Тема 4. Поставка товаров для публичных (государственных или муниципальных) нужд
Основные вопросы
1. Признание потребностей РФ и субъектов РФ государственными нуждами. Источники правового регулирования отношений поставки для государственных нужд.
2. Государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд: понятие, основания и порядок его заключения. Стороны в государственном контракте на поставку. Порядок заключения государственного контракта на поставку.
3. Договор поставки товаров для государственных нужд: основание и порядок заключения, соотношение с государственным контрактом. Уклонение поставщика (исполнителя) и отказ покупателя от заключения договора поставки для государственных нужд.
4. Исполнение государственного контракта. Оплата товаров по договору поставки для государственных нужд.
5. Ответственность по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд.
Нормативные акты и судебная практика
1. Конституция Российской Федерации
2. Гражданский кодекс РФ (ст.ст.525-534 и комментарии к ним)
3.Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2014)
4. ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ
5. ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ
6. ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 №60-ФЗ
7.ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994 N 60-ФЗ (ред. от 20.04.2014)
8.Федеральный закон «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 02.12.1994 N 53-ФЗ
9.ФЗ «О государственном материальном резерве» от 29.12.1994 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2013)
10. Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства от 10.09.2009 г. № 722 .
11. Положение о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. Постановлением Правительства от 15.05.2007 г. № 292
12. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 N 594 "О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд»
13. О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. №94-ФЗ
14. О разъяснении положений федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Письмо Минэкономразвития России от 16.02.2006 г. №Д07-291
15. Приказ Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 №124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»
16. О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам: письмо Минэкономразвития РФ от 02.05.2007 № 6121-АШ/Д04
17. Письмо Роспотребнадзора от 14.09.2007 №0100/9419-07-32 «О порядке применения процедур размещения заказов для государственных нужд»
18. О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам. Письмо Минэкономразвития России от 10.10.2007 № 15455-АП/Д04
19. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки» // Вестник ВАС РФ. 1998. № 12
Литература
1.Барыбина Е.Л. Понятие «государственные (муниципальные) нужды» в предмете государственного контракта как средства самоорганизации гражданских правоотношений по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд//Современное право. 2014.№ 10
2.Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование. М.:Норма, Инфра-М, 2011
3.Беляева О.А. правовые проблемы аукционов и конкурсов. М.:Юриспруденция,2011
4.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: договоры о передаче имущества. Изд.2-е//М.И.Брагинский, В.В.Витрянский.-М.:Статут.-2000 (либо любой иной год издания)
5.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. Книга первая, изд.3-е// М.И.Брагинский, В.В.Витрянский.-М.:Статут, 2008(либо любой иной год издания)
6.Груздев В.В. Возникновение договорного обязательства по российскому праву: монография. М.:Волтерс Клувер,2010
8.Кандыбко Н.В., Елисеев О.В. Государственные контракты на поставку продукции и выполнение работ в контексте Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// Право в Вооруженных Силах. 2014. № 9
9.Ладугина Д.В Правонарушения в сфере государственных и муниципальных заказов// Государственная власть и местное самоуправление. 2012.№ 8
10.Левченко М. Дискуссионные вопросы правовой природы государственного контракта//Хоз. и право.2009.№12
11.Семенихин В.В. Государственный контракт.М.:ГроссМедиа, РосБух,2011
12.Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России: Монография (2-е издание, переработанное и дополненное). М.:Норма, Инфра-М. 2013
13.Федоров А.А. Проблемы правового регулирования совместных торгов в государственных и муниципальных закупках//Право и экономика. – 2011.- №10
14.Щербакова Л.В. Виды административно-договорных обязательств: основные критерии классификации//Административное и муниципальное право. 2013. № 3
Факультативно
1.Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009
2.Гапанович А.В. Сфера применения и пределы регулирования Федерального закона от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Право и экономика. 2009. №8
3.Косарев К.В. Некоторые проблемы Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»//Право и экономика. 2013. № 7
4.Гатаулина Л.Ф., Шишелова С.А. «Комментарий к Федеральному закону от 13 декабря 1994 г. №60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (постатейный).М., 2010
5.Куличев Р.Б. Контрактная система - новации законодательства»//Право и экономика». 2013. № 6
6.Кичик К.В. Государственный (муниципальный) заказ России. Правовые проблемы формирования, размещения и исполнения: Монография.//Кичик К.В..М.:Юстицинформ. 2012
7.Розовенко М.В. Дуализм правового регулирования поставки товаров для государственных нужд//Государственная власть и местное самоуправление. 2013.№ 4
8.Савельева О.А. Актуальные вопросы заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. N 3
9.Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
10.Тарабаев П. Некоторые вопросы защиты прав участников размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для публичных нужд // Хозяйство и право. 2000. № 3
11.Савельева О.А. Актуальные вопросы заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. N 3
12.Сергачева О.А. К вопросу о правовой природе публичного контракта в соответствии с законодательством Итальянской Республики// «Гражданское право». 2014. № 1
13.Шихова С.С. Порядок расторжения государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд // Право и экономика.2010.№2
Задачи
№1.ООО «Форум» согласно государственному контракту заключило договор с корпорацией «Росконтракт» на поставку хлопчатобумажных рубашек для государственных нужд на 2015 год по согласованной цене. В течение 2015 года цены на хлопок возросли на 30%. ООО «Форум» потребовало от покупателя соответствующего повышения цен на рубашки. Покупатель от поступившего предложения отказался. В связи с этим ООО «Форум» отказался от договора, ссылаясь на то, что прежняя цена не покрывает расходов на изготовление рубашек, не говоря уже о прибыли, на которую рассчитывал поставщик.
Решите спор. Существует ли какой-либо правовой механизм изменения договора, заключенного во исполнение государственного контракта? Обоснуйте свой ответ.
№2. ОАО «Интант» было признано победителем конкурса, объявленного корпорацией «Росхлебопродукт» на размещение контракта на поставку зерна для государственных нужд. Но при заключении договора в него было включено по настоянию корпорации ряд условий явно невыгодных для поставщика. ОАО «Интант» отказалось от заключения договора. Корпорация «Росхлебопродукт» обратилась в арбитражный суд с иском о понуждении ОАО к заключению договора. Свои требования истец мотивировал тем, что ответчик выиграл конкурс и поэтому обязан заключить договор. Решите спор. Допустимо ли понуждение к заключению договора в целом по гражданскому праву РФ и, в частности, в сфере государственных закупок?
№3.Министерство обороны РФ (МО РФ - госзаказчик) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГУП «НИИ ПММ» (поставщик) о взыскании 1 500 000 рублей штрафа, 4 000 000 неустойки в связи с нарушением сроков поставки продукции по государственному контракту на поставку продукции по государственному оборонному заказу на 2015 год и 2 000 000 рублей процентов за пользование коммерческим кредитом на основании ст.ст.809,823 ГК РФ и п.12 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 08.10.1998 №13/14 «О практике применения положений ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами».
В суде было установлено, что до начала исполнения соглашения МО РФ авансом перечислило поставщику 80% суммы, предусмотренной госконтрактом. Поставщик просрочил исполнение государственного контракта.
Суд взыскал с ФГУП «НИИ ПММ» 600 000 неустойки, уменьшенной по инициативе суда на основании ст.333 ГК РФ, и 1 000 000 рублей процентов за пользование коммерческим кредитом. В остальной части в иске суд отказал.
Оцените решение суда. Правильно ли судом взысканы проценты за пользование коммерческим кредитом? Правильно ли применена судом ст.823 ГК РФ? Может ли быть применен по спору п.4 ст.487 ГК РФ? Какое разъяснение по вопросу о коммерческом кредите дано в Постановлении №13/14? Обоснуйте свой ответ. Согласны ли вы со снижением неустойки?
№4.Между ООО «Конкорд» (Поставщик) и Министерством образования Новосибирской области (Заказчик) заключен государственный контракт, по условиям которого Поставщик обязался поставить Заказчику компьютеры и иное оборудование, необходимое для осуществления образовательного процесса в средних школа города по согласованным периодам поставки. После заключения госконтракта Поставщик получил письмо Заказчика с предложением об изменении цены (уменьшении общей суммы) контракта и периодов поставки компьютеров и иного оборудования, ссылаясь на приказ Министерства образования РФ. Поставщик не согласился внести в госконтракт изменения на предложенных условиях, потребовав оплатить в полном объеме поставленные компьютеры и иное оборудование в соответствии с условиями заключенного госконтракта, ссылаясь на твердую цену госконтракта.
Разрешите спор. Как вы полагаете, возможно ли изменение заключенного госконтракта? Какие последствия наступают, если у заказчика отсутствуют средства на оплату поставленной продукции? Обоснуйте свой ответ.
Вариант: в ходе исполнения госконтракта у поставщика возникли дополнительные расходы, о возмещении которых госконтрактом не предусмотрено. Подлежат ли возмещению такого рода дополнительные расходы поставщика?