Деловой этикет во взаимоотношениях руководителя и подчиненного
Обсуждение контрольных вопросов по теме:
1. Этические принципы и правила этикета в служебных взаимоотношениях «по вертикали» и «по горизонтали».
2. Роль руководителя в формировании этических основ организационной культуры.
3. Взаимоотношения начальника и подчиненного. Принципы и правила критики подчиненных.
4. Этикет устных распоряжений.
5. Поведение руководителя при конфликтных ситуациях. Соблюдение норм и правил этикета при общении с коллегами и подчиненными.
Наименование ОС | Кейс-задачи |
Наполнение ОС | Приложения №1 - №6 |
Наименование ОС | Дискуссии |
Наполнение ОС | Приложения №7 - №8 |
Наименование ОС | Эссе |
Наполнение ОС | Приложение №9 |
Наименование ОС | Тестирования |
Наполнение ОС | Электронное тестирование в системе Moodle |
Наименование ОС | Контрольные работы (аудиторные) |
Наполнение ОС | Приложения №10 - №12 |
Наименование ОС | Конспекты первоисточников |
Наполнение ОС | Источники для конспектирования приведены в Приложении №13 |
Наименование ОС | Контрольные работы (домашние) |
Наполнение ОС | Темы для контрольных работ приведены в Приложении №13 |
4.3. Оценочные средства для промежуточной аттестации.
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоение компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ОПК- 3 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | ОПК-3.1 | Освоение принципов этики различных юридических профессий, норм и правил делового этикета, формирование умений и навыков соблюдения принципов этики юриста в практических ситуациях профессиональной деятельности |
ОПК- 4 | способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу | ОПК-4.1 | Освоение нравственного назначения и содержания юридической профессии, формирование умений и навыков взаимодействия с гражданами при реализации профессиональных обязанностей на основе нравственных требований |
ОПК ОС-1 | способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей | ОПК ОС-1.1 | Освоение принципов профессиональной этики юриста, знание последствий безнравственного поведения при реализации профессиональных обязанностей и его влияния на профессионально-личностную деформацию юриста |
Шкала оценивания
№ | Критерии оценки | Балл | Критерии оценивания сформированности компетенций | Уровни формирования компетенций |
1. | Студент строит ответ логично в соответствии с планом, показывает максимально глубокие знания профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. | 18-20 | Творческое действие – самостоятельное конструирование способа деятельности, поиск новой информации. Формулирование оценочных суждений на основе имеющихся фактов и заданных критериев. | четвертый |
2. | Студент строит свой ответ в соответствии с планом. В ответе представлены различные подходы к проблеме, но их обоснование недостаточно полно. Устанавливает содержательные межпредметные связи. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит необходимые примеры, однако показывает некоторую непоследовательность анализа. Выводы правильны. Речь грамотна, используется профессиональная лексика. | 15-17 | Воспроизведение, репродуктивное действие – самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения данного действия. Студент на этом уровне способен по памяти воспроизводить ранее усвоенную информацию и применять усвоенные алгоритмы деятельности для решения типовых задач. | третий |
3. | Ответ студента недостаточно логически выстроен, план ответа соблюдается непоследовательно. Студент обнаруживает слабость в развернутом раскрытии профессиональных понятий. Выдвигаемые положения декларируются, но недостаточно аргументированы. Ответ носит преимущественно теоретический характер, примеры ограничены, либо отсутствуют. | 12-14 | Применение, продуктивное действие – поиск и использование информации для самостоятельного выполнения нового действия (знания, умения, навыки). Этот уровень предполагает комбинирование студентом известных алгоритмов и приемов деятельности, применения навыков эвристического мышления. | второй |
4. | При ответе студента неправильно раскрываются профессиональные понятия, категории, концепции, теории. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование проблем рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. | Репродуктивная деятельность (узнавание объектов, свойств, процессов при повторном восприятии информации о них или действий с ними). На этом уровне студент не способен самостоятельно, без помощи извне, воспроизводить и применять полученную информацию. | первый |
4.4.Методические материалы
Требования к промежуточной аттестации
Для бакалавров очной формы обучения применяется балльно-рейтинговая система обучения, текущий и итоговый контроль осуществляется в соответствии с технологической картой дисциплины (см. Приложение 13). Требования к качеству выполнения контрольных работ и иных мероприятий аналогичны требованиям, предъявляемым к работам бакалавров заочной формы обучения.
Зачет считается сданным на положительную оценку в случае, если обучающийся набрал не менее 12 баллов за итоговую письменную работу из 20 возможных. В том случае, если бакалавр получает за итоговую письменную работу менее 12 баллов, он получает итоговую оценку «не зачтено» независимо от количества набранных баллов в семестре.
Минимальные требования для получения итоговой оценки «зачтено» по дисциплине – 50 баллов.
Для бакалавров заочной формы обучения итоговая письменная работа проводится в аналогичной форме. Для получения итоговой оценки «зачтено» студенту необходимо набрать не менее 12 баллов из 20 возможных.
Пример экзаменационного билета
Вопрос №1. Дайте развернутый, аргументированный ответ на следующий теоретический вопрос. Мораль и право: в чем заключаются их единство и взаимодействие, отличия и противоречия?
Вопрос №2. Проанализируйте практическую ситуацию и поведение в ней нотариуса на предмет соответствия Профессиональному кодексу нотариусов РФ.
Стремясь к повышению собственного авторитета, нотариус расклеил по всему району объявления следующего содержания: «Нужно быстро оформить документы? Приходите в нашу нотариальную контору по адресу … Никто из других нотариусов просто не способен настолько грамотно засвидетельствовать Ваши документы, как это сделают у нас!». В доказательство качества своей работы он дополнил объявления листовками с копиями заверенных им документов.
Вопросы для подготовки к зачету
- Природа и сущность этики.
- Этические нормы и принципы.
- Объект, предмет, цель и задачи профессиональной этики юриста.
- Понятия этических категорий.
- Этические учения Античности.
- Христианская мораль в эпоху Средневековья.
- Этические учения Нового и Новейшего времени.
- Этика и юриспруденция: взаимосвязи понятий.
- Мораль и право: их единство и взаимодействие, отличия и противоречия.
- Кодекс профессиональной этики адвоката.
- Справедливость, беспристрастность, независимость как принципы взаимоотношений адвоката с клиентами.
- Адвокатская тайна: понятие и нравственный смысл.
- Субъекты адвокатской тайны, ее временные и пространственные границы. Правила сохранения профессиональной тайны.
- Профессиональная независимость адвоката.
- Этика поведения адвоката на этапе предварительного следствия и процессе судопроизводства.
- Нравственный аспект речи адвоката в суде.
- Истоки профессиональной нотариальной этики.
- Значение профессиональной этики в деятельности нотариуса.
- Взаимосвязь правовых и профессионально-этических форм регуляции профессиональной деятельности нотариуса.
- Европейский кодекс нотариальной этики.
- Этические правила нотариальной профессии в странах Латинского нотариата.
- Профессиональный кодекс нотариусов Российской Федерации: структура, функции.
- Профессиональная тайна в деятельности нотариуса.
- Типичные уголовные дела и профессионально-этические модели поведения следователя при их раскрытии.
- Модель «спасения подследственного» и своеобразие этической позиции следователя.
- Институт понятых: понятие, юридическое значение и нравственный смысл.
- Виды фальсификации института понятых.
- Проблема моральной чистоплотности понятых.
- Сфера нормативно неурегулированного поведения следователя: возможности использования профессионального статуса в своих частных интересах.
- Неэтичные приемы следственной практики.
- Формы давления на участников процессуальных действий.
- Альянс следователя с другими участниками уголовного процесса в корыстных целях как этико-правовая проблема.
- Взаимосвязь правовых и профессионально-этических форм регуляции профессиональной деятельности судьи.
- Институционализация судейской этики.
- Кодекс судейской этики в России. Структура и функции Кодекса судейской этики.
- Независимость судьи как морально-правовой принцип и ее обеспечение на практике.
- Отношения судьи с участниками судопроизводства.
- Правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями СМИ.
- Формально-правовые и этические требования к личности судьи: их единство и различие.
- Роль жизненного опыта, правовые и нравственные убеждения в деятельности судьи.
- Манеры поведения работников суда и участников судопроизводства.
- Независимость как принцип профессиональной деятельности сотрудника таможенных органов.
- Предотвращение коррупционного поведения в таможенной практике.
- Понятие профессиональной деформации таможенника.
- Факторы, провоцирующие развитие профессиональной деформации, пути и способы ее профилактики.
- Нравственные нормы и правила поведения во внеслужебной обстановке.
- Принцип объективности при представлении прокурором (помощником прокурора) государственном обвинения в суде.
- Понятие нравственной дисциплины государственного обвинителя.
- Структура обвинительной речи прокурора. Понятие «ошибки обвинения», условия, обязывающие прокурора отказаться от обвинения.
- Юридическая и нравственная оценка деяния в прокурорской деятельности.
- Этические запреты в обвинительной речи прокурора по отношению к подсудимому.
- Профессионально-этический идеал и принципы следственной деятельности: отечественный опыт.
- Профессиональная репутация и авторитет следователя.
- Условия и предпосылки, вносящие дискомфорт в нравственное мироощущение следователя.
- Этические нормы проведения отдельных следственных действий: осмотра места происшествия, очной ставки, опознания, обыска, эксгумации, допроса подозреваемого, потерпевшего, несовершеннолетнего.
- Основные модели профессионально-этического поведения следователя.
- Профессиональная этика судебных приставов.
58. Понятие и виды делового этикета.
59. Речевой этикет.
60. Соблюдение норм и правил этикета как фактор формирования имиджа юриста.
- Внешний вид делового человека.
- Национальные особенности делового этикета.
- Подготовка и проведение деловых переговоров.
- Этикет телефонных деловых переговоров.
- Этические принципы и правила этикета в служебных взаимоотношениях «по вертикали» и «по горизонтали».
- Роль руководителя в формировании этических основ организационной культуры.
- Принципы и правила критики подчиненных.
- Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Учебная деятельность включает в себя лекции, практические занятия и самостоятельную работу студентов.
Лекции и практические занятия проводятся в соответствии с утвержденными учебно-тематическими планами для очной и заочной форм обучения.
Самостоятельная работа студентов – основной путь углубления и закрепления теоретических знаний, выработки навыков самообразования, формирования высокого творческого потенциала будущих бакалавров. К особенностям самостоятельной работы студентов относится:
использование электронной библиотеки и иных электронных ресурсов, доступ к которым организован в Академии;
активное участие в научно-практических конференциях, научных конкурсах, олимпиадах;
использование опыта своей практической деятельности для подготовки к аудиторным занятиям.
Проведение семинарских занятий преследует цели: закрепления и углубления знаний сущности этики и морали, их роли в жизни общества; усвоения положений основных этических учений; изучения документов, содержащих этические требования к профессиональной деятельности юриста; формирования навыков решения типичных и особенных морально-этических проблем в юриспруденции; развития у студентов стремления и способности к самостоятельному исследованию изучаемых явлений в профессиональной юридической деятельности.
Ценность практического занятия как формы обучения состоит в:
- приобретении навыков публичного выступления, умения дискутировать, обсуждать, аргументировать собственную точку зрения;
- самостоятельной подготовке выступления, формулировании выводов, способности высказывания дополнений по обсуждаемому вопросу;
- развитии логического мышления, способности анализировать, сопоставлять, обобщать;
- расширении словарного запаса бакалавров, усвоении специальной терминологии профессиональной этики юристов.
Практические занятия по предмету «Профессиональная этика» предусматривают следующие задачи:
во-первых, оптимально организовать учебный процесс, предоставить бакалаврам возможность проявления их индивидуальности;
во-вторых, проверить качество усвоения бакалаврами соответствующей темы курса на основе самостоятельной работы с конспектами лекций, учебниками, научной литературой, законодательными и иными правовыми актами.
При изучении каждой темы и при подготовке к семинару бакалавру рекомендуется:
- ознакомиться с конспектом лекции и в случае необходимости его доработать;
- ознакомиться с литературой по теме семинара, имеющейся в библиотеке университета;
- использовать рекомендованную литературу и прочитать соответствующую теме занятия главу учебника.
Кроме изучения вопросов, указанных в плане практических занятий, бакалавр должен выполнять к каждому занятию серию заданий: терминологическое (усвоений терминов по теме), тестовое и практическое (решение тестов и практических задач в области профессиональной этики).
Для выполнения этих заданий студенту-бакалавру надлежит иметь тетрадь, содержащую специальные разделы: словарь; практикум; конспекты научной литературы; выдержки из документов. Во время практических занятий желательно фиксировать все новое, дополнять свои рабочие записи.
Во время занятий студентам следует активно участвовать в дискуссиях, обсуждении докладов, проблемных и познавательных ситуаций, четко и доступно формулировать свою позицию, аргументированно ее защитить, ставить вопросы выступающим, оценивать их ответы.
Уровень достижения указанных целей практического занятия преподаватель проверяет:
- заслушивая и оценивая доклады, выступления и вопросы студентов-бакалавров по плану занятия;
- обсуждая решения практических задач;
- проверяя домашние задания;
- проведя общие письменные аудиторные контрольные работы.
В планы практических занятий включены основные вопросы учебной дисциплины.
В ходе занятий возможна их конкретизация и корректировка.
Методические указания для контрольных работ и задания на межсессионный период для бакалавров заочной формы обучения.
Контрольную работу желательно выполнить в машинописном варианте на стандартных листах формата А4 шрифтом Times New Roman 12 через 1,5 интервал, оставив на каждой странице поля 2х2х2х2. На титульном листе необходимо обязательно указать ФИО, номер группы, название факультета, наименование кафедры, название дисциплины, номер варианта и ФИО преподавателя. Контрольную работу необходимо сдать на кафедру в срок, установленный преподавателем, по одному из указанных вариантов.
Варианты контрольных работ установлены следующим образом: студенты, фамилии которых начинаются с букв «А» - «И» включительно, выполняют первый вариант, от «К» до «Ф» - второй вариант, от «Х» до «Я» - третий вариант.
При подготовке контрольной работы бакалавр должен:
- научиться работать с первоисточниками по этике, проявляя при этом творческий подход к изучаемому материалу;
- усвоить основные морально-этические требования, предъявляемые к профессиональной юридической деятельности;
- выработать собственную точку зрения и умение применять знания, полученные в ходе изучения дисциплины, к конкретным событиям и явлениям реальной жизни;
- самостоятельно, последовательно, аргументированно излагать изученный материал.
Каждый вариант контрольной работы включает 3 задания:
1. Теоретический вопрос.
2. Практическое задание.
3. Тест.
При ответе на теоретический вопрос необходимо проанализировать учебную литературу и первоисточники; на основе этого дать развернутый ответ, подкрепляя обоснованные теоретические суждения практическими примерами.
Студент, выполнив задание № 1, должен:
знать:
- мировоззренческие основы юридического мышления;
- основные этические понятия и категории;
- основные этические учения;
уметь:
- оперировать этическими понятиями и категориями;
- работать с первоисточниками по этике;
владеть:
- навыками оценки действий, фактов и явлений с этической точки зрения.
Выполнение задания № 1 направлено на формирование у студента следующих компетенций:
ОПК-3 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОПК ОС-1 – способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей.
При выполнении второго задания необходимо воспользоваться ресурсами сети интернет и самостоятельно найти описание практических ситуаций из профессиональной юридической деятельности. Анализ ситуаций необходимо производить в соответствии с критериями, указанными в таблице. Заполняя таблицу, нужно кратко сформулировать суть ситуации, выявить нарушения профессиональной этики и определить мотивы подобного поведения юриста в указанной ситуации. Перечень этических проблем, которые описываются в выводе, должен логически вытекать из анализа конкретных ситуаций. При написании вывода следует руководствоваться существующими теоретическими подходами к решению выявленных проблем, собственным опытом (при наличии такового). Не следует переписывать из учебников и других источников специфику профессиональной этики данной юридической профессии, логически не связанную с результатами собственного анализа практических ситуаций.
Студент, выполнив задание № 2, должен:
знать:
- содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
- возможные пути (способы) разрешения нравственных конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
- сущность профессионально-нравственной деформации и пути ее предупреждения преодоления;
уметь:
- оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения;
- применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных жизненных ситуациях;
владеть:
- навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали
Выполнение задания № 2 направлено на формирование у студента следующих компетенций:
ОПК-3 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОПК-4 – способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу;
ОПК ОС-1 – способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей.
При выполнении третьего задания необходимо изучить (повторить) необходимую учебную литературу и документы, относящиеся к поставленным вопросам, внимательно прочитать формулировку тестовых вопросов и дать единственно верные ответы.
Студент, выполнив задание № 2, должен:
знать:
- основные этические понятия и категории;
- содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности;
- понятие этикета, его роль в жизни общества, особенности этикета юриста, его основные нормы и функции.
Выполнение задания № 3 направлено на формирование у студента следующих компетенций:
ОПК-3 – способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОПК-4 – способность сохранять и укреплять доверие общества к юридическому сообществу;
ОПК ОС-1 – способность руководствоваться принципами этики юриста при выполнении профессиональных обязанностей.
После всех выполненных заданий необходимо обязательно составить список использованных источников в соответствии с правилами оформления библиографического списка. Если используется электронный материал, также обязательно сделать ссылки на интернет, электронные учебные пособия и т.д.
Система оценки:
Каждое задание контрольной работы оценивается по шкале от 0 до 5 баллов. При этом, если за ответ по заданию студент набирает меньше 3 баллов, итоговая оценка по нему – 0 баллов. Работа должна быть выполнена в установленный срок, согласно заданию, определенному преподавателем, и содержать ответы на все поставленные вопросы.
Правила оценки заданий.
1. Теоретический вопрос:
- правильный и полный ответ – 5 баллов;
- правильный и полный ответ с незначительными ошибками – 4 балла;
- точный, но неполный ответ, либо полный, но неточный ответ – 3 балла;
- неточный и неполный ответ или неправильный ответ – 0 баллов.
2. Практическое задание:
- приведено не менее 7 правильных примеров, все поля таблицы правильно заполнены, вывод логично вытекает из результатов анализа, правильный и полный – 5 баллов;
- приведено 4-6 правильных примеров, поля таблицы заполнены с незначительными ошибками, вывод логично вытекает из результатов анализа, правильный, но не полный, либо полный, но не точный – 4 балла;
- приведено 3 правильных примера, правильно заполнено не менее половины полей таблицы, вывод логично вытекает из результатов анализа – 3 балла;
- приведено менее 3 правильных примеров, таблица заполнена с грубыми ошибками, вывод и результаты анлиза конкретных ситуаций не взаимосвязаны – 0 баллов.
3. Тест:
- 9-10 правильных ответов – 5 баллов;
- 7-8 правильных ответов – 4 балла;
- 5-6 правильных ответов – 3 балла;
- менее 5 правильных ответов – 0 баллов.
Работа оценивается положительно, если решены все задания и минимум по ним была выставлена положительная оценка (3 и более баллов по каждому).
Оценка «не зачтено» за контрольную работу выставляется в следующих случаях:
- были сданы две одинаковых работы;
- работа была сдана позднее установленного срока без уважительных причин;
- работа или ее отдельные элементы скопированы из сети «Интернет» без ссылки на первоисточник.
Своевременно сданная и зачтенная контрольная работа для студентов заочной формы обучения является обязательным условием допуска к зачету. Если работа не зачтена, ее необходимо доработать в соответствии с замечаниями преподавателя и сдать вновь с исправлениями и дополнениями. Студенты, не сдавшие контрольную работу, к зачету не допускаются.
Вариант 1. (А - И)
Задание 1. Аргументированно ответьте на вопрос. В чем суть этического принципа гедонизма? В трудах каких мыслителей гедонистические идеи представлены наиболее ярко?
Задание 2. На основе анализа новостных материалов в сети интернет за последние 5 лет выявите конкретные случаи неэтичного поведения российских судей. Заполните следующую таблицу.
№ | Название новостного материала | Источник, ссылка, дата публикации | Краткое описание ситуации | Суть нарушения профессиональной этики | Мотивы поведения судьи |
Сделайте вывод. Каковы типичные этические проблемы профессиональной деятельности судей? Предложите возможные пути их разрешения.
Задание 3.Ответьте на тестовые вопросы.
1. "Человек - центр Вселенной, свободное самостоятельное существо, творец своей судьбы и самого себя" - центральная мысль эпохи:
a) Античности
b) Средневековья
c) Возрождения
d) Нового времени
2. На протяжении всей человеческой истории мораль стремится:
a) Приблизить право к своим идеалам
b) Освободить людей от права как инструмента принуждения
c) Приблизить правовые нормы к классическим этическим нормам эпохи Античности
d) Обратить все свои нормы в правовые
3. Возникновение прав человека связывают с распространением идей:
a) Естественного права
b) Позитивистского права
c) Социологии права
d) Психологии права
4. "Уважение к своему товарищу по профессии, к его личности, деловой и общественной репутации должно быть руководящим правилом для каждого адвоката, нравственной обязанностью которого является забота о достоинстве носимого звания и престижа адвокатуры. Это азбука адвокатской этики, т.к. не может ожидать к себе уважения та организация, члены которой не проявляют в своих отношениях взаимной вежливости, такта и неизменной корректности, забывая в пылу судебной борьбы о высоких началах товарищеской солидарности". Это высказывание принадлежит:
a) Ф.Н. Плевако
b) А.Ф. Кони
c) Д.П. Ватману
d) В.Н. Смирнову
5. Какая задача в плане развития этического знания стояла перед мыслителями Нового времени?
a) Заняться поиском новых добродетелей
b) Поддерживать взгляды церкви на мораль и нравственность
c) Подвергнуть мораль серьезному научному анализу
d) Возвеличить этические учения Античности и Средневековья
6. "Душа человека пребывает до вселения в физическое тело в идеальном мире с высокими ценностями", - утверждал:
a) Сократ
b) Платон
c) Аристотель
d) Пифагор
7. Адвокат может быть лишен своего статуса в соответствии с решением:
a) Совета адвокатской палаты
b) Квалификационной комиссии адвокатской палаты
c) Президиумом адвокатской палаты
d) Организационным комитетом адвокатской палаты
8. Учение неотомизма основывается, в первую очередь, на этических идеях:
a) Ранней античности
b) Поздней античности
c) Средневековья
d) Возрождения
9. Отличие позиции прокурора от позиции адвоката в ходе судебного разбирательства отличается тем, что она обязательно должна быть:
a) Объективной
b) Аргументированной
c) Законной
d) Лаконичной
10. Создание у обвиняемого преувеличенного представления об объеме имеющихся у следователя доказательств относится к:
a) Безнравственному "методу борьбы"
b) Нравственному "методу борьбы"
c) Безнравственному "методу сотрудничества"
d) Нравственному "методу сотрудничества"
Вариант 2. (К - Ф)
Задание 1. Аргументированно ответьте на вопрос. В чем суть этического принципа аскетизма? В трудах каких мыслителей идеи аскетизма представлены наиболее ярко?
Задание 2. На основе анализа новостных материалов в сети интернет за последние 5 лет выявите конкретные случаи неэтичного поведения сотрудников российских органов МВД. Заполните следующую таблицу.
№ | Название новостного материала | Источник, ссылка, дата публикации | Краткое описание ситуации | Суть нарушения профессиональной этики | Мотивы поведения сотрудника |
Сделайте вывод. Каковы типичные этические проблемы профессиональной деятельности сотрудников органов МВД? Предложите возможные пути их разрешения.
Задание 3.Ответьте на тестовые вопросы.
1. Этические взгляды П.Абеляра выражали в большей степени позицию средневекового:
a) рабов
b) горожан
c) рыцарства
d) духовенства
2. Прокурору запрещается задавать:
a) Закрытые вопросы
b) Уточняющие вопросы
c) Наводящие вопросы
d) Сложные вопросы
3. "Всякое мнение истинно, и всякая истина есть чье-то мнение", - утверждал:
a) Аристотель
b) Диоген
c) Протагор
d) Эпикур
4. На стадии исполнения приговора подавляющее большинство решений может быть принято в сторону смягчения участи осужденного по различным основаниям. В этом проявляется весьма отчетливо ___________________ начало уголовно-процессуального законодательства.
a) Объективное
b) Справедливое
c) Беспристрастное
d) Гуманистическое
5. Согласно Кодексу профессиональной этики адвоката, закон и нравственность для адвоката:
a) выше воли доверителя
b) подчинены адвокатским обязательствам перед доверителем
c) основаны на особенностях взаимодействия адвоката с доверителем
d) изменчивы в соответствии с судебной практикой
6. Вставьте пропущенное слово. "Обвинитель должен быть силен в доводах, а не в _______________", — не без доли иронии писал А. Ф. Кони.
a) Аргументах
b) Словах
c) Эпитетах
d) Зубоскальстве
7. Мерой профессионального воздействия в отношении нотариуса по Кодексу не является:
a) Предупреждение
b) Замечание
c) Выговор
d) Лишение статуса нотариуса
8. Деятельность нотариуса по своей сути наиболее схожа с деятельностью:
a) Адвоката
b) Прокурора
c) Судьи
d) Судебного пристава
9. Адвокат может быть освобожден от хранения профессиональной тайны:
a) В соответствии с универсальными нравственными требованиями Декларации прав человека
b) Только доверителем
c) Доверителем и судьей по соответствующему уголовному делу
d) По решению заседания квалификационной комиссии при адвокатской палате
10. Вставьте пропущенные слова. Как утверждал известный адвокат Ф.Н. Плевако, "за прокурором стоит закон, а за адвокатом - _________________".
a) Естественное право
b) Гуманизм
c) Человек
d) Нравственность
Вариант 3. (Х - Я)
Задание 1. Аргументированно ответьте на вопрос. В чем суть этического релятивизма? В трудах каких мыслителей релятивистские идеи представлены наиболее ярко?
Задание 2. На основе анализа новостных материалов в сети интернет за последние 5 лет выявите конкретные случаи неэтичного поведения сотрудников российских таможенных органов. Заполните следующую таблицу.
№ | Название новостного материала | Источник, ссылка, дата публикации | Краткое описание ситуации | Суть нарушения профессиональной этики | Мотивы поведения сотрудника |
Сделайте вывод. Каковы типичные этические проблемы профессиональной деятельности сотрудников таможенных органов? Предложите возможные пути их разрешения.
Задание 3.Ответьте на тестовые вопросы.
1. Возникновение понятия этикет связывают с именем:
a) Аристотеля
b) Цезаря
c) Людовика XIV
d) Петра I
2. В переводе с греческого "деонтология" обозначает:
a) Учение об этике
b) Наука о чести
c) Наука о моральном
d) Учение о должном
3. Этические воззрения какого мыслителя легли в основу теории и практики инквизиции?
a) Пьера Абеляра
b) Фомы Аквинского
c) Августина Блаженного
d) Протагора
4. "Эти следственные действия до такой степени вносят смуту в жизнь честного человека и в отношение к нему окружающих, что должны быть предпринимаемы с большой осторожностью", - писал А.Ф.Кони об:
a) Очной ставке
b) Освидетельствовании
c) Обыске
d) Осмотре места происшествия
5. Крайнего аскетизма придерживались:
a) Киники
b) Киренаики
c) Прагматики
d) Экзистенциалисты
6. На материалистическом пантеизме в понимании природы основываются этическое учение:
a) П.Абеляра
b) Д.Бруно
c) Аристотеля
d) Ф.Аквинского
7. Свойство морали требовать определенного поведения называется:
a) имманентностью
b) императивностью
c) институциональностью
d) регулярностью
8. Согласно требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи, судья должен иметь:
a) Опыт работы в юридической сфере без специальных требований к формальному образованию
b) Минимум среднее специальное образование
c) Высшее образование
d) Высшее юридическое образование
9. Каково соотношение объектов регулирования права и морали?
a) Объект регулирования права шире
b) Объект регулирования морали шире
c) Объекты регулирования права и морали совпадают
d) Объекты регулирования права и морали не пересекаются
10. Первая заповедь Латинского нотариата гласит:
a) Уважай свое министерство
b) Воздавай должное правде
c) Работай с достоинством
d) Ограничивайся законом
- Учебная литература и ресурсы информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1.Основная лит