И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море. Все деревья блистают в разноцветном уборе. (К. Бальмонт). Дидактические игры: «Назови ласково». Цель:словообразование с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов. «Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «птица».Цель:научить составлять предложения с заданным словом. «Нарисуй картинку» –рисование на мокром песке, развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: « Уголки».
Цели: развитие реакции; развитие крупной моторики; развитие внимательности.
Описание игры: игра рассчитана на пять человек. На полу мелом вычерчивается квадрат. Четверо из играющих, становятся по углам, а пятый в середине. При словах водящего: « из угла в угол железным прутом вон» остальные участники игры, перебегая из угла в угол, меняются местами. Задача водящего – занять любой из освободившихся углов. Оставшейся без угла игрок становится водящим. Другой вариант: водящий подходит к любому из игроков и говорит: « кумушка, дай ключи!» стоящий в углу игрок отвечает: «Пойди, вон там постучи!» А остальные в это время меняются местами.
«Мяч, ко мне!» Цель: научить прокатывать мяч в определенном и произвольном направлениях. Описание игры.Дети, сидя на корточках в кругу. Ведущий с мячом - в центре круга. Он катит мяч каждому ребенку по очереди. Дети ловят мяч и отсылают обратно, к ведущему. Варианты:а) прокатывание мяча через одного игрока, через двух; б) прокатывать тому, кого назовет ведущий.
Индивидуальная работа. Упражнения с элементами игры в баскетбол: бросить мяч вверх и поймать после отскока (8-10раз).
Развитие движений - (ходьба приставным шагом).
Цель: улучшать технику ходьбы.
Трудовая деятельность: уборка сухой травы, листьев. Мытье игрушек (формочки, ведёрки для игр).
Цель: формирование умения и интереса трудится сообща. Оборудование: ведерки.
Октябрь старшая группа Прогулка 9 Наблюдение «Улетают журавли»
Цель: Уточнение представлений детей о птицах, как о живых существах. Уточнение причины их перелётов, почему водоплавающие птицы улетают позднее остальных.
Обогащение словаря: кукушка, аист, грачиха, журавли.
Скоро белые метели снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще, и скворечник опустел.
Аист крыльями полощет - улетает, улетел.
Лист качается узорный, в синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой чёрные. В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели солнца редкие лучи.
Улетают, улетели, улетели и грачи. Е. Благинина
О каких птицах стихотворение? Кто улетел первым? Птицы, которые питаются насекомыми.Перечислите насекомоядных птиц. (Стрижи, ласточки, грачи, скворцы и др.)
Позднее всех улетают водоплавающие птицы. Почему? Сегодня мы пойдём на водоём и посмотрим, как готовятся к отлёту эти птицы?
У водоёма воспитатель обращает внимание детей на беспокойное поведение птиц.
Назовите водоплавающих птиц? (утки, гуси, чайки).
Дидактические игры: «Кто как передвигается?» Цель: составлять предложения, развивать фантазию (изображают разных животных).« Нарисуй картинку»- составь птичку из листочков. Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:«Сделай фигуру»(разучивание)
Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей площадке.
На сигнал воспитателя: «стоп» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются.
Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется. Цель: учить соблюдать правила игры.
"Подбрось повыше"Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12—15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска. Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать; ловить мяч, кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.
Индивидуальная работа. Бег, прыжки. Цель: упражнять в беге с заданием на совершенствование умения ориентироваться в пространстве (меняя на бегу направления), в прыжках (подскок на двух ногах).
Трудовая деятельность: Сбор семян растений в разные пакеты.
Цель: закрепление умения различать зрелые семена.
Оборудование: пакеты, полотняные мешочки.
Октябрь старшая группа
Прогулка 10 «Что такое заморозок»
Цель: Формирование умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Обогащение словаря: заморозок, термометр, утренник.
Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха. Отмечают, что на земле температура воздуха ниже. Такое состояние погоды называют заморозок, а в народе – утренник.
Заморозок – это понижение температуры в воздухе и на почве вечером или ночью. Заморозок бывает из-за охлаждения ночью почвы.
Сегодня есть заморозок? (утром было холодно, на траве был иней). Правильно, утром был сильный заморозок и, посмотрите, как замёрзла земля (дети трогают её: холодная, твёрдая, комочки земли трудно разбиваются).
В полдень
- Дети, посмотрите солнце на небе высоко, немного потеплело (измеряют температуру воздуха). Давайте, посмотрим, какая сейчас стала земля (дети отмечают, что земля отошла, стала мягче).
Вывод: Ночью бывают сильные заморозки, отчего земля замерзает. От этого трава желтеет, вянет, гибнет. Становится меньше корма для птиц и животных.
Если в октябре лист с берёзы и дуба опадает не чисто – жди суровой зимы. Если листопад пройдёт скоро, надо ожидать крутой зимы. Дидактические игры: «Когда это бывает?» — воспитатель описывает время года, дети определяют его. Цель: закрепить знания о временах года, их характерных признаках, развить связную речь, внимание «Выложи узор» -выложить узор из травинок, листочков. Цель: развитие мелкой моторики рук.
Подвижные игры:« Уголки»
Цели: развитие реакции; развитие крупной моторики; развитие внимательности.
Описание игры: игра рассчитана на пять человек. На полу мелом вычерчивается квадрат. Четверо из играющих становятся по углам, а пятый в середине. При словах водящего: « из угла в угол железным прутом вон» остальные участники игры, перебегая из угла в угол, меняются местами. Задача водящего – занять любой из освободившихся углов. Оставшейся без угла игрок становится водящим. Другой вариант: водящий подходит к любому из игроков и говорит: « кумушка, дай ключи!» стоящий в углу игрок отвечает: «Пойди, вон там постучи!» А остальные в это время меняются местами.
Индивидуальная работа.
«Прыгни в обруч».На полу лежит обруч диаметром 1м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз. Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча.
«Из обруча в обруч». Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед. Цели: выполнять движения по сигналу воспитателя; Трудовая деятельность: Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев. Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев, кустарников. Воспитывать бережное отношение к природе.
Октябрь старшая группа
Прогулка 11 Наблюдение«Сундучок от белочки»
Цель: Формирование умения детей различать семена деревьев, дикорастущих трав: дать знание о значении семян в жизнедеятельности растений, в жизни животных.
Воспитание осознанного, бережного отношения к семенам растений.
Обогащение словаря: семена, парашютики.
Проблемная ситуация:
- Летом я встретила пчелу, она просила нас не срывать цветы. Почему? Что образуется после цветения?
Рассмотреть с детьми семена деревьев и дикорастущих трав.
С помощью чего семена разносятся по земле? (крылышки, пух, колючки, парашютики).
Как семена разносятся по участку?
Определите роль ветра в распространении семян. Найдите на участке растения, для которых ветер - желанный гость.
Кто ещё разносит семена? (люди, птицы, звери)
Какое значение имеют семена в жизнедеятельности растений? (семя – конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения)
В жизни животного мира? (птицы питаются ими, белочки едят семена шишек и др.)
Дидактические игры: "Вершки и корешки"- дети рассказывают
о строении растения, предложенного воспитателем. Цель:составление описательных рассказов, повторить строение растений. «Один — много». Цель: образование множественного числа имен существительных: огурец — огурцы, помидор — помидоры...
« Выложи узор» - из семян выложить узор, развитие мелкой моторики
Подвижные игры:«Сделай фигуру»
Из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные дети бегают, прыгают с ножки на ножку по всей площадке.
На сигнал воспитателя: «стоп» все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются.
Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становится водящим оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.
Индивидуальная работа. Лазанье на четвереньках по бревну, опираясь на ступни и держась руками за край бревна. «Самолётики». Одни дети - « самолётики», а другие – «туча». Задача игры – увернутся, убежать от « тучи».
Трудовая деятельность: сбор семян деревьев, дикорастущих трав для корма птицам зимой.
Цель: формирование интереса трудится в коллективе.
Оборудование: ведёрки, пакеты.
Октябрь старшая группа
Прогулка 12 Наблюдение«Следопыт»
Цель: Уточнение представлений детей об основных признаках осени: на деревьях листья пожелтели, трава тоже желтеет. Формирование умения находить и устанавливать причину, вызвавшую эти изменения. Обогащение словаря: день убывает, мокнет земля.
Загадка. Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?
Почему осенью день убывает. - Почему пусты поля?
Только ли человек готовится к зиме? Посмотрим, как готовятся к зиме растения.
Почему пожелтели листья? (из-за солнца, стал короткий день).
Почему листья стали падать с деревьев? Уже бывают заморозки, земля твёрдая. Корни не могут взять влагу из земли. А вместе с влагой не могут добыть себе питание. Что же, все растения так и погибнут, если питания нет?
Почему они не погибнут? Деревья экономно расходуют питание: опали листья, прекратился рост растений. А где же они накопили это питание? У дерева под корой в стволе накоплены летом питательные вещества. А почему трава пожухла, жёлтая стала, вялая? У травянистых растений нет прочного ствола - им негде копить питание. Трава пожелтела: листья и стебель погибли. Но трава уже подготовилась к будущей весне: после цветения образовались семена. Сейчас смена осыпались на землю, зимой в холоде пролежат, а весной прорастут.
ОсеньМ.Ходякова Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года осенью зовётся. Дидактические игры: «Придумай предложение» — воспитатель предлагает детям составить предложение из определенного набора слов. Цель: научить составлять предложение из заданных слов.«С какой ветки детка?» Цель: учить различать листья разных деревьев. «Выложи узор» - выложить узор из семян, развитие мелкой моторики. Подвижные игры: «Мышеловка»
Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая: Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть, Всё погрызли, всё поели, всюду лезут, вот напасть.
Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, Вот поставим мышеловки, переловим всех зараз!
Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные, становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз. Индивидуальная работа. «Спрыгни в обруч». Цель: учить приземляться мягко на носочки.Перед бревном положены плоские обручи. На бревно дети встают соответственно количеству обручей и спрыгивают в них. «Прыгни дальше» Цель:учить, сильнее отталкиваться и мягко приземляться, сгибая колени. Трудовая деятельность: сбор семян для птиц, сбор природногоматериала для поделок. Цель: Воспитание бережного отношения к птицам.
Октябрь старшая группа
Прогулка 13 Наблюдение:«Что ни день – то раньше вечер, а светает все поздней»
Цель: Формирование умения детей замечать, что день становится всё короче, а ночь длиннее.Обогащение словаря:светает, всходит.
Какое время года? Назовите признаки осени. Почему осенью день убывает. Отметить, что в связи с тем, что высота солнца ниже, на улице становится холоднее, день становится короче, ночь длиннее. Что изменилось в жизни растений и животных?
Осень
Что ни день – то резче ветер рвет в лесу листву с ветвей…
Что ни день – то раньше вечер, а светает все поздней.
Медлит солнышко, как будто, подниматься, силы нет….
Потому и всходит утро над землей почти в обед. И. Мазнин
Дидактические игры: «Отгадай-ка» — ребята описывают предложенный объект.Цель: учить описывать объект, не глядя нa него, выделять в нем существенные признаки, узнавать объект. «Подбери признак». Цель: научить подбирать относительные прилагательные«Составить узор»- тучи и солнце из палочек.Цель:развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:«Караси и щука»(разучивание) Один ребенок выбирается «щукой». Остальные играющие берут себе по мячу или другому предмету, обозначающему камешек – домик карася. Рыбки свободно плавают, где хотят. По сигналу воспитателя: «Щука», караси прячутся в свои домики. Тех, кто не успел, ловит «щука». Играющие делятся на две группки: одна из них - камешки – образует круг, другая - караси, которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра проводится 3-4 раза. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется.
Индивидуальная работа. « Весёлый обруч. Каждый держит обруч двумя руками на уровне пояса, продев его через голову. По сигналу дети вращают обруч как можно дольше. « Кто дальше?» Цель:метание мешочков с песком в горизонтальную цель с расстояния 2-3 метров.
Трудовая деятельность: Помощь взрослым в уходе за кустарниками. Мытье игрушек (формочки, ведёрки для игр). Цель: формирование умения и желания работать сообща.
Оборудование: секатор, грабли, носилки.
Октябрь старшая группа
Прогулка 14 Наблюдение «Осенний дождь, осенние тучи, осеннее небо»
Цель: Развитие у детей способности объяснять сезонные явления: выделять характерные признаки дождя осенью.
Обогащение словаря: дожди, туман, гроза, град.
Модница – тучка.О. Ващенкова
В день рождения пальто подарили тучке.
Стала тучка в том пальто интересной штучкой,
Изумительный наряд: семь застежек «молний»,
Сорок пуговичек в ряд, по подолу – волны,
Ходит модница в пальто. По бокам карманы,
В них дождинок – тысяч сто и клочок тумана.
А карман-то дыроват! Вот откуда дождь и град!
Что приносит осенний дождь: тепло или холод?
Чем осенний дождь отличается от весеннего и летнего?
Назовите оттенки осеннего неба? Какие осенью тучи?
Погода становится всё пасмурней. Небо кажется ниже. Часто идут моросящие дожди. Воздух насыщен влагой, лужи на земле долго не высыхают. Часто стелются туманы. Это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. Они предвещают хорошую погоду. Обратите внимание детей на влажный, терпкий запах вянущей листвы, особенно после дождя.Исследовательская деятельность:- Измерение дождевой воды после дождя в литровом стакане: сколько дождевой воды в стакане? Какой характер дождя?
Дидактические игры « Какое небо?» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель: научить подбирать относительные прилагательные.«Нарисуй картинку»(палочкой на песке облака и тучи) Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:«Мышеловка»
Играющие делятся на 2 неравные по составу группы. Меньшая группа, взявшись за руки, образует круг. Они изображают мышеловку. Остальные дети (мыши) находятся вне круга. Изображающие мышеловку начинают ходить по кругу, приговаривая:
Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть, Всё погрызли, всё поели, всюду лезут, вот напасть.
Берегитесь же плутовки, доберемся мы до вас, Вот поставим мышеловки, переловим всех зараз!Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх, образуя ворота. Мыши вбегают в мышеловку и выбегают из нее. По сигналу воспитателя "хлоп" стоящие по кругу дети опускают руки, приседают - мышеловка захлопывается. Мыши, не успевшие выбежать из круга (мышеловки), считаются пойманными. Пойманные становятся в круг, мышеловка увеличивается. Когда большая часть детей будет поймана, дети меняются ролями - игра возобновляется. Игра повторяется 4-5 раз.
После того как мышеловка захлопнулась, мышам нельзя подлезать под руки стоящих по кругу или пытаться разорвать сцепленные руки. Наиболее ловких детей, которые ни разу не попались в мышеловку, следует отметить.
Индивидуальная работа. «Закати мяч» - прокатывание теннисного мяча в ворота.«Прыгни дальше» Цель:прыгнуть как можно дальше.Трудовая деятельность: Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.
Цель: воспитание сочувствия, сопереживания по отношению к птицам.
Оборудование: ведерки, полотняные мешочки.
Октябрь старшая группа
Прогулка 15 Наблюдение«Чудесная кладовая»
Цель: Формирование представлений детей о понятии «почва», что в зависимости от погоды меняется и состояние окружающей среды.
Обогащение словаря: почва, глина.
Загадка.
Есть на земле чудесная кладовая. Положите в нее весной мешок зерна, а осенью, смотришь – вместо одного мешка в кладовой – двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать ведер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидор, морковок. Сказка это или не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы, должно быть, догадались, как она называется? (Земля)
У слова «земля» есть несколько значений….
-Что такое почва? Это верхний слой земли, почва снабжает растения питанием и влагой. Почвенный слой, словно чехол, одевает сушу нашей планеты.
Предложить детям понаблюдать за почвой в сырую погоду – почва «напитана» водой, при сжатии она собирается в плотный комок, а потом рассыпается. Глинистая почва плохо впитывает воду и при сжатии она плотно собирается и сохраняет приданную ей форму.
Песчаная почва хорошо впитывает воду и легко рассыпается. На глинистой почве вода сохраняется дольше, через песчаную почву она легко просачивается. После заморозков почва становится плотной, твёрдой, сильнее замерзает глинистая почва, а из песчаной, вода вымерзает и испаряется быстрее.
Исслед. деят.: Есть ли в почве воздух? (Насыпать почву в банку с водой, пузырьки – это воздух). Есть ли в почве вода? (тактильные ощущения).
Есть ли в почве глина и песок? (рассмотрение на темном и белом листке бумаги комочков почвы). Есть ли перегной? (остатки кореньев, листьев, животных).
Дидактические игры « Подбери слово» Цель: подобрать прилагательное к существительному « земля». «Капает дождь» – рисовать палочкой дождь под приговорку, вырабатывать единый ритм, темп, соотношение голоса с действиями.
Подвижные игры: «Караси и щука» (бег) Один ребенок выбирается «щукой». Остальные играющие берут себе по мячу или другому предмету, обозначающему камешек – домик карася. Рыбки свободно плавают, где хотят. По сигналу воспитателя: «Щука», караси прячутся в свои домики. Тех, кто не успел, ловит «щука». Играющие делятся на две группки: одна из них - камешки – образует круг, другая - караси, которые плавают внутри круга. «Щука» находится за кругом. По сигналу воспитателя: «Щука!» - она быстро вбегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат поскорее занять место за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячутся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг. Игра проводится 3-4 раза. Затем выбирают новую щуку. Дети, стоящие по кругу и внутри его, меняются местами, и игра повторяется. Индивидуальная работа.«Перебей волан через площадку» -перебрасывание волана через две линии. Спрыгивание с высоты 25 см в большой обруч. Трудовая деятельность: Уборка участка от веток и камней. Мытье игрушек (формочки, ведёрки для игр).Цель: формирование умения трудиться сообща.
Оборудование: ведерки.
Октябрь старшая группа
Прогулка 16 Наблюдение«Почему птицы улетают на юг?» Цель: Знакомство детей с периодом подготовки птиц к отлёту: обратить внимание на их беспокойное поведение. Воспитание бережного отношения к птицам. Обогащение словаря: перелетные птицы, курлычут, кличут, вереницей.
Чем были заняты птицы весной? Летом? Осенью?
Обратите внимание - птицы ведут себя беспокойно, они собираются в стаи, кричат. Птицы уже подросли и окрепли, они готовы к перелёту, но всё ещё держатся ближе к своим родителям. Птицам предстоит трудный и опасный путь. Они выбирают перед полётом вожака стаи. Обычно это бывает крепкая опытная птица. Куда улетают птицы? Почему?
«Журавли» Познанской. «Журавли летят, курлычут, шлют последнее «Прощай…».За собою лето кличут, улетают в тёплый край».
- Если бы вам задал вопрос ваш младший брат или сестра: Почему птицы улетают на юг?» то, как бы вы ответили?
На зимовку
Шуршащей вереницей за солнышком вдогонку
Летят над нами птицы в далёкую сторонку
Летят они к зимовке. А во дворе, на холоде,
Прищепки на верёвке, как ласточки на проводе.
Дидактические игры: «Угадай птицу по описанию». Цель: учить составлять описательный рассказ, развивать связную речь. «У кого кто» Цель: упражнять в словообразовании.«Собери камушки» Цель: развитие мелкой моторики рук. Подвижные игры: «Перелет птиц»(лазанье)Дети стоят врассыпную на одном конце площадки. Они - птицы. На другом конце гимнастическая стенка с несколькими пролетами, пирамида. По сигналу воспитателя: «Птицы улетают!» - птицы летят, расправив крылья (дети, подняв руки в стороны, бегают по всей площадке). По сигналу: «Буря!» - птицы летят на вышку - скрываются от бури на деревьях. Когда воспитатель говорит: «Буря прекратилась», - птицы спускаются с вышки и снова летят. Дети могут влезать на скамейки, на доски, положенные на стулья, или другие приборы для лазанья. «Мяч водящему». На земле проводятся две линии на расстоянии 3 м одна от другой. За одну из линий, в колонну по одному, становятся играющие (5—6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения. Если ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий. Игру можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать в две колонны и выбрать двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть. Индивидуальная работа. Упражнения с элементами игры в баскетбол: передать мяч двумя руками от груди и поймать его; передать мяч одной рукой от плеча. «Самолётики»: одни дети - « самолётики», а другие – «туча». Цель: увернутся, убежать от « тучи». Трудовая деятельность: Уборка опавших листьев.
Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности и ответственности. Оборудование: грабли.
Октябрь старшая группа Прогулка 17 Наблюдение «Изучаем увядшие растения»
Цель: уточнить изменения в неживой природе, происходящие на земле. Обогащение словаря: заморозки, былинки, однолетняя.
Осень. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льётся, Это время года осенью зовётся. М.Ходякова
Перед заморозками можно увидеть еще не завядшие растения: астры, гвоздики идругие. Что происходит с цветами и др. растениями? Как можно продлить жизнь цветов? Предложить выкопать их и пересадить в ящики, где они будут цвести до декабря. Обратить внимание на торчащие былинки, которые остались от однолетней травы. Отцвели цветы. Отметить, как нарушают красоту увядшие цветы, собрать семена цветов. Обратить внимание детей на белый налет, который покрыл всю поверхность земли и травы, — это иней. Почва становится твердой. Иней от солнца тает.
Осень наступила, высохли цветы, и глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах, только зеленеет озимь на поляхА.Плещеев.
Дидактические игры: «Наоборот» —подобрать противоположные по значению слова к заданным. Цель: научить подбирать антонимы к словам.
«Веселый счёт» Цель:согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два – две.
«Выложи узор» — выложить узор из сухих травинок. Нарисовать что-либо по желанию на влажной земле. Цель:развитие мелкой моторики рук. Подвижные игры: «Мой веселый звонкий мяч». Цель: научитьдетей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь? Красный, желтый, голубой, не угнаться за тобой!А. Барто
«Мы веселые ребята». Цель: научить ходить и бегать врассыпную на ограниченной площади. Развить быстроту, ловкость.Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята, любим, бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови !
После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек, производится подсчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз. Указания. Если после 2-3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.
Индивидуальная работа. Отбивание мяча от земли. Упражнения в лазанье: передвижение по бревну вперёд с помощью рук и ног.Цель: воспитывать выносливость.Трудовая деятельность: убрать сухую траву граблями.Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности иответственности. Оборудование: грабли
Октябрь старшая группа Прогулка 18 Наблюдение: « О пользе ягод рябины»
Цель: Уточнить представление детей о том, что ягоды рябины не только красивы, но и очень полезны. Развивать наблюдательность. Обогащение словаря: рябина, дерево, гроздья. Воспитатель приглашает детей подойти к рябине. Как называется это дерево? Что произошло с рябиной?Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разнымизолотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Улетели птицы разные, смолк их звонкий перепев, А рябина осень празднует, бусы красные надев.О. Высотская Кто любит ягоды рябины? Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Что дает рябина людям? Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мед — душистый и полезный. Как цвела чудесно ты порою летней, радовались люди на твои соцветья! Прилетали пчёлы запасаться мёдом, ты им песни пела в тёплую погоду. В холода дрожала каждым ты листочком,"Шу-шу-шу,"- шептала тихим голосочком.Дидактические игры: "Листья шелестят" - предлагаются полоски тонкой зеленой бумаги, вырезанные в виде листиков и приклеенные к "ветке". По сигналу "Подул ветерок" ребенок плавно дует на листики так, чтобы они отклонились и шелестели.Цель: развивают речевое дыхание. «Назови как можно больше деревьев» Цель: активизация словаря, развитие внимания. Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть деревья, которые их окружают. Назвавший слово — делает шаг вперёд. Выигрывает тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество деревьев. Подвижные игры:«Золотые ворота»В игре участвуют 10-20 человек. Выбирают двух игроков, те отходят в сторону и договариваются, кто из них будет солнцем, а кто луной. Затем они становится лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Остальные дети берутся за руки и вереницей идут через ворота. При этом они говорят: Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается,
Второй раз запрещается, а на третий раз не пропустим вас!
Ворота закрываются при последних словах и ловят того, кто не успел пройти. Задержанного тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать: луны или солнца. Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через ворота, и снова один из участников попадает в группу луны или солнца. Когда все игроки распределены, то устраивается перетягивание каната между двумя группами. При этом используется канат, веревка, палка или дети берут друг друга за пояс. Индивидуальная работа: хождение по бревну, удержание равновесия. (определить длину бревна, мерея его шагами, спросить детей, почему у всех получилось разное количество шагов).Трудовая деятельность: уборка листьев под деревьями, сбор ягод и веток рябины для поделок, кормления птиц.
Октябрь старшая группаПрогулка 19 Наблюдение за тем, как одеты люди осенью.
Цель: развивать наблюдательность, закреплять виды осенней одежды. Обогащение словаря: резиновые сапоги, галстук, воротник, шапка, шарф, перчатки, не тужим, бойко шлепаем, чуланчик.
Какое время года? Какая погода осенью? Расскажите, какую одежду мы носим осенью и почему? Какая есть одежда (осенняя, зимняя, летняя) Почему осенью тебе нужны резиновые сапоги?Если дождик - мы не тужим, бойко шлепаем по лужам. Станет солнышко сиять- нам под вешалкой стоять. (резиновые сапоги) Почему осенью ты не носишь шубу?
Сижу верхом, не ведая на ком.(шапка)
Не галстук он, не воротник, а шею обнимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф).
Разошлись мальчики в темные чуланчики, Каждый пальчик- в свой чуланчик. (перчатки)Исследовательская деятельность: определить, когда замерзнут руки (в перчатках или без них), сделать вывод, что одежда защищает от холода.
Дидактические игры: «Подбери признак к предмету»Куртка какая?,… (Осенняя)«Чья, чей, чьи, чье?» Цель: употребление притяжательных местоимений.
Подвижная игра:«Затейники»
Одного из играющих выбирают затейником, он становится в середину круга. Остальные дети, взявшись за руки, идут по кругу (вправо или влево по указанию воспитателя) и произносит:
Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг. Дружно вместе, стой на месте, сделаем ... вот так.
Дети останавливаются, опускают руки. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все дети повторяют его. После 2-3 повторений игры (согласно условию) затейник выбирает кого-нибудь из играющих на свое место, и игра продолжается. Повторяется игра 3-4 раза.
Указания. Затейники, придумывают разнообразные движения, не повторяясь.
Индивидуальная работа. Подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши и затем поймать его. Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его. Цель: учить действовать по сигналу, вырабатывать координацию движений. «Кто дальше?». Цель: учить прыгать в длину с разбега.
Трудовая деятельность: подметание дорожек, крыльца. Цель: формирование умения доводить начатое дело до конца; воспитание аккуратности иответственности.
Октябрь старшая группа Прогулка 20 «Экскурсия в уголок леса»
Цель: Закрепить знания детей о приметах осени, учить показывать изменения в природе, развивать доказательную речь. Учить устанавливать связи между живой неживой природой. Обогащение словаря:кроет, вешнюю.Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу… Смело топчу я ногой вешнюю леса красу. С холоду щеки горят, любо в лесу мне дышать, Слышать, как сучья трещат, листья ногой загребать.О каком времени года говорится в стихотворении? Почему вы так думаете? Назовите осенние приметы. Сравните осень и лето. Чем они отличаются друг от друга? Дидактические игры: «Сначала - потом» Цель: развивать знания о сезонных изменениях, составлять предложения с союзом «а». «Расскажи о себе» Цель: закреплять знания о приспосабливании диких животных к зиме. (воспитатель раздает детям шапочки диких животных, дети должны рассказать о том животном которого символизирует шапочка на голове ребёнка). «Подбери словечко»- Цель: соотносить глагол со словом лес. Что делает? (Растет, шумит, кормит, оберегает, разрастается, роняет листву, живет, дышит).Подвижная игра : «Совушка»Из числа играющих выбирается «совушка». Остальные дети - птицы, жуки, бабочки. Сова влезает на дерево, а все остальные дети летают, помахивая крыльями. Воспитатель говорит: «Ночь». Птицы и насекомые замирают на своих местах. «Совушка» слезает с дерева и медленно летает вокруг. Кто из детей пошевелится, того «совушка» уводит к своему дому. Воспитатель говорит: «День»,