Повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ
В регламентах Государственной Думы и Совета Федерации имеются специальные главы, посвященные рассмотрению федеральных законов, отклоненных Президентом РФ. Согласно ст. 133 Регламента Государственной Думы, если Президент в течение 14 дней со дня поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь рассматривает данный закон. При этом он передается Советом Государственной Думы на заключение в ответственный комитет, который изучает в течение 10 дней мотивы решения Президента об отклонении федерального закона, принятого Государственной Думой. Затем ответственный комитет вносит проект постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать последней один из следующих вариантов решения:
1. принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;
2. согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;
3. принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;
4. создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФи при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;
5. одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции.
Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом РФ, начинается свыступления полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента РФ. Затем излагается заключение ответственного комитета и принимается одно из постановлений, указанных выше.
Если федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ, не набрал необходимого для принятия числа голосов, топалата по предложению полномочного представителя Президента РФ в Государственной Думе либо иного официального представителя Президента РФ может принять решение о продолжении работы над указанным федеральным законом, начиная с процедуры первого чтения законопроекта.
Если палата принимает решение принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ, тона голосование ставится каждое предложение (поправка) Президента РФ. Перед каждым голосованием слово предоставляется полномочному представителю Президента РФ в Государственной Думе либо иному официальному представителю Президента РФ, а затем представителю ответственного комитета. Решение в каждом конкретном случае считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.
Если предложения Президента РФ не сформулированы в виде конкретных поправок, тоГосударственная Дума может большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы отложить принятие федерального закона с учетом предложений Президента РФ и обратиться к Президенту РФ с предложением представить тексты поправок к данному федеральному закону.
Если при повторном рассмотрении Государственной Думой федерального закона, отклоненного Президентом РФ, он принят в новой редакции, тофедеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.
При повторном рассмотрении Советом Федерации федерального закона в ранее принятой редакции он считается одобренным, еслирешение об этом было принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации (это не только определено в ч. 1 ст. 128 Регламента Совета Федерации, но и следует из ч. 3 ст. 107 Конституции РФ). Если за одобрение проголосовало менее двух третей, федеральный закон считается отклоненным палатой. Решение Совета Федерации оформляется его постановлением.
Федеральный закон, представленный Государственной Думой, вместе с постановлением Совета Федерации об одобрении федерального закона в течение пяти дней направляетсяПредседателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования. Постановление Совета Федерации об отклонении федерального закона вместе с федеральным законом в течение пяти дней направляется Председателем Совета Федерации в Государственную Думу.
Семинар №22
1. Понятие, социальное и формально-юридическое значение реализации права. Создание и действие права. Два типа реализации права. «Борьба за право» как образ реализации второго типа. Содержание и принципы реализации права. Реализация права и содержание правового отношения.
Реализация права § 1. Действие права
Социальная сущность и ценность права заключается в том, что оно осуществляет регулирующее воздействие на общественные отношения, формируя определенную «замиренную среду» (Б.А. Кистяковский) взаимодействия субъектов в определенном пространстве и времени. Русский дореволюционный юрист С.А. Муромцев совершенно справедливо отмечал в свое время, что право «есть лишь средство к достижению некоторых культурных целей», поэтому его функционирование «должно оцениваться с точки зрения этих целей»562. Очевидно, что право, как впрочем, и любой социальный институт соответствует определенным функциональным требованиям, заключающиеся в обеспечении относительно устойчивого и стабильного существования социальной системы, ее целостности и единства, охране национально-культурной стандартизированной деятельности, обеспечивающей преемство и воспроизводство базисных (ценностно-мотивационных, духовно-нравственных и др.) интеграционных основ конкретного общества.
В связи с этим функциональная природа и социальная полезность права выражается в его способности установления и охране социально-признанных и общеприемлемых ориентиров, идеалов, программ человеческого поведения, обеспечивающих баланс жизненно важных интересов в системе личность, общество, государство. Эта польза может также выражаться в организации достаточно прочного и стабильного социально-правового и этнополитического порядка, налаживании исторически и культурно обусловленных отношений справедливости в информационных, производственных, обменных и распределительных отношениях, появлении объективных критериев в оценки актов социального поведения и т.д. 563. Таким образом, без процесса воплощения права в непосредственную жизнь невозможно понять ни его сущность, ни его социальное назначение. Известный теоретик права Л.С. Явич совершено справедливо написал, что «осуществление права — способ его бытия, существования, действия, выполнения им своей главной социальной функции. Право ничто, если его положения не находят своей реализации в деятельности людей и их организации, в общественных отношениях. Нельзя понять право, если отвлечься от механизма его реализации в жизни общества» 564.
Сущность и понятие действия права. Действие права это, прежде всего, комплексное социальное явление, отражающее «совокупный эффект» функционирования всей системы норм права, правовых институтов и учреждений, совокупности средств организации правового поведения субъектов права. В свою очередь, результатом действия права является формирование определенного порядка правового общения субъектов. Бесспорно, право потеряло бы всякий смысл, всякое позитивное социальное значение и ценность, если бы не проявляло себя как активное творческое начало, не формировало и не изменяло общественную среду, не определяло направление, формы и способы взаимодействия социальных субъектов 565.
Важно учитывать, что действие права отражает не только способность различных элементов правовой системы осуществлять нормативное воздействие на поведение участников общественных отношений, но и отражает сам процесс функционирования этих элементов. Именно от того насколько эффективно (неэффективно), системно (хаотично) и функционально (дисфункционально566) деятельность отдельных элементов и структур зависят, в конечном итоге, социальная ценность и полезность права как такового. В действии права можно выделить, таким образом,статическую и динамическую составляющую. Первая отражает сущностные качества самого права, т.е. информационные, ценностные, нормативные, социальные характеристики, являющиеся доминирующими в пределах определенного пространства и время, обусловливающие социальное взаимодействие и справедливый обмен, баланс жизненно важных интересов и потребностей, а также формы, методы и способы правомерного поведения субъектов. Вторая выражает процесс восприятия и творческого усвоения вышеназванных характеристик права, а также функционирование различных элементов и структур правовой системы, отдельных субъектов правоотношений по реализации права, формированию определенного образа правовой жизни общества.
В контексте соотношения статической и динамической характеристики действия права можно сказать, что «статика», особенно в романо-германской правовой семье, является необходимой составляющей для оценки справедливости и правомерности, разворачивающихся в обществе социальных процессов и явлений, а также качества, эффективности и легитимности правореализационной деятельности. Однако при этом следует иметь в виду, что не только статический срез действия права обусловливает динамический, но и, наоборот, с течением времени правовая практика подвергает коррекции саму статику, т.е. качественные характеристики права. Несмотря на то, что право является одним из самых консервативных, стабильных социально-нормативных регуляторов, «инструментом» общественной безопасности, можно с уверенностью констатировать, что в процессе своего действия оно «видоизменяется с течением времени и что юридический порядок данной страны находится в состоянии беспрестанной мутации» 567.
Таким образом, действие права – это качественная, деятельностнная характеристика всех элементов правовой системы общества по реализации информационной, ценностной, регулирующей и охранительной функций права, посредством определенных форм, методов и способов нормативно-регулирующего воздействия. Результатом реализации этих функций права, в контексте действия права, является не само поведение людей, а, прежде всего, достижения состояния упорядоченности и стабильности общественных отношений в полном соответствии с замыслом законодателя и ожиданиями адресатов правовых норм 568.
Кроме того в юридической литературе при обсуждении проблем действия права внимание акцентируют на трех моментах, а именно на праве сущем (должном), существующем (позитивном) и специфическом юридическом действии 569.
1. В первом аспекте, действие права анализируют как совокупность реализуемых и реализованных правовых возможностей, как то, что вошло в юридическую практику субъектов, так и то, что потенциально может войти в нее, оказывая определенное влияние на духовную область правовой жизни, прежде всего на восприятие права его адресатами. Например, Д.А. Керимов отмечает, что «первоначально правовая возможность возникает как предпосылка создания правового установления (правотворчество) – лишь первая стадия превращения возможности в действительность, поскольку вслед за этим наступает период действия самого права, регулирования соответствующего общественного отношения (правореализация)». Поэтому взаимодействие правовой действительности и возможности обеспечивает «проникновение в глубинные пласты сущности права, выявляются связи и зависимости развивающейся правовой системы, выясняются, в какой степени ее прошлое детерминирует настоящее, а настоящее – будущее» 570.
2. Во втором аспекте действие права анализируются как объективно существующие формы его выражения, как возможность возбудить у адресатов юридических норм позитивную правовую активность, используя механизм государственного принуждения. Отсюда утверждается, что действительность правовых норм, равно как и их должный характер (обязанность), «находится “в руках” государства» 571. В этом плане сила и действие права, обусловливаются обязанностью его предписаний, обеспечиваемых государством выступающей условием его мощи и действенности. Под действием права, отмечает в этом аспекта проф. С.С. Алексеев следует понимать «пути и формы влияния права на общественные отношения, а также способы реализации юридических норм в практической деятельности людей и общественных образований»572.
3. В третьем аспекте действие право представлено в контексте социально-правовых действий, характеризуемое тем как реализуются цели права, удовлетворяются потребности и интересы участников регулируемых правом отношений.
Действие права и реализация права. Достаточно часто действие права и его реализация, воплощение в жизнь рассматриваются как идентичные, тождественные категории. Конечно, следует согласиться, что данные термины являются близкими и взаимосвязаными, между ними существует определенная терминологическая связь, однако в своем содержании они не совпадают, уже даже исходя из этимологии слов «реализация» и «действие». Действие ориентирует исследователя, прежде всего, на функционирование чего-либо в определенное среде, для достижения определенных целей, а реализация – на перевод, воплощение чего-либо в существующую действительность. В этом плане следует согласиться с Д.А. Керимовым, что «действие права – это более широкое понятие, чем реализация правовых норм. В свою очередь реализация правовых норм – это более высокая ступень действия права» 573. Действительно, прав В.И. Гойман, когда отмечает, что из этого общетеоретического суждения следует сделать два важных вывода:во-первых, что действие права охватывает своим содержанием реализацию права (хотя впрочем, не всякое действие право связано с его реализацией); во-вторых, реализация права свидетельствует о качественном, результативном действии права, указывает на то, что фактические и юридические цели действия права достигнуты 574.
Таким образом, действие права связано с воплощением в жизнь функциональной направленности права, его информационной, ценностной, регулирующей и охранительной функций, на его преобразующую и организующую роль, а реализация права – с формами и способами реализации конкретных установлений, содержания нормативно-правовых актов, рассматриваемое в контексте достижения результативности действия права, выраженное в фактических правомерных действиях (правомерном поведении субъектов). Например, Ю.И. Гревцов связывает действие права не только с юридико-технической стороной этого процесса, сколько со способностью права изменять и направлять социальную жизнь общества, посредством различных элементов, институтов и структур правовой системы 575. В свою очередь реализация законов, как замечает Б.И. Сазонов определяет «совокупность операций по созданию правоотношений, через которые достигается должное поведение людей, должное состояние коммуникативных связей»576. По мнению А.В. Полякова действие права «представляет собой его системное функционирование», а реализация права при этом рассматривается автором как «часть этого механизма, включающая претворение возможностей, заложенных в правовой норме, в жизнь»577.
Действие права и правовое регулирование.Правовое регулирование также является частью, аспектом действия права. Оно представляет собой совокупность юридических средств, механизмов и институтов специально-юридического воздействия на поведение и взаимодействие субъектов, с целью вызвать, обусловить у последних общественно полезные или желательные действия. «Одновременно, – пишет по этому поводу В.И. Гойман, – это также деятельность по отбору, закреплению в предписаниях и передаче в практику юридических средств организации поведения и деятельности индивидов и коллективов, по внедрению в правовую систему специально-юридических механизмов обеспечения должного поведения, блокирования деструктивных форм его проявления и стимулирования конструктивной активности граждан и их организаций» 578.
Таким образом, правовое регулирование представляет часть механизма действия права, которая характеризует государственно-правовое воздействие права, посредством формирования определенного юридического инструментария (правового режима), на деятельность его адресатов.
Действие права и юридическая деятельность.Юридическая деятельность является составной частью действия права, выражает «субъективно-деятельностный» аспект его функционирования, поскольку отражает правомерную деятельность граждан, органов государственной власти и иных субъектов права, направленную на сохранение, воспроизводство либо совершенствование юридического механизма правового регулирования, в том числе его компонентов: механизмов правового регулирования, правореализационного процесса и государственного принуждения 579. В этом плане акцентируется внимание на конкретных действиях субъектов права, которые своим практическим поведением порождают определенные, юридически значимые результаты.
Главная особенность юридической деятельностисостоит в том, что она: во-первых, является осознанной и целенаправленной и, поэтому ее осуществляют только уполномоченные государственные органы и их должностные лица, а также дееспособные граждане и их организации, которые могут, например, осуществлять влияние на правотворческий процесс и т.п.; во-вторых, в отличие от правового поведения имеет ярко выраженный публично-правовой, официальный характер и часто оформляется в тех или иных актах-документах (нормативных, правоприменительных, интерпретационных) 580.
К субъектам данной деятельности относяткомпетентные государственные органы и их должностных лиц, а также граждан и их организаций. Поэтому принято выделять:
а) собственно юридическую деятельность государства, выраженную в правотворческой, информационной, правоприменительной, правоохранительной видах деятельности, а также деятельность в сфере социально-правого контроля. Юридическая деятельность граждан в данных сферах правовой активности государственных органов и должностных лиц подчинена волевым решениям органов государства и согласуется с ними. В этом измерении, как отмечает профессор В.М. Серых, деятельность граждан и различных институтов гражданского общества, лишенная собственных целей, выступает скорее объектом, чем субъектом юридической деятельности государства и не образует ее отдельного, относительно самостоятельного вида 581;
б) юридическая деятельность граждан и институтов гражданского общества представляется относительно самостоятельным видом только на стадии реализации норм частного права. Именно здесь граждане и их организации выступают в качестве самостоятельных и действенных субъектов, а государственные органы и должностные лица, наоборот, лишены здесь ведущей роли и осуществляют, как правило, функции социально-правового контроля, надзора за законностью в юридический деятельности граждан и общественных институтов.