Можно выделить несколько распространенных форм деформации индивидуального правосознания.
Правовой инфантилизм– наиболее мягкая форма искажения правового сознания, заключающаяся в несформированности, недостаточности правовых знаний, установок.
Правовой нигилизм– осознанное игнорирование требований закона, исключающее, однако, преступный умысел. Указание на преступный умысел здесь необходимо для того, чтобы отграничить правовой нигилизм от других форм деформации, находящихся уже за пределами сферы права как такового..
Самой тяжелой формой деформации правосознания граждан является феномен его перерождения.Природа этого опасного явления принадлежит одновременно к числу и самых сложных с исследовательской точки зрения.
Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Рассматривая различные формы деформации правосознания населения, нельзя не увидеть одну общую их черту – недостаток, а часто и атрофию нравственного чувства. Иными словами, состояние правосознания граждан в большей мере, чем какими-либо факторами, предопределяется состоянием их нравственного здоровья.
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании социально активных и в то же время законопослушных граждан. Однако в современных условиях участились случаи деформации правосознания. Наиболее мягкая форма искажения правосознания - правовой инфантилизм - заключается в несформированности, недостаточности правовых знаний и установок. Вторая форма - правовой нигилизм, т.е. осознанное игнорирование требований законов, исключая, однако, преступный умысел. И третья форма - феномен и его перерождение, т.е. игнорирование права, других социальных норм и общественной морали, другими словами - “беспредел”.
Правовой нигилизм
Термин «нигилизм» произошел от латинского слова «nihil», которое озна-чает «ничто», «ничего». Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
В зависимости от того, какие ценности отрицаются, нигилизм может быть политическим, религиозным, нравственным и т.п.
Правовой (или юридический) нигилизм представляет собойнепризнание права как социальной ценности и проявляется в негативно-отрицательном отношении к праву, законам, правопорядку, в неверии в необходимость пра-ва, его возможности, общественную полезность Татаринцева Е.В. Правовое воспитание. М., 1990.
Проф. Н.И. Матузов выделяет следующие формы правового нигилизма:
а) умышленное нарушение законов и иных нормативно-правовых актов;
б) массовое несоблюдение и неисполнение юридических предписаний;
в) издание противоречивых правовых актов;
г) подмена законности целесообразностью;
д) конфронтация представительных и исполнительных структур;
е) нарушение прав человека;
ж) теоретическая форма правового нигилизма (в научной сфере, в работах юристов, философов
Проф. В.А. Туманов говорит, во-первых, о пассивной и активной формах правового нигилизма. Для пассивной формы характерно безразличное отноше-ние к праву, явная недооценка его роли и значения. Активному юридическому нигилизму свойственно осознанно враждебное отношение к праву. Представи-тели этого направления видят, какую важную роль играет или может играть право в жизни общества, и именно поэтому выступают против него.
Во-вторых, проф. В.А. Туманов разделяет правовой нигилизм:
а) на высоком этаже общественного сознания (в виде идеологических те-чений и теоретических доктрин);
б) на уровне обыденного, массового сознания (в форме отрицательных ус-тановок, стойких предубеждений и стереотипов);
в) ведомственный. Последний проявляется в том, что нередко подзакон-ные акты становятся «надзаконными», юридические нормы не стыкуются, возникают острейшие коллизии.
Правовой нигилизм- это патология правового сознания, обусловленная определенным состоянием общества. Поэтому пути борьбы с ним должны быть разнообразны Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 2006. Гл. 11. Это:
а) реформы социально-экономического характера;
б) изменение содержания правового регулирования, максимальное при-ближение юридических норм к интересам различных слоев населения;
в) подъем авторитета правосудия как за счет изменения характера судеб-ной деятельности, так и путем воспитания уважения к суду;
г) улучшение правоприменительной практики;
д) теоретическая работа в этом направлении, и др.
Все это, в принципе, представляет собой не что иное, как процесс улуч-шения состояния правовой культуры общества, ее обогащения.
В литературе справедливо отмечается, что «от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой - стре-миться избегать юридического фетишизма, то есть возведения в абсолют ро-ли права и других правовых средств» (Н.Л. Гранат).
Правовой идеализм
В одном ряду с правовым нигилизмом находится прямо противоположное явление - правовой идеализм или романтизм, одним словом, преувеличение реальных регулятивных возможностей правовой формы. Это явление сопровождает человеческую цивилизацию практически на всем пути ее развития. Так, еще Платон наивно считал, что главным средством осуществления его замыслов строительства идеального государства будут идеальные законы, принимаемые мудрыми правителями. В эпоху Просвещения считалось достаточным, уничтожив старые законы, принять новые, и царство разума будет достигнуто. Удивительно, что еще и сегодня многие люди и даже политики ошибочно возлагают на закон слишком большие надежды в деле переустройства нашего общества. Думается, что лишь достаточный политический и правовой опыт может развеять иллюзии правового идеализма.
Существуют и другие виды деформаций правосознания:
· правовой фетишизм - это преувеличение, абсолютизация роли и значения правового регулирования в жизни общества;
· перерождение правосознания - это такая форма его деформации, которая проявляется в осознанном игнорировании и отрицании закона и сопровождается наличием у носителей умысла на совершение правонарушений. Перерожденное правосознание проявляется в различных формах и, прежде всего, в виде умышленных нарушений законов и иных нормативно-правовых актов, сопровождающихся совершением преступлений и иных правонарушений.
Перерожденческое правосознание основано на сознательном отрицании закона по мотивам корысти, жестокости, алчности и т.п. Основной формой перерождения правосознания индивидов является совершение ими различных преступлений.
Количество совершаемых в РФ преступлений - лучший показатель деформации правосознания…