Зайки скачут, скок, скок, скок, на зелёный, на лужок. Травку щиплют, кушают, осторожно слушают, не идёт ли волк.
Зайцы выпрыгивают из домиков и разбегаются по площадке. Они, то прыгают на двух ногах, то присаживаются, щиплют траву и оглядываются, не идет ли волк. Когда воспитатель произносит последнее слово, волк выходит из оврага и бежит за зайцами, стараясь их поймать (коснуться). Зайцы убегают каждый в свой домик. Пойманных зайцев волк отводит в овраг. « Догони!»Бегают по 2—3 детей наперегонки. В каждой паре или тройке дети примерно одинаковой физической подготовленности. Длина дорожки до 30 м. Можно пробегать это расстояние, перепрыгивая через короткую скакалку. Индивидуальная работа: бег «змейкой» вокруг деревьев, прыжки на одной ноге. «Эстафета» Цель:развивать быстроту бега, чувство товарищества.Трудовая деятельность: уборка листьев, засыпание клумбы листьями. Воспитывать трудолюбие, знание о пользе гниющих листьев для почвы.
Сентябрь старшая группа
Прогулка 20 Наблюдение за сезонными изменениями
Цели: закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы;
учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;
формировать представление об осенних месяцах.Обогащение словаря: нет просвета, бродит, кленовый.
Воспитатель задает детям вопросы.
Какое сейчас время года?
Как вы догадались, что осень? Перечислите характерные признаки осени.
Осень.
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень, бродит осень.
Ветер с клёна листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый – кленовый.Е. Авдиенко
Почему осенью стало холоднее?
Что делает человек осенью?
Как приспосабливаются разные животные к жизни в холодное время года?
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг.Дидактические игры: «Слова- родственники». Цель: учить подбирать однокоренные слова. «Подскажи словечко» Цель: подбор прилагательных, характеризующих осень.«Нарисуй картинку» -обведи листок мелом на асфальте. Цель:развитие мелкой моторики
Подвижные игры: «Самолеты»(ходьба, бег)
Дети строятся в 3-4 колонны в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. Играющие изображают летчиков. Они готовятся к полету. По сигналу воспитателя:«К полету готовься!» - дети делают движения руками - заводят мотор. «Летите!» - говорит педагог. Дети поднимают руки в стороны и летят врассыпную в разных направлениях по площадке. По сигналувоспитателя: «На посадку!»- самолеты находят свои места и приземляются: строятся в колонны и опускаются на одно колено. Воспитатель отмечает, какая колонна построилась быстрее. Следует обращать внимание на легкость бега детей.
Индивидуальная работа
Цель: совершенствовать прыжки с продвижением вперед.
Самостоятельные игры с выносным материалом. «Кто дальше?» - метание мешочков с песком. Трудовая деятельность
Уборка участка детского сада от опавших листьев.
Цели:учить создавать у себя и других детей радостное настроениеот выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.
Октябрь старшая группа Прогулка 1 Наблюдение за погодой. Знакомство с октябрем.
Цель: Формирование понятия детей о смене времен года; уточнение представлений об особенностях осеннего месяца – октября. Обогащение словаря: сентябрь, октябрь, ноябрь, предзимье, пороша, листобой, грязник, ветродуй, хлебник.
Какое время года? Сколько месяцев длится осень? Какой 1-ый месяц? А 2-ой месяц – октябрь. Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени. Октябрь месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь и снег. Кажется, вчера осень справляла новоселье, привечала за скатертями – самобранками, а сегодня оглянись вокруг – мягко стелет, да жестко спать. Разбойный ветер кусты за вихри дерет. В лесу гул, стон. Достиг своего ветер, косо зачертил мелкий снег. Таков октябрь: когда чем кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена, который дал русский народ октябрю: листобой, грязник, ветродуй, и еще хлебник.
ОКТЯБРЬ Октябрь крадется по дорожкам, ступает тихо солнцу вслед. Грибы и ягоды в лукошке. И сентябрю он шлет привет! В багряном бархатном кафтане, из листьев шляпа набекрень, Он целый месяц будет с нами, встречать рассвет, и ночь, и день. Он волю, осени исполнит - раскрасит поле, луг и лес. И красотою мир наполнит! И пригласит в страну чудес!
Дидактические игры: «Назови осенние месяцы»Цель: учить детей по приметам называть осенние месяцы.«Подскажи словечко»Цель: подбор прилагательных, характеризующих ветер.«Составь узор»– узор на асфальте из опавших листьев. Цель: развитие мелкой моторики
Подвижные игры:«Мы, веселые ребята»
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята, любим, бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!
После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Цель: учить соблюдать правила игры; закреплять ловкость, быстроту бега.
Индивидуальная работа. Непрерывный бег в течение 1,5 мин. С выполнением движений на дыхание.
Цель: улучшать технику бега (естественность, легкость, энергичные отталкивания). «Прыгай выше». Цель: учить действовать по сигналу.
Трудовая деятельность: выкапывание цветов с клумбы (бархатцы, астры, для выращивания в группе.
Цели: учить осторожно, выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочки; воспитывать любовь к растениям, трудовые навыки. Учить детей устанавливать связи между похолоданием и отмиранием растений.
Октябрь старшая группа
Прогулка 2 Наблюдение«Листопад, листопад. Лес осенний конопат»
Цель: Закрепление представления детей о «золотом периоде» осени – листопаде.
Формирование умения детей сравнивать листья разных деревьев.
Обогащение словаря: по теме «Деревья».
Осень длинной тонкой кистью, перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой, как красив ты, лист цветной!
А ветер щёки толстые надул, надул, надул, И на деревья пёстрые подул, подул, подул!
Красный, жёлтый, золотой, облетел весь лист цветной! И.Михайлова
- Какими были деревья и кусты летом?
- Как они изменились с приходом осени? - Все ли деревья изменили окраску листьев?
- Какого цвета листья на березе?
- У какого дерева раньше всех меняется окраска деревьев? (у березы)
- Какое значение имеет листопад для деревьев?
Приспособление к зимнему холоду, защита деревьев от поломок, выброс ненужных веществ с листьями.
- Дерево тоже умирает вместе с листьями? (Дети рассматривают почки)
Октябрь называют «золотым периодом» осени. Почему?
- Когда начинается листопад? (после первых заморозков).
- Полюбуйтесь этим явлением, как плавно кружатся листья .
Исследовательская деятельность:
Найти листочки, которые, сорвавшись, сразу падают вниз. Найти листья, которые летят медленно, кружась. Дидактические игры:«Назови одним словом» Цель: подобрать обобщающие слова к предложенным примерам. «Сдуй листок со стола» Цель: развитие речевого дыхания.«Составь узор из опавших листьев» Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:«Найди себе пару»(ходьба, бег)
Для игры нужно приготовить флажки по количеству участников. Половина флажков одного цвета, остальные - другого цвета. Каждый ребенок получает один флажок. По сигналу воспитателя (например, удар в бубен) дети разбегаются по площадке. По другому сигналу (например, два удара в бубен или на слова «найди пару») дети, имеющие одинаковые флажки, становятся рядом. Цель: учить ориентироваться в пространстве.
«С кочки на кочку».Дети делятся на две группы и становятся на противоположных сторонах площадки. Между ними по всей площадке чертят кружки — кочки (расстояние между ними разное: 10, 20, 30, 40 см). Воспитатель вызывает по нескольку детей то с одной, то с другой стороны площадки. Перепрыгивая с кочки на кочку, они перебираются на другую сторону площадки. Все следят, правильно ли прыгающие выполняю упражнение. Затем прыгают следующие. Указания. В игре можно дать разные задания: перепрыгивать с кочки на кочку на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге. Можно разделить детей па команды и выяснить, какая команда прыгает лучше или быстрее.
Индивидуальная работа. Развитие движений (в прыжках, ходьбе по бревну прямо, боком). Цель: вырабатывать координацию движений. Трудовая деятельность: заготовка земли для посадки рассады, мытье игрушек. Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Октябрь старшая группа
Прогулка 3 Наблюдение за легковым автомобилем
Цели: научить понимать значение и функции автомобиля;
Закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло). Обогащение словаря: бензин,шины, мотор, тормоза.Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.
Пьет бензин как молоко,может бегать далеко,
Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней.(Машина)
Четыре колеса, резиновые шины,
Мотор и тормоза и что это?(Машина)
Для чего нужна машина? Какие машины едут по нашей улице? Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.) Как эта машина называется? (Легковая). А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя. Дидактические игры: «Где машина?» Цель: учить дифференцировать предлоги « на, в, под». «Кто все запомнит?» Цель:активизировать внимание, память, речь.
Воспитатель предлагает понаблюдать за транспортом, а затем сказать какие машины и в какой последовательности проезжали по дороге.
«Составь картинку» - из палочек выложить машину. Цель:развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Мы, веселые ребята»
Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадки также проведена черта. Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка. Ловишка назначается воспитателем или выбирается детьми. Дети хором произносят:
Мы, веселые ребята, любим, бегать и скакать. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!
После слова "лови" дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих, ловит их. Тот, до кого ловишка сумеет дотронуться, прежде чем убегающий пересечет черту, считается пойманным. Он отходит в сторону. После 2-3 перебежек производится подсчет пойманных. Затем выбирается новый ловишка. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. Если после 2-3 перебежек ловишка никого не поймает, все равно выбирается новый ловишка.
Цели: учить внимательно, слушать команды воспитателя; развивать внимание.
Индивидуальная работа.
Ходьба по буму и спрыгивание на обе ноги.
Цель: развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности. «Защитись от волана ракеткой» – отбить волан ракеткой в любую сторону. Трудовая деятельность:
Очистка участка от веток и камней; Цель: воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно.
Октябрь старшая группа
Прогулка 4 Наблюдение за работой дворника
Цели: расширять знания о труде взрослых осенью;
воспитывать уважение к труду. Обогащение словаря:дворник, на заре, кол.
Встает дворник на заре,
Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет,
И дорожки разметет. В. Степанов
Какую работу выполняет дворник осенью?
Какие орудия труда нужны дворнику для работы?
Скручена, связана,
На кол посажена,
А по улице пляшет.
(Метла)
Для чего нужна работа дворника?
Как мы можем помочь дворнику?
Дидактические игры: «Что делает»? -описать работу дворника. Цель: научить подбирать глаголы к существительному «дворник».
«Подскажи словечко» Цель: подбор прилагательных, характеризующих ветер.
«Сделай сам» -сделать из сухой травы веник. Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:«Парный бег».
Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующему сигналу бежит вторая пара и т.д. Пара, отпустившая руки, считается проигравшей.
Цели: учить внимательно, слушать команду воспитателя;
развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
«Поймай мяч!» – бросить о стенку и поймать отскочивший мяч.
Индивидуальная работа.
Прыжки с продвижением вперёд на 3-4м, на одной ноге ( на правой и левой поочерёдно).
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Трудовая деятельность: уборка сухой травы, листьев, мытье игрушек (формочки, ведёрки для игр).
Цель: развитие трудолюбия, интереса, помогать взрослым.
Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.
Октябрь старшая группа Прогулка 5 Наблюдение «Ветер воет на просторе»
Цель:Формирование интереса у детей наблюдать за изменениями силы ветра. Обогащение словаря: ветер, ветерок, ветрище.
- Есть ли сегодня ветер? Посмотрите и послушайте (использование вертушек) Как вы узнали, что сегодня ветер?Не увидишь меня глазом, я способен на проказы,
На бегу, срываю шляпы, ёлок раскачаю лапы.
Унести белье с веревки хватит у меня сноровки.
Пролистать могу газету, громко шелестеть при этом…
Вот в лесу любой заметит, лес шумит, гуляет …(ветер)
Что делает ветер? Слабый или сильный? Почему вы так решили?
Ветрено, ветрено вся земля проветрена
Ветер листья с веток разогнал по свету:
Липовый, берёзовый жёлтый лист и розовый
Красный, разноцветный старый лист, газетный.
Солнечно, ветрено, ветрено, ветрено! Если сильный ветер, как можно назвать такую погоду? Что ещё делает ветер?
Для кого ветряная погода – хорошо? А кому ветер – плохо?
Дидактические игры: «Какой ветер?» - дети рассуждают о ветре, описывают его. Цель: научить подбирать относительные прилагательные. «Составить узор»- из опавших листьев на асфальте.
Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Гуси-лебеди»На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух: Гуси, гуси !
Гуси: Га - га- га!
Пастух: Есть хотите? Гуси: Да, да, да!
Пастух: Так летите же домой.Гуси: Нам нельзя лететь домой,
Серый волк под горой, не пускает нас домой.
Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья (вытянув в сторону руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются другие волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза. Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость. Индивидуальная работа: Упражнения в беге: пробежки со средней скоростью (2-3 раза), в чередовании с ходьбой; Ходьба по бревну.
Цель: добиваться улучшения техники ходьбы, держа равновесие. Трудовая деятельность: Приведение в порядок клумб на участке, сбор семян. Цель:развитие трудолюбия, интереса помогать взрослым Оборудование: ведерки, бумажные пакеты, грабли.
Октябрь старшая группа Прогулка 6 Наблюдениеза деревьями
Цель: уточнять понятия «дерево», «куст». Объяснить, как отличить дерево от куста. Закреплять понятия «гладкий», «колючий», «длинный», «короткий», «толстый», «тонкий».Обогащение словаря: дерево, куст
Покажите деревья, которые растут на нашем участке. Назовите их. А какие кусты есть у нас на участке? Чем отличается дерево от куста? Покажите ствол, ветки у деревьев. Какие стволы у деревьев? (Тонкие и толстые). Как это узнать?
Предложить детям собрать веточки, рассмотреть их и определить их величину. На что похожа? Обратить внимание на то, что на деревьях осталось мало листьев.
Предложить рассмотреть семена деревьев и кустарников. Сравните их между собой. С какого они дерева? Рассмотрите шишки лиственницы, отогните чешуйки шишек. Что там внутри? Меж редеющих верхушек, Зашумела у опушек Ярко-желтая листва. А. Твардовский
Загадка Его весной и летом, Все видели одетым, А осенью с бедняжки, Сорвали все рубашки. (Лес)
Дидактические игры: «Пересчёт деревьев». Цель:согласование существительных с числительными. «С какой ветки детка?» Цель: учить различать листья разных деревьев.«Выложи узор» –из мелких веточек. Цель: развитие мелкой моторики.
Подвижные игры:«Парный бег».
Дети стоят в звеньях парами на одной стороне площадки за чертой. На другой стороне площадки расставлены кегли (булавы, стулья, набивные мячи) по числу звеньев. Воспитатель подает сигнал, по которому первая пара звена, держась за руки, бежит до стоящего впереди предмета, огибает его и возвращается в конец своего звена. По следующему сигналу бежит вторая пара и т.д. Пара, отпустившая руки, считается проигравшей. Цели: учить внимательно, слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
Индивидуальная работа.
«Кто дальше?» Цель: учить прыгать в длину с разбега. « Игры с мячом» - Ударить мяч о землю, хлопнуть в ладоши и затем поймать его. Цель: учить действовать по сигналу, вырабатывать координацию движений.
Трудовая деятельность: подметание листьев с дорожек,
Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок.
Цель: учить аккуратно, собирать и различать листья разных деревьев.
Октябрь старшая группа
Прогулка 7 Наблюдение «Какая сегодня погода?»
Цель:Формирование умения детей определять состояние погоды, замечать
изменения ежедневно. Учить детей (с помощью взрослого) пользоваться уличным термометром. Воспитание интереса к наблюдениям в природе.
Обогащение словаря: термометр, календарь Игра «Назови осеннюю примету». Игра проводится в группе перед прогулкой. «Ну-ка, стрелка, повернись, повернись и остановись».
Воспитатель показывает осенний календарь природы, предлагает повернуть стрелки календаря, указывающие на состояние погоды.
Предложить детям ежедневно наблюдать изменения температуры воздуха утром, днём и вечером. Какое сейчас время года? Какой месяц? Какая сегодня погода? Назовите признаки осени. - Ночи становятся холоднее, а днём погода ещё ясная, тёплая. Небо ещё голубое, яркое. Люди стали одеваться теплее, чем летом. Насекомые появляются только днём, когда ярко светит солнце.
Характеристика осенней погоды: пасмурная, ясная, солнечная, прохладная, ветреная, дождливая, холодная, теплая, морозная..
Определить погоду по следующим приметам:
Если утреннее солнце красного цвета – погода изменится к худшему, возможны дождь и ветер. Если на закате за солнцем идут облака – к сильному ветру, колечками – к дождю. Облака с юга – к дождю, с северо-востока – к ясной погоде, в виде длинных параллельных полос – к ненастью.
- Почему осенние дни коротки? - Что такое «бабье лето»?
- По какому признаку определяют, что осень началась?Дидактические игры: «Придумай предложение» - дети составляют предложения со словом «погода». Цель:научить составлять предложения с заданным словом.«Нарисуй картинку» –рисование на мокром песке. Цель:развитие мелкой моторики.
Подвижные игры: «Гуси-лебеди»
На одном краю площадки чертой обозначается дом, в котором находятся гуси. На противоположном краю стоит пастух. Сбоку от дома логово, в котором находится волк. Остальное место - луг. Дети, исполняющие роли волка и пастуха, назначаются воспитателем, остальные изображают гусей. Пастух выгоняет гусей на луг, они пасутся на лугу, летают.
Пастух: Гуси, гуси !
Гуси: Га, га, га!
Пастух: Есть хотите?Гуси:Да, да, да!
Пастух: Так летите же домой.
Гуси: Нам нельзя лететь домой, серый волк под горой не пускает нас домой.Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!
Гуси, расправив крылья, летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). Пойманные гуси идут в логово. После нескольких перебежек (по условию игры) подсчитывают пойманных волком гусей. Затем назначаются новые волк и пастух. Игра повторяется 3-4 раза. Цели: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя; развивать ловкость.
Индивидуальная работа Ходьба по буму. Цель: закреплять навыки равновесия. «Волан по кругу» - передача волана ракеткой по кругу Трудовая деятельность: Сбор природного материала для гербария. Цель: развитие наблюдательности, умения отличать листья деревьев, кустарников.
Октябрь старшая группа
Прогулка 8 Наблюдение за птицами
Цель: закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. Вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Обогащение словаря: кукушки, зимородки, зырянки, коршуны, журавли, ястребы, соколы.
Продолжать рассказывать о птицах: одни покидают родные места днем, другие ночью; одни летят поодиночке, другие стаями. Поодиночке, скрылись из наших лесов кукушки, зимородки, зырянки, чуть позже полетели хищники: коршуны, ястребы, соколы. Но большинство птиц улетает стаями. Утки выстраиваются в косой ряд, а журавли и гуси летят клином. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камнем.