называемыми общими судебными учреждениями, с 1890 г. по 1913 г. увеличились на 72,1%. Темпы роста таких преступлений превышали темпы роста населения в 3 раза. По неполным данным, всеми судами страны ежегодно возбуждалось от 3,5 до 4 млн. уголовных дел, по которым осуждалось не менее 2 млн. человек. В структуре преступности царской России до 2/3 составляли имущественные преступления, имелась по-своему организованная, а также профессиональная преступность.
Разруха, которую принесла первая мировая война, крушение сложившегося уклада жизни в связи с потрясениями 1917 года, последовавшая за ними гражданская война способствовали обострению криминальной ситуации. Достоверных статистических данных о преступности того времени не существует, но необходимо отметить, что сложившиеся условия вынуждали миллионы людей вставать на преступный путь. Например, к началу 20-х годов в России насчитывалось до 6 млн. беспризорных подростков, для которых совершение краж, грабежей и других преступлений стало привычным образом жизни. Коэффициент судимости в 1924 г. составил 2910 преступлений на 100 тыс. населения, что намного больше, чем сейчас.
В дальнейшем уровень преступности, по данным уголовной статистики, стал снижаться. В 1929 г. в РСФСР за все преступления было осуждено немногим более 900 тыс. человек. Необходимо, однако, иметь в виду, что в жизни общества стали все больше проявляться закономерности и тенденции, свойственные тоталитарным режимам с их всеобъемлющим контролем за поведением людей, полной экономической зависимостью граждан от государства, идеологическим единомыслием, приматом государства над личностью. К тому же многочисленные преступления правящей верхушки оставались невыявленными и безнаказанными. Этим и некоторыми другими причинами объяснялся сравнительно невысокий уровень преступности, что в целом характерно для всех тоталитарных государств.
Вторая мировая война и особенно послевоенная разруха дали некоторую вспышку преступности, прежде всего имущественной. Но уже в 1956 году в СССР регистрировалось всего 293 преступления на 100 тыс. населения. В РСФСР коэффициент преступности был выше среднесоюзного на 25-30%. С начала 80-х годов начинается рост преступности, причем порой он был весьма ощутимым: на четверть - в 1983 г., почти на треть - в 1989 г., на 27% - в 1992 г. В последующие годы (90-е) стало фиксироваться незначительное снижение количества регистрируемых преступлений, затем их небольшой рост, снова снижение. По данным уголовной статистики, в 1996 г. преступность снизилась на 4,7%, в 1997 г. - на 8,7%, в 2000 г. - на 1,6%, в 2002 г. - на 14,9% (в том числе тяжкие и особо тяжкие преступления - на 23,9%). В связи с тем, что эти показатели порой необоснованно интерпретируются как бесспорное свидетельство коренного перелома криминальной ситуации, они заслуживают отдельного рассмотрения. Незначительное снижение числа регистрируемых преступлений в отдельные годы не следует переоценивать и делать из этого далеко идущие выводы. Оно может быть связано с разного рода привходящими обстоятельствами, а не глубинными процессами и явлениями, определяющими состояние и другие характеристики преступности, уровень реальной напряженности криминальной ситуации. Так, на снижении числа регистрируемых преступлений в 1997 году, безусловно, сказалось то, что далеко не в полной мере «сработали» новые уголовно-правовые средства борьбы с преступностью, предусмотренные УК РФ, введенным в действие с 1 января 1997 года.
Явно «бумажным», т.е. не соответствующим реалиям социальной действительности, было снижение, по данным уголовной регистрации, преступности в 2002 г. Оно не может быть объяснено, например, тем, что объективно снизилась острота криминальной ситуации вследствие устранения или хотя бы заметного ослабления действия социальных противоречий и диспропорций, продуцирующих преступность; или, скажем, усилением превентивного воздействия на преступность, ее причинный комплекс (чего в действительности не происходило). 13 основе «снижения» преступности в 2002 г. лежат факторы иного - субъективного свойства. Это, прежде всего, явно неудачное законодательное решение о декриминализации на несколько месяцев самых распространенных преступлений -краж (с 1 июля до конца октября 2002 г. кражи и хищения иных форм на сумму менее 5 МРОТ расценивались по закону как мелкие и относились к административным правонарушениям). Безусловно, сказались и элементы анемии правоохранительной системы, связанные не столько с вполне естественными издержками перехода с 1 июля 2002 г. на новый порядок уголовного судопроизводства, сколько с несовершенством, серьезными изъянами нового УПК РФ, в который вскоре после его принятия, но до введения в действие, стали вноситься многочисленные поправки с тем, чтобы избежать по сути запрограммированного этим законодательным актом резкого снижения эффективности уголовного преследования[7].
К тому же следует иметь в виду, что фиксируемое в последние годы некоторое снижение регистрируемой преступности не компенсирует ее резкого роста в предшествующем периоде. Для объективной оценки криминальной ситуации гораздо большее значение, чем незначительное уменьшение в отдельные годы числа учтенных преступлений, имеет то, что в 90-х годах XX в. в России ежегодно стало регистрироваться столько уголовно наказуемых деяний, сколько в прошлом (например, в 60-е годы) за целое пятилетие. Если средний коэффициент регистрируемой преступности по пятилетиям в 60-е годы, например в 1961-1965 гг., составлял 407 преступлений, то в 1991-1995 гг. этот показатель достиг 1770 преступлений на 100 тыс. жителей, или в 4,4 раза больше. (В 2003 г. этот коэффициент достиг 1926 преступлений). К тому же необходимо учитывать высокую латентность преступности. Несоответствие числа официально регистрируемых и фактически совершаемых преступлений становится особенно заметным, если соотнести данные уголовной статистики (которая, можно сказать, обречена на неполную регистрацию преступлений) с наличием в переходном периоде комплекса сильно действующих криминогенных факторов, влияние которых не только не ослабевает, но по некоторым позициям даже усиливается. Так, по мнению специалистов, в сфере экономики выявляется не более 3-5% фактически совершаемых там преступлений, из реально имеющихся фактов взяточничества - около 1%. И следует признать очень сдержанными, чрезмерно осторожными экспертные оценки, согласно которым в нынешней России ежегодно совершается 10-12 млн. преступлений, из которых менее трети отражается в уголовной статистике (2,75 млн. в 1995 г.; 2,62 млн. в 1996 г.; 2,39 млн. в 1997 г.; 2,58 млн. в 1998 г.; 3 млн. в 1999 г.; 2,95 млн. в 2000 г.; 2,96 млн. в 2001 г.; 2,52 млн. в 2002 г.; 2,75 млн. в 2003 г.).
Следует также иметь в виду, что характер криминальной ситуации, степень ее напряженности определяются не столько чисто количественными колебаниями состояния регистрируемой преступности, сколько качественно новыми, можно сказать, злокачественными ее характеристиками. В массиве регистрируемых преступлений значительную часть составляют тяжкие и особо тяжкие (около 40%, а до внесения изменений в УК РФ - до 60%), в их числе до 30 тысяч умышленных убийств и около 40-48 тысяч разбойных нападений ежегодно.
Не только продолжает удерживать, но и по некоторым направлениям наращивает свои позиции организованная преступность. Получили развитие транснациональные связи организованных преступных сообществ. Усиливаются криминальный профессионализм, вооруженность и техническая оснащенность преступников, их действия приобретают более дерзкие и изощренные формы. Участились случаи наемных убийств, проявлений терроризма, захвата заложников, посягательств на жизнь людей, совершаемых путем взрывов, поджогов и другими общеопасными способами. Наблюдается сращивание общеуголовной преступности политическим экстремизмом, в частности, с оголтелым национализмом. В некоторых местах лидеры организованной преступности, не довольствуясь коррумпированными связями, уже сами рвутся к власти.
К неблагоприятным качественным изменениям преступности относится также то, что она расширяет сферы своего влияния. В нее втягивается все большее число людей из категорий населения, криминальная активность которых прежде была минимальной. Сформировался и увеличивается слой элитно-властной преступности.
В структуре преступности значительный удельный вес занимают предумышленные преступления (по выборочным данным, от 50 до 70%), доля уголовно наказуемых деяний, совершаемых по корыстным мотивам, достигает 75%.
Около 70% регистрируемой преступности приходится на города и поселки городского типа, почти 30% - на сельскую местность.
Существенные различия имеет уровень преступности в разных регионах страны. Так, если коэффициент преступности в расчете на 100 тыс. населения в возрасте 14 лет и старше составлял в 1998 г. в Москве около 1000 преступлений, в Пензенской и Рязанской областях - 1200, то в Магаданской и Сахалинской он приближался к 3500, а в Курганской области, Еврейской автономной области, республике Бурятии - превысил 3600 преступлений.
Следует особо отметить тот факт, что в одном из субъектов Российской Федерации (Чеченской республике) преступным элементам в сложных условиях переходного периода удалось навязать свою волю целому народу, по существу подчинить его себе в стремлении создать в регионе своеобразный криминальный анклав.
Характеристика преступности была бы неполной без рассмотрения ее тенденций, того, как она может выглядеть в будущем. Криминологический прогноз в современной России - дело очень непростое. С учетом нестабильности обстановки, противоречивости и малой предсказуемости общественного развития сейчас трудно в деталях предвидеть ход событий на сколько-нибудь длительную перспективу. И, тем не менее, попытки прогнозирования преступности предпринимаются. Так, с учетом не только текущих, но и долгосрочных, а также среднесрочных тенденций, специалистами Академии управления и ВНИИ МВД России в середине 1990-х годов прогнозировалось, что число зарегистрированных преступлений в России может достигнуть к 2005 г. 4 млн.[8].
К сожалению, в научно обоснованных криминологических прогнозах трудно, а зачастую просто невозможно учесть «зигзаги» уголовной политики непредсказуемого характера, связанные, например, с неудачными законодательными и иными «волевыми» решениями. Но, надо сказать, что ничего удручающего, тем более катастрофического в приведенном прогнозе нет. Рост в таких размерах регистрируемой преступности (до 4 млн. преступлений в год) мог бы в основном произойти за счет факторов, которые, как это не звучит на первый взгляд парадоксально, являются, по сути, позитивными. В частности, можно было предвидеть, что вследствие улучшения деятельности сил правопорядка, укрепления учетно-регистрационной дисциплины, усиления прокурорского надзора, а также уменьшения страха населения перед преступниками и по некоторым другим причинам, многие преступления, которые оставались латентными и не влекли реагирования со стороны государства, его правоохранительных органов, станут находить отражение в уголовной статистике, которая будет адекватнее отражать реальное состояние преступности. К сожалению, эти позитивные факторы не были в полной мере задействованы в указанном периоде.
Преступность в России, если оценивать ее с учетом закономерностей, определяющих криминальную ситуацию в зарубежных странах, европейском и мировом сообществе, характеризуется весьма противоречивыми тенденциями: в чем-то ее параметры сближаются с общими, в чем-то разнятся, причем довольно резко. Если брать такие показатели, как состояние и уровень преступности, то Россия, на первый взгляд, выглядит, как правило, в выгодном свете. Так, в США в 1995 г. зарегистрировано 13,9 млн. только так называемых индексных (наиболее тяжких) преступлений, их коэффициент в расчете на 100 тыс. жителей составил 5 278 уголовно наказуемых деяний; общее же число всех преступлений достигает 35 млн. в год. В Германии в 1996 г. зарегистрировано 6,4 млн. преступлений, а коэффициент превышает 8 тыс. преступлений на 100 тыс. жителей; во Франции в 1995 г. статистикой учтено 3,6 млн. преступлений, коэффициент составил 6352 преступления на 100 тыс. жителей. Даже в Японии, традиционно отличающейся невысоким уровнем криминализации, уровень регистрируемой преступности не намного меньше, чем в России. При оценке приведенных данных следует, однако, иметь в виду, что круг преступного в различных странах определяется уголовным законодательством по-разному и в указанных странах значительную часть массива регистрируемой преступности составляют деяния, криминализированные (не считающиеся преступными) в России. Это, например, езда на автомобиле в нетрезвом виде (независимо от последствий), бродяжничество (США); предельно широко трактуемые акты жестокости, сексуальной агрессии, дискриминации, такие виды уголовно наказуемого мошенничества, как заказ в ресторане напитков и блюд лицом, которое не в состоянии или не намерено их оплатить (Франция), нарушение правил парковки автомобилей (Япония) и т.д. Сказываются также и резкие различия в оценке конкретных уголовно наказуемых деяний в правоохранительной практике. Так, в России кража велосипеда обычно считается мелочью, не заслуживающей внимания правоохранительных органов, а в Японии похищения этих транспортных средств составляют около 20% регистрируемых краж (на долю которых приходится около 90% учтенной преступности). Наконец, следует учесть, что в нынешней России вследствие серьезных сбоев в работе правоохранительных органов, неверия граждан в их возможности, сильного страха населения перед преступниками и по некоторым другим причинам более высоким является уровень латентной преступности.
Неблагоприятной, в сравнении с другими странами, является -динамика преступности в России. Среднемировой прирост преступности, по данным ООН, составляет 5% в год. Таких резких всплесков регистрируемой преступности, как ее прирост за год на четверть или треть (что имело место в недалеком прошлом в России), мировая практика не знает. Во многих развитых странах число регистрируемых преступлений в первой половине 90-х годов остается практически стабильным или снижается. Так, в США в 1995 г. зарегистрировано на 5,6% преступлений меньше, чем в 1990 г., в Великобритании за период 1992-1995 гг. один год (1992) отмечен незначительным ростом преступности (+5,9%), в остальные годы число зарегистрированных преступлений последовательно снижалось.
Сравнение же преступности зарубежных стран с преступностью в России по качественным характеристикам, прежде всего по структуре, явно не в пользу нашей страны. Эти характеристики в России значительно отягощены, в совокупности они указывают на значительно большую суммарную общественную опасность преступности, чем в других странах. Достаточно, например, указать, что уровень (коэффициент на 100 тыс. жителей) умышленных убийств в России в 5 раз выше, чем во Франции, в 7 раз - чем в Финляндии.
В целом преступность представляет собой одну из острейших проблем для всего мирового сообщества. Как убедительно, на большом фактическом материале показано В.В. Лунеевым, «при всех существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах первой и определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост (относительно населения, экономического развития, культуры и т.д.)»[9]. Ситуация усугубляется тем, что преступность все в большей мере приобретает организованный характер, расширяются ее транснациональные связи. Наблюдается политизация преступности, ее лидеры порой проникают в структуры власти, берут под контроль средства массовой информации, экономические и другие структуры официального общества.
В этих условиях большое значение приобретает согласованность усилий по противодействию преступности на международном уровне.
Вопросы борьбы с преступностью постоянно привлекают внимание ООН, ее учреждений, а также Совета Европы и других международных организаций. ООН издает статистические сборники и другие материалы о состоянии и тенденциях преступности в странах мира, об уголовной политике и особенностях национального законодательства. Начиная с 1955 г., регулярно проводятся конгрессы ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. На VI Конгрессе (Венесуэла, 1980) было четко сформулировано понятие стратегии в области предупреждения преступности, обоснована необходимость широкого социального подхода к этой деятельности, участия в ней не только правоохранительных органов, но и других институтов общества (служб образования, здравоохранения и т.д.)- Подчеркнуто, что меры предупреждения преступности должны разрабатываться с учетом исторических, социально-экономических, культурных и других особенностей стран и регионов.
Принят целый ряд конвенций, соглашений и других международно-правовых документов по вопросам борьбы с преступностью. Это, например, Руководящие принципы в области предупреждения преступности и уголовного правосудия, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, Конвенция о передаче осужденных лиц, Соглашение о направлении заявлений о правовой помощи, Конвенция о международной действительности судебных решений по уголовным делам и многие другие документы. Широкое распространение получила практика заключения двусторонних и многосторонних (например, в рамках СНГ) соглашений, договоров по вопросам борьбы с преступностью, прежде всего с организованной. Созданы и функционируют международные организации, специализирующиеся на разработке и осуществлении согласованных мер противодействия преступности: Интерпол, Европол, Советы генеральных прокуроров, министров внутренних дел, руководителей иных правоохранительных органов стран СНГ. На правах консультативных организаций ООН разработкой проблем уголовной политики и криминологии занимаются Международная ассоциация уголовного права и Международное криминологическое общество. Россия за последние годы, все теснее интегрируясь в мировое и европейское сообщество, присоединилась ко многим международным конвенциям, соглашениям по вопросам борьбы с преступностью, принимает активное участие в деятельности названных и других структур, противостоящих криминальному натиску.
Контрольные вопросы и задания.
1. Каковы основные характеристики и тенденции преступности
в современной России?
2. Проанализируйте в сравнении основные показатели преступности в России и зарубежных странах.