Глава 19. административные правонарушения
ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
Статья 19.1. Самоуправство
Комментарий к статье 19.1
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.
Под установленным порядком управления следует понимать определенную законодательно или на уровне локальных нормативно-правовых актов четко регламентированную процедуру осуществления процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения цели деятельности конкретной управленческой организации или структурной единицы.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то либо обращения потерпевшего, с условием непричинения при этом существенного вреда.
Следует отметить, что осуществляемые виновным лицом права могут быть как действительно принадлежащими ему в соответствии с должностным регламентом или занимаемой должностью, так и необоснованно предполагаемыми, например, когда лицо, занимая одну руководящую должность, приписывает себе распорядительные функции другого лица, осуществляющего управление смежной отраслью в одной и той же сфере деятельности одной структурной единицы - руководитель отдела бухгалтерского учета организации принимает на работу в свой отдел лицо, оформляет трудовую книжку и заключает с ним трудовой договор вместо начальника отдела кадров, не имея на то полномочий, но предполагая их наличие у себя в силу руководства специализированным отделом.
Отсутствие негативных последствий в виде существенности причиненного ущерба является признаком объективной стороны правонарушения, по которому проводится разграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ.
2. В качестве субъекта административной ответственности могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Статья 19.2. Умышленное повреждение или срыв печати (пломбы)
Комментарий к статье 19.2
1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления (подробнее см. комментарий к ст. 19.1 КоАП РФ).
Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий по физическому воздействию на печати - ручные печатные формы на каучуковой, резиновой и аналогичной основе, и пломбы в целях приведения их в состояние, препятствующее их использованию по назначению без восстановления, либо по удалению путем срыва оттисков печатей или пломб, установленных уполномоченными на то лицами.
Необходимо отметить, что объективную сторону могут составлять только действия по повреждению печати - приведению ее в такое состояние, когда становится невозможным использование ее оттиска по назначению.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется прямым умыслом.
Статья 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы
Комментарий к статье 19.3
1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудником милиции, органа уголовно-исполнительной системы, военнослужащим. Следует помнить о том, что в рамках комментируемой статьи речь идет исключительно о законных распоряжениях (требованиях), отданных в связи с исполнением должностными лицами обязанностей по охране общественного порядка в установленной законом форме.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой нормы права, заключается в неповиновении виновного лица законному распоряжению или требованию сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, ФМС, военнослужащего либо любого другого лица, которое в соответствии с законом исполняет обязанности по обеспечению безопасности и охране тюрем, изоляторов временного содержания и т.п. учреждений, направленному на поддержание в этих учреждениях установленного режима.
Административная ответственность по ч. 3 комментируемой статьи наступает, если указанные законные требование или распоряжение отданы сотрудником полиции, военнослужащим, должностным лицом органов Госнаркоконтроля России, органов ФМС или УФСИН.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают вменяемые граждане, достигшие 16-летнего возраста.
Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуется лишь прямым умыслом.
Статья 19.4. Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
Комментарий к статье 19.4
1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Объективная сторона данных составов правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, заключается в совершении виновным лицом действий по неповиновению законным распоряжениям (требованиям) должностных лиц, воспрепятствованию осуществления ими служебных обязанностей, доступу на объект проверки.
Применяя указанные признаки актов применения права к содержанию ст. 42 УК РФ, И.Э. Звечаровским обоснованно выделены следующие признаки приказа и распоряжения:
- это требование начальника к подчиненному;
- эти требования вытекают из отношений подчиненности и субординации между лицами и органами;
- эти требования носят властный характер и потому обеспечены принудительной юридической силой;
- эти требования предписывают выполнение каких-либо действий (или воздержание от них);
- эти требования облекаются в установленную форму и издаются начальником в пределах его компетенции.
Существует презумпция законности приказа или распоряжения, изданного в надлежащей форме лицом, обладающим на это правом, и адресованного лицу, обязанному подчиняться, что обусловлено требованиями исполнительской дисциплины, необходимыми для нормального существования общества и государства.
Законным является приказ, отданный надлежащим лицом в пределах его должностных обязанностей и в надлежащей форме. Надлежащим лицом является непосредственный начальник, руководящий служебной деятельностью подчиненного, а также вышестоящий начальник (в определенных случаях).
Законными приказ или распоряжение являются, если они касаются вопросов, находящихся в пределах компетенции данного начальника. Выход за пределы компетенции признается превышением должностных полномочий и потому считается незаконным. Такое превышение служебных полномочий может повлечь уголовную ответственность по ст. 286 УК РФ.
В ряде случаев законом или иными нормативными актами предписывается определенная форма приказа или распоряжения, например письменная или заверенная печатью. Устное распоряжение, если по закону требуется оформление его письменно, является незаконным и не должно выполняться. Нарушение формы отдачи приказа или распоряжения в экстремальных условиях должно рассматриваться по правилам о крайней необходимости.
Законный приказ должен не только предписывать достижение определенной цели, но и указывать на законные пути и средства выполнения приказа.
При этом необходимо соблюсти следующие условия: требование, изложенное в приказе либо в распоряжении, должно стать своевременно известно подчиненному, данное в письменной форме вступает в силу с момента его подписания, если иное не указано в тексте; в устной - как правило, после оглашения.
Разграничение составов административных правонарушений, предусмотренных отдельными частями комментируемой статьи, производится в зависимости от лиц, в отношении которых совершаются противоправные действия - должностных лиц органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), органов охраны континентального шельфа и органов охраны исключительной экономической зоны, членов международной инспекционной группы, осуществляющей свои функции на основании действующего для Российской Федерации международного договора, Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля
Комментарий к статье 19.4.1
1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления в сфере государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий, направленных на создание препятствий для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора)), органа муниципального контроля деятельности по проведению проверок, либо совершение действий, направленных на избежание проведения таких проверок.
Необходимо отметить, что обязанность виновного лица по соблюдению требований должностного лица касательно проведения проверки должна быть закреплена в установленном законом порядке.
Так, например, в силу ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель обязаны предоставить должностным лицам органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым ими грузам.
2. Согласно ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае если действия виновного лица, подпадающие под признаки правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, привели к невозможности проведения или окончания проверки должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их следует квалифицировать по ч. 2 данной нормы.
В качестве квалифицирующего признака, влекущего применение более строгого наказания по ч. 3 комментируемой нормы права, законодателем предусмотрена повторность совершения противоправного деяния, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, в течение одного календарного года с момента привлечения к административной ответственности.
Статья 19.5. Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль
Комментарий к статье 19.5
1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.
Объективная сторона данных составов правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания (постановления, решения, представления) об устранении нарушений законодательства, выявленных самостоятельно должностным лицом, вынесшим такое предписание, либо ставших ему известными в силу каких-либо обстоятельств.
Разграничение составов административных правонарушений, предусмотренных отдельными частями комментируемой статьи, производится в зависимости от лиц, вынесших такое законное предписание - должностных лиц органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), органа муниципального контроля, органа, уполномоченного в области экспортного контроля, федерального антимонопольного органа, органа регулирования естественных монополий, органа, осуществляющего контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, органа, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, Федеральной антимонопольной службы РФ, органа субъектов РФ, уполномоченных на осуществление ветеринарного надзора, органа ФСФР и т.д.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ с 1 января 2015 года комментируемая статья будет дополнена частью 23, которая будет предусматривать ответственность за невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в форме наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица и должностные лица.
Субъективная сторона анализируемых правонарушений характеризуются либо умыслом, либо неосторожной формой вины.
Следует обратить внимание на то, что в случае, когда постановление о назначении административного наказания признается незаконным в связи с фактическим отсутствием состава правонарушения (например, проверяющий ссылался на устаревшие нормы, а по новым нормам проверяемый субъект ничего не нарушил), предписание также может быть признано незаконным, так как, во-первых, оно является ненормативным правовым актом, а во-вторых, обоснование его незаконности полностью аналогично обоснованию незаконности постановления: нарушение отсутствует.
Однако возможна ситуация, в которой постановление о назначении административного наказания было признано недействительным только ввиду того, что должностное лицо контролирующего органа допустило грубые нарушения в ходе проверки. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных требований, не могут являться доказательствами совершения организациями административных правонарушений и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля или арбитражным судом. Вместе с тем указанные обстоятельства не влекут незаконности предписания, поскольку невыполнение требований, изложенных в предписании, образует отдельный состав административного правонарушения. Проверяемое лицо через некоторое время может быть привлечено к административной ответственности, ввиду того что контролирующие органы захотят проверить исполнение им предписания.
Статья 19.5.1. Неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму
Комментарий к статье 19.5.1
Комментируемая статья введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ и устанавливает ответственность за неисполнение решения коллегиального органа, координирующего и организующего деятельность по противодействию терроризму. Согласно Федеральному закону от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" по решению Президента Российской Федерации на федеральном уровне формируется коллегиальный орган, координирующий и организующий деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму. Функции указанного органа реализуются в соответствии с положением о нем, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Решения данного органа, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами. В целях обеспечения координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. Для реализации решений указанных органов могут издаваться акты (совместные акты) указанных органов, представители которых входят в состав соответствующего органа.
Статья 19.6. Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
Комментарий к статье 19.6
1. Под установленным порядком управления следует понимать систему политико-правовых институтов, обеспечивающих функционирование государственной власти.
Общественные отношения в этих сферах представляют собой объект рассматриваемого административного правонарушения.
Объективная сторона анализируемого деяния состоит в том, что виновный не принимает мер по законно вынесенному постановлению или представлению органа или должностного лица, рассмотревшего дело об административном правонарушении, направленных на устранение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. При этом такие условия и причины должны быть прямо указаны в постановлении или представлении.
Причинами, способствующими совершению административного правонарушения, является стремление лица удовлетворить или проявить свои интересы или потребности противоправным способом.
Под условиями, способствующими совершению административного правонарушения, понимаются природные, социальные или технические факторы, правонарушений напрямую не порождающие, но способствующие их совершению, а также негативные обстоятельства, оказывающие непосредственное влияние на причины правонарушений или формирующие их. При этом в качестве условий совершения административного правонарушения, влекущих привлечение к административной ответственности по рассматриваемой норме права, могут выступать только внешние условия, существующие вне самого человека.
Кроме того, от условий, способствующих совершению административного правонарушения, следует отличать поводы совершения административных правонарушений - отрицательные обстоятельства ситуативного характера, являющиеся толчком, побудительным стимулом для действия причины правонарушения.
2. Субъектом анализируемого правонарушения являются только должностные лица.
Субъективная сторона анализируемого правонарушения характеризуется либо умыслом, либо неосторожностью.
Статья 19.6.1. Несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле
Комментарий к статье 19.6.1
1. Объектом рассматриваемых административных правонарушений является установленный порядок управления.
Общие требования к порядку проведения проверок, полный перечень оснований для их проведения, а также процедуры их согласования предусмотрены Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
Именно указанный Федеральный закон в совокупности с ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок и основные требования к проведению государственного контроля (надзора), муниципального контроля соответствующих органов власти, законами субъектов РФ составляют систему законодательства о государственном надзоре (контроле), муниципальном контроле.
Объективная сторона данного состава правонарушения заключается в нарушении виновными лицами требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, регламентирующих проведение плановых и внеплановых проверок.
В качестве квалифицирующего признака, влекущего применение более строгого наказания, законодателем предусмотрена повторность совершения противоправного деяния, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, в течение одного календарного года с момента привлечения к административной ответственности либо грубое нарушение указанных требований Федерального закона, выразившееся в проведении проверки без распоряжения руководителя или заместителя руководителя данного органа или непредставлении акта о проведенной проверке.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта рассматриваемого административного правонарушения могут выступать только должностные лица федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), а также органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, перечень которых устанавливается законами субъектов РФ.
Статья 19.7. Непредставление сведений (информации)
Комментарий к статье 19.7
1. Комментируемая статья устанавливает общие основания административной ответственности за непредставление информации, необходимой для эффективного осуществления государственного управления. Такая ответственность наступает в случае:
- непредставления информации;
- несвоевременного представления информации;
- представление неполной информации;
- представление искаженной (недостоверной) информации.
Закон устанавливает два обязательных условия привлечения к административной ответственности:
- предоставление информации в государственный орган (должностному лицу) должно быть предусмотрено законом;
- представляемая информация необходима для обеспечения законной деятельности государственного органа (должностного лица).
Так, в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации, в отношении которых контрольно-счетные органы вправе осуществлять внешний государственный и муниципальный финансовый контроль, их должностные лица, а также территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и их структурные подразделения в установленные законами субъектов РФ сроки обязаны представлять в контрольно-счетные органы по их запросам информацию, документы и материалы, необходимые для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
2. Комментируемая статья содержит отсылки к иным статьям КоАП, устанавливающим административную ответственность за непредставление отдельных категорий информации, а также за непредставление информации в конкретные органы. В этом случае ответственность наступает по соответствующей статье, комментируемая статья не применяется.
Федеральным законом от 28.12.2013 N 415-ФЗ с 1 июля 2015 года абзац первый комментируемой статьи 19.7 после слов "статьей 6.16," будет дополнен словами "частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1".
Дела об административных правонарушениях, связанных с непредставлением информации, рассматриваются мировыми судьями (ст. 23.1 КоАП РФ).
Статья 19.7.1. Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов
Комментарий к статье 19.7.1
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с получением информации, необходимой для надлежащего государственного регулирования тарифов на товары, работы и услуги субъектов предпринимательской деятельности, в том числе субъектов естественных монополий, в целях недопущения установления ими монопольно высоких цен на продукцию (см. Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2013 по делу N А46-33341/2012).
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением (за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти), является Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). С целью реализации своих полномочий ФСТ России имеет право требовать от субъектов естественных монополий, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения в письменной и устной форме и иную информацию, необходимую для осуществления функций, предусмотренных федеральным законодательством о естественных монополиях в части определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам").
К органам, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, также относятся:
- орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ). К полномочиям такого органа относятся установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; осуществление контроля за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, а также органами местного самоуправления, осуществляющими переданные им полномочия в области регулирования тарифов (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ);
- орган регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении");
- в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ полномочия в области государственного регулирования тарифов в сфере электроэнергетики осуществляет Правительство РФ или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. В настоящее время эти функции выполняет ФСТ России;
- в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в роли которого, пока иное не установлено федеральным законом, выступает ФСТ России.
Отметим, что новые тенденции правового регулирования в сфере установления тарифов в настоящее время проявляются в сферах водоснабжения и теплоснабжения. Помимо создания системы государственных органов в сфере регулирования тарифов, отличных от ФСТ России, Федеральные законы от 07.12.2011 N 416-ФЗ и от 27.07.2010 N 190-ФЗ устанавливают обязанность участников правоотношений не представлять, а раскрывать информацию. Так, в соответствии с ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации, органы регулирования обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством РФ стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, органами регулирования.
2. Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации независимо от цели ее получения (Постановление Правительства РФ от 17.01.2013 N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения"). Таким образом, в указанных сферах субъекты обязаны не представлять информацию напрямую в государственные органы, о которых идет речь в комментируемой статье, а, к примеру, размещать ее в сети Интернет, обеспечивая доступ к ней в том числе и данным органам. Если трактовать комментируемую статью буквально, то нарушение стандартов раскрытия информации, а именно состава, порядка, сроков или периодичности предоставления информации (ч. 10 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ), не будет составлять административного правонарушения. Пробела в законодательном регулировании нет, поскольку к контрольно-надзорным полномочиям указанных органов в сфере получения информации, необходимой для установления, изменения, введения или отмены тарифов, является, в том числе контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации (см. ст. ст. 34, 35 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ), т.е. органы могут затребовать любую информацию, предусмотренную стандартами, в том числе отчеты по утвержденным формам. Однако здесь видится несовершенство юридической техники: целесообразно дополнить формулировку статьи словами "а также нарушение стандартов раскрытия информации, необходимой для установления, изменения, введения или отмены тарифов, если обязанность раскрытия информации установлена нормативными актами".
К нормативным актам, предусматривающим обязательность представления сведений, относятся в том числе запросы административных органов. В частности, такой вывод делается в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 N 17АП-9959/2013-АК по делу N А60-18083/2013 (см. подробнее: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2013 N 17АП-9959/2013-АК по делу N А60-18083/2013. "В удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.7.1 КоАП РФ за непредставление сведений в орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, судом отказано правомерно, поскольку состав административного правонарушения в действиях общества доказан").
Ответственность по ч. 1 комментируемой статьи наступает, если информация не была представлена в государственный орган или была представлена с нарушением сроков.
Привлечение к административной ответственности по ч. 2 наступает за предоставление заведомо недостоверных сведений. Это возможно, если привлекаемое лицо сознательно представило недостоверные сведения и ему было известно, что они таковыми являются.
Комментируемой статьей специально не урегулирован случай представления неполной информации, однако по общему смыслу законодательства об административной ответственности за непредставление информации такое деяние также образует состав административного правонарушения. Суды должны квалифицировать такое деяние по ч. 1 настоящей статьи, если информация является делимой, т.е. отсутствие части сведений не искажает остальных данных. Если определенные сведения не представлены с целью ввести уполномоченные органы в заблуждение при оценке представленной информации, ответственность должна наступать по ч. 2 ст. 19.7.1 <21>.
--------------------------------
<21> См. об этом: Амелин Р.В., Конобеевская И.М. Достоверность отрицательной информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления // Хозяйство и право. 2010. N 8. С. 95 - 99.
3. Состав настоящей статьи носит формальный характер.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают органы, уполномоченные в области государственного регулирования тарифов.
Статья 19.7.2. Непредставление информации или представление заведомо недостоверной информации в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Комментарий к статье 19.7.2
1. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд является Федеральная антимонопольная служба (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд").
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, которые не относятся к <