В сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
Статья 10.1. Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками
Комментарий к статье 10.1
1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления лицами и организациями деятельности, связанной с сельским хозяйством, лесным хозяйством, оборотом сельскохозяйственной продукции, фитосанитарной безопасностью.
Предметами противоправных посягательств в данном случае являются карантинные вредители, являющиеся объектами карантина, опасные и особо опасные вредители растений, возбудители болезней растений, находящиеся в самих растениях, их семенах, растительной продукции, сохраняющей их почве, сорные растения, произрастающие в посевах сельскохозяйственных культур, не включенные в списки карантинных растений, но причиняющие ущерб этим культурам.
Объективная сторона выражается в действиях (бездействии), нарушающих установленные законодательно правила борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Примером могут служить посев семян, зараженных болезнями, не прошедших соответствующую обработку, применение некачественных химических препаратов для борьбы с вредителями растений, неприменение надлежащих химикатов, уничтожающих сорные растения, непроведение мероприятий по их механическому удалению.
2. Субъективная сторона правонарушения - вина в формах умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушений могут выступать физические и юридические лица.
Статья 10.2. Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
Комментарий к статье 10.2
1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере осуществления лицами и организациями деятельности, связанной с сельским хозяйством, лесным хозяйством, оборотом сельскохозяйственной продукции, фитосанитарной безопасностью.
Общие правила ввоза на территорию России и вывоза с территории России продукции, грузов и материалов устанавливаются Федеральным законом от 15.07.2000 N 99-ФЗ "О карантине растений" и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Предметом правонарушения выступают вредители растений, сорняки, возбудители (патогены) болезней животных, растений, больные животные и т.п.
2. По объективной стороне состава правонарушение совершается путем действий, заключающихся в перемещении через Государственную границу РФ вредителей растений, сорняков, возбудителей болезней животных и растений, больных животных, а также в уклонении от ветеринарного или фитосанитарного контроля. Местом совершения правонарушения являются зоны таможенного контроля в пограничных морских и речных портах, аэропортах, железнодорожных станциях, других пунктах.
Объективная сторона нарушения правил вывоза подкарантинной продукции, грузов и материалов за пределы зон, в которых объявлен карантин, включает действие (бездействие), заключающееся в перемещении без согласия уполномоченного органа подкарантинных грузов из зон, объявленных под карантином. При этом необходимым условием для привлечения лица к ответственности является отсутствие (или непредъявление) сертификата, удостоверяющего отсутствие в грузах карантинных организмов, выдаваемого уполномоченными органами в местах отгрузки подкарантинных грузов.
3. Субъективная сторона правонарушения может выражаться в формах умысла или неосторожности.
Субъектами правонарушений могут выступать физические и юридические лица, должностные лица.
Статья 10.3. Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)
Комментарий к статье 10.3
1. Объектом рассматриваемого правонарушения выступают общественные отношения в области обращения подкарантинных продукции, грузов и материалов.
Предметом правонарушения являются включенные в перечни продукции, грузов и материалов (карантинных объектов) любые продукты животного или растительного происхождения, в отношении которых установлены специальные правила с целью недопущения распространения заболеваний людей, животных и растений, возбудителей этих заболеваний, в том числе сырье животного происхождения, фураж, биологические препараты, корма и кормовые добавки.
Объективная сторона состава правонарушения включает в себя действие или бездействие, состоящее в нарушении правил обращения подкарантинной продукции, грузов и материалов. Российское законодательство устанавливает нормы и требования ветеринарно-санитарной и фитосанитарной безопасности в сельском и лесном хозяйствах; в животноводстве, растениеводстве, садоводстве, в области переработки продуктов животноводства для пищевой промышленности, правила реализации и использования кожевенного сырья и т.д.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента совершения виновным лицом противоправных действий, охватываемых объективной стороной.
3. Субъективная сторона правонарушения может быть выражена только в форме умысла.
Субъектами правонарушений могут выступать физические и юридические лица, должностные лица.
Статья 10.4. Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов и мест хранения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
Комментарий к статье 10.4
1. Объектом административного правонарушения являются отношения, связанные с исполнением установленного порядка культивирования наркотикосодержащих растений в Российской Федерации.
Государственными унитарными предприятиями на основании выданных в установленном законом порядке разрешений выращиваются для промышленных, научных и медицинских целей некоторые сорта конопли и масличный мак, содержащие наркотические средства и запрещенные к культивированию на территории Российской Федерации.
Объективную сторону данного правонарушения составляет бездействие, выражающееся в непринятии должностными лицами, ответственными за охрану наркотикосодержащих растений и продуктов их переработки, мер к обеспечению установленного режима охраны посевов, мест хранения и переработки этих растений, а также мер по уничтожению пожнивных остатков и отходов производства, содержащих наркотические вещества, психотропные вещества или их прекурсоры.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента совершения противоправных действий, независимо от наступления в их результате негативных последствий.
2. С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Субъектами правонарушений являются должностные лица, ответственные в связи со своими служебными обязанностями за соблюдение установленного режима по охране посевов наркотикосодержащих растений, мест их хранения и переработки, а также за уничтожение пожнивных остатков и отходов производства. Такими должностными лицами могут быть как лица, занимающие соответствующие должности в государственных унитарных предприятиях, выращивающих наркотикосодержащие растения, так и сотрудники (работники) вневедомственной охраны МВД России или ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, непосредственно охраняющие указанные объекты.
Статья 10.5. Непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
Комментарий к статье 10.5
1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с установлением порядка культивирования наркотикосодержащих растений в Российской Федерации.
Административная ответственность предусматривается за непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень, а также дикорастущей конопли, культивирование которой в целях незаконного потребления или использования в незаконном обороте наркотических средств запрещено.
Объективную сторону данного правонарушения составляет непринятие землевладельцем или землепользователем мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень, и дикорастущей конопли после получения официального предписания уполномоченного органа. Обязательным элементом объективной стороны данного состава правонарушения выступает наличие предписания уполномоченного органа, поскольку только с момента истечения установленного в нем срока для принятия мер по уничтожению дикорастущих растений можно говорить о наступлении административной ответственности. В случае отсутствия такого предписания невозможно привлечение лица к административной ответственности по данной статье. Совершение рассматриваемого состава административного правонарушения возможно только в форме бездействия.
2. Субъектами правонарушения являются физические лица, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица либо юридические лица, являющиеся владельцами или пользователями земельного участка, где произрастают запрещенные к культивированию дикорастущие растения.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено только умышленно.
Статья 10.5.1. Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры
Комментарий к статье 10.5.1
1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с установлением порядка культивирования наркотикосодержащих растений в Российской Федерации.
Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения заключается в совершении виновным лицом сознательных действий, направленных на посев и выращивание растений, содержащих в себе наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
Обязательным условием для привлечения виновного лица к административной ответственности по данной статье является отсутствие в его действиях признаков состава преступления, предусмотренного ст. 231 УК РФ.
Разграничение уголовной и административной ответственности за культивирование наркотикосодержащих растений производится по размеру наркотических средств, содержащихся в этих растениях.
Перечень таких растений, порядок и способ определения размера содержащихся в них наркотических средств и прекурсоров определяется Перечнем растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2010 N 934.
2. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может выражаться только в форме умысла.
Субъектами административной ответственности могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, юридические лица.
Статья 10.6. Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил
Комментарий к статье 10.6
1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с охраной животного мира, обеспечением ветеринарной безопасности территории Российской Федерации, предотвращением заболеваний населения и иного вреда здоровью людей.
Объективная сторона правонарушения заключается в действиях (бездействии), направленных на оборот объектов животного мира без соблюдения установленных правил карантина и ветеринарно-санитарных правил. Примером может служить несвоевременное проведение мер по ликвидации очагов заболевания, совершение запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства, непроведение вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу и т.д.
Основным нормативным актом, устанавливающим ветеринарно-санитарные правила, является Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", кроме того эта сфера регламентируется принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, устанавливает ответственность за совершение действий, направленных на нарушение законодательно установленных правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
Перечень заразных и иных болезней, являющихся особо опасными, утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства России от 09.03.2011 N 62.
2. Субъектами правонарушения могут быть граждане, являющиеся владельцами животных, водители транспортных средств, работники и должностные лица животноводческих ферм, птицефабрик, мясокомбинатов и других предприятий по переработке продуктов животноводства, производству и хранению кормов и кормовых добавок, индивидуальные предприниматели, а также должностные лица органов ветеринарного надзора.
С субъективной стороны рассматриваемые правонарушения характеризуются умышленной и неосторожной формами вины.
Статья 10.7. Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных
Комментарий к статье 10.7
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере обращения со специфическим видом экологической информации. Адресатом могут являться названные в тексте статьи органы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору.
В качестве предмета рассматриваются такие виды информации, как:
- сведения о внезапном падеже животных - о случаях гибели отдельных животных или животных, содержащихся в одном хозяйстве, на небольшой территории;
- сведения об одновременных массовых заболеваниях животных.
Объективная сторона выражается в виде действий, направленных на утаивание указанных сведений, а также в форме бездействия в виде несвоевременного сообщения сведений о внезапном падеже или одновременном массовом заболевании животных с нарушением установленных сроков.
С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
2. Объектом второго состава правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в сфере ветеринарной безопасности и борьбы с эпизоотиями.
С объективной стороны данный состав характеризуется совершением действий (бездействия), выразившихся в принятии мер для локализации распространения заболеваний с нарушением установленных сроков, либо уклонение от проведения таких мер.
С субъективной стороны рассматриваемый состав характеризуется умыслом или неосторожностью.
3. В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
Статья 10.8. Нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства
Комментарий к статье 10.8
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в сфере производства и использования продукции животноводства.
Предметом противоправного посягательства являются животные и полученная из них продукция на любой стадии технологического процесса.
Объективная сторона правонарушения заключается в совершении запрещенных правилами действий по перевозке, содержанию и использованию животных и продуктов животноводства, непроведении вакцинации животных или ежеквартальных клинических осмотров крупного рогатого скота в порядке контроля за благополучием по лейкозу; реализации молока и молочных продуктов больных животных в свободной продаже; непроведении дезинфекционных работ в помещениях, где содержатся заболевшие животные и т.д.
2. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
Статья 10.9. Проведение мелиоративных работ с нарушением проекта
Комментарий к статье 10.9
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере проведения различных видов мелиоративных мероприятий как в целом, так и на отдельных этапах работ.
В качестве предмета противоправного посягательства выступает проект проведения мелиоративных работ и собственно мелиоративные работы.
Согласно положениям Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ мелиоративные работы (мероприятия) включают в себя проектирование, строительство, эксплуатацию и реконструкцию мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно-техническое обеспечение указанных работ.
Из диспозиции рассматриваемой нормы следует, что у виновного лица при осуществлении мелиоративных работ имеется соответствующий проект, утвержденный в установленном законом порядке.
Объективная сторона правонарушения представляет собой деяние в виде действий (бездействия): проведения мелиоративных работ с нарушением порядка строительства, эксплуатации и реконструкции мелиоративных систем, с отступлениями от проектной документации по видам, объемам, срокам, используемым материалам и технике, оборудованию при ведении строительных работ или реконструкции мелиоративных систем, непринятия мер по поддержанию мелиоративных систем в исправном состоянии, непроведения профилактических осмотров, ремонта, нарушения режима работы гидротехнических сооружений.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
Статья 10.10. Нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем
Комментарий к статье 10.10
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области охраны мелиоративных систем и отдельно взятых гидротехнических сооружений.
Общие правила эксплуатации мелиоративных земель устанавливаются Федеральным законом от 10.01.1996 N 4-ФЗ "О мелиорации земель", и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные правила эксплуатации мелиоративных систем и гидротехнических сооружений с учетом соблюдения принципа рациональности их использования.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента совершения противоправного деяния.
2. Конструкцией комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный материальный состав, устанавливающий административную ответственность за повреждение мелиоративной системы.
Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области охраны мелиоративных систем и отдельно взятых гидротехнических сооружений.
Объективная сторона правонарушения включает в себя действия по повреждению мелиоративных систем - приведению их в полную или частичную негодность, исключающую постоянно или временно их использование, последствия и причинную связь между ними.
Обязательным признаком данного состава правонарушения выступает наступление негативных последствий в виде приведения мелиоративной системы в непригодное для использования по назначению состояние.
Законодателем способ повреждения мелиоративных систем как обязательный признак субъективной стороны не указан.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.
3. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена административная ответственность за сооружение или эксплуатацию линий связи, линий электропередачи, трубопроводов, дорог или других объектов на мелиорируемых (мелиорированных) землях без согласования со специально уполномоченным государственным органом в области мелиорации земель.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области организации и ведения работ на мелиорируемых (мелиорированных) землях сельскохозяйственного назначения.
Объективная сторона состоит в бездействии, выразившемся в неполучении специального разрешения на ведение работ, если получение такого разрешения необходимо.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
Статья 10.11. Нарушение норм и правил ведения племенного животноводства
Комментарий к статье 10.11
1. Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности по племенному животноводству, охраной окружающей среды и животного мира.
Под племенным животноводством понимается разведение племенных животных, производство и использование племенного материала (продукции).
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением действий, направленных на реализацию племенной продукции (материала) юридическими и физическими лицами, не занятыми в сельскохозяйственном производстве либо не имеющими специального сертификата (свидетельства), связанных с осуществлением деятельности по племенному животноводству с использованием ненадлежащего оборудования, инструментов, технологий, биотехнологических методов, без соответствующей лицензии, с использованием семени, полученного от незарегистрированных животных, при отсутствии разрешения на искусственное осеменение животных или на проведение трансплантации эмбрионов.
Таким образом, объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения характеризует осуществление деятельности по племенному животноводству без соблюдения установленных законодательно норм и правил ведения такой деятельности.
2. Предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, является племенное сельскохозяйственное животное, имеющее документально подтвержденное происхождение, используемое для воспроизводства определенной породы и зарегистрированное в определенном порядке, обладающее племенной ценностью, означающей уровень его генетического потенциала и влияние такового на хозяйственно полезные признаки потомства.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением действий (бездействия), выражающихся в невнесении записей в государственную книгу племенных животных или в государственный племенной регистр, их искажение, внесение данных, затрудняющих идентификацию племенных животных и племенных стад, отсутствие сведений об их происхождении и хозяйственной ценности, внесение в книгу племенных животных, не подвергнутых мечению.
3. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
Статья 10.12. Нарушение правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян сельскохозяйственных растений
Комментарий к статье 10.12
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области семеноводства.
Предметом данного административного состава являются семена и части сельскохозяйственных растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена и др.), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений, обладающие сортовыми и посевными качествами.
2. С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется действиями (бездействием), состоящими в нарушении правил производства, заготовки, обработки, хранения, реализации, транспортировки и использования семян. Такие нарушения могут допускаться при использовании для производства семян, сортовые и посевные качества которых не соответствуют требованиям государственных стандартов, при заготовке для формирования федеральных фондов семян запасов семян сельскохозяйственных растений, не предназначенных для этих целей или не имеющих сертификатов, которые удостоверяют их сортовые и посевные качества, при реализации с нарушением правил оборотоспособности партий семян, при использовании семян, не прошедших сортового и (или) семенного контроля.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента совершения противоправного деяния.
3. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.
Статья 10.13. Нарушение правил ведения документации на семена сельскохозяйственных растений
Комментарий к статье 10.13
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области семеноводства.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения характеризуется совершением виновным лицом, на которое законом или решением уполномоченного органа федеральной исполнительной власти в области семеноводства возложено ведение такой документации, действий (бездействия), нарушающих правила ведения документации на семена сельскохозяйственных растений. В качестве таких нарушений может рассматриваться:
- несоблюдение сроков оформления документов о результатах сортового и семенного контроля;
- проведение иного, а не грунтового сортового контроля оригинальных, элитных, репродукционных семян;
- неправильное или с нарушением сроков оформление официальных документов о качестве семян, результатах их проверки на зараженность карантинными вредителями;
- неоформление сопроводительных документов с указанием наименования сорта растений каждой партии семян, их происхождения и качества при транспортировке партий семян и т.д.
2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выражается в совершении виновным лицом действий, заключающихся во включении данных, не отражающих совокупности признаков, характеризующих принадлежность семян к определенному сорту сельскохозяйственных растений, либо данных о том, что конкретная партия семян относится к другому сорту, либо ложной информации о пригодности семян для посева (посадки). Внесение недостоверных сведений может производиться путем прямой фальсификации, искажения, исправления данных семенного и иных видов контроля.
3. Субъектом данных составов административных правонарушений могут выступать граждане, должностные лица государственных семенных инспекций Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору России, юридические лица, аккредитованные на право определения посевных качеств семян сельскохозяйственных растений.
С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Статья 10.14. Нарушение порядка ввоза на территорию Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений
Комментарий к статье 10.14
1. Объектом правонарушения выступают общественные отношения в области семеноводства.
С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется совершением виновным лицом действий по ввозу на территорию Российской Федерации не соответствующих стандартам партий семян без соответствующих документов, а также с нарушением иных требований, предусмотренных законодательством РФ.
Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным и считается оконченным с момента совершения противоправного деяния.
2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане, юридические лица и должностные лица.