I. Свободные люди древней Руси.
Данную группу можно разделить на две подгруппы:
А) Свободные привилегированные люди– представители правящего класса:
- «бояре», «княжие мужы» - старшие дружинники, члены Княжеской думы;
- высшие чины княжеской администрации – «огнищанин» (управляющий княжеским домом («огнище» - очаг, дом)), «старый конюх» (старший конюх), княжеский «тиун» (слуга).
За убийство бояр и высших чиновников выплачивается двойной штраф – двойная «вира», 80 гривен (ст. ст. 19, 22, 23 КП; ст. ст. 1, 3, 12 ПП).
Представители правящего класса обладают привилегиями и в области наследственного права: после смерти боярина недвижимое имущество («задницу») наследуют сыновья, а если сыновей нет – могут наследовать дочери (ст. 91 ПП).
Кроме того, ст. 66 ПП не устанавливает никаких ограничений для боярства в судебном процессе.
Б) Просто свободные люди, без привилегий:
- низшие чины княжеской администрации, слуги бояр;
- «посадские» люди (горожане) – купцы, ремесленники.
- иногда РП использует более общие термины для обозначения свободного населения – «русин», «словенин».
Штраф за убийство свободного человека – одинарная «вира», 40 гривен (ст. ст. 1, 11 ПП).
В группе свободных людей можно также указать земледельцев древней Руси – «смердов», хотя вопрос об их правовом положении является достаточно спорным в историко-правовой науке.
Исследователи Ключевский В.О., Исаев И.А. называют смердов государственными крестьянами, живущими на княжеской земле. То есть, смерды – это лично свободные люди, уплачивающие налог в пользу князя.
Историки права Латкин В.Н., Сергеевич В.И., Владимирский-Буданов М.Ф., Дьяконов М.А. также считают смердов свободными сельскими жителями, обладавшими личными, вещными и наследственными правами.
Советские историки Рыбаков Б.А., Греков Б.Д., Юшков С.В. указывали, что смерды не являются однородной группой населения. В период развития феодализма, формирования боярского землевладения, часть смердов оставалась свободными людьми, а часть – превращались в феодально-зависимое, крепостное население (особенно, начиная с XII в.).
На практике, возможно дело обстояло именно так: смерды – общинники древней Руси по мере развития частого землевладения превращались в феодально-зависимое население
Но каковым был статус смерда-общинника юридически? Как в нормах Русской Правды представлены права и обязанности смерда? Свободный это человек или крепостной?
Большая часть норм Русской Правды указывает на то, что смерд, юридически, являлся свободным человеком.
Прежде всего, это ст. 90 ПП, по которой после смерти смерда недвижимое имущество наследуют его сыновья. Если не было сыновей, дочери не имели права наследовать недвижимость. Данная норма указывает на смерда – собственника, свободного человека, хотя и не обладавшего теми привилегиями в наследовании недвижимости, какие были у бояр по ст. 91 ПП (наследование дочерей при отсутствии сыновей).
Кроме того, закон защищает личность и имущество смерда от преступных посягательств. Например, ст. 78 ПП устанавливает штраф в 3 гривны за «муку» смерда, то есть за причинения вреда здоровью, чести смерда.
Процессуальный критерий – ст. 66 ПП – не устанавливает никаких ограничений для участия смерда в суде, права быть «послухом» - свидетелем доброй славы обвиняемого.
Указанным выше имущественному и процессуальному критериям, свидетельствующим о свободе смерда-общинника, противоречит уголовный критерий: по ст. 26 Краткой Правды за убийство смерда установлен такой же штраф, как и за убийство холопа (раба) – 5 гривен. Значит смерд – это холоп? Данная норма КП является одним из основных доводов для тех исследователей, которые отстаивают мнение о несвободном, феодально-зависимом состоянии смерда.
Однако многие историки права не доверяют ст. 26 КП, указывая на ошибку в ее тексте. Основанием служит ст. 16 Пространной Правды, по которой штраф в 5 гривен установлен не за убийство «смерда и холопа», а за убийство «смердии холопа», то есть смердьего холопа, холопа смерда. Достаточно логично, что земледелец – собственник, имевший свое хозяйство, мог иметь работников – холопов.
На то, что штраф за убийство смерда был не 5 гривен, а более (скорее всего 40 гр.), косвенно указывает и ст. 1 ПП, которая в числе свободных людей указывает «изгоя» - церковного человека. По церковному уставу великого князя Ярослава Мудрого изгоями становились купцы – банкроты, князья – «сироты», то есть не получившие уделов, а также смерды, изгнанные из общины. Изгои – это люди, лишенные своего социального статуса, попавшие под патронат Церкви, но сохранившие личную свободу, поскольку штраф за убийство изгоя – 40 гривен. Таким образом, штраф за убийство смерда - общинника не может быть меньше штрафа за убийство смерда, изгнанного из общины.
Мы видим, что нормы Русской Правды прямо или косвенно позволяют считать смердов свободными людьми – «низшим классом свободного населения» (Латкин В.Н.).