Тема 6 «Романо-германская правовая семья»
1. Истоки и особенности правовой системы Франции.
2. Германская правовая система в прошлом и настоящем.
3. Связующие нити между французским и германским правом. Распространение принципов и подходов франко-германского права в различных странах мира.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки к практическим занятиям, структурированный по темам
№ 1. Понятие, предмет и история сравнительного правоведения.
1. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина.
2. Основные задачи сравнительного правоведения.
3. Предшественники науки сравнительного правоведения в Древнем мире, Средние века и Новое время.
4. Формирование сравнительного правоведения в XXIв. В Западной Европе, США и России.
5. Сравнительное правоведение в зарубежных странах в XX в.
6. Отечественная школа сравнительного правоведения в XXв.
№ 2.Основные приоритеты сравнительно-правовых исследований.
1. Правовые системы как главный объект сравнительных исследований. Конкретные примеры сравнительно-правовых исследований.
2. Классификация правовых стилей и правовых семей.
№ 3. Правовая система Англии.
1. Истоки и эволюция общего права и права справедливости.
2. Современное состояние правовой и судебной системы Англии.
3. Особенности юридической профессии в Англии.
№ 4. Правовая система США.
1. Становление американской модели английского общего права.
2. Источники американского права и попытки его систематизации.
3. Современная судебная система США. Роль Верховного суда в формулировании и интерпретации права.
4. Юридическая профессия в США.
№ 5. Правовые системы стран Британского содружества (на примере Канады и Австралии).
1. Правовая система Канады.
2. Правовая система Австралии.
№ 6. Романо-германская правовая семья.
1. Истоки и особенности правовой системы Франции.
2. Германская правовая система в прошлом и настоящем.
3. Связующие нити между французским и германским правом. Распространение принципов и подходов франко-германского права в различных странах мира.
№ 7. Правовые системы Скандинавских стран.
1. Формирование правовых традиций в Скандинавских странах в XIX-XX вв.
2. Интеграционно-правовые процессы в Скандинавском регионе с конца XIXв. До наших дней.
№ 8. Мусульманская правовая семья.
1. Источники и особенности мусульманского права.
2. Тенденции модернизации мусульманского права в XIX- XX вв.
№ 9. Индусское право.
1. Индуизм как религиозная и правовая система.
2. Индуизм и современная правовая система Индии.
№ 10. Дальневосточная правовая семья.
1. Влияние конфуцианства и легизма на право Китая.
2. Правовая система КНР.
3. Правовая система Японии.
№ 11. Правовые системы стран Латинской Америки и Африки.
1. Особенности правовых систем стран Латинской Америки.
2. Синтез традиционного и иностранного права в африканских странах.
№ 12. Значение сравнительного правоведения для современной России.
1. Тенденции развития российской правовой системы на рубеже тысячелетий.
2. Сравнительное правоведение, международное право в контексте мировых постмодернизационных процессов и российской правовой реформы.
Примерная тематика рефератов
1. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.
2. Общеправовые тенденции развития.
3. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения.
4. Предшественники науки сравнительного правоведения в Древнем мире, Средние века и Новое время.
5. Отечественная школа сравнительного правоведения в ХХ в.
6. Природа, цели сравнительного правоведения
7. Объекты сравнительного правоведения.
8. Правовые системы как главный объект сравнительных исследований.
9. Использование результатов сравнительного правоведения.
10. Общие правила сравнительно-правового анализа.
11. Предотвращение и разрешение юридических коллизий.
12. Сближение национальных законодательств.
13. Модельные законодательные акты.
14. Унификация правовых норм.
15. Международно-правовая помощь.
16. Правовые семьи современного юридического мира.
17. Классификация правовых стилей и правовых семей.
18. Истоки и особенности правовой системы Франции.
19. Германская правовая система в прошлом и настоящем.
20. Особенности континентальной системы права.
21. Распространение принципов и подходов франко-германского права в различных странах мира.
22. Формирование правовых традиций в Скандинавских странах в XVII-XIX вв.
23. Интеграционно-правовые процессы в Скандинавском регионе с конца XIX в. до наших дней.
24. Система общего права.
25. Правовая система США.
26. Юридическая профессия в США.
27. Славянское и евразийское право.
28. Правовые семьи религиозно-нравственной ориентации.
29. Источники и особенности мусульманского права.
30. Тенденции модернизации мусульманского права в XIX-XX вв.
31. Система североевропейского права.
32. Латиноамериканская правовая семья.
33. Традиционное право.
34. Индуизм и современная правовая система Индии.
35. Дальневосточная правовая семья.
36. Влияние конфуцианства и легизма на право Китая и Японии.
37. Синтез традиционного и иностранного права в африканских странах.
38. Сравнительный анализ законодательств государств-участников СНГ.
39. Право Европейского Союза.
40. Правовое развитие в рамках Совета Европы.
41. Соотношение сравнительного права и международного права.
42. Значение сравнительного правоведения для современной России.
43. Иудейское право как подсистема общей системы израильского права.
44. Конвергенция Романо-германского и англосаксонского права.
45. Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем.
46. Соотношение национального и международного права.
47. Реализация международно-правовых норм.
Методические рекомендации для подготовки к тестированию
Для решения тестовых заданий необходимо предварительно изучить нормативную и специальную литературу по рассматриваемой теме.
Тесты давно используются в учебном процессе и являются эффективным средством обучения. Тестирование позволяет путем поиска правильного ответа и разбора допущенных ошибок лучше усвоить тот или иной материал.
Предлагаемые тестовые задания разработаны в соответствии с программой по дисциплине «Сравнительное правоведение», что позволяет оценить знания студентов по всему курсу. Данные тесты могут использоваться:
– студентами при подготовке к зачету в форме самопроверки знаний;
– преподавателями для проверки знаний в качестве формы промежуточного контроля на семинарских занятиях;
– для проверки остаточных знаний студентов, изучивших данный курс.
Тестовые задания рассчитаны на самостоятельную работу без использования вспомогательных материалов. То есть при их выполнении не следует пользоваться текстами законов, учебниками, литературой и т.д.
Для выполнения тестового задания, прежде всего, следует внимательно прочитать поставленный вопрос. После ознакомления с вопросом следует приступать к прочтению предлагаемых вариантов ответа. Необходимо прочитать все варианты и в качестве ответа следует выбрать лишь один индекс (буквенное обозначение), соответствующий правильному ответу. Тесты составлены таким образом, что в каждом из них правильным является лишь один из вариантов. Выбор должен быть сделан в пользу наиболее правильного ответа.
На выполнение теста отводится ограниченное время. Оно может варьироваться в зависимости от уровня тестируемых, сложности и объема теста. Как правило, время выполнения тестового задания определяется из расчета 45-60 секунд на один вопрос.
Критерии оценки выполненных студентами тестов определяются преподавателем самостоятельно. Рекомендуются следующие критерии оценки:
85% – 100% правильных ответов – «отлично»;
66% – 84% правильных ответов – «хорошо»;
50% – 65% правильных ответов – «удовлетворительно»;
менее 50% правильных ответов – «неудовлетворительно».
При подведении итогов по выполненной работе рекомендуется проанализировать допущенные ошибки, прокомментировать имеющиеся в тестах неправильные ответы.
Примеры тестов для контроля знаний