Занятие 11. Ответственность в гражданском процессуальном праве (2 час.)
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки
· Судебные штрафы: основания и порядок наложения. Обжалование определений о наложении штрафа.
· Иные виды ответственности.
Занятие 12. Иск (10 час.)
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки
· Понятие иска.
· Элементы иска. Виды иска.
· Право на иск.
· Порядок предъявления иска.
· Форма и содержание искового заявления.
· Принятие иска. Отказ в принятии искового заявления. Возвращение искового заявления. Оставление искового заявления без движения.
· Встречный иск. Порядок и условия предъявления встречного иска.
· Обеспечение иска.
Решение задач:
Задача № 1.
Касаткин обратился в Советский районный суд с иском к войсковой части с требованием прекратить действия, связанные со сбросом вредных отходов в Черную речку. В исковом заявлении он указал, что в данном случае имеет место экологически вредная деятельность ответчика, наносящая вред рыбным запасам акватории прилегающего морского залива. Сам Касаткин является членом общества «Рыболов-охотник», поэтому действия ответчика нарушают его субъективное право рыбачить в водах залива.
Судья отказал в принятии искового заявления, указав, что истец проживает в г. Артеме и его субъективные права действиями ответчика не нарушаются.
Было ли у Касаткина право на предъявление иска? Обладает ли он правом на судебную защиту?
Задача № 2.
Горохова обратилась в суд с иском к Ноткиной о взыскании средств на содержание детей. В исковом заявлении она просила взыскать алименты с Ноткиной на содержание ее внуков Алексея , 5лет, и Кати, 9 лет, поскольку ответчица, ее дочь, оставила детей ей на воспитание и переехала жить в другой город, продала квартиру, в которой была прописана вместе с детьми, и оставила их без средств к существованию. Отец детей осужден к длительному сроку лишения свободы. Сама Горохова находится в тяжелом материальном положении, живет с детьми на свою пенсию. Мать детей категорически отказывается взять детей себе.
Судья отказал в принятии искового заявления, указав, что Горохова не имеет права на предъявление иска в интересах своих несовершеннолетних внуков.
Правильны ли действия судьи? Кому принадлежит право предъявления иска в данном случае?
Задача № 3.
Кострова в июне 2007 года предъявила иск к Кострову о расторжении брака и разделе совместно нажитого имущества. В числе имущества были указаны: приватизированная квартира и автомобиль.
В июле 2007 года истица обратилась в суд с заявлением об обеспечении иска, указав, что ответчик, получив копию заявления, вставил в дверь квартиры замок и не пускает истицу в квартиру, а также не отдает ей единственный ключ от гаража, в котором находится автомобиль. Считая, что действия Кострова могут привести к затруднениям при исполнении решения, истица просила обязать ответчика не менять замок в квартире, вернуть ей ключ от гаража и поставить на место автомобиль, который, по ее сведениям в данное время в гараже отсутствует.
Судья, рассмотрев заявление Костровой, отказал в его удовлетворении, поскольку закон не предусматривает названных истицей мер обеспечения иска. Одновременно, без вызова ответчика, суд вынес определение, которым запретил ответчику совершать действия, связанные с распоряжением автомобилем.
Проанализируйте ситуацию.
Задача № 4.
Гущин, член садоводческого товарищества, 20 ноября 2007 г. взял в долг у своих соседей по даче Зайцева и Осипова по 5 тысяч рублей для приобретения строительных материалов. 30 ноября он одолжил 10 тысяч рублей у Родина.
В связи с истечением срока договора каждый из кредиторов обратился в суд с иском к Гущину о возврате долга.
Судья счел целесообразным объединить иски Зайцева и Осипова в одно производство. В просьбе Родина об объединении его иска с остальными двумя было отказано потому, что договор займа Гущина и Родина заключен позднее договоров с Зайцевым и Осиповым.
Были ли основания для таких определений судьи?
Задача № 5.
Маринин обратился в суд с иском к предприятию «Горняк» о восстановлении на работе и взыскании вознаграждения за время вынужденного прогула, ссылаясь на то, что он в связи с неправильным оформлением перевода на работу с предприятия «Горняк» в ООО «Экспедиция» с апреля по ноябрь 2007 г. был лишен возможности работать, а затем незаконно был оформлен как вновь принятый.
Судья вынес определение, которым отказал в принятии искового заявления, указав, что в данном случае вины администрации предприятия нет, иск должен предъявляться к администрации экспедиции. При этом судья сослался на ст. 134 ГПК РФ.
Правильны ли действия судьи?
Что такое право на иск и право на предъявление иска?
Задача № 6.
Лапшина обратилась к мировому судье судебного участка № 27 г.Нижние Челны с заявлением о расторжении брака. В заявлении излагалось следующее : “ «Прошу суд развести меня с мужем Лапшиным Павлом Павловичем. Свидетельство № ПЯР 031084 выдано Шевченковским ЗАГСом г.Нижние Челны 6.06.1998.”
Подлежит ли принятию исковое заявление Лапшиной?
Задача № 7.
В мае 2008 г. Селин обратился в суд с иском к ООО «Калининградская база рефрижераторного флота» о взыскании 398 000 рублей ошибочно перечисленных базе, отказавшейся добровольно возвратить указанную сумму.
Балтийский районный суд возвратил Селину исковой материал , указав в определении, что 21 апреля 2008 г. ООО «Калининградская база рефрижераторного флота» деньги Селину полностью возвратила.
Правильны ли действия суда?
Задача № 8.
Чекмарев в январе 2008г. обратился с иском о расторжении брака с Чекмаревой О. В исковом заявлении указывалось, что супруги Чекмаревы состоят в браке с 2000 г., имеют сына Костю четырех месяцев. Брачные отношения между супругами прекращены в 2007 г. еще до рождения ребенка.
Мировой судья отказал в принятии искового заявления, ссылаясь на то, что к исковому заявлению не приложено заявление Чекмаревой О. о ее согласии на рассмотрение дела в суде.
Основательны ли действия судьи?
Задача № 9.
Попов работал шофером на автобазе № 12 ООО “Абаканстройтранс”. При подготовке машины к рейсу и монтаже запасной шины Попов использовал погнутые стопорные кольца, которые вырвались из пазов и ударили Попова по голове, груди и животу. В больнице Попов скончался. Супруга умершего Попова обратилась в суд с иском к автобазе № 12 о взыскании в ее пользу возмещения вреда по случаю потери кормильца.
Какой порядок рассмотрения споров о возмещении предприятиями, учреждениями ущерба, причиненного рабочим и служащим увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с их работой?
Задача № 10.
Баронин предъявил к Ковтуну иск о взыскании 300 000 рублей на том основании, что искомую сумму он дал ответчику по договору займа. Деньги необходимы были ответчику для приобретения автомашины. Впоследствии ответчик сообщил, что денег не имеет и не возражает в возмещение долга отдать автомашину. Поэтому истец просил обратить взыскание на автомашину, передав ее в собственность истцу.
Ковтун предъявил встречный иск о взыскании с Баронина 100 000 рублей задолженности по договору аренды жилого помещения за три года. Встречный иск не был принят судом в связи с тем, что Ковтун не уплатил госпошлину, а также ввиду пропуска Ковтуном срока исковой давности.
Что собой представляет встречный иск? Подлежит ли встречный иск Ковтуна принятию?
Подлежат ли удовлетворению требования Баронина в части передачи ему автомашины?
Задача № 11.
Вяткин 23 октября 2007 г. купил у Зарифзяновой домостроение за 500 000 рублей. Договор купли - продажи удостоверен в нотариальном порядке, зарегистрирован в ГУ ФРС по ПК.
В январе 2008 г. Вяткину стало известно, что дом имеет скрытые недостатки: сгнили балки пола и потолка, прогнили некоторые доски. Для устранения этих недостатков требуется ремонт, затраты на который по сметной стоимости определяются в сумме 218 210 рублей. В связи с этим в марте 2008 г. Вяткин обратился в суд с иском о расторжении договора купли - продажи строения и приведения сторон в первоначальное положение.
В процессе судебного разбирательства Вяткин изменил исковое требование: просил взыскать с ответчицы Зарифзяновой стоимость ремонта дома.
Имеет ли Вяткин право на предъявление иска?
Может ли истец в процессе судебного разбирательства изменить требования?
Задача № 12.
Во исполнение определения суда об обеспечении иска Потапенко к Ефимову о взыскании суммы, у Ефимова описана и арестована автомашина и стиральная машина.
Жена Ефимова обратилась в суд с иском об освобождении от ареста стиральной машины.
В стадии подготовки дела к судебному разбирательству Ефимова просила судью принять меры к обеспечению иска – запретить реализацию стиральной машины. Судья отказал в удовлетворении ходатайства истицы, ссылаясь на то, что заявительница не обосновала необходимости применения обеспечительных мер.
Может ли Ефимова обжаловать определение судьи об отказе в обеспечении иска?
Какие меры по обеспечению иска Ефимовой допускает закон? Проанализируйте ГПК И ФЗ «Об исполнительном производстве».
Определите, кто является надлежащим ответчиком по иску Ефимовой?
Задача № 13.
Хакимов предъявил к Шакирову иск о взыскании 150 000 рублей. При этом он, ссылаясь на то, что Шакиров, получив эту сумму в качестве калыма, отказался выдать свою дочь замуж за сына Хакимова.
Как должен поступить суд?
Задача № 14.
Васильев заключил с Сергейко пари на 100 000 рублей и выиграл его. Поскольку Сергейко отказался добровольно выплатить эту сумму, Васильев обратился в суд, приобщив с исковому заявлению договор пари, заключенный в письменной форме.
В судебном заседании Сергейко признал иск, и решением суда этот иск был удовлетворен.
Правильно ли поступил суд?
Задача № 15.
Белохонова обратилась к Белгородскому вагонному депо с иском о возмещении вреда, причиненного здоровью, ссылаясь на то, что работая в депо проводником вагонов, она из-за неисправности двери вагона получила травму и стала нетрудоспособной.
Суд своим определением оставил заявление Белохоновой без движения по тем мотивам, что Белохонова не приобщала к исковому заявлению заключение ВТЭК, и предложил представить заключение в месячный срок. Белохонова от явки на экспертную комиссию уклонилась и заключение ВТЭК не представила. В связи с этим судья вынес определение, в котором указал, что заявление Белохоновой следует считать не поданным, и исковой материал возвратил истице.
Правильны ли действия судьи?
Задача № 16.
Определите виды исков:
1.Иск Курочкиной к Малофеевой о признании недействительным договора купли-продажи жилых помещений.
2.Иск Тверской к Садовниковой о признании за истицей права пользования проездом через садовый участок и запрещении ответчице чинить ей препятствия в этом.
3.Иск Шутовой к автобазе о возмещении вреда, причиненного смертью мужа, погибшего в автоаварии, произошедшей по вине ответчика.
4.Иск Борисова к Марченко и Свириденко об определении порядка пользования домостроением, принадлежащим им на праве общей долевой собственности.
5. Иск Краснова к Беловой о признании права собственности на часть домовладения и об определении порядка пользования земельным участком.
6. Иск Беридзе к Беридзе о разделе совместно нажитого имущества.
Задача № 17.
В Михайловский районный суд обратился прокурор с иском к Демидовой и Демидову о признании брака недействительным. Определением суда заявление возвращено прокурору по тому основанию, что иск подан лицом (прокурором) не имеющим полномочий на его предъявление в суд (п.4 ч.1 ст.135 ГПК РФ).
Основан ли вывод суда назаконе? Проанализируйте абз.5 п.1 ст.28 СК РФ, ст.135 ГПК РФ.
Задача № 18.
Суд рассматривал иск о защите чести и достоинства в связи с публикацией в газете «Вести» сведений, порочащих доброе имя истца. Ответчик заявил встречный иск о защите своей части и достоинства, ссылаясь на то, что в ответ на его публикацию, первоначальный истец опубликовал статью в газете «Коммерсант», которая содержит сведения об ответчике, не соответствующие действительности. Судья определением отказал в принятии встречного иска и указал о невозможности обжалования этого определения. Ответчик в ходе рассмотрения дела еще трижды заявлял встречный иск, однако в его принятии было отказано судьей без каких -либо комментариев. В решении по делу судья, сославшись на ст. 99 ГПК РФ, взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию в размере 5 тысяч рублей.
Оцените правомерность действий судьи и ответчика.
Каков порядок заявления и принятия встречного иска?
Задача № 19.
Имеются ли основания для принятия к производству суда исковых заявлений в следующих случаях:
А) иск предъявлен по истечении срока исковой давности;
Б) к исковому заявлению не приложена его копия;
В) исковое заявление не оплачено госпошлиной;
Г) в заявлении ставится вопрос о не конституционности Закона, принятого Законодательным собранием Приморского края:
Д) к исковому заявлению не приложены доказательства, обосновывающие исковые требования;
Е) с иском об ограничении гражданина в дееспособности обратился прокурор.
Напишите определение, которое должно быть вынесено судьей по результатам рассмотрения
вопроса (В)
Задача № 20.
Чижикова обратилась в суд с иском к Чижикову и его матери о принудительном обмене квартиры. По предложенному истицей варианту она должна была переехать в однокомнатную квартиру в центре города, а ответчики – в двухкомнатную на окраине города. Суд в удовлетворении иска отказал, указав, что двухкомнатная квартира в отличие от занимаемой сторонами, расположена не на первом этаже и не телефонизирована., что существенно нарушает интересы ответчиц -
престарелой Чижиковой.
Спустя год Чижикова обратилась к Чиживовым с новым иском о принудительном обмене, по которому она должна переехать в двухкомнатную квартиру на окраине города, а ответчики – в однокомнатную квартиру в центре города, на первом этаже, с телефоном.
Судья отказал в принятии искового заявления по мотиву тождества исков, так как данный иск, как и прежний, по варианту обмена ущемляет интересы престарелой Чижиковой.
Правомерны ли действия судьи?
Задача № 21.
Самохина обратилась в суд с иском к управлению Дальневосточной железной дороги о взыскании стоимости утраченного багажа. К исковому заявлению приложена копия претензии с отметкой ответчика о ее получении. Судья возвратил исковое заявление ввиду непредставления Самохиной ответа ответчика на претензию.
Правильно ли действовал судья?
Занятие 13. Доказательства в гражданском процессе (10 час.), с использованием методов активного обучения – «Решение ситуационных задач», «Анализ конкретных ситуаций (case-study)», Метод разыгрывание ролей (ролевая игра).
Решение ситуационных задач.
Фабулы задач приведены в материалах для подготовки занятий УМКД, в сборнике задач по гражданскому процессуальному праву. В зависимости от используемого набора методов решения, обсуждения, подведения итогов, условия задачи могут быть изменены преподавателем (ведущим) в процессе проведения занятия.
Преподаватель организует работу в зависимости от избранного набора методов, определяет цель, принципы, виды и правила работы и подведения итогов. Формирует из числа студентов экспертные группы.
Подготовка решений осуществляется как в малых группах с применением методики «обсуждение вполголоса», так и индивидуально, при подготовке к мозговому штурму.
При обсуждении решений используются такие методы как обмен мнениями, дискуссия, мозговой штурм.
Подведение итогов работы по решению ситуационной задачи осуществляется на основе сочетания самооценки, оценки экспертной группы и выводов преподавателя по оцениванию работы всех участников с точным определением допущенных ошибок в процессе работы. Заканчивается подведение итогов определением рекомендаций по устранению причин допущенных ошибок.
Практические занятия проходят в форме обсуждения вопросов, обозначенных в плане, и выполнения практических заданий. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную в соответствующем разделе УМКД литературу по нижеприведенным планам, знакомятся с заданиями, подбирают к ним материал. Перед практическим занятием преподаватель по каждой теме выдает задания индивидуально или группе студентов, студенты выполняют задание, после чего на практическом занятии задание защищается в устной форме. Каждое задание оценивается по 4 - балльной системе.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность решать сложные процессуальные вопросы. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Различают несколько видов ситуаций:
· Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
· Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
· Ситуация-иллюстрацияпредставляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
· Ситуация-упреждениеописывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Учебные задачи: метод формирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать правильные решения.
Метод разыгрывание ролей (ролевая игра) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:
· Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода могут быть имитированы отдельные части судебного заседания.
· Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.
· Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.
· Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.
Учебные задачи: Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом формирования практических навыков ведения гражданского дела в суде и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.
Методы направлены на формирование общекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки
· Предмет доказывания.
· Понятие доказательств и их квалификация.
· Относимость и допустимость доказательств.
· Распределение обязанностей по доказыванию. Правовые презумпции.
· Собирание доказательств. Судебные поручения. Обеспечение доказательств.
· Исследование доказательств в суде и их оценка.
Решение задач:
Задача № 1.
Криницкая предъявила иск к Федорову. В исковом заявлении истица ставила вопрос о взыскании 5000 рублей ежемесячно за вред, причиненный ее здоровью наездом автомашины ответчика.
В суд в качестве свидетелей были вызваны гр-не Авдеев, Гирина и Добров. Авдеев явился и был допрошен. Гирин, оказавшийся в служебной командировке, прислал в суд телеграмму (подпись его была удостоверена на телеграфе) с кратким, но достаточно полным описанием виденного им. Врач Добров, дежуривший в день судебного заседания на станции скорой помощи, продиктовал секретарю судебного заседания по телефону свои показания, которые она запротоколировала, и также по телефону ответил на вопросы председательствующего. Эти вопросы и ответы были внесены в протокол.
Удовлетворяют ли сведения, полученные от свидетелей по делу, требованиям, предъявляемым судебным доказательствам?
Можно ли эти показания положить в основу решения?
Задача № 2.
Степашин обратился в суд к Пудовой с иском о взыскании 400 000 рублей. В качестве доказательства заключенного между ними договора займа он просил принять и заслушать в судебном заседании магнитофонную запись их договоренности. По словам Степашкина, на магнитофонной ленте был зафиксирован их разговор во время передачи денег ответчице, подтверждающий факт получения ею этих денег.
Должен ли суд удовлетворить это ходатайство?
Можно ли рассматривать магнитофонную ленту как средство доказывания?
Задача № 3.
Горская предъявила к Горскому иск о взыскании алиментов вследствие нетрудоспособности. Истица указала в исковом заявлении, что она состоит в зарегистрированном браке с ответчиком, имеет инвалидность 2-й группы, пенсия ее составляет 3400 рублей в месяц и является для нее недостаточной. Ответчик же трудоспособен, его зарплата составляет 25000 рублей в месяц, и он в состоянии оказывать ей помощь. Ответчик иска не признал, так как прекратил брачные отношения с ответчицей 20 лет назад и с тех пор не имеет с ней ничего общего.
Должны ли включаться в предмет доказывания факты, приводимые ответчиком?
Задача № 4.
По делу Жудровой к Жудрову о взыскании алиментов на содержание ребенка ответчик иска не признал, ссылаясь на то, что Жудрова сама ушла от него и, несмотря на все уговоры, не желает возвращаться к нему. Со своей стороны, заявил ответчик, он не возражает содержать сына, но лишь при условии, что жена к нему вернется. В подтверждение того, что он хорошо относился к жене и отдавал в период совместной жизни все деньги, Жудров просил допросить соседок по квартире Ситкину и Пугину.
Имеют ли правовое значение факты, приводимые Жудровым в обоснование своих возражений? Подлежит ли удовлетворению ходатайство Жудрова? Как устанавливаются факты, подлежащие доказыванию?
Задача № 5.
Артемова предъявила 10 октября 2007 г. иск о вселении в квартиру к Егоршину. Согласно ее утверждениям, будучи внучкой фактической супруги Егоршина Карповой, умершей в июне 2005 г., поселилась на спорной жилплощади в качестве члена их семьи.
Ответчик, возражая против иска, заявил, что истица приехала во Владивосток, будучи совершеннолетней, поселилась на площади Егоршина на период учебы временно, на иждивении его и покойной Карповой не находилась, имеет родителей, которые систематически оказывали ей помощь. Наконец, 9 мая 2005 г. при жизни Карповой она выехала из квартиры и при жизни бабушки никаких претензий на квартиру не предъявляла. В настоящее время истица вышла замуж и проживает на квартире своего мужа.
Укажите, какие факты являются юридическими и доказательственными, положительными и отрицательными?
Укажите, какие факты должен доказать истец и ответчик?
Имеет ли возможность каждая из сторон доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений?
Какова роль суда в установлении этих фактов?
Какими доказательствами могут быть подтверждены эти факты?
Задача № 6.
Уссурийское автохозяйство предъявило к Болотову иск о взыскании ущерба вследствие автоаварии, допущенной ответчиком. В обоснование своих исковых требований автохозяйство ссылалось на постановление следственных органов о прекращении уголовного дела в отношении Болотова по основанию п.3 ст.27 УПК РФ, которым устанавливалась вина Болотова в аварии.
Ответчик иска не признал. Суд назначил автотехническую экспертизу, которая пришла к выводу, что причиной аварии явился внезапный выход из строя тормозов.
Суд в иске отказал.
Истец обжаловал решение суда и просил отменить его, ссылаясь на нарушение преюдициального начала: постановление следователя, которым устанавливалась вина ответчика, не было отменено в установленном законом порядке, и это обстоятельство исключало возможность проверки судом тех фактов, которые были установлены постановлением.
Можно ли согласиться с этими утверждениями истца?
Задача № 7.
Ресторан “ Арагви” предъявил иск к Михину о взыскании 20000 рублей в возмещение ущерба за разбитую ответчиком витрину ресторана.
В судебном заседании ответчик иска не признал и просил вызвать в суд свидетелей Чупрова и Кандидова, которые могли бы подтвердить, что Михин не разбивал витрины. Мировой судья в вызове указанных лиц в судебное заседание отказал, иск удовлетворил, обосновав свой вывод о виновности Михина ссылкой на постановление, в соответствии с которым Михин был привлечен к административной ответственности. Согласно постановлению Михин разбил витрину ресторана “Арагви”. Это постановление, как указал суд, имеет преюдициальное значение.
Можно ли согласиться с судом?
Задача № 8.
Басов был осужден за хищение к лишению свободы. Для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска был наложен арест на автомашину Басова. Его родственник Васильев предъявил иск об исключении ее из описи, утверждая, что автомашина принадлежит ему. Суд отказал в иске. Решение было мотивировано тем, что удовлетворение иска явилось бы ревизией приговора, вступившего в законную силу.
Правильны ли эти доводы?
Каковы пределы преюдиции приговора?
Задача № 9.
Павлова предъявила к Уралову иск о возмещении вреда в связи с тем, что Уралов за месяц до предъявления иска днем на улице в присутствии большого скопления людей убил ее мужа гр-на Павлова. Об этом преступлении была помещена статья в местной газете.
Уралов иск не признал и заявил, что он действовал в пределах необходимой обороны, защищаясь от посягательства Павлова.
Суд, признав убийство Ураловым Павлова общеизвестным фактом, рассмотрел дело.
Можно ли было данный факт признать общеизвестным?
Всякий ли широко известный факт может быть признан общеизвестным?
Задача № 10.
В связи с неожиданным отъездом Сидоревич продал выращенный им на приусадебном участке урожай соседу Трусову и ему же оставил доверенность на продажу дома. Так как Трусов в обусловленный срок не перевел денег, Сидорович отменил договор поручения о продаже дома и предъявил к Трусову иск о взыскании стоимости проданного урожая. Ответчик иска не признал и заявил, что урожай он не собрал, так как река Раковка, на берегу которой находился приусадебный участок Сидоревича, разлилась и урожай был уничтожен наводнением.
Суд в иске отказал по тем мотивам, что ответчик вследствие наводнения не мог собрать урожай и, следовательно, не должен возмещать стоимость его Сидоревичу.
Сидоревич обжаловал решение суда, ссылаясь на то, что суд поверил на слово ответчику, что он, Сидоревич, ни о каком наводнении не знает, хотя суд почему-то считает наводнение общеизвестным фактом, и для него непонятно, на основании каких доказательств суд установил факт наводнения?
Каковы границы известности факта для признания его общеизвестным?
Как должно оформляться в процессе признание факта общеизвестным?
Задача № 11.
Арсеньева предъявила 10 мая 2007 г. иск к Арсеньеву о взыскании алиментов на содержание сына Александра, который родился 7 июня 2000 г. Ответчик иск не признал по тем основаниям, что он не является отцом ребенка. Он заявил ходатайство о допросе в судебном заседании свидетелей, которые могли бы подтвердить, что брачные отношения между сторонами прекратились за год до рождения ребенка, и истребовать бракоразводное дело, так как во время рассмотрения дела о расторжении брака между ними в 2002 г. истица призналась, что родила ребенка от другого мужчины.
Суд в ходатайстве ответчику отказал по тем основаниям, что Арсеньев на протяжении 5 лет знал о происхождении ребенка от другого мужчины, но не оспорил своевременно в судебном порядке актовой записи об отцовстве. Поэтому он лишен сейчас права оспаривать обстоятельства, связанные с рождением ребенка.
Правильно ли поступил суд?
Освобождается ли суд при пропуске срока исковой давности от обязанности установить все обстоятельства по делу?
Задача № 12.
. ООО «Политом» предъявило к коменданту управления Гацко иск о взыскании 19600 рублей - стоимости похищенного компьютера.
Ответчик иска не признал, заявив, что компьютер похищен не по его вине.
Суд указал в решении, что ответчик, как комендант отвечает за сохранность всего находящегося в здании общества имущества и должен нести материальную ответственность за пропавший компьютер, так как он не доказал, что ущерб управлению причинен не по его вине. Исходя из этих соображений, суд удовлетворил иск.
Правильно ли решение суда?
Задача № 13.
Лукина предъявила к магазину «Золото Якутии» иск о взыскании 96000 рублей - стоимости двух бриллиантов, сданных ею в скупочный пункт магазина.
Представитель ответчика иска не признал, ссылаясь при этом на то, что под видом бриллиантов были сданы камни из стекла.
Суд, отказав Лукиной в иске, обосновал свое решение тем, что Лукина не предъявила авторитетных заключений ювелиров о подлинности сданных ею ценностей. Лукина принесла кассационную жалобу, в которой просила отметить решение. В жалобе, в частности, указывалось : “Нельзя требовать от гражданина, желающего продать свои ценности, чтобы предварительно, до сдачи этих ценностей в скупочный пункт магазина, этот гражданин заручался авторитетным заключением ювелиров о том, что он действительно обладает ценностями. Поскольку камни от меня безоговорочно приняты как крупные бриллианты, о чем был составлен акт по установленной форме, не я, а магазин должен был доказать, что принятые им камни не являются бриллиантами”.
Правильно ли суд распределил обязанности по доказыванию по этому делу?
Задача № 14.
Чурсина предъявила к Чурсину иск о разделе совместно нажитого имущества. При этом Чурсина утверждала, что спальный гарнитур принадлежит ей лично, так как подарен матерью ей к свадьбе. Ответчик заявил в судебном заседании, что спальный гарнитур является личной собственностью не истицы, а его, так как он приобрел этот гарнитур на свои личные сбережения перед вступлением в брак с Чурсиной.
Как распределяются обязанности по доказыванию в этом деле?
Как следует решить дело, если Чурсина не докажет своих утверждений?
Как следует решить дело, если ни Чурсина , ни Чурсин не окажут своих утверждений?
Изменится ли распределение обязанностей по доказыванию по этому делу, если иск будет предъявлен Чурсиным к Чурсину?
Занятие 14. Виды доказательств в гражданском процессе (6 час.), с использованием методов активного обучения – «Решение ситуационных задач», «Анализ конкретных ситуаций (case-study)», Метод разыгрывание ролей (ролевая игра).
Решение ситуационных задач.
Фабулы задач приведены в материалах для подготовки занятий УМКД, в сборнике задач по гражданскому процессуальному праву. В зависимости от используемого набора методов решения, обсуждения, подведения итогов, условия задачи могут быть изменены преподавателем (ведущим) в процессе проведения занятия.
Преподаватель организует работу в зависимости от избранного набора методов, определяет цель, принципы, виды и правила работы и подведения итогов. Формирует из числа студентов экспертные группы.
Подготовка решений осуществляется как в малых группах с применением методики «обсуждение вполголоса», так и индивидуально, при подготовке к мозговому штурму.
При обсуждении решений используются такие методы как обмен мнениями, дискуссия, мозговой штурм.
Подведение итогов работы по решению ситуационной задачи осуществляется на основе сочетания самооценки, оценки экспертной группы и выводов преподавателя по оцениванию работы всех участников с точным определением допущенных ошибок в процессе работы. Заканчивается подведение итогов определением рекомендаций по устранению причин допущенных ошибок.
Практические занятия проходят в форме обсуждения вопросов, обозначенных в плане, и выполнения практических заданий. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную в соответствующем разделе УМКД литературу по нижеприведенным планам, знакомятся с заданиями, подбирают к ним материал. Перед практическим занятием преподаватель по каждой теме выдает задания индивидуально или группе студентов, студенты выполняют задание, после чего на практическом занятии задание защищается в устной форме. Каждое задание оценивается по 4 - балльной системе.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность решать сложные процессуальные вопросы. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Различают несколько видов ситуаций:
· Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
· Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
· Ситуация-иллюстрацияпредставляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
· Ситуация-упреждениеописывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Учебные задачи : метод формирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем