Раздел III. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ
РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Глава 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22.1. Судьи и органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
Комментарий к статье 22.1
1. В положениях рассматриваемой нормы административного права устанавливается исчерпывающий перечень видов органов, наделенных полномочиями по рассмотрению предусмотренных законодательством об административных правонарушениях дел.
Главенствующее положение среди органов, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, занимают суды, включая суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Помимо дел по категориям, отнесенным к юрисдикции судов в соответствии с правилами исключительной подсудности, в полномочия судов входит рассмотрение иных дел об административных правонарушениях, за совершение которых санкцией статей предусмотрено назначение наказания в виде возмездного изъятия или конфискации предмета, явившегося орудием совершения или предметом административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, дисквалификации, административного приостановления деятельности.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, входящие в систему федеральных органов, созданных в целях реализации положений Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ.
Наиболее многочисленным видом органов, должностные лица которых уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, являются федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, осуществляющие мероприятия по государственному контролю и надзору.
Полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях наделены учреждения, относящиеся к уголовно-исполнительной системе, а также учреждения, осуществляющие государственный пробирный надзор.
К иным государственным органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести, в частности, пограничные органы, а также военные комиссариаты.
2. Положения гл. 23 КоАП РФ при определении органов, наделенных полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусматривают лишь указание отрасли государственного управления, в которой осуществляется надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства. Это связано с существующей динамикой изменения и реорганизации структуры федеральных органов исполнительной власти, которая определяется Президентом РФ в соответствии с положениями Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации". Вопрос о полномочиях органов и учреждений органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере наделения их полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях разрешается в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Статья 22.2. Полномочия должностных лиц
Комментарий к статье 22.2
1. Положениями комментируемой статьи предусмотрено право должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, учреждений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор), к компетенции которых отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, рассматривать такие дела единолично.
Должностные лица вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания лишь в пределах своих полномочий, определяемых в соответствии с перечнем отнесенных к их ведению дел, в пределах территории, подпадающей под их юрисдикцию.
К числу руководителей и заместителей федеральных органов исполнительной власти, государственных учреждений, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях от имени соответствующих органов, относятся руководители федеральных служб, начальники исправительных учреждений и таможен, начальники территориальных управлений отделов внутренних дел и их заместители.
К иным должностным лицам, осуществляющим надзорные или контрольные функции, относятся государственные инспекторы, государственные санитарные врачи, военные комиссары, контролеры-ревизоры, билетные контролеры, капитаны портов, капитаны судов и др.
2. Законодатель субъекта РФ вправе самостоятельно решать вопрос о перечне должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ и отнесенных к подведомственности органов исполнительной власти субъектов РФ и их учреждений.
В соответствии с ч. 7 комментируемой статьи объем прав должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, не ограничен в зависимости от занимаемой должности, за исключением оговоренных в КоАП РФ случаев.
Статья 22.3. Подведомственность дел об административных правонарушениях в случае упразднения, реорганизации или переименования органов (должностей должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях
Комментарий к статье 22.3
1. Под упразднением органа понимается его полная ликвидация, в результате которой осуществляемые им функции и полномочия переходят к другому органу в соответствии с вносимыми в КоАП РФ или соответствующий закон субъекта РФ необходимых изменений в сфере распределения полномочий по рассмотрению дел об административных правонарушениях. До внесения таких изменений дела, которые были подведомственны упраздненному органу, рассматривают судьи в пределах своих полномочий, установленных положениями законодательства о судебной системе РФ, с учетом разграничения подсудности, установленной в ст. 23.1 КоАП РФ.
Под преобразованием органа понимается изменение его организационно-правовой формы, вследствие которого все его функции и полномочия, а также комплекс связанных с ними прав и обязанностей переходят к вновь возникшему в результате этого процесса органу. В случае преобразования органа путем слияния или присоединения функции объединяемых органов переходят к вновь образуемому органу, а при преобразовании органа в форме разделения или выделения вопрос разделения полномочий определяется путем распределения их между созданными отдельными органами.
Понятие переподчинение органа подразумевает изменение его организационной подчиненности, без изменения его структуры, функций и объема полномочий.
2. До внесения в КоАП РФ или соответствующий закон субъекта РФ необходимых изменений и дополнений, вызванных преобразованием органов, дела об административных правонарушениях рассматривают органы или учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.
Изменение наименования органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях, не влечет изменение ранее установленные для него полномочий.
Вопрос о полномочиях должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях в случае изменения наименований их должностей разрешается аналогичным образом.