Новое в законодательстве, регламентирующем сферу оборота гражданского оружия
Законодательство в сфере оборота оружия не так давно подверглось очередной корректировке. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства об обороте оружия", который вступил в силу 2 августа 2014 г., внесены существенные изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, и, прежде всего, в Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ, Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях. Поправки касаются усиления контроля, а также ужесточения уголовного и административно-деликтного законодательства в сфере владения и ношения оружия. Рассмотрим наиболее значимые изменения.
Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ:
пункт 5 ст. 6 "Ограничения, устанавливаемые на оборот гражданского и служебного оружия" изложен в новой редакции. К ранее действовавшему запрету на ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий добавлен запрет на ношение огнестрельного оружия в состоянии опьянения, а также на ношение гражданами огнестрельного оружия ограниченного поражения на территориях образовательных организаций, за исключением образовательных организаций, уставные цели и задачи которых предусматривают использование оружия, во время нахождения в организациях, предназначенных для развлечения и досуга, осуществляющих работу в ночное время и реализующих алкогольную продукцию, за исключением случаев ношения такого оружия лицами, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации охрану указанных организаций. Очевидно, такие изменения породила окружающая действительность и распространенные случаи нарушения правопорядка лицами, находящимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в том числе и нанесения вреда здоровью граждан в перечисленных ситуациях;
внесены изменения в ст. 13 "Право на приобретение оружия гражданами Российской Федерации", в частности, увеличен до 21 года возраст граждан, которые обладают правом на приобретение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения. Данная мера предполагается целесообразной ввиду общественной опасности указанного вида оружия и необходимости установления повышенной ответственности к лицу, имеющему право на владение таким видом оружия;
в ту же ст. 13 внесены изменения, касающиеся медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, а именно более детально регламентирован порядок проведения такого освидетельствования. Кроме того, из формулировки рассматриваемой статьи исключены конкретные обозначения заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием. Предполагаем, что это связано с возможностью выявления иных медицинских противопоказаний к владению оружием, помимо перечисленных в ранее действовавшей редакции (связанных с нарушением зрения, психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией).
Уголовный кодекс Российской Федерации. Основные изменения, внесенные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 227-ФЗ в Уголовный кодекс РФ, затронули ст. 224 "Небрежное хранение огнестрельного оружия". Ужесточены меры ответственности за небрежное хранение огнестрельного оружия, создавшее условия для его использования другим лицом, если это повлекло смерть человека или иные тяжкие последствия. Кроме того, в ст. 224 выделена ч. 2, которая предусматривает более суровую ответственность за то же деяние, повлекшее смерть двух или более лиц, в виде обязательных работ на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до двух лет.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Изменения, внесенные в Кодекс РФ об административных правонарушениях, связаны, в основном, с установлением запрета на ношения оружия лицами, находящимися в состоянии опьянения. Среди таких изменений можно отметить:
перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, установленный ст. 4.3 дополнен отказом от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения;
ст. 20.8 "Нарушение правил производства, приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки, ношения, коллекционирования, экспонирования, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, а также нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий, порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием" дополнена нормами, устанавливающими соответствующие меры ответственности за ношение огнестрельного оружия лицом, находящимся в состоянии опьянения, а также за невыполнение лицом, осуществляющим ношение огнестрельного оружия, законного требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения;
введена ст. 27.12.1 "Медицинское освидетельствование на состояние опьянения", которая регламентирует порядок направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, а также определяет, что критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что лицо находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование, и порядок проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения устанавливаются Министерством здравоохранения РФ.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2014 г. N 1178 "О внесении изменений в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены изменения в Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации".
Данные изменения, в частности, увеличили срок разрешенного хранения иностранными гражданами приобретенного в России оружия (на основании лицензии на его приобретение) с 5 до 10 дней, изменили порядок транспортирования и перевозки оружия и патронов, ввоза в Россию и вывоза из нее оружия и патронов. Кроме того, вышеназванным постановлением Правительства РФ предусмотрено, что временный ввоз в Россию и обратный вывоз оружия и патронов, принадлежащих иностранным гражданам, прибывающим в Россию для охоты, участия в спортивном мероприятии, выставке или историко-культурном мероприятии, осуществляется на основании приглашения или договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства и соответствующего разрешения, выданного органами внутренних дел приглашающей организации, с указанием в нем персональных данных об иностранном гражданине, а также марки (модели) и номера оружия, владельцем которого он является.
Заключение
В настоящей работе авторами рассмотрены основные положения законодательства Российской Федерации в сфере оборота гражданского оружия. В практическом пособии содержатся ссылки на важнейшие законодательные и иные нормативные правовые акты, применяющиеся в рассматриваемой области, а также даются рекомендации, призванные оказать помощь при реализации своих законных прав всем субъектам, участвующим в деятельности, связанной с лицензированием оборота гражданского оружия.
Авторы будут считать свою цель достигнутой, если практическое пособие в какой-то мере поспособствует реализации гражданами своих прав и законных интересов в рассматриваемой области, облегчению работы сотрудникам полиции, органам, контролирующим и надзирающими за ее деятельностью в сфере осуществления лицензионно-разрешительной деятельности, а также оказанию помощи преподавателям и студентам образовательных заведений юридического профиля.
Дизер О.А.
Сургутсков В.И.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Тищенко В.Г. Особенности владения огнестрельным оружием гражданами России в начале XX века // Полиция и милиция России: формирование и развитие (к 200-летию МВД): Материалы кафедральной научно-практической конференции (10 июня 1999 г.). Челябинск, 2000 С. 34-36.
*(2) 35 лет подразделениям лицензионно-разрешительной работы. М., 2004. С. 18-19.
*(3) 35 лет подразделениям лицензионно-разрешительной работы. С. 20.