Протокол об А правонарушении, его реквизиты
Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Его составляют уполномоченные должностные лица – представители тех органов, которые правомочны рассматривать дела об административных правонарушениях (например, должностные лица милиции, контрольно-надзорных органов и т.п.).
В протоколе об административном правонарушении указываются реквизиты:
– дата и место его составления;
– должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
– сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
– фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
– место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
– объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которыхвозбуждено дело;
– иные сведения, необходимые для разрешения дела.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности. К протоколу прилагаются их объяснения и замечания, если таковые имеются. В случае отказа этих лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку лицам, в отношении которых возбуждено дело
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.
При составлении протокола об административном правонарушении процессуальные права и обязанности должны разъясняться не только физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, но и иным участникам производства. О разъяснении соответствующих прав и обязанностей в протоколе об административном правонарушении делается запись.
К существенным недостаткам относятся отсутствие данных, прямо перечисленных в Кодексе, а также отсутствие иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела (например, данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство).
К несущественным недостаткам относятся те, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело, если ему было надлежащим образом сообщено о времени и месте составления протокола, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или эти причины были признаны неуважительными.
Протокол составляется сразу же после выявления факта совершения административного правонарушения. Затем протокол направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Если правонарушение влечет за собой административный арест, протокол передается судье немедленно после его составления.
Субъекты А юрисдикции
Под субъектом административной юрисдикции понимается орган (должностное лицо), наделенный полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию решений по ним в установленном порядке и формах
В настоящее время в России сложились и закреплены законом следующие виды административно-юрисдикционных органов:
-судьи (судьи районных судов, судьи арбитражных судов, судьи военных судов и мировые судьи);
-комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав состоят из нечетного количества членов комиссии (один из которых председатель) и секретаря;
-коллегиальные органы ОМСУ (административные комиссии, комиссии по борьбе с пьянством) создаются по решению ОМСУ для рассмотрения дел об административных правонарушениях.
- органы внутренних дел, государственные инспекции и другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательными актами.
- прокурор
- Другие государственные инспекции и надзорные органы. действуют на основании Положений, утвержденных в соответствии с их административно-правовым статусом в системе органов исполнительной власти.
Классификация субъектов административной юрисдикции:
1. По способу принятия решения:
а) Коллегиальные (административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних);
б) индивидуальные (руководители контрольно-надзорных органов, другие уполномоченные лица);
2. По характеру рассмотрения дел:
а) первой инстанции (вышестоящий орган или должностное лицо);
б) второй инстанции (вышестоящий суд);
в) первой и второй инстанции (судья);
3. По компетенции рассмотрения дел:
а) общей компетенции (судья);
б) специальной компетенции (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав);
в) отраслевой компетенции (должностные лица государственной противопожарной службы);
4. По порядку образования:
а) выбираемые (административные комиссии);
б) назначаемые (должностные лица контрольно-надзорных органов).