Правовое регулирование проблем нелегальной миграции а законодательстве рф
Для решения вопроса нелегальной миграции, который не только является предметом исследования многих ученых, но и имеет большое значение для общественности, государство стремится выработать новые концепции и улучшить уже имеющиеся для того, чтобы нейтрализовать негативные последствия этого явления. Назревающие и уже случившиеся конфликты означают, что законодательство, которое существует на современном этапе, не может адекватно регулировать и решать вопросы миграции, и нелегальной миграции, в частности.
Разработка и улучшение законодательства в сфере миграции преследует конкретные цели. Первоочередной целью является преодоление негативного эффекта нелегальной миграции, при этом должны быть соблюдены все права и интересы мигрантов; второй, не менее важной, целью является установление соответствия между международными стандартами, взятыми на себя Российской Федерацией обязательствами в этой сфере и отечественным законодательством. Чтобы понять, насколько реализованы эти цели, нужно проанализировать не только российские законодательные акты, но и международные многосторонние и двусторонние договора.
На современном этапе государственное регулирование процессов миграции осуществляется на основе международных договоров, где Россия является участником; обязательства Российской Федерации в рамках СНГ; нормативно-правовые акты, изданные Правительством Российской Федерации.
За последние десять лет Россия довольно активно участвует в международных отношениях. Последствиями этих развивающихся отношений стало то, что Российская Федерация стала участницей многих международных договоров, которые регулируют, в том числе, вопросы передвижения лиц по территории мира, свободы такого передвижения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы»14. В эту часть правовой системы, например, входят такие нормативно-правовые акты как:
Хотя Российская Федерация не участвует в большинстве названных нормативно-правовых актах, у нее есть определенные обязательства по приведению своей нормативной базы в соответствие с ними, чтобы в ближайшее время была возможность ратифицировать их. Из этого следует, что Российская Федерация постепенно выводит свое законодательство на уровень международного для наиболее выгодного решения миграционного вопроса.
Но не только международные многосторонние договора имеют значение для российского законодательства. По тому же принципу Россия заключила несколько двусторонних договор по вопросу регулирования процесса миграции и пресечения нелегальной миграции. К ним, например, относятся «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимных поездках граждан», которое было заключено в «целях развития дружественных отношений между двумя государствами, упрощения взаимных поездок граждан этих стран и сотрудничества по предотвращению нелегальной миграции»22; «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об условиях взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Турецкой Республики»23, заключенное в целях укрепления отношений двух государств, открывая границы для коротко срочных поездок граждан, при этом, не поощряя нелегальную миграцию; «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германии об облегчении взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан Федеративной Республики Германия»24, в рамках которой Стороны договорились для дальнейшего развития отношения, для увеличения контактов и так далее, соблюдая все правила и требования Европейского Союза, облегчить процесс пересечения границы, при этом жестко пресекая нелегальную миграцию. Аналогичные Соглашения были заключены со многими странами мира. Во всех них обязательно оговаривается, какими способами и мерами будет.
Следующей ступенью регулирования миграции является отечественное законодательство. В российском законодательстве существует около десятка законов федерального значения по вопросам миграции, намного больше Постановлений Правительства РФ, так же различные Указы Президента Российской Федерации и ведомственные приказы. Вопрос миграции косвенно регулируется на уровне субъектов РФ – они могут создавать свои концепции по обсуждаемому вопросу, естественно, которые не должны противоречить имеющемуся законодательству.
Главным законом, который регламентирует вопрос миграции, является Конституция Российской Федерации. Так, соответственно, части 1 статье 27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию»36. Из данного положения Конституции следует целый ряд федеральных законов, в которых уточняются и конкретизируются понятия, связанные с миграцией, процесс регулирования миграции, а так же меры по профилактике и борьбе с нелегальной миграцией.