Тема 30. Взаимодействие правоохранительных органов и суда с соответствующими органами других государств по уголовным делам

Сотрудничество государств в сфере борьбы с преступностью имеет две формы:

а) деятельность различных международных организаций (ООН и ее подразделения, Интерпол, международные суды и Международный уголовный суд);

б) прямые контакты между государствами на основе многосторонних и двусторонних соглашений.

Видами прямого сотрудничества на основе международных соглашений являются:

1) международно-правовая помощь по уголовным делам;

2) передача производства по уголовным делам;

3) возбуждение уголовного преследования по просьбе иностранного государства;

4) экстрадиция (выдача) лица для привлечения к уголовной ответственности;

5) передача осужденных для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются.

Правовая помощь по уголовным делам – это деятельность компетентных органов запрашиваемого государства по исполнению, в соответствии с условиями международного договора следственных поручений компетентных органов запрашивающего государства о производстве на территории запрашиваемого государства процессуальных действий и оперативно-розыскных мероприятий для получения доказательств по расследуемому в запрашивающем государстве уголовному делу.

Порядок направления запроса о правовой помощи. Суд, прокурор, следователь, дознаватель вносит соответствующий запрос об их производстве компетентным органом или должностным лицом иностранного государства. Запрос направляется через следующие ведомства:

* Верховный Суд Российской Федерации – по вопросам судебной деятельности Верховного Суда Российской Федерации;

* Министерство юстиции Российской Федерации – по вопросам, связанным с судебной деятельностью всех судов, за исключением Верховного Суда Российской Федерации;

* Следственный комитет РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков - по уголовным делам, находящимся в их производстве;

* Генеральную прокуратуру Российской Федерации – во всех остальных случаях.

При исполнении запроса применяются нормы УПК РФ, однако могут быть применены процессуальные нормы законодательства иностранного государства, если это не противоречит законодательству и международным обязательствам Российской Федерации.

Тема 31. Особенности уголовного процесса зарубежных государств

Понятие и классификация национальных (исторических) форм уголовного процесса

Национальная (историческая) форма уголовного процесса - это организация производства по уголовному делу, обусловленная конкретно-историческими социально-культурными особенностями региона. Национальные разновидности уголовного судопроизводства выделяются на основе морфологической типологии, выявляющей реально существующие модели процесса, имевшие место в конкретных государствах.

В мире существует четыре исторических формы процесса, послуживших прообразами (архетипами) судопроизводства в остальных странах: французская, германская, английская, шариатская (мусульманская). В социалистических странах, вплоть до падения коммунистических режимов, формировалась пятая, особая форма процесса – социалистическая.

Кроме архетипов процесса (исторических форм) выделяются легислативные формы судопроизводства (от лат. legis – закон и latus – внесенный, установленный, то есть введенный законодательством конкретных государств). Они производны от архетипов, еще более конкретны, поскольку испытывают на себе влияние современных им внешних условий. Если историческая форма процесса есть результат уникального исторического пути региона, то легислативная форма (режим судопроизводства) – это отклонения конкретного национального процесса от своей исторической формы под влиянием местных, кратковременных условий.

Поскольку морфологическая (национальная) типология отличается от идеальной, постольку нельзя отождествлять национальные формы и идеальные типы процесса. Идеальная модель розыскного или состязательного производства не имеет национальных границ. В то время как национальная форма процесса основана именно на региональных особенностях.

Наши рекомендации