Система управления земельными отношениями в Московской области
Органы местного самоуправления (муниципальные районы и городские округа) | Правительство Московской области | Уполномоченный орган Московской области |
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена | Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков | Принятие решения о прекращении прав на земельные участки, которые находятся в собственности Московской области |
Утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане | Управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в федеральной собственности | Решение о предоставлении земельных участков |
Отнесение земель к установленным категориям и перевод из одной категории в другую | Предоставление земельных участков для размещения автомобильных дорог | Решение о резервировании земель |
Согласование предоставления земельных участков | Перевод земель из одной категории в другую | Решение об изъятии земель |
Иные решения | Изъятие земельных участков (причина - ненадлежащее использование) | Выдача разрешений на использование земель |
Регулирование публичных сервитутов | Согласование предоставления земель | |
Проведение торгов | Заключение договоров, соглашений | |
Включение/исключение земель в границы населенных пунктов | Принятие наследства или земельных участков в дар | |
Принятие наследства или земельных участков в дар | Проведение торгов | |
Утверждение форм решений, договоров | Государственная регистрация | |
Регламентация перечня сельскохозяйственных угодий | Обращение в суд | |
Принятие иных правовых актов | Образование земельных участков | |
Кадастровые работы | ||
Иные полномочия |
Проведение государственной политики в области земельно-имущественных отношений и управление и распоряжение государственной собственностью Московской области осуществляет Министерство имущественных отношений Московской области.
Основными задачами, согласно Положению о Министерстве имущественных отношений Московской области, являются[18]:
1. Создание условий для осуществления эффективного управления и распоряжения собственностью региона;
2. Защита имущественных интересов региона;
3. Создание условий для разграничения государственной и муниципальной собственности между уровнями власти (РФ, Московской области и муниципальными образованиями);
4. Создание условий для реализации земельной реформы.
В системе управления земельных отношений также свою роль выполняет Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области. Среди полномочий Управления в области земельных отношений следует выделить[19]:
· Внесение предложений по размещению объектов капитального строительства в целях резервирования земель для муниципальных нужд;
· Подготовка заключений о возможности использования участков лесного фонда и согласование документов при переводе земель лесного фонда в земли иных категорий;
· Подготовка заключений о возможности использования земельных участков;
· Согласование возможности перевода земель в иные категории;
· Утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане;
· Решение о предоставлении разрешения на какой-либо из видов использования земельного участка;
· Подготовка градостроительного плана земельных участков.
Также в осуществлении государственного управления земельными отношениями участвует Главное управление территориальной политики Московской области. Среди полномочий Управления следует выделить следующее - участие в процедуре согласования включения земель в границы населенных пунктов и изменения видов использования земельных участков[20].
Главное управление культурного наследия Московской области готовит предложения по утверждению режимов использования земель, порядку определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в отношении земельных участков. Также Управление осуществляет согласование решений органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления в области предоставления земельных участков и изменении их правового режима. Управление утверждает требования к сохранению земельных участков, на которых находятся объекты исторического наследия[21].
Министерство экономики и финансов также готовит заключения о соответствии объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения нормам законодательства Московской области с целью дальнейшего предоставления земельного участка[22].
Особое значение в рамках земельных отношений лесного фонда имеет Комитет лесного хозяйства Московской области. В его компетенцию входит заключение соглашений о сервитутах в пределах лесных земельных участков, обращение с заявлением о государственной регистрации лесного земельного участка, осуществление мер пожарной безопасности на особо охраняемых территориях земель[23].
Таким образом, система государственного управления земельными отношениями состоит из следующих органов:
· Министерство имущественных отношений Московской области;
· Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области;
· Главное управление территориальной политики Московской области;
· Главное управление культурного наследия Московской области;
· Министерство экономики и финансов Московской области;
· Комитет лесного хозяйства Московской области.
Каждый орган реализует вверенные ему полномочия в сфере земельных отношений.
Целесообразно проанализировать эффективность функционирования системы управления земельными отношениями в Московской области и выделить некоторые проблемы.