В промышленности, строительстве и энергетике

Статья 9.1. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов

Комментарий к статье 9.1

1. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов. В составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается декларация промышленной безопасности.

Предметом правонарушений, предусмотренных ч. 1 статьи, являются опасные производственные объекты. К их числу относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты.

Объективная сторона указанных правонарушений состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также утвержденными в соответствии с ними нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих промышленную безопасность. Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия. Наступления последствий не требуется.

2. Предметом правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение (взрыв) с выделением тепла и образованием газов.

Объективная сторона правонарушения состоит в действии или бездействии, повлекшем нарушение требований промышленной безопасности при обращении с взрывчатыми веществами, которые касаются их получения, использования, переработки, хранения, транспортировки, уничтожения и учета на опасных производственных объектах.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в грубом нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Понятие грубого нарушения должно быть установлено Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

3. Субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Следует отметить, что положения ч. 1 ст. 9.1 признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (Постановление Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П).

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

Статья 9.2. Нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленных законодательством Российской Федерации

Комментарий к статье 9.2

1. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий, систематический анализ причин снижения безопасности гидротехнического сооружения и т.п.

Объектом правонарушений являются общественные отношения в сфере функционирования гидротехнических сооружений (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, тоннели; каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов).

Объективная сторона правонарушения состоит в нарушении норм и правил безопасности при проектировании, строительстве, приемке, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации либо выводе из эксплуатации гидротехнического сооружения как путем активных действий, так и в форме бездействия.

2. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица.

Статья 9.3. Нарушение правил или норм эксплуатации тракторов, самоходных, дорожно-строительных и иных машин и оборудования

Комментарий к статье 9.3

1. Объектом правонарушения является безопасность использования машинооборудования, надзор за техническим состоянием которых осуществляют специально уполномоченные органы, для жизни, здоровья людей, имущества и для окружающей природной среды. Предметом данного правонарушения являются тракторы, самоходные, дорожно-строительные машины, прицепы к ним, а в агропромышленном комплексе, помимо этой техники, - и иное оборудование.

С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит в нарушении обеспечивающих безопасность людей, имущества и окружающей природной среды правил эксплуатации соответствующей техники. Такое нарушение может быть совершено путем активных действий, а также путем бездействия, когда виновный не исполняет обязанности, возложенные на него правилами эксплуатации указанной техники.

2. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Субъекты правонарушения - граждане, управляющие тракторами, иными машинами либо работающие с соответствующим оборудованием, а также должностные лица, ответственные за эксплуатацию этой техники.

Статья 9.4. Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)

Комментарий к статье 9.4

1. Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются отношения, связанные с соблюдением требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в несоблюдении требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий). Следует отметить, что ответственность по ч. 1 комментируемой статьи наступает лишь в случаях, когда нарушение требований нормативных документов не затрагивает конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства и (или) их частей, а также безопасность строительных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Во всех иных случаях действия виновных лиц будут образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

Субъектом ответственности могут быть как граждане и должностные лица, так и индивидуальные предприниматели и юридические лица.

С субъективной стороны правонарушения характеризуются только умышленной виной.

Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию

Комментарий к статье 9.5

1. Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является установленный государством порядок строительства зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, в том числе жилых зданий, а также объектов индивидуального строительства, приемки и ввода указанных объектов строительства в эксплуатацию.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении действий по строительству объекта без соответствующего разрешения.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных правил приемки и ввода объектов в эксплуатацию.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 данной статьи, состоит в несоблюдении должностными лицами органов местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство, а органами архитектуры и градостроительства - архитектурно-планировочных заданий.

2. Субъектами правонарушений могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, характеризуются умышленной виной.

Статья 9.5.1. Выполнение инженерных изысканий, подготовка проектной документации, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без свидетельства о допуске к соответствующим видам работ или с нарушением минимально необходимых требований к выдаче свидетельств о допуске к соответствующим видам работ

Комментарий к статье 9.5.1

1. Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере капитального строительства.

Объективная сторона состоит в невыполнении или отступлении от утвержденных саморегулируемой организацией норм и правил, отраженных в свидетельстве о допуске к конкретному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также в отсутствии свидетельства о допуске к таким работам. В комментируемой статье речь идет о производстве работ по подготовке проектной документации, строительству и других, перечень которых приведен в ч. 1 статьи, без свидетельства о допуске к конкретному виду работ, если такой документ является обязательным (ч. 1), а также о несоблюдении при выполнении соответствующего вида работ необходимых требований к выдаче свидетельства и о допуске к работам (ч. 2).

Квалифицированный состав, предусмотренный ч. 3 комментируемой статьи, устанавливает ответственность за повторное совершение в течение одного календарного года с момента первого привлечения к административной ответственности аналогичного административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 2 рассматриваемой нормы.

2. Субъектом административной ответственности по данной статье может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, деятельность которых связана с капитальным строительством.

С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются умышленной формой вины.

Статья 9.6. Нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ

Комментарий к статье 9.6

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются отношения, связанные с функционированием объектов, использующих атомную энергию. К их числу относятся ядерные установки, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловыделяющая сборка ядерного реактора, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора, ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 1 данной статьи, состоит в несоблюдении установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, а также нормативными техническими документами условий, запретов, ограничений и других обязательных требований, обеспечивающих безопасность при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии, в том числе осуществление такой деятельности без разрешения (лицензии), выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, либо с нарушением предусмотренных разрешением условий.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, состоит в несоблюдении установленного порядка учета ядерных материалов или радиоактивных веществ и необеспечении контроля за соблюдением правил их хранения и использования. Органами управления системы учета и контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ являются:

- на федеральном уровне - Федеральное агентство по атомной энергии;

- на региональном уровне - органы исполнительной власти субъектов РФ;

- на ведомственном уровне - федеральные органы исполнительной власти и Российская академия наук, имеющие подведомственные организации, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.

2. С субъективной стороны правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектом предусмотренных данной статьей правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, виновные в несоблюдении норм и правил при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии.

Статья 9.7. Повреждение электрических сетей

Комментарий к статье 9.7

1. Объектом рассматриваемого административного состава правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением энергетической безопасности, нормальной и бесперебойной эксплуатации электрических сетей напряжением до 1000 и свыше вольт.

Объективная сторона правонарушения заключается в повреждении электрических сетей, которое могло вызвать или вызвало перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией и причинение ущерба гражданам и юридическим лицам. Однако административная ответственность по данной статье возможна, если установлен только факт повреждения электрических сетей и не наступили какие-либо вредные последствия.

Под электрическими сетями напряжением свыше 1000 вольт понимаются подстанции, распределительные устройства, токопроводы, воздушные линии электропередачи, надземные и подземные кабельные линии электропередачи и относящиеся к ним сооружения.

2. Субъективная сторона правонарушений характеризуется, как правило, неосторожностью. При этом следует отметить, что уничтожение или повреждение связанного с эксплуатацией электросетей иного имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности, влечет уголовную ответственность по ст. 168 УК РФ.

Субъектом рассматриваемых правонарушений являются граждане, должностные лица и юридические лица, отвечающие за производство работ, приведших к повреждению электрических сетей.

Статья 9.8. Нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт

Комментарий к статье 9.8

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения энергетической безопасности, нормальной и бесперебойной эксплуатации электрических сетей, прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Объективная сторона правонарушения заключается в повреждении электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, которое могло вызвать или вызвало перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией и причинение ущерба гражданам и юридическим лицам. Обязательным признаком объективной стороны является наступление негативных последствий в виде возникновения опасности перерыва или фактический перерыв в обеспечении потребителей электрической энергией.

2. С субъективной стороны административное правонарушение характеризуется умышленной или неосторожной формами вины.

Субъектами рассматриваемого состава административного правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица.

Статья 9.9. Ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов

Комментарий к статье 9.9

1. Объектом противоправного посягательства являются безопасность эксплуатации объектов энергетики, установленный порядок управления топливно-энергетическим комплексом.

Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений представляет собой действия или бездействие, связанные с нарушением установленного разрешительного порядка ввода в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов.

2. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в форме умысла.

Субъектами административных правонарушений являются должностные лица, ответственные за получение разрешений на ввод в эксплуатацию объектов энергетики в установленном порядке, а также индивидуальные предприниматели и юридические лица, нарушившие обязательные для исполнения правила эксплуатации объектов ТЭК.

Статья 9.10. Повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности

Комментарий к статье 9.10

1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность эксплуатации тепловых сетей и топливопроводов, а также жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества, поскольку повреждения, в частности нефтепроводов, газопроводов, могут повлечь пожар, взрыв, гибель людей и другие тяжкие последствия.

Объективная сторона рассматриваемых правонарушений выражается в повреждении тепловых сетей, топливопроводов и их оборудования. Под повреждением в данном случае понимается приведение их в частичную непригодность. В результате повреждения названных в диспозиции комментируемой статьи объектов они утрачивают часть своего целевого назначения, перестают соответствовать требованиям надежности их эксплуатации, установленных правилами безопасности нефтегазотопливной энергетики. Для привлечения к административной ответственности достаточно установления факта повреждения объекта либо оборудования. Наличие или отсутствие негативных последствий противоправных действий на квалификацию деяния не влияют. Таким образом, указанный состав административного правонарушения является формальным.

2. Субъектами рассматриваемых правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.

Субъективная сторона административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, характеризуется неосторожностью.

Следует отметить, что в случае наступления общественно опасных последствий в результате совершения виновным лицом указанных противоправных действий совершенное им деяние будет подпадать под состав преступления, предусмотренного УК РФ.

Статья 9.11. Нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки

Комментарий к статье 9.11

1. Объектом противоправного посягательства, предусмотренного комментируемой статьей, является безопасность эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, а также жизнь и здоровье граждан, сохранность имущества.

Объективная сторона рассматриваемых административных правонарушений характеризуется действиями, нарушающими установленные нормы и правила пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

2. Субъектами административных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, а также юридические лица.

Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может выражаться в форме как умысла, так и неосторожности.

Статья 9.12. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ.

Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур

Комментарий к статье 9.13

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения в области обеспечения доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры.

Предметом посягательства выступают права инвалидов на социальную реабилитацию и достижение ими равных с другими гражданами возможностей в реализации конституционных и других прав.

Исходя из смысла положений ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" к объектам инженерной и социальной инфраструктур относятся жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.

К объектам транспортной инфраструктуры относятся: все виды транспорта; здания, строения, сооружения, организации, обеспечивающие оказание транспортных услуг; транспортное оборудование и устройства; средства связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Объективная сторона правонарушения заключается в уклонении должностного или юридического лица от выполнения установленных законом обязанностей по соблюдению требований законодательства, обеспечивающих доступность названных объектов. Состав этого правонарушения могут образовывать как бездействие, так и действия, нарушающие такие требования.

2. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Административную ответственность в соответствии с настоящей статьей несут юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, в обязанности которых входит создание условий, обеспечивающих инвалидам доступ к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также руководители названных организаций, иные должностные лица, ответственные за исполнение указанных требований.

Статья 9.14. Отказ от производства транспортных средств общего пользования, приспособленных для использования инвалидами

Комментарий к статье 9.14

1. Под транспортными средствами общего (общественного) пользования понимаются виды транспортных средств, предназначенные для массовых перевозок пассажиров (автобусы, троллейбусы, трамваи, вагоны электро- и дизель-поездов, метрополитена, суда морского и речного флота, самолеты гражданской авиации). В соответствии с требованиями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ такие транспортные средства должны оснащаться специальными дверьми, техническими подъемными устройствами для посадки инвалидов на креслах-колясках, площадками, сиденьями, устройствами фиксации и крепежа, специальными поручнями и другим оборудованием, обеспечивающим размещение и передвижение инвалидов внутри транспортного средства. Кроме того, в них должны предусматриваться багажные отделения для хранения кресел-колясок и тележек, а также специальные средства звуковой и световой сигнализации, иные ориентирующие устройства.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения в области обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур. Непосредственный предмет посягательства - право инвалидов на доступ к транспортным средствам общего пользования.

Объективная сторона правонарушения заключается в отказе изготовителя выполнять установленную законом обязанность по постановке на производство транспортных средств общего пользования, приспособленных для перевозки инвалидов, выраженном в бездействии - непринятии им мер, направленных на исполнение данного требования законодательства, или в действиях, нарушающих данные требования.

2. С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, характеризуется прямым умыслом.

Субъектами являются юридические лица - организации машиностроительного комплекса независимо от организационно-правовых форм. К ним относятся унитарные, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества и др. Административную ответственность за совершение данного правонарушения несут также организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения.

Статья 9.15. Нарушение стандартов раскрытия информации субъектами оптового рынка электрической энергии и мощности, розничных рынков электрической энергии

Комментарий к статье 9.15

1. Объектом рассматриваемого состава административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере обеспечения энергетической безопасности, нормальной эксплуатации электрических сетей, прав граждан и юридических лиц на получение информации о деятельности субъектов рынка электрической энергии и мощности.

Постановлением Правительства РФ от 21.01.2004 N 24 утверждены Стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, обязательные для соблюдения субъектами оптового и розничного рынков электрической энергии и мощности при опубликовании информации в печатных изданиях.

Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия указанных субъектов, нарушающие установленные указанными стандартами порядок и способы опубликования информации в печатных изданиях или электронных средствах массовой информации, предоставления информации по запросам, либо опубликование и предоставление такой информации с нарушением установленного стандартами срока. Следует отметить, что опубликование должно производиться в печатных и электронных средствах массовой информации, определенных положениями федеральных законов и законов субъектов РФ в качестве источников информации о деятельности субъектов оптового и розничных рынков электрической энергии.

2. С субъективной стороны указанные действия могут характеризоваться умышленной либо неосторожной (в виде небрежности) формами вины.

Субъектами административной ответственности по данному составу административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица, осуществляющие деятельность на оптовом или розничном рынках электрической энергии и мощности.

Статья 9.16. Нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Комментарий к статье 9.16

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения в сфере энергосбережения.

Объективная сторона правонарушения выражается в совершении виновным лицом альтернативных действий - производства (выпуска) либо экспорта на территорию России товара с нарушением установленных требований обязательного указания информации об энергетической эффективности в технической документации либо маркировке или этикетке. Кроме того, объективную сторону могут также составлять действия, нарушающие каким-либо иным способом установленные правила доведения до сведения потребителей информации об энергетической эффективности товара.

2. Квалифицированный состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, устанавливает повышенную ответственность за совершение аналогичного правонарушения в отношении товара, для которого указание сведений о его энергетической эффективности является обязательным условием для допуска к реализации и эксплуатации на территории Российской Федерации.

3. В ч. 3 рассматриваемой статьи предусмотрена административная ответственность за нарушение при выполнении работ по проектированию, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства требований энергетической эффективности к оснащению и оборудованию этих объектов требуемыми приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения может выражаться в формах как умысла, так и неосторожности.

Субъектами административной ответственности являются должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица.

4. В ч. 4 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за совершение противоправных действий, предусмотренных ч. 3 рассматриваемой нормы, специальными субъектами - лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов.

5. Также в ч. 5 установлена специальная ответственность для указанных лиц за нарушение (умышленное или неосторожное) законодательно установленных требований о разработке и доведении до сведения собственников помещений в многоквартирных домах предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в многоквартирных домах.

6. Положениями ч. ч. 6 - 12 комментируемой статьи устанавливается административная ответственность за совершение аналогичных правонарушений в сфере энергетической эффективности приборов учета используемых энергетических ресурсов специальными субъектами, осуществляющими соответствующую деятельность строительства и обслуживания жилых и нежилых зданий и сооружений, а также собственников таких помещений.

Статья 9.17. Нарушение нормативов запасов топлива, порядка создания и использования тепловыми электростанциями запасов топлива

Комментарий к статье 9.17

1. Объектом рассматриваемого административного состава являются общественные отношения в сфере, касающейся взаимоотношений производящих и потребляющих энергоресурсы субъектов.

Предметом административного правонарушения выступают нормативы запаса топлива, нормативно установленный порядок их формирования и потребления.

Законодателем определено, что стоимость топлива, потребленного свыше установленных нормативов, рассчитывается исходя из цены такого топлива, учтенной федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования цен при установлении цен на электрическую энергию или тепловую энергию. А в случаях, если такие цены не подлежат государственному регулированию, цена топлива устанавливается исходя из рыночной цены данного вида топлива, определяемой в соответствии с официальными источниками информации о рыночных ценах.

Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения заключается в совершении субъектами состава действий, нарушающих установленные действующим законодательством нормативы запаса топлива, либо нормативно закрепленного порядка формирования и потребления тепловыми электростанциями существующих запасов топлива.

2. Рассматриваемым составом административного правонарушения в качестве субъекта ответственности предусматриваются должностные лица и юридические лица, являющиеся собственниками либо законными владельцами тепловых электростанций, производящих электрическую или тепловую энергию для потребителей.

Субъективная сторона административного правонарушения может быть выражена в формах умысла или неосторожности.

Статья 9.18. Нарушение порядка вывода объектов электроэнергетики в ремонт

Комментарий к статье 9.18

1. Объектом рассматриваемого административного состава являются общественные отношения в сфере энергопотребления и энергоснабжения, возникающие между производящими и потребляющими энергоресурсы субъектами.

Порядок вывода объектов по производству электрической энергии или объектов электросетевого хозяйства в ремонт определяется Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и Правилами вывода объектов электроэнергетики в ремонт и из эксплуатации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.07.2007 N 484.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в несоблюдении виновными лицами установленного законом порядка вывода объектов электроэнергетики из эксплуатации для производства их ремонта. Обязательным признаком объективной стороны является наступление негативных последствий совершенных субъектом действий в виде полного или частичного ограничения режима потребления электрической или тепловой энергии потребителями, при этом такие последствия должны наблюдаться не менее чем в течение трех календарных дней.

2. Субъектами административного правонарушения выступают должностные лица и юридические лица, являющиеся собственниками или иными законными владельцами объектов по производству электрической энергии или объектов электросетевого хозяйства.

Субъективная сторона административного правонарушения может быть выражена в формах умысла или неосторожности.

Статья 9.19. Несоблюдение требований об обязательном страховании граждан<

Наши рекомендации