Сравнительное государствоведение и правоведение

Среди методов юридической науки особое место занимает метод сравнительного государствоведения и правоведения (компаративистики), который заключается в сопоставлении государства и права различных стран между собой, как в целом, так и их отдельных элементов, особенностей государственно-правового устройства. Еще Аристотель, создавая свой трактат о политике, изучал 153 конституции греческих и варварских городов, в XVI в. в Англии активно обсуждали достоинства канонического и общего права в их сравнении, во Франции "гуманисты" сравнивали римское право с обычным и церковным правом. Таким образом, возникновение метода связано, но всей вероятности, непосредственно с зарождением самой юридической науки.

Однако сегодня сравнительное государствоведение и правоведение - это больше чем просто метод. Компаративистику называют самостоятельным научным направлением (в рамках юридической науки), в предмет исследования которого входят типы и формы государства, система права и система законодательства, источники права, судебная и другая юридическая практика, а также многое другое, что укладывается в понятие государственной и правовой действительности различных стран мира. Можно говорить, что на основе сравнительных юридических данных наука получает знания о правосознании, правопонимании различных народов и различных эпох.

Основные задачи компаративистики.

Первая- выявление общих закономерностей развития тех или иных государственно-правовых систем или совокупности государств, объединение их на основе данных закономерностей в группы, семьи.

Вторая- определение специфических особенностей каждого конкретного государства с учетом его исторического развития, процесса формирования правовой и политической системы. Осуществляя данные исследования, юридическая наука выполняет не только познавательную и эвристическую функцию, но и политико-управленческую и прогностическую функции, поскольку предлагает путем сравнения и моделирования новые формы построения государственно-правовой действительности, возможные шаги по улучшению политической и правовой ситуации в стране.

В современных условиях роль сравнительного правоведения и государствоведения заметно повышается, поскольку новые тенденции развития государственных и правовых систем ставят перед юридической наукой новые задачи, которые необходимо решать только на основе глубоких фундаментальных научных исследований. Выделим две основные проблемы, с которыми сталкивается юриспруденция.

Множественность правовых и государственных систем

Эта проблема имеет объективный характер, она связана:

- с длительным историческим развитием мирового сообщества, включающим преобразования, реформы, войны, перевороты и т.д.;

- особенностями менталитета и сознания конкретных наций, народностей, религиозного развития наследия;

- территориальным расположением конкретного государства, климатическими и другими природными условиями;

- экономическими процессами, демографической ситуацией и др.

Множественность, однако, не означает, что среди различных систем государственности и правовых систем нельзя найти общие черты, позволяющие объединить их в группы.

Глобализация в праве

Глобализация -общее понятие, обозначающее взаимодействие и взаимопроникновение на уровне мирового сообщества в целом, в самых различных сферах общественной жизни. Применительно к праву это выражается в процессах правовой конвергенции. С. С. Алексеев полагает, что развитие правовых систем (в особенности в странах, "продвинутых" по пути модернизации, демократического развития, на Западе - в романо-германском праве и в общем, прецедентном праве) идет, хотя в разных темпах и с различными вариациями, но все же в одном направлении. Причем так, что происходит взаимное обогащение права в различных ареалах и в конечном итоге своеобразная интеграция в праве, при которой соединяются в единые правовые образования, в целостные юридические конструкции преимущества и достижения различных сфер права, разных систем. Правовая конвергенция может иметь и негативное значение, размывая грани между правовыми системами, нарушая четкость конкретных систем права. Избежать, сгладить отрицательные последствия глобализации в праве - одна из главных задач сравнительного государствоведения и правоведения как методологического направления юридической науки.

В рамках сравнительного правоведения изучаются понятия и классификация государственных и правовых систем мира. Важно понимать, что система государственности и правовая система каждого конкретного государства едины, так же как неразрывна связь государства и права. Однако для глубокого исследования и понимания этих явлений, в целях выявления конкретных особенностей и выделения критериев для их классификации требуется изучение их по отдельности, самостоятельный анализ их роли и значения в общественной жизни. Классификация (типология), как известно, важнейшее средство (прием) познания действительности, а потому важно не только определить названные явления, но и исследовать их виды и типы в зависимости от различных оснований.

Занятие № 30

Тема «Функции государства»

1. Категория «функция» в современных технических и гуманитарных науках. Соотношение цели, задач, функций и принципов деятельности.

Понятие и содержание функции государства. Историческое развитие функций государства и факторы, воздействующие на него. Функция государства, функция государственного органа, функциональная обязанность государственного служащего. Соотношение функции и компетенции (правомочий, полномочий, обязанностей).

Соотношение понятий "цель", "задача", "функции управления"

Для реализации цели и задачи, как правило, требуется выполнение целого ряда функций, т.е. их реализация предусматривает определение функций, которые нужно выполнять, и определения, кто и как их выполняет.

Виды функций

Функции разделяются на два вида:

1. общие (основные)

2. конкретные (специализированные, специальные).

Впервые общие функции выделены А. Файолем (1841 – 1925), французским специалистом в области административного управления, прошедшим путь от рядового работника до руководителя крупной компании. Обобщая практический опыт деятельности руководителей, он относил к общим функциям предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль.

А. Файоль писал: "Управлять – это значит предвидеть, организовывать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть – значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовывать – значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить – значит заставлять функционировать личный состав. Координировать – значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать – значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам".

В настоящее время к общим (основным) функциям относятся:прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько смысловых значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Общие функции охватывают весь цикл управления(от постановки целей, задач в планировании до последующего учета, контроля фактических результатов).

Конкретные функции, многообразие которых обусловлено выполнением общих функций, с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

При определении конкретных функций необходимо:

1) определить состав функций, которые надо выполнять при управлении (руководстве) данным объектом. Для этого используется аналоговый подход, рекомендуемые наборы (перечни), модульный принцип (количественно-качественные характеристики объектов и субъектов управления);

2) проследить соответствие функций организационной структуре или определить организационные формы, с помощью которых будут выполняться функции;

Наши рекомендации