Понятие и особенности управления земельными отношениями
Исследователи рассматривают земельные отношения как общественные отношения, преимущественно экономического характера по поводу использования, охраны и воспроизводства земель[1].
Также земельные отношения представляют собой волевые общественные отношения, имеющие своим объектом землю[2]. Еще одно определение позволяет говорить о земельных отношениях как об общественных отношениях людей, связанных с владением и пользованием землей[3].
Земельные отношения являются в первую очередь общественными отношениями. То есть возникают в социальном взаимодействии и в связи с положением людей и их функциями. Еще одной характеристикой земельных отношений, исходя из вышеизложенных определений, является объект - земля.
Земля обладает различными качественными функциями. В частности, земля обеспечивает определение жизненного пространства, а также служит природной кладовой. Кроме того, земля выполняет роль главного средства производства в сельском и лесном хозяйстве. Относительно рыночной экономики, земля является объектом социально-экономических отношений[4].
Управление земельными ресурсами также предполагает систематическое, сознательное, целенаправленное воздействие государства и общества на земельные отношения.
Управление земельными ресурсами касается множества субъектов земельных отношений. Соответственно, органы управления призваны реализовывать мероприятия по использованию и охране земельных ресурсов в комплексном и системном порядке. Управление земельными ресурсами должно обеспечивать общегосударственные интересы, интересы субъектов РФ и муниципальных образований, а также интересы отдельных членов общества или групп.
Процессы организации использования земельных ресурсов предполагают многообразие способов. Соответственно, выделяют следующие способы[5]:
· Территориальная организация использования земли в границах землепользования отдельных участков;
· Инженерное обеспечение процесса использования земель;
· Установление правового статуса земель;
· Установление направлений и видов использования земли;
· Разработка и внедрение экономически и экологически эффективных методов использования земли;
· Анализ природного и экономического состояния земель;
· Иные мероприятия, оказывающие воздействие на правовой статус и текущее состояние земельных ресурсов.
Административно-территориальные уровни предполагают разграничение функций и задач управления любой сферой, в том числе, земельными отношениями.
Соответственно, выделяют государственный уровень, а также уровень местного управления и частного (внутрихозяйственного) управления:
1. Государственное управление земельными отношениями:
· Общее государственное управление земельными отношениями - субъектами реализации являются государственные органы общей и специальной компетенции; носит территориальный характер; распространяется на все виды земельных ресурсов вне зависимости от категории земель, субъектов права и иных особенностей;
· Ведомственное (отраслевое) управление земельными отношениями - субъектами реализации являются исполнительные органы власти (министерства, комитеты, службы); принцип реализации заключается в подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли; не носит территориальный характер;
2. Уровень местного управления земельными отношениями - субъектами реализации являются органы местного самоуправления; управление подразделяется на общее и специальное;
3. Уровень частного (внутрихозяйственного) управления - субъектами реализации являются собственники, землепользователи, арендаторы земельных площадей.
Следует также указать содержание системы земельных отношений. Исследователи выделили следующие элементы[6]:
· Формы земельных прав:
- владение (бессрочное или пожизненное наследование);
- пользование (срочное или бессрочное);
- распоряжение;
- собственность (государственная, муниципальная, коллективная, частная);
· Способы приобретения прав:
- возмездный (предполагает покупку или аренду);
- безвозмездный (в результате дарения или наследования);
· Условия приобретения прав:
- капиталовложение;
- профессиональная подготовка;
- целевое использование земель;
· Операции по реализации прав:
- продажа земель;
- передача земель в аренду, в пользование, посредством института наследства, дарение;
· Формы правоприобретения:
- земельный налог;
- арендная плата;
- ограничения;
- ответственность за правонарушения;
· Формы стимулирования:
- льготы;
- дотации;
- инвестиции;
· Формы управления земельными ресурсами.
Земельные отношения находятся под влиянием целого ряда факторов в комплексном порядке. Здесь можно говорить и о исторической преемственности, социально-экономической основе общества, а также обеспечении финансовой устойчивости и инвестиционной активности.
Субъекты земельных правоотношений представляют собой лица, наделенные земельными правами и соответствующими обязанностями, предусмотренными земельным законодательством. В качестве субъектов рассматриваются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица.
Под государственным регулированием земельных отношений следует понимать систему мер, нацеленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышения плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды посредством реализации множества организационных, правовых, экономических действий.
А.С. Виднов указывает на необходимость соблюдения некоторых требований в осуществлении государственного регулирования земельных отношений[7]:
1. Соответствие нормам Конституции РФ и Земельного кодекса РФ, законодательству РФ и правовому управлению муниципального образования;
2. На федеральном уровне правового регулирования определяются общие для всех участников земельных отношений правила (требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству, земельному кадастру и так далее);
3. Соблюдение соотношения земельного законодательства субъектов РФ и муниципальных нормативных правовых актов согласно установленному разграничению полномочий между уровнем субъектов РФ и муниципальных образований;
4. Ориентиром в регулировании земельных отношений является принцип целевого назначения и правового режима земель;
5. Порядок использования отдельных категорий земель определяется непосредственно собственником (землепользователем, владельцем и так далее) согласно природно-сельскохозяйственному районированию земель;
6. Необходимость создания экономических, правовых, организационных условий для стимулирования рационального и эффективного использования земель (обеспечение условий возложено на государство и его институты);
7. Необходимость регулярного совершенствования экономических методов регулирования земельных отношений посредством платности землепользования, рентных отношений, стимулирования земледельцев и землепользователей на рациональное и эффективное использование земли, а также создания источников налоговых поступлений;
8. Необходимость следования научно обоснованным концепциям и социально-экономическому прогнозированию в ходе реализации государственного регулирования земельных отношений;
9. Последовательное осуществление государственного регулирования земельных отношений (планирование, зонирование, районирование, землеустройство, мониторинг и кадастр);
10. Внедрение методов контроля за использованием земель в соответствии с их природно-сельскохозяйственным районированием и обеспечение охраны земель;
11. Информационная открытость о природном, хозяйственном и правовом положении земель;
12. Осуществление различного рода мероприятий, направленных на использование и охрану земельных ресурсов, сохранение и повышение плодородия почв, а также недопущение необоснованного и незаконного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота;
13. Соблюдение установленных законодательством норм, правил, нормативов и требований, прав и обязанностей.
Таким образом, система управления земельных отношений включает в себя не только органы власти различных уровней, но и граждан и юридические лица. На теоретическом уровне разработаны условия, которые должны соблюдать органы государственной власти при реализации государственного регулирования земельных отношений. Кроме того, важным оказывается установление элементов, входящих в систему земельных отношений.
Целесообразно рассмотреть нормативно-правовые основы государственного управления земельными отношениями в Российской Федерации.