В области охраны собственности
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Комментарий к статье 7.1
1. Под самовольным захватом земли понимается безосновательное, совершенное без наличия каких-либо надлежащим образом оформленных разрешительных документов занятие участка земли путем размещения на нем принадлежащего виновному лицу имущества либо разработки данного земельного участка в личных целях этого лица.
Введение в КоАП РФ рассматриваемого состава административного правонарушения обусловлено необходимостью обеспечения защиты правоотношений, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками, а также обеспечения неприкосновенности права собственности на данные объекты недвижимости.
В комментируемой статье рассматриваются два самостоятельных формальных состава административного правонарушения, различающиеся по объективной стороне и противоправности деяния.
Целью введения комментируемой статьи в КоАП РФ является обеспечение защиты права государственной, муниципальной и частной собственности на земельные участки, обеспечение установленного действующим законодательством порядка пользования, владения и распоряжения ими.
2. Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.
Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.
Объектом рассматриваемого правонарушения, предусматривающего административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
В качестве предмета рассматриваемого состава административного правонарушения можно обозначить земли и составляющие их земельные участки, то есть части поверхности земли, включая покрывающий их почвенный слой. Границы таких земельных участков обязательно должны быть определены и закреплены в установленном законом порядке путем проведения необходимой процедуры государственной регистрации.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.
В качестве таких действий могут рассматриваться два вида действий:
- самовольное занятие земельного участка, выражающееся в размещении на нем каких-либо сооружений, строений, в возведении ограждений, иных препятствий для затруднения доступа к данному участку лиц, имеющих законное право на владение, пользование или распоряжение им;
- использование земельного участка путем его засевания сельскохозяйственными, однолетними или многолетними, а также иными видами растений, разведения в плодородном слое бактериально обогащенных культур и т.п.
По объективной стороне можно провести разграничение двух самостоятельных составов, отличающихся по признакам противоправности деяния:
- занятие и использование земельного участка в случае отсутствия документов, подтверждающих право пользования, владения или распоряжения данным земельным участком. В соответствии с положениями, закрепленными в Постановлении Правительства РФ от 30.06.2006 N 404, правоустанавливающими документами на земельный участок являются:
копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления;
кадастровый план земельного участка;
иные документы, подтверждающие предоставление земельного участка данному субъекту, либо выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, в случаях, установленных федеральными законами, в этот перечень могут быть включены и другие правоустанавливающие документы;
- занятие и использование земельного участка при отсутствии документов, предоставляющих право на осуществление хозяйственной деятельности в пределах границ такого земельного участка, то есть ведение на нем работ, которые целиком либо в какой-то конкретной части требуют оформленного в установленном законом порядке разрешения на их осуществление (например, ведение строительства многоквартирного дома на земельном участке без специального разрешения на осуществление строительной деятельности и без отнесения занимаемого строительством земельного участка к необходимой категории земель).
3. Совершение рассматриваемых составов административных правонарушений возможно только в умышленной форме, поскольку неосторожная форма вины совершения подобных деяний не может образовать состав правонарушения и повлечь за собой наложение административной ответственности. Таким образом, субъективная сторона правонарушения устанавливается только в форме умысла.
В санкции комментируемой статьи КоАП РФ предусмотрен общий субъект рассматриваемого состава административного правонарушения.
Так, к административной ответственности могут быть привлечены:
- физические лица - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
- должностные лица - лица на постоянной или временной основе либо в соответствии со специальными возложенными на них полномочиями осуществляющие полномочия представителей власти, наделенные в установленном действующим законодательством порядке распорядительными функциями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, или выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные полномочия в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (подробнее см. комментарий к ст. 2.4 КоАП РФ);
- юридические лица - организации, имеющие в собственности, хозяйственном ведении либо оперативном управлении выделенное имущество, отвечающие данным имуществом по своим обязательствам и действующие от своего имени в гражданско-правовых и иных правоотношениях.
Санкция рассматриваемой статьи предусматривает единственно возможный вид наказания - административный штраф, размер которого установлен отдельно для каждой категории субъектов рассматриваемого состава административного правонарушения.
4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность за самовольное занятие земельного участка, отнесено к компетенции органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Вместе с тем, если указанным правонарушением нарушены права на участки земель лесного фонда и земель, не входящих в состав лесного фонда, рассмотрение административных дел может осуществляться только должностными лицами органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда.
Статья 7.2. Уничтожение или повреждение специальных знаков
Комментарий к статье 7.2
1. Целью введения комментируемой статьи в состав КоАП РФ является в первую очередь охрана права собственности на землю независимо от формы такого права (частной, муниципальной, государственной). Кроме того, в рассматриваемых составах административного правонарушения, предусмотренных данной статьей, в качестве еще одной цели предусматривается обеспечение защиты от уничтожения или повреждения информационных знаков, средств наблюдения и контроля за состоянием природных объектов.
В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения за уничтожение специальных знаков выступают общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, составляющими их отдельно взятыми участками, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли.
Правонарушение, предусматриваемое ч. 1 комментируемой статьи, устанавливает административную ответственность за уничтожение межевых знаков границ земельных участков. Указанный состав административного правонарушения является материальным, т.е. ответственность за его совершение возникает с момента наступления общественно опасных негативных последствий.
Устанавливаемые по итогам определения на местности, а также в результате юридического оформления границ отведенного землепользования знаки межевания, используемые также при осуществлении деятельности по мониторингу земель, выступают в качестве предмета данного состава административного правонарушения.
2. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, осуществляется только в форме действия, которое может выражаться в разрушении межевого знака путем его выкапывания, распиливания, совершения иных активных действий, направленных на разрушение такого знака.
При совершении рассматриваемого административного правонарушения субъективная сторона может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Законодатель оформил состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, в виде альтернативных признаков предмета правонарушения в зависимости от области правоотношений (водопользование, недропользование, лесопользование, охрана животного мира и т.п.).
Следовательно, предмет правонарушения может быть обозначен различными терминами, используемыми в этих сферах.
Объективная сторона правонарушения может быть выражена только в виде действий, направленных на уничтожение или повреждение ограничительных обозначений или указанной в них информации, препятствующих определению границ участков, их контролю или учету.
В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрена ответственность за повреждение или уничтожение пунктов государственных геодезических сетей и стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды, при этом установлен специальный способ их уничтожения путем сноса, рассматриваемый как дополнительный признак объективной стороны. Также в данной части установлена ответственность за нарушение режима охранной зоны стационарного пункта наблюдения.
Совершение административных правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, возможно как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
При этом субъектами правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица, обладающие правами на владение, пользование и распоряжение земельными участками, на которых располагаются указанные пункты государственных геодезических сетей либо стационарные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды и ее загрязнением.
В ч. 4 комментируемой статьи введена административная ответственность за два самостоятельных состава, являющихся формальными, т.е. состоявшимися независимо от наступления негативных последствий. Одним из таких составов является неуведомление о действиях, направленных на снос пунктов государственных геодезических сетей и стационарных пунктов наблюдения за состоянием окружающей среды. Данный состав административного правонарушения может быть совершен только в форме бездействия, т.е. несообщения, сокрытия указанной информации. Второй состав административного правонарушения состоит в отказе в предоставлении подъезда или прохода к наблюдательным геодезическим и гидрометеорологическим пунктам для проведения на них соответствующих работ. Такой отказ может быть выражен как в письменном, так и в устном виде, но в обязательном порядке должен являться незаконным, то есть на субъект правонарушения нормативно-правовым актом должны быть возложены обязанности по обеспечению возможности доступа к указанным объектам.
Состав правонарушения может быть совершен как действием, так и бездействием, но только с умышленной формой вины.
Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований, утвержденных в установленном порядке технических проектов
Комментарий к статье 7.3
1. Из положений Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" следует, что под недрами понимается часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, независимо от их разведанности и изученности, ценности или малозначительности, использования, являются государственной собственностью.
Положением о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293, определены порядок проведения указанного контроля, осуществляющие этот контроль органы, их права, обязанности и порядок работы.
В качестве объекта рассматриваемого состава административного правонарушения комментируемой статьей предусмотрены правоотношения, связанные с реализацией при недропользовании права государственной собственности на недра, которые могут быть переданы в пользование предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан на основании лицензий, выданных в соответствии со ст. 10.1 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1.
В зависимости от вида использования недр могут быть выданы лицензии для геологического изучения недр, добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
При этом полученное на основании лицензии право пользования недрами не может передаваться каким-либо иным третьим лицам.
2. Исходя из установленного законодательством ограниченного доступа к использованию недр объективная сторона рассматриваемого правонарушения может быть выражена действиями путем пользования недрами без наличия соответствующей лицензии либо пользования недрами с нарушением установленных лицензией требований.
Использование земных недр без наличия лицензии в случае выявления таких случаев должно быть прекращено без возмещения каких-либо затрат, произведенных субъектом правонарушения за время осуществления такой деятельности.
Во втором случае под пользованием недрами с нарушением установленных лицензией условий необходимо понимать изменение целей работ, связанных с таким пользованием недрами, несоблюдение сроков и границ использования земельного участка, где расположены недра, и т.п.
3. Как в других составах административных правонарушений, включенных в рассматриваемую главу, субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица. Вместе с тем к административной ответственности за пользование земными недрами без получения специального разрешения (лицензии) могут быть привлечены не только граждане РФ, но и иностранные граждане, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица.
В случаях привлечения к административной ответственности за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование земными недрами, субъектами данного состава могут быть только лица, которым в установленном законом порядке были выданы специальные разрешения на осуществление недропользования. Данное ограничение основано на положениях ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1.
Субъективная сторона состава административного правонарушения - осуществление недропользования без наличия специального разрешения - может быть выражена только в форме умысла. Осуществление деятельности с нарушением условий, установленных лицензией, будет рассматриваться в качестве состава административного правонарушения в случае совершения таких действий как умышленно, так и при неосторожности.
Следует учитывать, что если совершение указанных деяний повлекло причинение крупного ущерба гражданам, организациям или государству, а также если оно было сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, то оно подпадает под признаки состава уголовного преступления, предусмотренного ст. 171 УК РФ.
В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 в случаях нарушения недропользователем существенных условий выданной ему лицензии к нему может быть применена принудительная мера воздействия в виде прекращения права пользования недрами.
Только должностным лицам органов, осуществляющих государственный геологический и горный надзор, предоставлены полномочия на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей.
Статья 7.4. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых
Комментарий к статье 7.4
1. Под термином "площадь залегания полезных ископаемых" в рамках комментируемой статьи следует понимать территорию, непосредственно под которой располагаются залежи полезных ископаемых, и прилегающие к ней участки земной поверхности, попадающие в зону негативного воздействия результатов горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения, а также акватории внутренних морей, озер и других водоемов в случаях, если они являются полезными ископаемыми или служат источником их получения, горные территории месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293, разрешение на застройку и размещение подземных сооружений на территориях залегания подземных ископаемых выдается указанным Федеральным агентством. При этом следует учитывать, что передача такого разрешения другим лицам без соблюдения соответствующей процедуры переоформления не допускается.
2. В рассматриваемой статье объективная сторона административного правонарушения может быть выражена застройкой территории залегания полезных ископаемых без наличия соответствующей лицензии либо при непринятии мер по обеспечению сохранности зданий и сооружений при недропользовании.
Незаконность застройки площади залегания полезных ископаемых может быть установлена при осуществлении строительства без получения специального разрешения, при нарушении порядка получения лицензии или ее переоформления, при несоблюдении условий, установленных специальным разрешением.
2. Осуществление застройки мест залегания полезных ископаемых без оформления лицензии влечет административную ответственность только при умышленной форме вины, тогда как ответственность за необеспечение требований к сохранности зданий и сооружений при недропользовании наступает и при неосторожной форме вины.
При наступлении в результате застройки мест залегания полезных ископаемых негативных последствий в виде причинения значительного ущерба деяния виновного лица будут квалифицироваться по ст. 255 УК РФ.
3. Рассмотрение дел указанной категории входит в компетенцию должностных лиц органов, осуществляющих государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых.
Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря
Комментарий к статье 7.5
1. В качестве объекта административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают отношения по защите государственной собственности на недра в границах территории страны, в том числе подземные пространства, содержащиеся в них полезные ископаемые и другие ресурсы.
Предметом изучаемого административного правонарушения является янтарь - ископаемая природная смола минерального происхождения, относящаяся к классу органических соединений, от светло-желтого до коричнево-красного цвета, используемая для изготовления лекарственных средств и ювелирных изделий, предметов прикладного искусства.
Несмотря на то что янтарь по своему составу и процессу образования не относится к драгоценным камням, Постановлением Правительства РФ от 05.01.1999 N 8 был утвержден Порядок отнесения уникальных янтарных образований к драгоценным камням, в связи с чем на такие образования распространяется действие Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях".
2. В качестве объективной стороны рассматриваемого правонарушения рассматриваются два альтернативных запрещенных действующим законодательством действия:
- добыча янтаря без получения соответствующего разрешения;
- сбыт янтаря, добытого незаконным способом.
Незаконной добычей янтаря признается не только его извлечение из недр без наличия специальной лицензии, но и осуществление этой деятельности за пределами отведенного участка, на котором разрешена его добыча. При этом состав административного правонарушения будет усматриваться только в действиях лица, осуществляющего добычу янтаря в местах его месторождений или в местах промышленной разработки.
За сбыт янтаря ответственность наступает только в случаях, если этот янтарь является незаконно добытым, т.е. полученным без наличия специальной лицензии или с нарушением установленных в ней условий. Под сбытом понимаются любые действия, направленные на отчуждение в целях извлечения выгоды такого янтаря в натуральном виде или в форме ювелирных украшений или предметов прикладного искусства после его переработки.
Совершение рассматриваемых правонарушений возможно только в форме умысла физическими лицами, достигшими 16-летнего возраста, или должностными лицами юридических лиц, осуществляющих деятельность по добыче, переработке или сбыту янтаря. При этом незаконно добытый янтарь подлежит изъятию и зачислению в доход федерального бюджета.
Статья 7.6. Самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий
Комментарий к статье 7.6
1. В целях защиты прав собственников, владельцев, других водопользователей и обеспечения порядка водопользования законодателем в КоАП РФ была введена комментируемая статья.
Согласно ст. 8 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.
В силу ст. 21 ВК РФ право пользования водными объектами может быть приобретено физическими и юридическими лицами на основании договоров водопользования или специального решения о передаче объекта в пользование.
2. Предусмотренный комментируемой статьей состав административного правонарушения является формальным, поскольку наступает независимо от возникновения негативных последствий. Объективная сторона выражается в виде совершения активных действий, направленных на фактическое завладение водным объектом целиком или в части в целях использования в последующем для удовлетворения личных, хозяйственных или иных нужд, а также для извлечения прибыли, без оформления в установленном законом порядке необходимых документов либо с нарушением условий, установленных разрешительными документами.
Только при совершении административного правонарушения, заключающегося в самовольном занятии водного объекта, допускается лишь умышленная форма вины, иные правонарушения, охватываемые комментируемой статьей, могут быть совершены как при умышленной, так и при неосторожной формах вины.
В санкции рассматриваемой статьи прямо указаны субъекты данного правонарушения.
Статья 7.7. Повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения
Комментарий к статье 7.7
1. В комментируемой статье предусматривается один состав административного правонарушения с несколькими альтернативными предметами посягательства. Введение в состав КоАП РФ комментируемой нормы вызвано необходимостью защиты от противоправных посягательств водохозяйственных сооружений и устройств в целях обеспечения безопасности населения и территорий, целесообразного использования водных ресурсов.
К предметам рассматриваемого состава административного правонарушения относятся объекты и системы водоснабжения и водоотведения, гидротехнические сооружения, накопители сточных вод и других жидких отходов независимо от их принадлежности и форм собственности либо не имеющие владельца, а также водохозяйственные сооружения и устройства, которые используются для осуществления специального водопользования.
2. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется совершением активных действий, направленных на повреждение или уничтожение указанных гидротехнических сооружений или их частей, снижение безопасности таких сооружений и условий их эксплуатации.
Субъективная сторона данного состава правонарушения может быть выражена как в форме умысла, так и в форме неосторожности.
Санкцией рассматриваемой статьи определен исчерпывающий перечень лиц, которые могут являться субъектами данного правонарушения.
Статья 7.8. Утратила силу. - Федеральный закон от 28.12.2009 N 380-ФЗ.
Статья 7.9. Самовольное занятие лесных участков
Комментарий к статье 7.9
1. Установление административной ответственности за самовольное занятие лесных участков направлено на обеспечение защиты права государственной собственности на леса, а также прав лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование.
Под лесным участком в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ понимается земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о проведении лесоустройства, о проектировании лесных участков, включенных в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" в указанный кадастр в результате их государственного кадастрового учета.
Следует учитывать, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, форма собственности на лесные участки, включенные в состав земель иных категорий, определяется земельным законодательством.
Рассматриваемой статьей ответственность предусматривается за любые виды незаконного самовольного использования лесных участков, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса РФ (например, переработка древесины и иных лесных ресурсов, раскорчевка, устройство складов, возведение построек, распашка и т.д.).
2. Рассматриваемый состав административного правонарушения является формальным, поскольку влечет наступление административной ответственности независимо от наличия негативных последствий от осуществления противоправных действий.
В качестве предмета правонарушения могут рассматриваться лесные участки.
Объективная сторона может выражаться только в форме активных действий, направленных на фактическое завладение лесным участком.
При этом обязательным условием для наступления административной ответственности за использование лесного участка без специальных разрешений является отсутствие такого разрешения на проведение работ на лесных участках. В качестве надлежащего рассматривается только разрешение, выданное в установленном законом порядке уполномоченными на то органами, на проведение отдельных видов работ, возведение сооружений и т.п.
Также комментируемой статьей предусмотрена альтернативная объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения, выражающаяся в действиях, направленных на нарушение установленных правил использования лесных участков (например, неразрешенное проведение работ по корчеванию, строительству, обустройству складов и т.п.).
3. Санкцией рассматриваемой статьи определен исчерпывающий перечень лиц, которые могут являться субъектами данного правонарушения.
Статья 7.10. Самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом
Комментарий к статье 7.10
1. В качестве предмета незаконных посягательств, за совершение которых наступает ответственность, предусмотренная комментируемой статьей, законодателем названы природные ресурсы: водные объекты, недра, земельные и лесные участки. Таким образом, объектом рассматриваемого состава административного правонарушения являются общественные отношения, направленные на защиту указанных природных ресурсов, а также прав и законных интересов законных собственников, владельцев и пользователей.
2. Активные действия, направленные на не урегулированное в установленном законом порядке отчуждение прав пользования указанными объектами для извлечения связанных с этим преимуществ и выгод ненадлежащим лицом либо лицом, не оформившим соответствующие документы, составляют объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения. Таким образом, предусмотренные комментируемой статьей противоправные деяния заключаются в фактической смене собственника, владельца, арендатора, иного пользователя без прохождения установленной законом процедуры юридического оформления и получения надлежащего правоустанавливающего документа. Рассматриваемый состав правонарушения является формальным, поскольку для привлечения к административной ответственности не требуется наступления негативных последствий.
Совершение данного административного правонарушения возможно только в форме умысла лицами, перечисленными в санкции рассматриваемой статьи.
Статья 7.11. Пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без разрешения
Комментарий к статье 7.11
1. Введение комментируемой статьи в систему законодательства об административных правонарушениях обусловлено необходимостью обеспечения защиты животного мира, являющегося достоянием народов, неотъемлемой составляющей окружающей среды и биологического разнообразия планеты, постоянно возобновляющимся природным ресурсом, регулирования установленного порядка пользования объектами животного мира.
В качестве объекта рассматриваемого состава административного правонарушения рассматриваются общественные отношения, возникающие при реализации права государственной собственности на животный мир, в том числе при осуществлении полномочий по владению, пользованию и распоряжению животным миром.
Для осуществления полномочий на владение, пользование и распоряжение животным миром (охота, рыболовство, добыча объектов животного мира и т.п.) любому субъекту правоотношений необходимо получение специального разрешения - лицензии, предусматривающей конкретные условия реализации полномочий на использование животного мира. Исключения могут быть предусмотрены только положениями действующего законодательства.
2. Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия по охоте, рыболовству, осуществлению других способов использования животного мира без наличия специального разрешения, если его отсутствие предусмотрено законом.
Следует отметить, что не допускается самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, то есть передача правомочий по осуществлению права пользования животным миром, полученных на законном основании, иному лицу без оформления такой передачи в установленном законом порядке.
3. Рассматриваемый состав административного правонарушения имеет формальный характер, то есть административная ответственность наступает с момента совершения противоправных действий независимо от возникновения негативных последствий.
Совершение данного административного правонарушения возможно только в форме умышленной вины.
В качестве субъекта рассматриваемого состава административного правонарушения законодатель называет граждан, должностных лиц и юридические лица.
Статья 7.12. Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав
Комментарий к статье 7.12
1. В соответствии с ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинства и назначения произведения, а также от способа его выражения. Также к объектам авторских прав относятся и программы ЭВМ, охраняемые как литературные произведения. Положениями ст. ст. 1305 - 1344 ГК РФ определяются основные вопросы реализации смежных прав: права исполнителя, право на фонограмму, право организации эфирного и кабельного вещания, право изготовителя базы данных, право публикатора на произведения науки, литературы или искусства.
2. В качестве объекта состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выступают отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой нормы, являются отношения, возникающие в связи с наличием у лица изобретательских и патентных прав. К объектам патентных прав относятся результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным законодательством требованиям к изобретениям и полезным моделям, а также результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования.
Гражданским законодательством установлено, что автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности.
Объективная сторона рассматриваемого административного состава заключается в совершении субъектами правонарушения действий, направленных на незаконное использование произведения или фонограммы с нарушением авторских и смежных прав в целях извлечения доходов, а также незаконное использование изобретения, полезных моделей либо промышленных образцов до официального опубликования сведений о них либо с присваиванием авторства или п