Занятие 6. Участие прокурора в гражданском процессе (4 час.)
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки
· Формы участия прокурора в гражданском процессе.
· Возбуждение гражданских дел по заявлению прокурора
· Основания вступления прокурора в начатое дело для дачи заключения.
· Процессуальное положение прокурора в гражданском процессе.
Решение задач:
Задача № 1.
Прокурору стало известно, что Станковой, не имеющей право собственности на земельный участок, выделенный под строительство жилого дома, возвел на участке временное сооружение и заложил фундамент планового дома. За неимением средств дальнейшее строительство дома прекратил.
В дальнейшем он заключил домашнее соглашение с Леоновым, по которому последний должен был возвести на земельном участке жилой двухквартирный дом. В компенсацию за строительство к Леонову должно прейти право на часть земельного участка. Дом построен, часть участка передана.
Как должен поступить прокурор?
Задача № 2.
Брюханов заключил с Дальневосточным морским пароходством договор перевозки контейнера с домашними вещами. Во время хранения груза на территории порта произошел пожар, и часть вещей сгорела.
Транспортный прокурор предъявил иск в пользу Брюханова о возмещении вреда. В судебном заседании выяснилось, что пропущен срок исковой давности, в связи с чем прокурор отказался от иска. Суд прекратил производство по делу. Брюханов обжаловал определение суда, указав, что он от иска не отказывался, а срок исковой давности пропущен потому, что ответчик, отвечая на его претензию, признавал свою обязанность возместить ущерб, но не возместил.
Основательна ли жалоба Брюханова? Изменится ли решение, если от иска откажется Брюханов, а прокурор будет настаивать на рассмотрении дела?
Задача № 3.
Прокурор предъявил иск о признании недействительным договора приватизации квартиры, как ущемляющего права несовершеннолетних детей. В качестве ответчиков в исковом заявлении названа Оптова - мать детей и администрация Фрунзенского района г. Владивостока.
Правильно ли определены ответчики и кто является истцом по делу?
Задача № 4.
Матус и Беловская произвели обмен квартирами. Через три месяца Матус обнаружила скрытые недостатки и предъявила иск о признании договора мены недействительным. В порядке подготовки дела судья признала участие прокурора в процессе обязательным. Прокурор в назначенный день в суд не явился.
Как должен поступить суд?
Задача № 5.
Прокурор г.Арсеньева в интересах учащихся школы обратился в суд с иском к МОУ «Средняя школа № 3» и департаменту финансов Администрации Приморского края о возложении обязанности обеспечить учащихся рабочим местом за партой в соответствии с их ростом, состоянием зрения и слуха. В принятии заявления прокурору судом было отказано. Прокурор принес представление в Судебную коллегию по гражданским делам Приморского краевого суда об отмене определения суда.
Какое определение, по Вашему мнению, вынесет Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда?
Задача № 6.
Приморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Приморскому краю об отмене положительного заключения государственной экологической экспертизы по материалам обоснования инвестиций в строительство полигона твердых бытовых отходов в г.Владивостоке. Определением суда отказано в принятии заявления в связи с тем, что прокурор не указал, какие интересы неопределенного круга лиц нарушены и чем заключаются эти нарушения, а также не указал в заявлении заинтересованное лицо МУП «Владстройзаказчик», по заявлению которого проведена экологическая экспертиза.
Правильно ли поступил суд? Определите процессуальное положение МУП «Владстройзаказчик»?
Задача № 7.
Ленинским районным судом г.Владивостока рассмотрено дело по заявлению прокурора в интересах жильцов дома № 19 по ул.Окатовой к администрации г.Владивостока, МУП «Змеинка» об обязании ответчиков произвести ремонт дома и содержать его в надлежащем техническом состоянии. Решением суда требования частично удовлетворены. В кассационном порядке решение суда отменено, производство по делу прекращено как не подлежащее рассмотрению в связи с обращением в суд лица, которому не предоставлено такое право.
Какое из принятых судебных постановлений является законным ?
Задача № 8.
Определением судьи Спасского городского суда отказано в принятии заявления прокурора в интересах гр-на Д, инвалида 3 группы, к муниципальному расчетно-эксплуатационному управлению № 2 г.Спасска-Дальнего о перерасчете платы за жилье и коммунальные услуги со ссылкой на то, что состояние здоровья истца не препятствует ему выполнять определенные трудовые обязанности, а также обратиться в суд за защитой своих интересов. Прокурор принес представление на определение суда.
Какое определение вынесет кассационная инстанция?
Задача № 9.
Гр-н А. предъявил иск к Приморскому региональному отделению ФСС РФ о возмещении вреда в связи с повреждением здоровья. Исковые требования были удовлетворены. Ответчик подал кассационную жалобу, в которой указал, что суд не известил прокурора о рассмотрении дела и поэтому прокурор не принимал участия в его рассмотрении.
Должен ли был суд известить прокурора о данном деле?
Участие прокурора в данном деле – это право или обязанность?
Является ли не извещение прокурора о рассмотрении дела самостоятельным основанием для отмены судебного решения или это формальное нарушение?
Задача № 10.
Прокурор Талицкого района Свердловской области в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ в интересах Сарычевой обратился в суд с заявлением к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Катарами» о выдаче судебного приказа о взыскании заработной платы.
Подлежит ли принятию заявление прокурора?
Задача № 11.
Прокурор обратился в суд в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ с заявлением о признании гражданина Коровицкого недееспособным. Судебным определением в принятии заявления отказано со ссылкой на положения ч.2 ст.281 ГПК РФ, не предусматривающей право прокурора обращаться с такими заявлениями. Прокурор принес частное представление на определение суда, в котором указал, что имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Подлежит ли частное представление прокурора удовлетворению?
Занятие 7. Участие в гражданском процессе органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, граждан, выступающих в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (2 час.)
Решение задач:
Задача № 1.
Участковый уполномоченный Артемовского городского отдела милиции представил рапорт о безнадзорности Опарниковой Светланы. Проверкой было установлено, что супруги Опарниковы постоянно пьянствуют, ведут аморальный образ жизни, воспитанием дочери не занимаются. Светлана, шести лет, часто ночует в котельной, ходит неопрятная, почти все время голодная. Врач детской консультации выдала справку о плохих санитарных и бытовых условиях жизни ребенка.
Каким образом могут быть защищены интересы ребенка?
Задача № 2.
Супруги Сенчуковы в марте 2007 г. усыновили Колю Игнатьева. В сентябре 2007 г. подруга Сенчуковой Иванова в разговоре узнала, что за год до усыновления Сенчуков был признан по решению суда ограниченно дееспособным в связи с злоупотреблением спиртными напитками.
Иванова обратилась в суд с иском о признании усыновления Коли Игнатьева недействительным. Суд принял исковое заявление и в порядке ст. 148, 150 ГПК РФ известил орган опеки и попечительства о деле.
Правильно ли действовал судья?
Задача № 3.
Коган И. предъявил иск своей бывшей жене Коган Н. об определении места жительства их сына. Узнав о возникшем процессе, отдел образования предъявил иск о лишении родительских прав обоих супругов Коган и передачи ребенка органам опеки и попечительства в связи с тем, что родители жестоко обращаются с сыном, оказывают вредное влияние на него своим аморальным поведением. Судья вынес определение о допуске отдела образования в процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.
Правильно ли определено процессуальное положение отдела образования?
Задача № 4.
Смирнов предъявил иск о расторжении брака со Смирновой и определении места жительства сына Игоря с отцом.
Что должен сделать суд?
Задача № 5.
Антонова обратилась в суд с заявлением об объявлении ее мужа Антонова умершим. В заявлении Антонова указала, что объявление мужа умершим необходимо ей для оформления пенсии на детей.
Как должен поступить суд?
Задача № 6.
Суд, рассматривая дело по иску Быстрова к Быстровой о лишении родительских прав, не предоставил отделу образования возможности дать заключение по делу, так как в деле участвовал прокурор.
Правильно ли поступил суд? Чем отличается заключение прокурора от заключения органа опеки и попечительства?
Задача № 7.
Ковалев купил в кредит холодильник, на который был наложен арест в связи с судебным разделом общего имущества супругов. Судья на основании ст. 47 ГПК РФ привлек к участию в деле торговую организацию, так как задолженность по кредиту не была полностью погашена. Бухгалтер торговой организации предоставила суду документы о продаже холодильника в кредит и о его частичной оплате, а также дала заключение о передаче холодильника в собственность Ковалеву с тем, чтобы он исполнил обязательство по погашению кредита.
Правильно ли действовал суд? В чем отличие процессуального положения субъектов ст. 47 ГПК от процессуального положения третьего лица?
Задача № 8.
Какие государственные органы и органы местного самоуправления должны быть привлечены для дачи заключения по следующим делам?
- об ограничении дееспособности лица по заявлению члена его семьи;
· по иску прокурора о признании недействительным брака, заключенного лицом, не достигшим брачного возраста;
· по иску о выселении из сносимого дома в связи с отводом земли под застройку при возражении ответчиков о неблагоустроенности предоставляемого жилья.
Задача № 9.
Определите участников процесса по следующим делам:
· по заявлению органа опеки и попечительства о признании недействительным соглашения родителей ребенка об уплате алиментов на его содержание;
· по заявлению гражданина к совладельцу дома и покупателю части дома о переводе прав и обязанностей покупателя по договору купли-продажи, совершенному с нарушением правил о преимущественной покупке;
· по требованию комиссии по делам несовершеннолетних об отмене усыновления ввиду грубого обращения усыновителей с ребенком.
Задача № 10.
При рассмотрении дела по иску Петровой к Петрову об определении места жительства ребенка ответчик заявил отвод представителю органа опеки и попечительства, указывая на то, что представителем является бывшая учительница его жены-истицы и поэтому не может быть объективной в своем заключении по делу.
Подлежит ли отвод удовлетворению?
Занятие 8. Представительство в гражданском процессе (4 час.), с использованием методов активного обучения – «Решение ситуационных задач», «Анализ конкретных ситуаций (case-study)», Метод разыгрывание ролей (ролевая игра).
Решение ситуационных задач.
Фабулы задач приведены в материалах для подготовки занятий УМКД, в сборнике задач по гражданскому процессуальному праву. В зависимости от используемого набора методов решения, обсуждения, подведения итогов, условия задачи могут быть изменены преподавателем (ведущим) в процессе проведения занятия.
Преподаватель организует работу в зависимости от избранного набора методов, определяет цель, принципы, виды и правила работы и подведения итогов. Формирует из числа студентов экспертные группы.
Подготовка решений осуществляется как в малых группах с применением методики «обсуждение вполголоса», так и индивидуально, при подготовке к мозговому штурму.
При обсуждении решений используются такие методы как обмен мнениями, дискуссия, мозговой штурм.
Подведение итогов работы по решению ситуационной задачи осуществляется на основе сочетания самооценки, оценки экспертной группы и выводов преподавателя по оцениванию работы всех участников с точным определением допущенных ошибок в процессе работы. Заканчивается подведение итогов определением рекомендаций по устранению причин допущенных ошибок.
Практические занятия проходят в форме обсуждения вопросов, обозначенных в плане, и выполнения практических заданий. Студенты самостоятельно изучают рекомендованную в соответствующем разделе УМКД литературу по нижеприведенным планам, знакомятся с заданиями, подбирают к ним материал. Перед практическим занятием преподаватель по каждой теме выдает задания индивидуально или группе студентов, студенты выполняют задание, после чего на практическом занятии задание защищается в устной форме. Каждое задание оценивается по 4 - балльной системе.
Анализ конкретных ситуаций (case-study) — эффективный метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых. Кейс - это описание реальной ситуации или «моментальный снимок реальности», «фотография действительности». Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность решать сложные процессуальные вопросы. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации. Различают несколько видов ситуаций:
· Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель обучаемых: найти решение ситуации или прийти к выводу о его невозможности.
· Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель обучаемых: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.
· Ситуация-иллюстрацияпредставляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.
· Ситуация-упреждениеописывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.
Учебные задачи: метод формирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать правильные решения.
Метод разыгрывание ролей (ролевая игра) - имитационный игровой метод активного обучения, характеризующийся следующими признаками:
· Наличие задачи (проблемы) и распределение ролей между участниками ее решения. Пример: с помощью данного метода могут быть имитированы отдельные части судебного заседания.
· Взаимодействие участников первого занятия. Каждый из участников в соответствии со своей ролью может соглашаться или не соглашаться с мнением других участников, высказывать свое мнение и т.д.
· Ввод преподавателем в процесс занятия корректирующих условий. Так, преподаватель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло и т.п.
· Оценка результатов обсуждения и подведение итогов игры преподавателем и участниками.
Учебные задачи: Разыгрывание ролей является достаточно эффективным методом формирования практических навыков ведения гражданского дела в суде и требует значительно меньших затрат и средств, чем деловые игры.
Методы направлены на формирование общекультурных компетенций: (ОК-3), (ОК-4); профессиональных компетенций: (ПК-2), (ПК-3), (ПК-4), (ПК-5), (ПК-6), (ПК-7), (ПК-9), (ПК-11), (ПК-13), (ПК-15), (ПК-16).
Вопросы для предварительной самостоятельной подготовки
· Понятие представительства в суде. Основания представительства и его виды.
· Субъекты судебного представительства.
· Полномочия судебного представителя. Порядок оформления полномочий представителя.
Решение задач:
Задача № 1.
Брунько купила в ООО «Телеком» плазменный телевизор. Телевизор оказался неисправным, в связи с чем Брунько потребовала от общества возврата уплаченной суммы. ООО «Телеком» в выплате сумм Брунько отказал, что побудило ее обратиться с иском в суд.
В судебном заседании истица заявила, что ведение своего дела она поручает брату Симонову, присутствующему в зале судебного заседания.
Суд своим определением отказал в удовлетворении ходатайства Брунько о допуске Симонова в процесс в качестве представителя, так как Симонов не имеет нотариально заверенной доверенности.
Правильно ли поступил суд?
Задача № 2.
Шлыгин участвовал в процессе в качестве представителя ответчика по делу. В представленной им доверенности, заверенной организацией, где работает ответчик, было сказано: ”Доверяю Шлыгину С.П. совершать все процессуальные действия в защиту моих прав”. Ссылаясь на доверенность, Шлыгин при подготовке дела к судебному разбирательству просил предоставить ему возможность ознакомиться с материалами дела, а также вызвать и допросить свидетеля Жазаева.
В судебном заседании Шлыгин признал иск, предъявленный к его доверителю.
Как должен поступить суд?
Задача № 3.
ООО “Рисовод” предъявило к Колосову иск о взыскании 150 000 рублей невозвращенного аванса. В судебное заседание явились директор ООО, представивший доверенность на ведение дела, подписанную его заместителем, и жена Колосова с доверенностью, выданной ответчиком и заверенной в правлении ЖСК.
Правильно ли оформлены полномочия представителей?
Задача № 4.
Шалина предъявила к Романову иск о взыскании долга по договору займа. Романов выдал доверенность на ведение дела своему другу Черевко.
В зале судебного заседания Черевко заявил, что он в связи с плохим состоянием здоровья передоверяет ведение дела Петухову. Суд отказал в допуске Петухова в качестве представителя, указав, что Романов не предоставил Черевко права передоверять ведение дела. Суд отложил рассмотрение дела до выздоровления Черевко на 10 дней.
Черевко принес жалобу, ссылаясь на ст. 52 ГПК РФ.
Подлежит ли жалоба удовлетворению?
Задача № 5.
В судебное заседание по иску Шатова к Волкову о возмещении причиненного вреда явилась Волкова и просила допустить ее к участию в деле в качестве законного представителя ее 17-летнего сына - ответчика Волкова.
Суд своим определением привлек Волкову в качестве соответчика по делу.
Правильно ли определил суд процессуальное положение Волковой?
Задача № 6.
Соколов предъявил к бывшей жене Соколовой и Озеровой иск о признании недействительным договора купли-продажи квартиры, принадлежащей его дочери Соколовой Ольге (15 лет ) в связи с тем, что этот договор нарушает интересы дочери.
Назовите участников процесса.
Что должен сделать суд?
Задача № 7.
Шаталов, уезжая на курорт, выдал доверенность своему знакомому Филиппову на предъявление иска к Озерову о взыскании долга и на ведение дела в суде. Филиппов составил исковое заявление от имени Шаталова, но суд заявление не принял, указав, что Филиппов не является членом Адвокатской палаты.
Правильно ли поступил суд?
Задача № 8.
Адвокат Малинина представляла в суде интересы Елисеева на основании ордера. Елисеев в судебном заседании не участвовал, был в командировке. В ходе рассмотрения дела адвокат Малинина отказалась от части исковых требований - раздела сарая, а в отношении раздела дома заключила с ответчиком мировое соглашение.
Будет ли обоснованной кассационная жалоба Елисеева, если он не согласиться с такими действиями Малининой?
Задача № 9.
По иску Рогожкина к предприятию о восстановлении на работе от имени ответчика в суде принимали участие юрисконсульт и адвокат. В судебное заседание явился и директор предприятия.
Вправе ли сторона иметь нескольких представителей в деле? Как должны оформляться полномочия указанных представителей и директора?
Задача № 10.
Для представления интересов ООО «Елена» в суд явился Кротов. В подтверждение своих полномочий он предъявил суду договор на юридическое обслуживание, заключенный между ним и ООО «Елена». В другой раз Кортов представил суду нотариально заверенную копию договора агентирования, заключенную между ним и ООО «Елена», и общую доверенность на ведение всех судебных и арбитражных дел предприятия.
Может ли Кротов участвовать в судебных заседаниях в каждом из этих случаев?
Составьте общую доверенность Кротову от имени предприятия.